ОТКРОВЕНИЯ, ЧУДЕСА, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ.

опубликовано: 15.06.2006

Славянский текст (пунктуация автора сайта).

"Тогда шедше фарисее, совет восприяша, яко да обольстят его словом.

Посылают к нему ученики своя со иродианы, глаголюще: "Учителю, вемы, яко истинен еси и пути Божию воистину учиши, и нерадиши ни о ком же, не зриши бо на лице человеком. Рцы убо нам: что ти ся мнит: достойно ли ест дати кинсон кесареви или ни.

Разумев же Иисус лукавство их, рече: "Что мя искушаете, лицемеры? Покажите ми златицу, кинсонную".

Они же принесоша Ему пенязь.

И глагола им: "Чий образ сей и написание?"

И глаголаша Ему: "Кесарев".

Тогда глагола им: "Воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови".

И слышавшее, дивишася, и оставльше Его, отъидоша."


Перевод на русский.

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

И посылают к Нему учеников своих с иродианами (то есть сторонников Ирода, формального правителя Иудеи), говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому - либо, ибо не смотришь ни на какое лице. Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать.

Они принесли Ему динарий.

И говорит им: чье это изображение и надпись?

Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу

Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

Толкование Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.
… так как они не могли схватить Иисуса (потому что боялись народа), то избрали другой путь. И, чтобы подвергнуть Его опасности, вознамерились обвинить Его в нарушении постановлений общественных. Посылают, сказано, к Нему учеников своих с Иродианами, говоря: "Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому - либо, ибо не смотришь ни на какое лице. Итак, скажи нам: как Тебе кажется: позволительно ли давать подать кесарю, или нет?" Они платили уже дань с того времени, как управление общественными делами их перешло во власть римлян. Итак, зная, что не задолго пред тем Февда и Иуда, вознамерившись произвести возмущение, были за это убиты, они хотели и Иисуса вопросом своим подвергнуть подобному подозрению. С этою целью они и послали не только своих учеников, но и воинов Иродовых, думая чрез это с той и другой стороны ископать для Него ров и расставить сеть, чтобы в том и другом случае уловить Его. Стал ли бы Спаситель говорить согласно с мнением иродиан, — в таком случае фарисеи могли бы укорять Его; стал ли бы Он говорить согласно с ними, — приверженцы Ирода обвинили бы Его. Правда, Он заплатил уже дидрахму; но они не знали этого, и потому в том или другом случае надеялись уловить Его. Впрочем, им более хотелось того, чтобы Он дал ответ, противный мнению иродиан. С этим намерением они послали и учеников своих, чтобы их присутствием побудить Его к такому ответу и на этом основании предать Его игемону, как похитителя законной власти. … И смотри, с какою лестью они приступают к Нему, и как хитро прикрывают свое намерение: "Знаем, говорят, как ты правдив." … надеются лестию надмить Его, и склонить к тому, чтобы Он сказал что-нибудь противное установленным законам и верховной власти. Поэтому они и заявляют Ему о Его справедливости, и таким образом признают Его тем, что Он есть на самом деле, только не от чистого сердца и не охотно, — и присовокупляют: "нерадиши ни о комже." Говоря Ему: "Нерадиши ни о комже, и: не зриши на лице человеком", они намекали тем на Ирода и кесаря. "Рцы убо нам, что Ты ся мнит?" И посмотри, как они коварно действуют; не говорят: скажи нам, что хорошо, что полезно, что согласно с законом, — но: "что Ти ся мнит?" Они только за тем и смотрят, как бы предать Его и уличить в противлении верховной власти. Что же Он? "Что мя искушаете, лицемеры?" Не видите ли, что теперь Он уже с большею строгостью начинает говорить к ним? Так как злоба их уже созрела и открыто обнаруживалась, то Спаситель глубже рассекает их рану, открывает их тайные мысли, обнаруживает пред всеми, с каким намерением они пришли к Нему, — и таким образом в самом начале приводит их в замешательство и заставляет молчать. А сделал Он это, желая усмирить их злобу, чтобы они и впредь подобными начинаниями не причиняли себе вреда. Хотя они на словах и оказывали Ему великое уважение, называли Его учителем, свидетельствовали, что Он справедлив и не смотрит на лица, — но Он, как Бог, не мог быть этим обманут. Итак, и из слов Его они должны были заключить, что Он не по догадке обличает их, но знает и сокровенные их мысли. Но Спаситель не остановился на одном обличении. Хотя и довольно было того, чтобы, обличивши их намерение и открыв лукавство, привести их в стыд, но Он не довольствуется этим, а еще и иным образом заграждает уста их. "Покажите Ми, - говорит Он, - златицу кинсонную". Когда же они показали Ему, то Он и теперь, как и в других случаях, и их собственными устами произносит приговор, и заставляет их самих сознаться, что должно платить дань кесарю, — в чем и состояла главная и торжественная Его победа над ними. Итак, Он спрашивает их не потому, чтобы не знал, какой должно дать ответ, но потому, что желает их же собственными словами обличить их. Когда они на вопрос Его: "чей это образ?" отвечали: кесарев, то Он сказал им: воздадите кесарева кесареви. Платить дань не значит давать, но отдавать должное; и в подтверждение этого Он указывает на изображение и надпись. А чтобы они не сказали "Ты подчиняешь нас людям", прибавляет: "и Божия Богови". И людям надобно воздавать должное, и Богу — то, чем мы в отношении к Нему обязаны. Впрочем, когда ты слышишь: отдавай кесарево кесарю, разумей под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; все противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк диаволу. Услышав такой ответ, фарисеи замолчали и дивились Его мудрости. После этого надлежало бы им уверовать и признать себя пораженными. В самом деле, Он представил им очевидное доказательство Своей божественности, открыв их тайные мысли, и кротким образом заставил их молчать. Что же? Поверили ли они? Нет; но оставльше Его, отъидоша (ст. 22).

Автору сайта представляется, что всё гораздо проще и выше. На счёт фарисейских интриг у нас со Златоустом – полное единодушие. Более того, в одном из будущих выпусков мы применим его почти безупречную логику (если кто не знает, Иоанн на "гражданке" был адвокатом и весьма успешным). Но к теме.

"... Иисус, видя лукавство их, сказал: "Что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать".

Они принесли Ему динарий.

И говорит им: "Чье это изображение и надпись?"

Говорят Ему: "Кесаревы".

Тогда говорит им: "Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие - Богу".

Давайте посмотрим на это проще, то есть буквально. Евангелисты всегда предупреждают, когда Иисус говорит притчами, значит здесь не иносказание, а прямой смысл. В хорошем вопросе всегда заключён ответ. (Надеюсь, никто не сомневается, что Господь Бог плохих вопросов не задаёт?) Итак, исходя из вопроса-указания Иисуса, что надлежит отдать кесарю?

Правильно: ИЗОБРАЖЕНИЕ И НАДПИСЬ.

Более того, фарисеи именно так всё и поняли, ибо "они удивились и, оставив Его, ушли". Не разгневались, не раздосадовались, не обрадовались, но удивились. То есть ответ был совершенно неожидаемым. А как отделить изображение и надпись кесаря от металла, созданного Богом, предлагается подписчикам и посетителям сайта. Все цензурные ответы будут опубликованы.
 

на главную

Hosted by uCoz