ОТКРОВЕНИЯ, ЧУДЕСА, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ.

опубликовано: 28.01.2008

Однажды преподобного Макария стал весьма сильно искушать бес любодеяния. Для того, чтобы преодолеть сего врага, Макарий решил в течение шести месяцев нагим сидеть в скитском болоте, находящемся в далекой пустыне. В нем было множество таких больших комаров, как осы, которые могли прокусывать даже кожу диких вепрей. Комарами этими преподобный был так сильно искусан, что некоторые думали, не в проказе ли он. Когда же он, после шести месяцев, вернулся в свою келью, то только едва по голосу узнали ученики, что это их авва Макарий.

Макарий вторично осудил себя на таковое же истязание от комаров после того, как он однажды убил на своей ноге, сильно его беспокоившего комара, из которого вытекло много крови. После сего он раскаялся и стал укорять себя, как убийцу и мстителя до тех пор, пока не отомстил сам себе, отдавшись нагим для уязвления комаров.

В другой раз преподобный пожелал посмотреть сад и гробницу называемую "Кипотафион", в которой были погребены Ианний и Иамврий, волхвы египетские, жившие во времена фараона (Исход, гл. 7, ст. 11, 22; гл. 8, ст. 7), чтобы там побороться с бесами; ибо про это место говорили, что в нем было множество лютейших бесов, которых собрали туда названные волхвы посредством своего волшебства. Волхвы те между собою были братья и вследствие своей хитрости и большого искусства в волшебстве были у фараона в большом почете и имели весьма большую силу во всем Египте. В отдаленном месте пустыни они устроили из четвероугольных камней сад, а в нем построили с большим искусством себе гробницу, в которую положили множество золота, около неё насадили множество разнообразных деревьев, выкопали большой колодезь, так как место там было низменное и было много влаги. Все это волхвы устроили потому, что твердо надеялись после своей смерти жить там вечно, наслаждаясь всеми благами, находящимися в том месте. Так как преподобный Макарий не знал дороги к названному месту, то он шел, соображаясь со звездами, подобно тому как корабельщики переплывают море, и пешком перешел всю пустыню. При этом Макарий взял с собою несколько тычинок и после каждого пройденного поприща (поприще равнялось 690 саженям) втыкал в землю одну тычинку, чтобы возможно было ему по этим заметкам вернуться обратно. В течение девяти дней прошёл он чрез всю пустыню и приблизился к названному вертограду. С наступлением ночи Макарий захотел немного отдохнуть от пути и заснул. Когда же проснулся, то нашел все тычинки лежащими около него и связанными в пучок.

Впоследствии святый Макарий рассказывал про свое путешествие следующее:

- Когда я приближался к вертограду, - говорил он, - к названному кладбищу, на встречу мне выбежало до семидесяти бесов в различных образах; одни из них сильно кричали, другие со страшною злобою скрежетали на меня своими зубами, третьи летали подобно воронам, кидались мне в лицо и вопили: "Чего ищешь ты здесь, Макарий? Зачем ты пришел к нам? Не соблазнили ли мы когда-нибудь кого-либо из ваших иноков? Владей на месте твоего жительства с подобными тебе тем, что принадлежало прежде нам. Ведь ты владеешь пустыней, из которой выгнал подобных нам бесов. У нас же нет ничего общего с тобою. Зачем ты пришел в наши места? Как пустынник, довольствуйся пустынею; это же место устроившие его отдали нам. Ты не можешь здесь оставаться. Для чего ты хочешь войти в наше владение, куда не входил еще ни один из живущих людей с того времени, когда мы совершили погребение братьев, устроивших это место?"

И когда бесы подняли сильнейший вопль и крик, то святый Макарий сказал им: "Я только войду, посмотрю и потом уйду отсюда!" Бесы сказали ему:

- Обещай нам это по совести твоей.

Христов раб отвечал:

- Я сделаю так.

И бесы исчезли. Когда Макарий входил в вертоград, его встретил страшного вида диавол с обнаженным мечем и загородил ему дорогу. Святый Макарий сказал диаволу:

- Ты идешь на меня с мечем, я же иду на тебя во имя Господа Саваофа в силе Бога Израилева (ср. 1 кн. Царств, гл. 17, ст. 45).

И диавол отбежал от него. Войдя внутрь вертограда, преподобный осмотрел там колодезь, в котором висела лишь старая медная бадья, прикрепленная к железной цепи, гранатовые яблоки, не имевшие ничего внутри, потому что они высохли от солнца, красивое здание гробницы, обильно украшенное золотом. Рассмотрев все подробно, святый без препятствий и затруднений вышел оттуда и, по прошествии двадцати дней, отправился обратно в свою келлию. Во время обратного пути у него вышли весь хлеб и вода, которые он взял с собою на дорогу. Макарий стал ослабевать от голода и жажды, так что едва не упал. Тогда предстал пред ним призрак какой-то девицы, одетой в белые одежды и несущей в расстоянии версты от него ведро чистой воды. Часто останавливаясь, девица показывала ему воду и звала его к себе, обещаясь дать ему напиться. Однако, святый был не в силах дойти до неё. Впрочем, увлекаемый возможностию утолить жажду, он, употребляя страшные усилия, шел за нею три дня, в течение которых девица появлялась впереди него. Затем показалось стадо буйволиц (в той стороне их очень много), одна из которых, имеющая при себе малого теленка, стала против уставшего и изнемогшего старца; из сосцов же её вытекало молоко. При этом преподобный услышал голос, говорящий свыше:

- Подойди, Макарий, и пей её молоко.

Приступив, он долго пил молоко и укрепился телом. Святый Макарий добавлял при этом следующее: "Господь мой, желая явить на мне еще большую Свою милость и научить мою немощь надеяться лишь на Его благой промысл, явил такое чудо. По Его повелению, я приказал той буйволице идти за мною до моей келлии и кормить меня во все время моего пути. Покорная буйволица, по повелению Создателя своего, действительно последовала за мною и не подпускала теленка к сосцам своим, чтобы питать лишь меня одного.

Некогда сей святый и дивный муж копал колодезь для питья инокам. На том месте, где копал преподобный, находилось много хвороста и терновника, откуда выполз аспид и ужалил святого.

Тогда святый, схватив руками аспида за обе челюсти, растерзал его, сказав:

- Так как Господь мой не послал тебя на меня, то как осмелился ты приблизиться ко мне и укусить меня?

И ужаление аспида не причинило преподобному никакого вреда.

Ученик преподобного Макария блаженный Пафнутий повествует о святом следующее. Однажды преподобный сидел на дворе; вдруг прибежала гиена, и принесла в зубах своего щенка, который был слеп. Подбежав к Макарию, гиена бросила щенка к его ногам. Святый, подняв щенка, плюнул ему в глаза, помолился Богу, и щенок прозрел. Гиена, взяв своего щенка, убежала. На утро она снова прибежала к преподобному, неся огромную баранью шкуру, увидав которую святый сказал гиене: - Откуда у тебя эта кожа, разве ты съела чью нибудь овцу? Если ты добыла ее насилием, я не возьму её. Гиена же, наклонив голову к земле и приклонив колена, положила принесенную шкуру к ногам святого. Но преподобный сказал зверю: - Я сказал, что не возьму до тех пор, пока ты не обещаешься мне, что не станешь более обижать бедных, съедая их овец. Тогда гиена наклонила свою голову, как бы соглашаясь со словами святого и обещаясь повиноваться ему. После сего преподобный Макарий взял кожу у гиены и отдал ее святой Мелании Римляныне, часто посещавшей святых отцов в пустыне. С тех пор кожу эту прозвали "дар гиены".

на главную

Hosted by uCoz