Откровения, чудеса, свидетельства и факты

опубликовано: 11.12.2005

Роман был родом из Сирии, воспитание получил в городе Эмесе 1  и с юных лет начал угождать Богу, ведя жизнь девственную и целомудренную. Сначала он был пономарем 2  в одной из церквей города Берита 3 , а потом, в царствование императора Анастасия 4 , удалился в Константинополь и служил при Кировой 5  церкви в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Здесь он проводил жизнь в посте и молитвах, утруждая тело свое многочисленными подвигами и всенощным бодрствованием. С вечера он уходил во Влахерны 6  и там всю ночь стоял на молитве, а потом возвращался обратно. Затем он был поставлен пономарем к храму святой Софии 7 . Святой Роман не знал грамоты, но был благоискусен в добрых делах, коими превосходил премудрых книжников; разумом своим он стремился к Богу, гораздо больше тех,  кто ищет премудрости века сего. За добродетельную жизнь полюбил его патриарх Евфимий 8  и, видя, как он трудится в храме и с каким усердием проходит свое послушание, давал ему равную часть с клириками. Клирики 9  же роптали на патриарха, говоря:

- Невежду ты поставил наравне с нами!

Они возненавидели Романа и стали строить ему козни. Однажды, в навечерие праздника Рождества Христова, когда в церковь пришел царь, Роман же ставил светильники в церкви, клирики, схватив его, потащили на амвон10 , говоря:

— Ты получаешь равную с нами часть — пой же, как и мы, на амвоне хвалебную песнь Богу.

Так поступили они по зависти, желая посрамить его, ибо знали, что он не разумеет Писания и не может сего исполнить. Претерпев такое унижение от клириков при царе и при всем народе, бывшем в церкви, Роман почувствовал стыд и плакал. По окончании службы, когда все вышли из церкви, он пал ниц пред иконой Пресвятой Богородицы, горько плача и молясь. Проведши долгое время в плаче и молитве Роман встал и пошел в дом свой и, не вкусив от печали, пищи, забылся сном. И вот во сне явилась ему Пресвятая Владычица наша Богородица, утешение всех скорбящих, держа в руке небольшой книжный свиток и сказала Роману тихим голосом:

- Открой уста!

Когда Роман открыл уста свои, Владычица вложила в них свиток 11  и повелела съесть его. Роман проглотил хартию и тотчас проснулся, но никого не увидел пред собою; ибо Явившаяся стала невидима. Сердце его исполнилось неизреченной сладости и радости духовной, и стал он размышлять о том, что увидел. В уме же своем он вдруг ощутил разумение книжное, ибо Дева Богородица, как некогда Сын Ее — Своим апостолам, отверзла ему ум к разумению писаний. Он исполнился великой премудрости и стал со слезами благодарить Наставницу свою за то, что в одно мгновение Она даровала ему такие познания, каких он не мог бы достигнуть в течение многих лет.

Наступил час всенощного бдения, и святой Роман, радуясь благодати, дарованной ему Богоблагодатною Девою, пошел в церковь.

Когда нужно было воспеть песнопение в честь праздника, святой Роман взошел на амвон и воспел сладким гласом свой кондак, который сложил он в уме своем:

— Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волхвы же со звездою путешествуют, нас бо ради родися отроча младо Предвечный Бог.

Все видевшие и слышавшие сие, удивлялись и услаждались пением Романа, вникая в смысл песнопения. Когда же он окончил свою песнь, патриарх спросил, — откуда у него такая премудрость. Роман не скрыл чуда Богородицы, но исповедал Ее благодать и прославлял вразумившую его Небесную Наставницу. Клирики, оскорбившие его, устыдились и, покаявшись, пали к ногам Романа, прося у него прощения. Патриарх же тотчас поставил святого Романа диаконом, и из уст его премудрость потекла как река, а тем, кто сначала упрекал его за простоту и невежество, пришлось потом самим же у него учиться. Он составил множество кондаков 12  на праздники Господские и Богородичные и на память многих святых, так что его кондаков насчитывалось более тысячи. И был он всеми весьма любим и почитаем. 


Примечания:

1. Эмеса—город в Сирии на восток от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море.
вернуться к тексту

2. Пономарь, или правильнее парамонарь — приставник для охранения храма и священных мест и наблюдения за их чистотою; на его же должности, по уставу церковному, полагалось звонить к богослужению, вжигать и гасить богослужебные светильники, приготовлять и подавать кадильницу. вернуться к тексту

3. Берит — нынешний Бейрут — древний город Финикии на берегу Средиземного моря; в V в. процветал и славился своей высшей школой риторики, поэтики и права; ныне — главный административный город Азиатско-Турецкой Сирии и важнейший торговый пункт Сирийского побережья, с населением до 80,000 жителей. вернуться к тексту

4.  Анастасий I—Византийский император с 491 по 618 г. вернуться к тексту

5. Кир — знаменитый поэт и префект столицы при императоре Феодосии Младшем, потом епископ Смирнский и песнопевец православной восточной церкви (умер в 470 г.) - подарил столице памятник вкуса и благочестия своего — великолепный храм Богоматери, который от него и получил спое наименование и после него назывался Кировым. Впоследствии при храме сем возникла обитель. Был ли монастырь при Кировом храме во время Романа — неизвестно, но греческий подлинник жития его дает понять, что Роман не только служил при Кировом храме, но и жил в зданиях, принадлежавших сему храму. вернуться к тексту

6. Влахерны – местность в Константинополе, на западном углу города. Во времена процветания Византийской империи  славилась по всему Востоку своими святынями. Особенно известны были Влахерны Богородичной церковью, построенной императором Львом Великим (457-474 г.г.). В этой церкви в 474  году  были положены честные ризы Пресвятой Богородицы, принесённые из палестины. Здесь же хранились в златокованном ковчеге Её омофор и часть пояса. Под омофором Богородицы, или правильнее будет мафорием ( от греч.  majorion - мафОрион) разумеется Её головной покров, большое покрывало, которое Она носила на голове Своей. вернуться к тексту

7. Главный великолепный собор Константинополя во имя Софии — Премудрости Божией, первоначально создан Константином Великим. Впоследствии этот собор был великолепно возобновлен и расширен императором Юстинианом Великим в 537 году; в 1463 г., по взятии Константинополя Турками, обращен в мечеть. Юстиниановский храм св. Софии пре<дставляет и поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры Византийского стиля, самой цветущей эпохи его развития. вернуться к тексту

8. Св. Евфимий — патриарх Константинопольский с 490 по 496г. вернуться к тексту

9. Под клириками здесь разумеются церковные служители, посвященные на то чрез особое архиерейское благословение, чрез т. н. церковный обряд хиротесии — чтецы и певцы. Очевидно, что св. Роман до того времени не принадлежал к их числу. вернуться к тексту

10. Амвон (с греческого: возвышение) начинается от средины другого предъалтарнаго возвышения — солеи и выступом выдвигается вперед в храм. В древних церквах амвоны значительно выдвигались над солеей, и на них вели даже иногда лестницы. Амвоны предназначались прежде не только для проповеди и молитв священнослужителей, но и для певцов и чтецов, принявших священное пострижение, чтобы они удобнее были видимы и слышимы молящимися; впоследствии для сего устроены клиросы. Но низшие непосвященные церковнослужители не имели даже права входить на амвон. вернуться к тексту

11. По-гречески - contacion
- контАкион - тонкий сверток исписанного с обеих сторон пергамента; этим именем назывались в частности свертки с церковными песнями или службами. вернуться к тексту

12. Таким образом Роман Сладкопевец первый начал писать кондаки и справедливо признается отцами Церкви творцом кондаков. Самое название кондаков несет на себе воспоминание о творце их и получило свое начало от греческого наименования того пергаментного свитка, который Богородица повелела Роману в сновидении проглотить. Под сим именем с тех пор стали разуметься в церкви краткие церковно-богослужебные песнопения в честь Господних и Богородичных праздников, а также в честь святых и в память усопших, излагающие сущность праздников и составляющие как бы тему для всего богослужебного чинопоследования. вернуться к тексту

Св. Роман остался в истории христианского песнотворчества с именем Сладкопевца и признается по справедливости лучшим песнописцем как по богатству мыслей, содержащихся в его песнопениях,так по их поэтической вдохновенности, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка. Церковь в своих песнопениях воспевает его гуслей сладковещанной, сладкогласной цитрой Божественного Духа, свирелью церковною, соловьем божественных песней, струной преславных слов Духа и т. д. Кроме кондаков, св. Роман Сладкопевец считается творцом и икосов,  которые, по свидетельству Марка Эфесского, вместе с кондаками петы были в одних прекрасных тех покоях (по греч. oicoz - оИкос — дом,  покой), где священный муж имел обыкновение проводить ночи в бдении; отсюда они и получили такое название. "Икосами" называются в Церкви пространнейшие песнопения в честь и память праздника или в память усопших. По своему содержанию они сходны с кондаками, пишутся одним размером и поются в один глас. Икос всегда следует за кондаком, так как представляет развитие последнего.

Жизнь и деятельность Романа Сладкопевца относятся ко 2-й половине V века. Кончина его последовала в конце сего века.

на главную

Автор оставляет за собой право на дополнения и изменения,
проясняющие некоторые аспекты, но не меняющие сути изложенного.

Ваши мысли и пожелания присылайте автору сайта

Hosted by uCoz