ОТКРОВЕНИЯ, ЧУДЕСА, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ.

опубликовано: 28.05.2008

В странах египетских проживал некий разбойник, по имени Моисей, родом мурин (эфиоплянин), лицем мрачный. Первоначально он был рабом некоего славного господина, но по причине убийства, совершенного Моисеем, был прогнан господином и присоединился к разбойникам. Они же, видя, что он был силен и обладал суровым характером, избрали его своим атаманом. Совершая разбой, Моисей вместе с товарищами производил много хищений и кровопролитий, творил много иных беззаконий и преступлений; своею жестокостию Моисей прославился среди всех, ибо все боялись его.

Моисей питал злобу на одного пастуха, пасшего овец, за то, что сей пастух со своими псами (охранявшими стадо) воспрепятствовал некогда Моисею совершить злодеяние; увидав однажды, что тот пастух пас овец по ту сторону реки Нила, Моисей замыслил его убить. Река Нил была переполнена водой (по случаю разлива); Моисей, связавши свою одежду, привязал её к голове, взял в уста меч и отправился в плавание по этой великой реке. Упомянутый пастух, увидав Моисея еще издали, когда он переплывал реку, оставил овец и убежал с того места; Моисей же, переплыв реку, но не найдя пастуха, умертвил четырех крупнейших ягнят, потом связал веревкою сих ягнят и затем обратно переплыл реку Нил, взяв с собою ягнят; очистив сих ягнят от шкуры, Моисей съел мясо их, а шкуру продал и на вырученные деньги выпил вина.

Долгое время Моисей проводил жизнь в таких греховных делах; но однажды он пришел в сознание, умилился сердцем, раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих товарищей, пошел в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и братиям, более же всего Самому Богу. Моисей пролил много слез и днем и ночью, каясь о содеянных ранее грехах своих; все, поручаемые ему, работы и послушания, он исполнял неленостно, и был славным иноком.

Спустя некоторое время Моисей ушел в отшельническую келью; здесь он жил один, помышляя о Боге и очищая теплым покаянием свои беззакония, совершенные прежде.

Когда Моисей проводил такую покаянную жизнь, на него, находившегося в кельи, напали четыре разбойника, не знавшие, что то был Моисей. Он же, будучи только один, поборол их, связал и, взяв их на плечи, как снопы, принес в монастырь к церкви, сказав братиям:

- Что посоветуете вы сделать мне с ними? Я не должен никого обижать, но они пришли ко мне, и я взял их.

Отцы приказали ему развязать тех разбойников и отпустить их на свободу, сказав:

- Мы никого не должны убивать.

Разбойники же, поняв, что то был Моисей, ранее бывший их начальником, удивились такой перемене жизни его и прославили Бога, сами же умилились, пришли в страх Божий и, покаявшись, стали славными иноками.

И не только эти четыре, но и другие разбойники, услышав о покаянии и пострижении Моисея, также оставили разбой и все греховные дела и стали добродетельными иноками.

Итак Моисей пребывал в трудах покаяния. Первоначально его обуревали греховными помышлениями бесы блудодеяния, разжигая похоть его и увлекая его к прежней жизни, как он сам потом рассказывал братиям, говоря так:

- Я претерпел столь великие неприятности, борясь с вожделениями плотскими, что едва не нарушил обета иноческого.

Отправившись к авве Исидору-пресвитеру, в скит, он поведал ему о своих страданиях от похоти плотской. И сказал ему святой Исидор:

- Не смущайся, брат! Ты еще новоначален (т.е. только лишь начал подвизаться), и потому бесы с ожесточением нападают на тебя, думая найти в тебе прежний нрав; для отогнания их советую тебе соблюдать повседневный пост и воздержание и не насыпать вполне чрева своего. Пёс, привыкший грызть кости, выбрасываемые мясоторговцем, не уходит до тех пор, пока место торговли не закроется, но когда торговля прекращена и нет уже никого, кто мог бы бросить псу что-либо для съедения, тогда он, истомившись голодом, отходит от места того. Так и бес блудодеяния находится вблизи человека, питающегося до пресыщения, но если ты будешь постоянно соблюдать пост и воздержание, умерщвляя члены свои земные и заграждая дверь пресыщения пощением, не допуская войти в себя пресыщению, разжигающему греховные вожделения, тогда бес, как бы истомившись от голода, отойдет от тебя с печалию.

Раб Божий Моисей, отправившись в келию свою, затворился в ней и пробыл в повседневном пощении, вкушая очень немного хлеба вечером после захода солнца; весьма много Моисей трудился в рукоделии, пятьдесят раз в течении дня вставал на молитву, совершая её с коленопреклонением.

Однако несмотря на то, что Моисей томил тело свое трудами и пощением, плотское вожделение, влекущее ко греху, не исчезало в нем. Тогда он опять пошел к авве Исидору и сказал ему:

- Отче! Я не могу быть в кельи моей, ибо меня обуревают страсти плотские.

Блаженный же Исидор, взяв его, повел в верхнее отделение своей кельи и сказал ему:

- Посмотри на запад!

Моисей посмотрел и увидал множество страшных демонов, суетившихся и приготовлявшихся к борьбе. Потом авва Исидор сказал:

- Теперь обратись к востоку и посмотри.

Посмотрев на восток, Моисей увидел бесчисленное множество святых светоносных ангелов, также приготовлявшихся к борьбе. И сказал святой Исидор Моисею:

- Те, кто на западе, поднимают брань на святых Божиих, а те, кто на востоке, посылаются от Господа на помощь благим подвижникам. Знай же, что помогающих нам больше, нежели тех, кто восстает на нас.

Моисей, будучи укреплен таким видением и словами старца, возвратился в келию свою и снова начал упражняться в обычном пощении и трудах молитвенных.

Однако и после этого брань не оставляла его; напротив, Моисей начал страдать еще более от врага, будучи разжигаем мечтаниями сонными. Посему, встав, он пошел к иному святому старцу, весьма опытному, и сказал ему:

- Что делать мне, авво? Сонные видения помрачают ум мой, разжигая мою плоть, услаждая страсть и возбуждая меня к первоначальному греховному образу жизни, смущая меня привидениями!

Старец отвечал ему:

- Ты потому страдаешь, перенося то мерзкое наваждение, что не соблюдаешь ума своего от сладострастных мечтаний. Сделай же так, как я говорю тебе: посвяти себя бдению, мало-помалу привыкни к нему и молись с бодростию; тогда ты освободишься от той брани.

Моисей принял такой добрый совет от опытного святого наставника, возвратился в келью и начал обучаться всенощному бдению (т.е. бодрствованию молитвенному в течение всей ночи); он стоял посреди кельи всю ночь и не преклонял колен в молитве, дабы не предаться сну, но стоял прямо, не смыкая очей своих.

Он пробыл в таком подвиге шесть лет; но и таким способом он не мог избавиться от плотского вожделения. Спустя некоторое время мужественный инок измыслил новый тяжелый подвиг: выходя ночью из кельи своей, он обходил отшельнические кельи старцев пустынных и, взяв водоносы, оказывавшиеся свободными при келиях, приносил воду, причем старцы не знали об этом (вода находилась в отдалении от места того). Некоторые из старцев имели свои кельи за два поприща от воды, другие за три, четыре и даже более; были и такие, которые совершенно не могли сами приносить себе воду за глубокою старостию; таковым Моисей каждую ночь наполнял водою сосуды.

(Поприще - мера длины, равнявшаяся приблизительно 690 нашим саженям.)

Однажды ночью блаженный тот трудолюбец наклонился в колодезь с сосудом некоего старца, намереваясь почерпнуть воду; в это время диавол ударил его с большою силою некоторым древом по спине; старец упал без чувств и лежал как мертвый.

Утром следующего дня, к тому колодцу пришли монахи, дабы взять здесь воды, и увидели Моисея, лежавшего полумертвым. Монахи пошли к великому скитскому авве Исидору и рассказали ему обо всем. Он же, придя с братиею, взял Моисея и принес к храму. И был недужен Моисей, как расслабленный, и страдал так, что едва выздоровел через год. Потом сказал ему авва Исидор:

- Брат Моисей! Не увеличивай своей брани с бесами сверх сил, ибо и в дерзновении необходимо хранить меру.

Моисей отвечал на это:

- Я не окончу борьбы до тех пор, пока мерзкие мечтания сонные не оставят меня.

Тогда авва Исидор сказал ему:

- Во имя Господа нашего Иисуса Христа, вот уже ныне оставляют тебя эти вожделения плотские; теперь ты будешь в мире; приступи же с дерзновением и причастись Божественных Таин Тела и Крови Христовых. Знай, что такая тяжелая брань плотская была попущена тебе ради того, чтобы ты не возгордился в уме своем, будто бы ты своими пощениями и подвигами преодолел страсти, и дабы ты, возгордившись, не погиб.

Услышав эти слова, Моисей причастился Таин Божественных, ушел в келию свою и подвизался уже в мире, будучи свободен от ранее бывших обуреваний и проводя строгое постническое безмолвное житие.

Спустя некоторое время Моисей был спрошен о том: беспокоят ли его страсти? Моисей отвечал:

- С того времени, как служитель Христов Исидор помолился обо мне, я уже не страдаю от плотского вожделения.

После столь великих искушений блаженный Моисей получил мир душевный по милосердию Божию и проводил с того времени уже без искушений плотских жизнь свою. Вместе с тем он получил от Бога великую власть над бесами, так что презирал их, как насекомых; и исполнился святой благодати Духа Святого, и был славен среди подвижников.

Так как святой Моисей прославился своим добродетельным житием, то о нем узнал и правитель страны той. Сей последний отправился в скит, желая видеть авву Моисея. Старец был извещен о том, что князь намеревался придти к нему, дабы видеть его, но Моисей, выйдя из кельи, замыслил убежать в болото и тростник. Слуги же, бывшие вместе с князем, встретили его и спросили:

- Где находится келья аввы Моисея?

Он сказал им:

- Что вам нужно от него? Старец тот неразумен, весьма лжив и проводит жизнь греховную.

Они же, услышав эти слова, изумились и прошли мимо. И когда пришли к храму, то князь сказал клирикам:

- Я слышал об авве Моисее и пришел принять благословение от него; но нас встретил некий монах, шедший в Египет, и когда мы спросили его о том, где живет авва Моисей, то он похулил Моисея, назвав его старцем неразумным, лживым и проводящим греховную жизнь.

Услышав это, клирики весьма опечалились и спросили:

- Каков из себя был тот старец, который произнес сии хуления на святого мужа?

Они ответили:

- Это был старец высокий, мрачный лицем, в худой одежде.

Клирики сказали:

- Поистине тот и был аввою Моисеем; но так как он не пожелал показать вам себя, не пожелал также и принимать почестей от вас, то сказал вам о себе дурное, как бы о ком другом.

Получив многую пользу для души, князь ушел, прославив Бога.

Так избегал преподобный Моисей славы и почестей людских и чуждался беседы с приходившими к нему мирянами, хотя был гостеприимен, ибо принимал с любовию всех, приходивших к нему, странствующих братий, как о страннолюбии его записано в Отечнике.

Однажды всем отцам пустынножительным было дано в скиту такое повеление:

- Поститесь всю неделю эту и учините Пасху.

Случайно некоторые странствующие братия пришли к Моисею из Египта; старец приготовил для них немного вареной пищи; но когда его соседи увидали дым, то сказали клирикам:

- Моисей нарушил повеление и варит себе пищу.

Но клирики сказали:

- Обличим его тогда, когда он придет в собрание (ибо все знали о постнических подвигах Моисея).

Когда наступила суббота, Моисей пришел в храм к пению соборному; и сказали ему в присутствии всех клириков:

- Отче Моисей! ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил заповедь Божию.

Повествуется также в житии преподобного Арсения (память его - 8-го мая; под сим числом и повествование о житии его):

Некоторый брат пришел издалека в скит для того, чтобы видеть преподобного Арсения. Будучи приведен к Арсению, брат тот видел его, но не сподобился слышать слов его; ибо старец сидел молча, глядя на землю.

После того странствующий инок начал упрашивать брата привести его к Моисею, бывшему разбойником до пострижения в иночество. Брать согласился исполнить его просьбу и повел его к преподобному Моисею.
Когда они пришли к Моисею, то сей последний принял их с радостию, предложил им отдохнуть и подкрепиться пищею и, оказав им большую любовь, отпустил их от себя. Дорогою скитский брат сказал пришельцу:

- Вот ты видал и отца Арсения, и отца Моисея. Кто из них лучше, по твоему мнению?

Брат отвечал на это:

- Лучший из них тот, кто принял нас с любовию.

Один инок, узнав об этом, стал молиться к Богу, говоря так:

- Господи, скажи мне, кто из них более совершен и заслуживает большей благодати Твоей: тот ли кто скрывается от людей, ради Тебя, или тот, кто принимает всех, также ради Тебя?

Этот инок в ответ на молитву свою имел следующее видение: ему представились два корабля, плывшие по какой-то очень большой реке; в одном корабле находился преподобный Арсений, и Дух Божий управлял кораблём его, соблюдая его в великой тишине; в другом был преподобный Моисей; кораблём же его управляли ангелы Божии, влагавшие мед в уста Моисея.

Проведя долгое время в трудах постнических, преподобный Моисей был сподоблен сана пресвитерского по откровению Божию; и когда был произведен в первую степень священническую, то был облечен в стихарь; при этом епископ сказал ему:

- Вот авва Моисей ныне весь бел.

Моисей же сказал епископу:

- Владыко! Что делает священником: внешнее или внутреннее?

(Т.е. как бы сказал так: "Одежда ли, покрывающая извне человека, делает его достойным священства или внутренние добродетели?").

Епископ же сказал клирикам:

- Когда Моисей войдет в алтарь, изгоните его; потом идите за ним и слушайте, что он будет говорить.

Клирики так и сделали: изгнали Моисея из алтаря, сказав:

- Выйди вон, мурин!

Он же, выйдя и став в отдельном месте, начал укорять себя, говоря:

- Хорошо поступили в тобою, пес! хорошо поступили с тобою, мракообразный эфиоп, ибо ты недостоин! И как ты осмеливаешься войти в святое место? Ты - не человек, - как же осмеливаешься ты подходить к людям и служителям Божиим?

Услышав эти слова святого, клирики возвестили о них епископу; тогда епископ приказал снова позвать Моисея в алтарь и хиротонисал его в сан пресвитера, Потом спросил его, сказав:

- Что думал ты, отче, тогда, когда, быв изгнан, ты был возвращен снова?

Моисей отвечал:

- Я сравнивал себя со псом, который, будучи изгнан, бежит, будучи же призываем обратно, возвращается быстро.

И сказал епископ:

- Поистине этот человек достоин божественной благодати; ибо Бог дает благодать смиренным.

Подобное же испытание было с сим отцем и ранее, когда он был еще новоначальным; ибо когда братия были все в сборе в скиту, отцы пожелали искусить смирение Моисея и начали уничижать его, говоря:

- Для чего этот эфиоп ходить посреди нас?

Он же, слышав это, молчал.

Когда братия думали расходиться, то спросили его, сказав:

- Отец Моисей, смутился ты, или нет?

Он отвечал словом Псалма:

- Смутился и не говорил (т.е. я переношу уничижение молча) (Псал. 76, ст. 5).

Приняв на себя сан пресвитера, преподобный Моисей подвизался еще пятнадцать лет. Он собрал кругом себя семьдесят пять учеников и скончался имея от рождения семьдесят пять лет.

Однажды, находясь среди братий, он сказал:

- Вот варвары придут в скит, дабы посечь монахов; встаньте и бегите отсюда.

Братия же сказали ему:

- Почему же ты, отче, не бежишь отсюда?

Но он сказал им:

- Я уже много лет ожидаю того времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: "Все, поднявшие меч, под мечом и гибнут" (Еванг. от Матф. гл. 26, ст. 52).

На это братия сказали ему:

- И мы не побежим, но умрем с тобою!

Но он ответил им:

- Я в этом не нуждаюсь; пусть каждый поступает так, как находит лучшим.

Тогда братия убежали с места того, и только семь иноков остались при преподобном. Спустя некоторое время старец сказал им:

- Варвары уже близко!

Один из упомянутых семи иноков, испугавшись, убежал из кельи и скрылся в некоем месте. Варвары, войдя в келью, умертвили святого Моисея и находившихся с ним шесть иноков. Спасшийся же от смерти инок, находясь в потаенном месте, видел небо отверстым и семь пресветлых венцев, нисходивших с неба.

После того, как варвары ушли, инок сей возвратился в келью и нашел Моисея и прочих иноков умерщвленными; тела их оказались лежавшими в крови. Увидав сие, инок тот начал плакать; потом пришли остальные братия и с плачем похоронили умерщвленных иноков.

(Кончина святого Моисея Мурина последовала около 400 года.)

на главную

Hosted by uCoz