ОТКРОВЕНИЯ, ЧУДЕСА, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ.

опубликовано: 17.10.2006

Трудно найти во всей вселенной более светлую, более радостную тему, чем тема воскресения. Весь мир, вся природа и люди лелеют сознательно или подсознательно эту смелую, желанную для всех мысль. Ведь как всем хочется жить! Самой крошечной букашечке, малюсенькой мошке, бабочке, тем более разумному, мыслящему человеку как же хочется жить, творить, создавать! Не отсюда ли то, что в каждом живом организме живет чувство страха перед смертью — концом своего существования. Правда, в наши дни бывает и другое желание у людей, особенно у тех, кто уже, хотя и в молодых летах, но успел себя «изжить», то есть потерял смысл жизни и ищет себе насильственной смерти.

Подобный кризис возникает у людей, в большинстве своем не ведающих Бога, особенно у потерпевших какое-либо жизненное крушение, неудачу. Но что значат земные неудачи для верующего человека? Он глубоко убежден, что другая жизнь, жизнь по воскресении, сторицей возместит ему эти неудачи, эти скорби земного бытия.

Сколько же истинного счастья таится в мысли о воскресении! Недаром праздник Святой Пасхи для людей верующих приносит какое-то особое таинственное чувство радости, а для неверующих — чувство страха, недоумения, а для иных и озлобления. Последнее возникает у людей, сознательно отошедших на сторону диавола. У них, как и у сатаны, праздник Святой Пасхи, праздник Светлого Воскресения невольно разжигает ненависть, зависть, злобу, так как это Воскресение не для них. Они сами не хотят его, не допускают в мыслях, ибо воскресение из мертвых обречет их на вечные страдания и муку. «Нет никакого воскресения, — говорят они, — это фантазия, это обман чувств. Да и как может человек восстать из мертвых, если, допустим, его съели волки, или разнесло бомбой на мелкие кусочки, или он утонул в воде, а там его растерзали хищные рыбы, или он совсем дотла сгорел в огне, или его сожгли в крематории? Ну как он воскреснет, когда и воскресать-то нечему? Зачем себя обманывать, зачем воображать невозможное?..»

А ведь и верно. Трудно поверить, что человек воскреснет, что он снова будет жить. Трудно! Тем более человеку двадцатого века. А как жаль тех людей, которые не знают Писания. Или знают его, но не доверяют ему. Не верят написанному в нем.

Была на мне рука Господа... и поставил меня среди поля, и оно было полно костей... И сказал мне: "сын человеческий! оживут ли кости сии?" Я сказал: "Господи Боже. Ты знаешь это". И сказал мне: "изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог костям сим: "вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть... и узнаете, что Я — Господь.""

Я изрек пророчество... — говорит святой пророк Иезекииль, — и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и начали сближаться кости, кость с костью... И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: "изреки пророчество духу... и скажи духу: "так говорит Господь Бог: "от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут..."" Они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 1-10)." Какая дивная и грандиозная картина! Может ли быть другая, подобная ей? Это образ всеобщего воскресения мертвых, всех людей, народов, поколений.

Эта паремия из книги пророка Иезекииля читается в Великую субботу пред святой плащаницей Господа нашего Иисуса Христа, когда Он, замученный, убитый, окровавленный, лежит во гробе, и, кажется, уже никакая сила не сможет поднять Его. Но вот проходит три дня и три ночи, и Он в ярком сиянии божественного света восстает из мертвых. Воскрес! Воскрес! Воскрес! Христос воскрес из мертвых! Своей смертью победил смерть!..

И, подтверждая эту великую истину, каждый год, каждое недельное воскресенье Церковь Божия, мы, священники, как свидетели Христовы, все верующие снова говорим всему миру: «Да, Христос воистину воскрес!» И наше сердце подтверждает это опытно. Оно чувствует это, живет этим. А если Христос наш Спаситель воскрес, то и мы воскреснем из мертвых, и мы не останемся лежать в холодной могиле.

Святой апостол Павел в своих великих скорбях оживлял свой дух и укреплялся именно этой истиной, что и мы воскреснем силой Христовой. «...Если Христос не воскрес, — говорит он, — то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15, 17). «Но Христос воскрес из мертвых, — повторяет он, — первенец из умерших» (1 Кор. 15, 20), то есть Он первый воскрес, а затем и мы все воскреснем по вере в Него.

Мне пришлось пережить одну ужасную болезнь, которая подвела меня буквально к вратам смерти. И вот милостию Божией, за молитвы близких я поправился. Буквально воскрес из мертвых. Какое же сложное чувство испытало мое сердце, когда я вновь вернулся к жизни! Нет! Его невозможно передать ни на бумаге, ни словами. Только переживший опытно подобное состояние может понять это. Я не умирал, а только близок был к этому, только видел как бы смерть рядом, но не умирал. И вот вдруг снова жизнь, полная, такая юная жизнь под сияющими лучами солнца... А то из мертвых восстать! Совсем умереть, возможно, даже быть до косточек сожженным, растерзанным на кусочки, съеденным и переваренным в кишках какого-либо зверя, а потом извергнутым в кале, и вдруг снова стать человеком? Возможно ли это? «Да вы что, в уме ли, коль утверждаете такие вещи?» — говорят нам скептики. Я ясно представляю ужасающее, почти катастрофическое настроение книжников, и особенно саддукеев, которые отрицали воскресение мертвых, в момент воскрешения Спасителем четверодневного Лазаря (Ин. 11, 17-46). Кто может описать их состояние? Они во всеуслышание утверждали, что воскресения нет. Его быть не может. И вдруг видят собственными глазами, как Лазарь, уже четыре дня бывший в гробе, уже разложившийся, выходит живым по слову Христа Спасителя. Какое крушение, недоумение, невыразимый страх испытали тогда эти ученые саддукеи.

Трудная эта истина, чтобы поверить в нее, и даже очень трудная, но она правдоподобна, она нужна нам, она отрадна. Христос воскрес, и мы воскреснем! И какая это радость, радость воскресения!

Однако воскресение будет для многих не к радости, а к горю. Горе воскресения. О Боже наш милостивый! Да не будет этого ни с кем!.. Воскреснуть и потом вечно мучиться, страдать!.. Нет! Но это будет, и будет непременно! Вот поэтому Церковь Божия, особенно теперь, не перестает твердить о воскресении, когда вера в эту истину угасает в сердцах чад Божиих. Церковь, хотя и сама терпит бедствия, но не перестает говорить, особенно в дни Светлой Пасхи, да и в каждое воскресение: «Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению...»

Архимандрит Тихон (Агриков).

на главную

Hosted by uCoz