ОТКРОВЕНИЯ, ЧУДЕСА, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ.

опубликовано: 19.05.2007


Согласно с ясными свидетельствами Писание (Еванг. Матф. 13 гл., 55 ст. Марк. 6, 3. Посл. к Гал. 1, 17), Церковь, вопреки мнению некоторых толкователей, явно отличает апостола Иакова, брата Господня по плоти, от принадлежащих к лику 12 апостолов Иакова Зеведеева, память которого празднуется 30-го апреля, и Иакова Алфеева, память которого совершается 9-го октября. Иаков, брат Господень по плоти, именуется так, как сын Иосифа от первой жены. Он был родным братом апостола Иуды из лика 12-ти, отчего сей, по его имени, получил наименование Иаковлева, и Иосии из лика 70 апостолов, и известен также под именем Иакова "малого" или "меньшего" (Ев. Марк. 15, 40).

Иаков от самого рождение был назореем, т. е. лицом посвященным Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого воздержание от всякого вина и вообще крепких напитков, от стрижения волос и пр. Обеты назорейства служили выражением чистоты и святости жизни, какая должна принадлежать всему народу Израильскому, как народу богоизбранному и потому священному. Предание к сему прибавляет, что в продолжение страстей Христовых св. апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явление в сей самой пещере. Посему, впоследствии, в первые века христианства, пещера эта была обращена в храм, и теперь еще её показывают благочестивым поклонникам.

Иаков был сыном праведного Иосифа, которому была обручена Пречистая Дева. От юности своей возлюбил он строгое житие: никогда не вкушал он различных брашен, не употреблял ни масла, ни елея, один только хлеб служил ему пищею; также никогда он не пил ни вина, ни другого какого-либо хмельного напитка, но утолял жажду водой; не посещал он и бани, - словом отвергал все, что доставляло телу удовольствие; на теле своем он постоянно носил грубую власяницу; все ночи посвящал он молитве, забываясь сном лишь на короткое время; от частых земных поклонов кожа на коленах у него загрубела на подобие верблюжьей. Чистоту девства своего Иаков соблюдал до конца своей жизни.

Когда отец его Иосиф разделял землю между своими детьми от первой жены, он захотел дать также некоторую часть и Господу Иисусу Христу, родившемуся от Пречистой Девы, обрученной Иосифу; все сыновья Иосифа воспротивились сему желанию их отца; один лишь Иаков принял Иисуса Христа (тогда еще малого отрока) в совместное владение своею частью, почему и стал называться братом Господним. Название сие было дано Иакову также и по следующему случаю. Когда Господь наш Иисус Христос воплотился, и Пречистая Дева Богородица бежала с Ним в Египет, тогда и Иаков бежал вместе с ними, сопутствуя Пречистой Богородице и святому Иосифу, отцу своему.

Когда Иисус Христос достиг совершеннолетнего возраста и учил народ о царствии Божием, являя Себя истинным Мессиею, святой Иаков уверовал в Него и, внимая Его Божественному учению, еще сильнее воспламенился любовию к Богу и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И Господь особенно возлюбил Святого Иакова.

Видя праведное и Богоугодное житие Иакова, все нарекли Иакова праведным, и он причтен был к числу семидесяти апостолов. Ему была вверена новопросвещенная церковь Иерусалимская. По словам древних писателей, ближайших ко времени апостольскому (Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского и др.), по вознесении Спасителя апостолы Петр, Иаков Зезедеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали св. Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви - матери христианских церквей, когда ему было 34 года от рождения, согласно предъизбранию его и назначению к сему служению Самого Христа. Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала - Василий Великий, а затем - Иоанн Златоуст. Божественная литургия, составленная св. апостолом Иаковом, братом Господним, доселе совершается в
Иерусалиме в день памяти сего апостола.

Пася в Иерусалиме стадо Христово, святой многих Иудеев и Еллинов своим учением обратил к Богу и наставил на правый путь. От него осталось также соборное послание к двенадцати коленам Израилевым, - источник воистину богодухновенного и душеполезного учения, коим украшается вся Церковь Христова, поучаясь вере и добрым делам ((написано св. Иаковом около 59 года по Р. Хр. к христианам из Иудеев, живших в рассеянии, во время гонение на христиан, заставившего их удалиться из Иерусалима. Послание сие исполнено высокого учение и евангельского духа. Оно состоит из различного рода нравственных наставлений и, по общему содержанию своему, может быть названо увещанием к терпеливому перенесению страданий. За богослужением православной Церкви соборное послание апостола Иакова прочитывается все, не только в качестве рядового апостольского чтение за литургией, а и за другими молитвословиями (напр. во время елеосвящения, на молебне во время бездождие и даже за всенощным бдением, в качестве паремии).

Всеобщее благоговейное уважение к апостолу Иакову верующих, во главе с самими апостолами, особенно сильно выразилось на апостольском соборе, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Р. Хр. для решение вопроса: должно ли обращающихся к Церкви из язычников принуждать к обрезанию и соблюдению ветхозаветного закона обрядового. Апостол Иаков председательствовал на сем соборе и после долгих споров и рассуждений, после речи апостола Петра и рассказа апостолов Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников, заключил соборные рассуждение своею речью, в которой в определенных чертах предложил свое суждение по поднятому вопросу, полагая "не затруднять обращающихся к Богу язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе" (Кн. Деян. Ап. 15 гл., 13 - 2О). Это суждение всеми уважаемого праведного Иакова принято было всем собором и утверждено явным для всех изволением Св. Духа (28 ст.). Около того же времени апостол Павел, желая проверить чистоту своего учения, обратился к апостолам: Петру, Иоанну и Иакову, которых почитал столпами Церкви Христовой, поставляя первым из них Иакова (Посл. к Гал. 2 гл., 10 ст.), - и те признали в нем великое достоинство учителя языков. С таким глубоким уважением относился апостол Павел к св. Иакову и впоследствии. Когда перед первыми узами своими он прибыл в Иерусалим, то первым долгом счел отправиться к св. Иакову и рассказал ему, как столпу Церкви Христовой и предстоятелю старейшей Церкви Иерусалимской, о том, что сотворил Бог у язычников его служением (кн Деян. Ап. гл. 21, ст. 18 - 19).

Все, не только верующие, но даже и неверующие, относились к нему с великим уважением и почтением за его добродетельную жизнь: первосвященники, кои сами только раз в год входили во Святая Святых для совершение службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться. ("Святое святых" представляло собою внутреннюю, самую священнейшую часть храма Иерусалимского, куда входил один лишь первосвященник, и при том только раз в год, в день очищения, поставлял свою кадильницу с фимиамом и кропил жертвенною кровию над очистилищем для очищение грехов народа. Но ковчега завета с его святынями (жезлом Ааронова прозябшим, златым сосудом с манною, скрижалями закона, данными Богом чрез Моисея) в храме в это время уже не было. Здесь находился только один камень от первого храма Соломонова, а завеса, отделявшая Святое Святых от следующего отделение храма - святилища, во время крестной смерти Иисуса Христа разодралась на двое, сверху до низу). Видя чистоту его непорочной жизни, они даже и имя ему изменили, а именно стали именовать его Обли или Офли, что значит: "ограда, утверждение людям", или же называли его праведнейшим из всех (по-гречески - защита или оплот народа и правда). Часто не только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и здесь, падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир. Весь народ любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедывал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни - желая услышать его поучение, другие - коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания (сын Неведея, получивший первосвященническое достоинство от Ирода Агриппы II; был упорным врагом христиан и вообще человеком дерзким, жестоким и несправедливым и принадлежал к секте саддукеев, отвергавших предания, Промысл Божий, духовность и бессмертие души, бытие ангелов - и утопавших в чувственных наслаждениях и пороках и земных интересах; будучи виновником смерти апостола Иакова, Анания впоследствии несправедливо судил также апостола Павла и желал погубнть его (кн. Деян. Ап. 23, 2, 14 - 15. 24,1 - 9); но за свои неправды сам испытал самую горькую участь: тем же царем Агриппою лишен первосвященства и, наконец, был убит во время восстание Иудеев против Римлян). Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и слишком много обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями из зависти гневались на него и, затаив в сердце своем злобу, стали помышлять, как бы убить его. И сговорились они просить Святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа; при этом они решили, если он не согласится сделать это, убить его.

Между тем приближался праздник Пасхи, и множество народа стекалось отовсюду в Иерусалим, чтобы там встретить сей праздник.

Фест, проконсул, избавивший апостола Павла от рук Евреев и пославший его в Рим, тогда уже умер, а преемника ему еще не присылали из Рима. (Фест, по прозванию Порций, - Римский правитель Иудеи, управлявший ею не более трех лет и скончавшийся около 62 года по Р. Хр.; он заботился о восстановлении порядка в Палестине, употребляя и строгость, и правосудие.) Воспользовавшись сим, книжники и фарисеи обратились в храме с такой просьбой к Иакову:

- Умоляем тебя, праведный человек, чтобы ты в день праздника Пасхи, на который собралось отовсюду множество народа, произнес ему поучение; убеди их, что они заблуждаются, считая Иисуса Сыном Божиим, и уговори их отказаться от ложного своего мнения. Мы все почитаем тебя, внимаем тебе, - как и весь народ; все мы твердо убеждены в том, что ты говоришь одну только истину и не взираешь на лица; так уговори же народ, чтобы он не прельщался Распятым Иисусом; молим тебя - стань на высокой кровле храма, чтобы всем можно было видеть и слышать тебя, ибо на праздниках собралось - ты сам видишь - много людей, как из Евреев, так и из других народов.

После сих слов они возвели его на крышу храма и громко закричали:

- О, праведник! тебе все мы должны верить. Народ сей заблуждается, последуя Распятому Иисусу; посему скажи нам по истине, что думаешь сам ты о Христе?

На сие святой ответил громким голосом:

- Что спрашиваете вы меня о Сыне Человеческом, Который добровольно потерпел страдание, был распят, погребен и на третий день воскрес из мертвых? Он ныне сидит на небесах одесную Вышнего и снова придет на облаках небесных, судить живых и мертвых.

Слыша такое свидетельство Иакова о Иисусе Христе, народ весьма возрадовался, и все в один голос воскликнули:

- Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!

Фарисеи же и книжники сказали:

- Неосмотрительно поступили мы, позволив Иакову говорить о Иисусе, ибо народ пришел еще в большее смущение.

И вот в злобе и ярости они свергли с кровли храма Иакова на страх всем, чтобы не верил народ словам Святого.

- И праведник прельстился, - кричали они.

Упав с крыши храма, Иаков сильно разбился; еле живой, праведник стал на колени и, подняв свои руки к небу, так молился:

- Господи! отпусти им грех сей, ибо они не ведают, что творят.

Фарисеи же стали бросать камни в святого, которые причиняли ему раны. Один человек из рода Рихавова воскликнул:

- Остановитесь, что вы делаете? праведник молится за вас, а вы побиваете его камнями.

В это время один человек с белилным вальком в руках бросился на святого и с такой силой ударил его по голове, что весь мозг вытек на землю, и в сем мучении Иаков предал дух свой Господу.

Святое тело его погребено было там же около храма, причем верующие горько оплакивали праведника. В течение 30 лет святый был епископом Иерусалимской церкви и на 66 году жизни пострадал за Христа, Коему со Отцем и Святым Духом - честь и слава во веки веков.

Кончина апостола Иакова последовала около 63 года по Р. Хр. Он скончался в престарелом возрасте. На месте кончины его и погребли; над его могилою подле храма и доселе стоит памятник. По свидетельству Оригена, церковного писателя III века, смерть Иакова праведного, случившаяся незадолго до войны Иудейской, произвела такое впечатление на Иудеев, что следовавшие за нею бедствие войны и разрушение Иерусалима почитались ими наказанием Божиим за убиение сего праведника. В IX веке св. Феофан песнопевец, архиепископ Никейский, блаж. Георгий Никомидийский и впоследствии Византийский, написали многие песнопение в честь св. ап. Иакова, ныне поемые в день его памяти. Мощи св. ап. Иакова были в Константинополе при русском паломнике Антоние в 1200 году в приделе Халкопратийского храма, а глава - в храме святых апостолов. В настоящее время мощи его, по свидетельству некоторых, находятся в Риме в Церкви 12 апостолов. В Москве на Старо-Иерусалимском подворье сохраняется часть мощей его, присланная Александрийским патриархом Иерофеем в 1853 году.
 

на главную

Hosted by uCoz