ОТКРОВЕНИЯ, ЧУДЕСА, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ.

опубликовано: 06.01.2009

Завоевав греческий город Корсунь, князь Владимир принял там святое крещение и вступил в брак с царевной Анной, родною сестрою Византийских императоров.

(Корсунь — иначе Херсонес Таврический — древний греческий город на юго-западном берегу Таврического полуострова или Крыма, вблизи нынешнего Севастополя. После него остались развалины.
Все это произошло в 988 году. Византийскими императорами в то время были Василий II Болгаробойца и брат его Константин VIII, сыновья императора Романа II. Почти все время они царствовали совместно: Василий с 976 по 1026 г., Константин с 979 но 1028 г., но настоящим правителем был Василий, — наиболее способный и деятельный).

Но имея твердое решение просветить светом Христовой веры всю великую державу свою, равноапостольный князь вслед затем, из Корсуни же послал в Цаьград посольство к, императорам и патриарху с просьбой прислать пастырей церкви для крещения Русской земли, омраченной тьмою идолослужения, и для управления Русской Церковию.

Патриарх Константинопольский святый Николай Хрисоверг (управлял Константинопольскою церковию с 983 по 996 год.) вместе с собором епископов избрал и поставил митрополитом на Русь Михаила, премудрого разумом, учительного и святого житием.

Не сохранилось известий об обстоятельствах жизни святого Михаила до поставления его митрополитом; даже о происхождении святителя летописи повествуют разно: одни называют его сирийцем, другие болгарином. Получив от патриарха напутственное наставление, святый Михаил отправился к князю Владимиру в сопровождении духовенства, предназначенного помогать ему в управлении, — шести епископов и многочисленных пресвитеров и клириков. С великою радостию и торжеством князь встретил святителя, и вскоре после того вместе с ним и с супругой — царевной поспешил к стольному Киеву. Шествие новокрещенного князя и новопоставленного митрополита к матери градов Русских было как бы священным походом для искоренения языческого многобожия и идолослужения в отчине Владимира. Они везли с собою святые мощи, кресты, иконы и священные церковные сосуды.

Их сопровождало крестоносное воинство — пастыри церкви, пришедшие из Греции и взятые из завоеванной Корсуни.

Все краткое время управления святого Михаила Русскою церковию протекло в апостольских трудах: в проповеди Евангелия язычникам, в крещении их и утверждении в вере новопросвещенных. По словам церковного песнопения (в данном месте и в ниже следующих приводятся слова из службы святителю Михаилу), святый Михаил "нищетою неверия одержимой земле Российской принес от Царствующего града Евангелие Христово и сие даровал ей". Первым делом святителя на месте его архипастырского служения было крещение семейства князя, — его сыновей; за ним последовало крещение дружинников князя, бояр. Наша Церковь ублажает святителя Михаила, как крестителя стольного Киева, и воспевает: "Красуется град Киев до днесь ризою крещения одеян от тебе, святителю". С великим трудом, но и с великим успехом совершено было сие важное дело. Святый митрополит, епископы и многочисленные пресвитеры наставляли темный народ вере Христовой, приготовляя его к восприятию святого крещения, разрушая его языческие суеверия, "сечивом евангельского учения, посекая идольское изваяние". В это время князь Владимир содействовал успехам их проповеди своею властью: он повелел слугам своим сокрушить идолов и надругаться над ними, а народу от мала до велика — мужам и женам, знатным и простым, рабам и свободным, идти в назначенный день на реку креститься. И собрались жители Киева на берег Днепра для крещения, которое совершил святый Михаил с многочисленным духовенством, в присутствии князя, его семейства и бояр.

Крещением Киева положено было прочное начало к просвещению Руси светом евангельской истины: вера Христова, которую исповедывали князь и бояре, стала верою и Русской столицы. Но теперь надлежало сделать её верою всей земли Русской от конца до конца, всей земли, которую обнимала власть Владимира и для церковного управления которой поставлен был святый Михаил. Самому святителю надлежало собрать стадо словесных овец, чтобы быть их пастырем и учителем. И потому ревностный архипастырь, при содействии равноапостольного князя, стремится насаждать по градам Русской земли веру Христову. Церковь чтит святого Михаила, как свидетеля истины и проповедника евангелия Христова, истребившего "терние многобожия и всеявшего семя доброплодовитое в земле Российской. Главнейшими городами Руси после Киева в то время были: Новгород Великий, столица северных владений князя Владимира, и Ростов Великий, главный город Залесской земли.

(Новгород стоит на реке Волхове при выходе его из озера Ильмень; ныне губернский город. Ростов при озере Неро; в настоящее время уездный город Ярославской губернии).

В эти два города святый Михаил совершил путешествия для обращения язычников в Христову веру. В 990 году, в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсурянина, святитель посетил Новгород.

(Добрыня — родной дядя Владимира по матери. Анастас Корсунянин — грек, предавший Корсунь Владимиру. Впоследствии он был старейшим священником при Десятинной церкви (именно этот факт послужил основанием для названия этой статьи)).

Здесь сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров. На следующий год такое же путешествие с проповедью Евангелия святый Михаил предпринял в Ростов. Успех его проповеди на сей раз был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления.

В 992 году святый митрополит Михаил скончался. Святый Владимир неутешно скорбел и плакал, так как в почившем святителе лишился не только доброго и ревностного пастыря, но и мудрого советника своего в делах государственного управления.

Еще вслед за крещением Киева, святый Михаил благословил князя Владимира создать Десятинный храм в честь Пресвятой Богородицы. Святитель не дожил до окончания его постройки, но этот храм принял его останки, послужив местом его погребения.

(Десятинная церковь получила свое название от десятины (10-й части имения), определенной на её содержание князем Владимиром; построена мастерами, вызванными из Греции, в продолжение семи лет (с 989 по 996 г.). До её освящения мощи святого Михаила, вероятно, помещались временно где-нибудь в другом месте; впрочем возможно, что были погребены и в недостроенном храме).

Обретенные нетленными в XII веке, мощи святого Михаила тогда же перенесены были в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, а отсюда в 1730 году изнесены в Великую Успенскую церковь лавры, где нетленно почивают и доныне.

(Память святого Михаила первоначально праздновалась 15 июня, по преданию в день его кончины. С 1730 года она перенесена на 30 сентября).

 

на главную

Hosted by uCoz