Отрывки из повести Владимира Санина "72 градуса ниже
нуля".
Первый шаг сделал начальник экспедиции Макаров. Он прислал Гаврилову
радиограмму, в которой предлагал экипажу поезда оставить технику на Востоке
и вылетать в Мирный. Предлагал, а не приказывал!
Макаров не хотел рисковать людьми, но он то хорошо понимал, что если тягачи
застрянут на Востоке, станция через год останется без топлива и её придётся
законсервировать. Поэтому начальник экспедиции и не приказывал, а только
предлагал.
Этот оттенок, незначительный на первый взгляд, многое решал. Ослушавшись,
Гаврилов совершал, конечно, проступок, но не такой уж серьёзный. Вот если бы
он нарушил приказ - другое дело. А в слове "предлагаю" была какая то
необязательность, в нём оставалось место для субъективного истолкования.
Макаров как бы развязывал Гаврилову руки и давал ему возможность принять
любое из двух решений. Времени на размышления оставалось немного.
Но на этот раз Гаврилов размышлял недолго отнюдь не потому, что опасался
отыскать убедительные аргументы против обратного похода: аргументов этих
было хоть отбавляй, и главный из них - неизвестность. Никто не ходил в поход
по ледяному куполу в это время года, и никакой человеческий опыт не мог
подсказать Гаврилову, как поведёт себя техника в условиях крайне низких
температур. И не потому размышлял недолго, что слепо верил в свою счастливую
звезду и всегдашнюю удачу. С возрастом инстинкт самосохранения одёргивает
человека куда чаще, чем в зелёной юности, и Гаврилов в этом смысле не был
исключением. Просто он видел с самого начала не два, а лишь один выход из
положения: нужно доставить тягачи обратно в Мирный.
Гаврилов знал, что его никто не осудит, если он и его ребята возвратятся по
воздуху. В конце концов, не они виноваты, что поезд вышел в поход слишком
поздно. Оставив тягачи на Востоке, они поступили бы в соответствии с
предложением начальника экспедиции, сделанным им из самых гуманных
побуждений. Никто не осудит и Макарова, поскольку он, возможно, предотвратил
гибель людей. Так что никто не пострадает, и все окажутся правы.
Но станция Восток через год будет законсервирована!
Это Гаврилов, тоже знал, и знал точно. И представлял себе, как за его спиной
полярники будут говорить: "Самолётом, конечно, спокойнее… Сдал старик. Был
бы на его месте парень посмелее, не остались бы без Востока!" И эти люди
убудут по своему правы, потому что в конечном счёте оцениваются только
результаты. Это, быть может, жестоко, но справедливо.
Вот почему для себя Гаврилов видел лишь один выход из положения. Для себя,
но не для своих ребят! У них должна быть свобода выбора, как у добровольцев,
когда предстоит опасное дело. На фронте Гаврилов иногда так и поступал:
излагал обстановку, ничего не скрывая, и предлагал тем, кто хочет идти в
разведку, разделить его участь, сделать шаг вперёд.
Есть на станции Восток крохотный холл, где стоят два снятых с самолёта
кресла и круглый стол, за которым восточники любят поговорить о жизни,
выпить чашку чая и забить "козла". Здесь Гаврилов собрал своих ребят, минут
за десять рассказал им о своём плане...
***
Очередной бросок начинали так. Растапливали в бочке на костре масло, которое
стало твёрдым, как битум, и заливали по шесть - восемь вёдер на тягач. Тут
же запускали прогреватель, грели антифриз и масло. Антифриз набирал тепло
значительно быстрее, и тогда прогрев прекращали, чтобы антифриз отдал
избыток тепла маслу. Потом снова начинали и снова прекращали, и так много
раз, пока масло не нагревалось до плюс десяти градусов, а антифриз - до плюс
восьмидесяти. Одновременно в бочках грели соляр. Как только масляный насос
начинал гнать масло в систему, разжижённый соляр перекачивали в топливный
бак и запускали двигатель.
Кончали с одним тягачом, переходили к другому. На все это уходило четыре
пять часов, а иногда и больше. Однажды так и не смогли запустить двигатели
двух машин и сутки простояли.
Медленно, с надрывом, но шли, километр за километром. Останавливались часто:
у одного тягача летели пальцы, у другого дюриты, у третьего лопалась серьга
прицепного устройства. Поморозились на холоде, на котором ни один человек до
сих пор не работал, ни один, потому что даже восточники в такие морозы
выходят из дому лишь на двадцать - тридцать минут. Но шли: жизнь можно было
сохранить только в движении.
Впереди - флагманская "Харьковчанка" с двумя цистернами на санях, самая
большая и мощная машина в Антарктиде. Высоко над ней развевался красный
флаг. За рычагами сидел Игнат Мазур, а Борис Маслов "играл в морзянку" -
тянул из Мирного тонкую эфирную ниточку.
В штурмане же покамест нужды не было: поезд шёл по колее.
Следом вёл тягач с жилым балком Давид Мазур, за ним с камбузом на борту
двигался Василий Сомов. Хозяйничал на камбузе Петя Задирако, помогал ему
доктор Алексей Антонов.
Тягач, в кабине которого сидели Валера Никитин и Тошка Жмуркин, называли
"неотложкой": в его кузове был смонтирован кран со стрелой, в ящиках
находились всякого рода запчасти - стартеры, генераторы, прокладки,
форсунки, подшипники и прочее. На предпоследнем тягаче со вторым жилым
балком шёл Ленька Савостиков, а замыкал поезд Гаврилов, тянувший сани с
хозяйственным грузом.
Итого шесть машин и десять человек.
Шли друг за другом, соблюдая дистанцию в десять - пятнадцать метров. Колея
была полуметровая, хорошо заметная. В центральных районах Антарктида скупа
на осадки, снега выпадает немного, и колею обычно не заносит - к счастью,
потому что снег здесь слабой плотности и рыхлый, в нём ничего не стоит
завязнуть: первопроходцы, которых Алексей Трёшников вёл во Вторую
антарктическую экспедицию к Востоку, хлебнули горя на этом участке.
***
По расчёту, прикидывал Гаврилов, до Комсомольской остаётся километров
тридцать. К утру доползём, если ничего не произойдёт. Походы, размышлял он,
бывают удачные и неудачные. Лёгких походов Гаврилов не помнил, но удачные
случались. Поломки, ремонты, пурга - без этого, конечно, не обходилось,
однако шли весело, с улыбкой. А в другой раз все восставало против тебя: и
природа и техника. И поход получался мучительный. "В аварии всегда виноват
командир корабля", - вспомнил Гаврилов афоризм своего друга, полярного
лётчика Кости Михаленко. Если брать по большому счёту, то Костя, конечно,
прав. Виноват командир, в данном случае он, Гаврилов. Виноват во всем! И в
том, что вышли так поздно (в разгрузку спать нужно было меньше!), и в том,
что солярка загустела (кому на слово поверил? Синицыну!), и в том…
Гаврилов резко затормозил, открыл дверцу и пустил ракету: из под балка на
тягаче Леньки Савостикова выбивалось пламя.
ПОЖАР
Языки пламени, подгоняемые боковым ветерком, охватили всю левую стенку балка
и подбирались к крыше. Несколько походников вгрызались лопатами в снег и
бросали в огонь рыхлые комья, а Гаврилов и Сомов, задыхаясь от едкого дыма,
откручивали болты, которыми балок был закреплён в кузове тягача.
- Батя, газ взорвётся! - бросая лопату, крикнул Маслов.
- Трос, быстрее! - заорал Гаврилов. - Ленька, вон из балка!
Из тамбура один за другим вылетели два спальных мешка, вслед за ними
выпрыгнул и начал бешено вертеться на снегу Ленька Савостиков, сбивая огонь
с промасленной, заляпанной соляром одежды.
- Трос… Мигом!..
Братья Мазуры дотащили и подцепили к торцу балка тяжёлый танковый трос. В
кабине тягача Савостикова уже сидел наготове Тошка, за рычагами
гавриловского - Никитин.
- Р разом! Тягачи рванули в противоположные стороны, и пылающий балок с
грохотом рухнул на снег.
- Ложись! - взревел Гаврилов. - Куда?! Назад! Последнее относилось к Леньке,
который в дымящейся куртке ринулся к опрокинутому набок балку и стал
лихорадочно срывать принайтованные к крыше ящики и мешки о продовольствием.
Гаврилов подскочил к Леньке, ухватил его за руку и поволок в сторону.
- Ложись!
Взрыв, бурная вспышка пламени, и ночную темень прорезали тысячи разноцветных
звёзд: это взлетел на воздух баллон с пропаном и ящик с ракетами.
- Хорош фейерверк! - вскакивая, сострил Тошка, но Сомов дёрнул его за ногу,
и Тошка упал.
Ещё два взрыва, и над головами походников со свистом пролетели куски дерева
и осколки разорванной стали.
- Дундук! - зло выдавил Сомов, прижимая Тошкину голову к снегу.
Ещё мгновение, и разнесло последний баллон. Больше взрываться было, нечему.
На том месте, где лежал балок; дымилась глубокая чёрная яма. Вокруг неё
столпились походники. Из под укутавших их лица подшлемников вырывались клубы
пара. Постояли, отдышались.
- Капельницу, что ли, не погасили? - предположил Игнат.
- Мы с Тошкой уходили из балка последними, - припомнил Никитин. - Погасили,
точно.
- Чего натворил? - хрипло спросил Леньку Сомов. Ленька понурил голову.
- Не приставай, видишь, переживает, - съязвил Игнат. - Сосунок!
Сжав кулаки, Ленька, как слепой, пошёл на Игната.
- Давай, давай морды бить! - рявкнул Гаврилов. - Я вам!..
Гаврилов круто повернулся и направился к Ленькиному тягачу. Включил
карманный фонарик, присмотрелся, выругался.
Все, подошли и склонились над левой выхлопной трубой. Она была оголена, лишь
по бокам висели почерневшие лохмотья обмотки. Ясная картина: прогорели медно
асбестовые прокладки выхлопного коллектора, и от раскалённой отработанными
газами трубы загорелся настил балка.
- Прокладки, батя!
Отправляясь в поход, Гаврилов всегда менял прокладки на новые, чтобы
наверняка хватило на всю дорогу. Первое и святое дело? Но перед этим походом
тягачи ремонтировал Синицын. Снова Синицын!
И снова виноват он, Гаврилов. Нужно было ещё час не поспать, проверить
прокладки.
- Сменить, - ощущая тупую боль в сердце, приказал он. - Развернуть машины,
включить фары. Пошуруйте вокруг.
Нашли немногое. Кроме сброшенных Ленькой в последнюю минуту двух мешков с
хлебом и трех ящиков с полуфабрикатами, разыскали помятую печку капельницу,
разорванные баллоны из под пропана, обгоревший остов запасной рации и чудом
оставшийся невредимым большой ящик с брикетами замороженного бульона.
Сгорели все личные вещи жильцов балка - Савостикова, Сомова, Никитина и
Жмуркина, фотоаппараты и кинокамеры и, самое главное, картонная коробка с "Беломором"
и "Шипкой". Её искали особенно долго, страшно было остаться без курева. Не
нашли.
За обедом подсчитали: на восемь человек курящих имелось десятка три с
небольшим сигарет и неначатая пачка "Беломора". Доверили весь запас Задирако
и решили курить одну на троих после обеда.
Хлеба должно было хватить - с учётом нескольких мешков на камбузе, а вот
полуфабрикаты и газ Гаврилов приказал расходовать экономно. Кроме того,
велел Борису Маслову беречь рацию в "Харьковчанке" как зеницу ока, а
Задирако - помалкивать про то, что единственный мешок соли разметало
взрывом. Через пять шесть часов ходу - Комсомольская, может, там найдётся.
В камбузе было холодно, но покойно, никому не хотелось плестись по морозу к
тягачам и до утра в одиночестве ишачить за рычагами.
- Вернусь, - размечтался Тошка, - приду к Синицыну в гости. Такого человека,
как я, он примет с уважением (Тошка мимикой изобразил уважение, с каким
отнесётся к нему Синицын), а я ему: "Сымай штаны!" А он: "Какие такие
штаны?" А я: "Твои, взамен тех, что у меня сгорели по твоей милости!"
Деваться ему некуда, сымет штаны, а я ему; "Пёс с тобой, таскай, куда тебе
на улицу с голым задом!"
- Паяц! - неодобрительно глядя на развеселившихся товарищей, буркнул Сомов.
- Валера, одолжи на перегон Тошку! - отмахнувшись от Сомова, попросил Давид.
- Вернёмся - месяц пивом поить буду!
- Как это так одолжи? - заважничал Тошка. - Я тебе, брат, не какой нибудь
Фигаро. Этак каждый начнёт канючить: "Давай мне Тошку!" Вас вона сколько, а
Тошка один.
- Ладно, езжай до Комсомольской с Давидом, - с лаской в голосе сказал
Гаврилов. - Только не заговори его допьяна, собьётся с курса и загонит
машину на Южный полюс. А ты, племянник (к молчаливому Леньке), не вешай нос,
а то я подумаю, что ты барахло своё жалеешь. Сдирать стружку с тебя пока не
стану, тем более Петя не разрешит, раз ты ему хлеб и бифштексы выручил. Ну,
сыночки, по коням!
- Спасибо, матерь кормящая, - поклонился повару Валера.
- Приходите ещё, не стесняйтесь, дорогие гости, - заулыбался Петя.
- Что в журнале записать, батя? - спросил Маслов.
- Прокладки, - хмуро ответил Гаврилов, не в силах отвести взгляда от окурка,
который после него досасывал радист. - Запиши, что Плевако не сменил, а
Гаврилов, сукин сын, не проверил. И про разбитые горшки - наши потери -
запиши, чтобы главбуху доставить развлечение.
- Ты, друг, не обижайся, - натягивая на голову подшлемник, сказал Леньке
Игнат. - Ну, ляпнул сгоряча.
- А я и не обижаюсь! - вызывающе ответил Ленька. - Думай только, когда
говоришь, понял?
- Хорошо, хорошо, - дружелюбно сказал Игнат. И походники разошлись по
машинам.
***
Закурили, молча и с наслаждением подымили.
- Ты главное ответь, - поднял голову Сомов. - Когда с Востока уходили, знал
или не знал про солярку?
- Не знал, Вася, честно говорю, - ответил Гаврилов. - А если б знал…докурил
до пальцев сигарету, загасил в пепельнице, жестяной крышке из под
киноленты…- всё равно пошёл бы!
- Один? - недоверчиво спросил Маслов.
- Один в поле не воин. - Гаврилов взял протянутый Валеркой окурок,
благодарно кивнул, жадно затянулся. В походе одному делать нечего. С Игнатом
пошёл бы, с Алексеем, с Давидом, с Валерой. "Коммунисты, вперёд!" - как
когда то на фронте… И Ленька небось посовестился бы дядюшку, почти родного,
бросать. А может, и ещё кто.
***
- Нельзя было, сынки, не идти в этот поход… Был у меня кореш - комбат Димка
Свиридов, два года рядом провоевали, сколько раз друг друга из беды
вытаскивали - и счёт потерял. Да такое никто на фронте и не считал, там, как
и у нас в полярке, выручил друга - и знаешь: завтра он тебя выручит. Так я
вот к чему. Зимой сорок пятого Вислу форсировали, нужно было до зарезу с
тыла прорваться к деревне. Гаврилов рукой сдвинул посуду и при помощи вилок
показал, как располагались стороны. - А с тыла, вот здесь, по разведданным,
то ли было, то ли могло быть минное поле. Времени в обрез, не возьмём
деревню, посередь которой шло шоссе, - сорвётся операция. Сподручней всех
заходить в тыл было свиридовскому батальону, а Димка, мы ушам не поверили,
стал тянуть резину: так, мол, и так, машины не в порядке, личный состав
неопытный, боеприпасов недокомплект… Что на него нашло, никто понять не мог.
Другой батальон с тыла бросили. На минах три танка потеряли, остальные
прорвались, взяли деревню… А со Свиридовым я до конца войны не здоровался,
на разу руки не подал. Не знаю, где он сейчас, чем командует…
- Поня ятно, - протянул Игнат.
- Не хотел, сынки, чтоб вся Антарктида плевалась в нашу сторону, если б на
следующий год Восток закрыли, - закончил Гаврилов. - Я то что, я уже на
излёте, а вам жить да жить да людям в глаза смотреть…
***
И, пока в кабине было ещё тепло, стал писать докладную:
"Начальнику САЭ тов. Макарову Алексею Григорьевичу 23 марта, 0 ч. 35 мин.
Докладываю, что в двадцати километрах от Комсомольской заглох ведомый мною
тягач № 36 с хозсанями.
Предполагаю, что расплавились подшипники коленчатого вала. В связи с
отсутствием видимости данное происшествие для экипажа поезда осталось
неизвестным. Нахожусь в кабине, которая быстро охлаждается и на исходе
примерно часа сравняется температурой с наружным воздухом минус семьдесят
один градус (такая температура отмечена сегодня на начало движения в 21 час
по местному времени).
Принял возможные меры для предотвращения утечки тепла: забил щели в кабине
ветошью и укутался чехлом. После окончательного охлаждения кабины буду
разогреваться работой, а также зажгу костёр из горбыля и двух трех досок.
Учитывая, однако, что принятые меры могут оказаться лично для меня
недостаточными, прошу не винить за последствия экипаж поезда, так как идущий
впереди Савостиков никак не мог видеть, что тягач № 36 заглох, так как на
23.30 видимость стала ноль из за пороши.
Алексей Григорьевич! Синицын не подготовил топливо, отсюда все наши беды…"
Зачеркнул как следует последнюю фразу. Сами разберутся, кто виноват, а то
получается, что он, Гаврилов, жалобу сочиняет, а не деловую докладную
записку.
И продолжил:
"Григорьич! Начальником поезда назначь Никитина, заместителем Игната Мазура.
Если что, друг, не поминай лихом.
Твой Иван".
В кабине стало заметно холоднее. Паста из шариковой ручки не выдавливалась,
и Гаврилов достал карандаш.
"И. О. начальника поезда тов. Никитину В. А.
Валера! Поставь Давида замыкающим. Мой тягач брось, сними с него, что надо,
а сани пусть подцепит Савостиков. Учти, на сотом километре у зоны трещин
вехи занесло, в пургу ни шагу, стой, пока Маслов не проложит курс.
Характеристики на всех пиши с Игнатом и обсуди на коллективе. Если никто не
вылезет из оглоблей, дай всем положительные. Если на Пионерской сумеете
забраться в дом, то на камбузе есть соль и десяток мороженых гусей, точно
помню. Ну, бывай.
Гаврилов И. Т.
Сынки! Держитесь друг за дружку - и черту рога обломаете.
Батя".
Тело быстро леденело, но руки ещё слушались. Не снимая рукавицы, взял
карандаш и крупно вывел на листке записной книжки: "2 часа 03 минуты".
Выронил карандаш и не стал пытаться поднять, решил, что остальное люди
поймут сами. Попытался было ещё подвигать плечами, побарахтаться, а поняв
зряшность этих усилий, лёг на сиденье, сжался, как мог, и стал засыпать.
Сквозь сон услышал Гаврилов колокольный звон и усмехнулся или подумал, что
усмехнулся, настолько нелепыми показались ему эти звуки. Минут пять назад он
ещё мог бы определить, что это не звон, а грохот. Но способность даже к
простым умозаключениям уже покидала Гаврилова, и потому он никак больше не
реагировал на замирающие звуки уходящего от него мира.
***
Синицын разложил карту на столике в каюте и обвёл карандашом надпись: "Зона
сыпучего снега".
Здесь был сейчас поезд Гаврилова.
Когда Синицын в последний раз, три года назад, проходил эту зону, морозы
достигали пятидесяти пяти градусов да ещё с ветерком. Наглотались холода
ребята, как никогда раньше. И Синицын отчётливо помнил, как радовался он
тогда, что у него в достаточной пропорции разбавлена солярка. Бережёного бог
бережёт: двигатели работали бесперебойно, и пятьсот километров от Востока до
Комсомольской поезд лихо пробежал за десять дней.
Гаврилов же за две недели прошёл километров двести и с каждым днём ползёт
все медленнее. Вчера он стоял. Синицын немигающим взглядом уставился в
карту. Много он в своей жизни халтурил, врал на бумаге и в деле, но никому
ещё это враньё и халтура не стоили жизни. Неприятности всякие были, но у
кого их не бывает? Убытки можно покрыть, бумажный котлован вырыть, выговор
снять. Все поправимо, кроме смерти.
Погибнут, подумал Синицын, как пить дать погибнут, не выйти им из таких
холодов на киселе.
И он в этом виноват! Ведь вспомнил же, что не подготовил топливо, вспомнил,
а не послал радиограмму, не остановил, не вернул Гаврилова в Мирный!
Когда подошёл к столу, все замолчали. Только Женя Мальков, сосед по каюте,
принуждённо пошутил насчёт храпа, которым донимал его всю ночь Синицын.
Шутку не приняли, завтрак не ели, а проглатывали, поднимались и уходили. С
других столов доносилось: "Может, им лучше на Восток вернуться?.. На таком
киселе и до Востока не дотянешь… А у американцев самолёты ещё летают?.. Вряд
ли, в семьдесят градусов лететь дураков нет…"
Семьдесят градусов!
Синицын бросил недоеденный бутерброд, поднялся. Со всех сторон на него
смотрели чужие, осуждающие глаза. Сжал зубы, обвёл взглядом бывших
товарищей, быстро вышел из кают компании.
***
Как на грех, шли километр за километром без остановок, исключительно удачно
шли, ни разу ещё в этом походе такого не бывало. Радоваться бы, а Ленька
совершенно истерзался, потому что мерещилась ему распустившаяся змеёй
гусеница, длительный ремонт и бешеный взгляд Гаврилова. На двадцать пятом
километре остановил тягач, вышел и убедился, что сделал это на редкость
своевременно: головка пальца держалась на честном слове, минута другая - и
поползла бы змея. Благословляя свою удачу, Ленька быстро вышиб сломанный
палец, вбил новый, зашплинтовал, вылез из под тягача и замер от нехорошего
предчувствия.
Гаврилова не было видно! Может, проскочил мимо? Нет, колея одна, и на ней
стоит его, Ленькин, тягач. То, что Никитин не просматривается, это понятно:
он уже далеко, где его увидишь в такую погоду. А почему нет дяди Вани? На
мгновение Ленька заколебался: может, догнать поезд, взять с собой напарника,
но вспомнил, что батин тягач без балка, и, не раздумывая больше, развернулся
и понёсся назад на третьей передаче.
Так механик водитель Савостиков за несколько часов нарушил сразу три
заповеди: двинулся в путь с повреждённым траком, в одиночку погнал тягач по
Антарктиде и, не получив на то разрешения, вёл машину на третьей передаче.
- Не будь ты такой здоровый, - сказал потом Игнат, - я бы тебе за первое
нарушение набил бы морду. А за второе и третье дай я тебя, друг, поцелую.
Вслед за Игнатом Леньку хлопали по плечу и обнимали остальные ребята, а он
счастливо улыбался, понимая, что именно с этой минуты окончательно принят в
их среду. И глаза его увлажнились, второй раз за три проклятые недели, но
тогда Ленькиного позора никто не видел, а сейчас эта немужская слабость
никого не удивила, потому что из спального мешка, в котором лежал батя,
доносился богатырский храп.
Выжил батя! Покоиться бы ему сейчас замороженной мумией на хозсанях, опоздай
племяш на несколько минут. Но Ленька не опоздал. Он до сих пор не мог
понять, как это у него не лопнуло сердце, когда он выволок из кабины
шестипудовое тело Гаврилова и тащил к своему тягачу. Сам чуть сознание не
потерял. Растормошил, растёр его и, полуживого, довёз до "Харьковчанки",
которая неслась навстречу, а там уж Алексей промассировал батю со спиртом,
заставил выпить стаканчик и с помощью ребят засунул в спальный мешок. Спьяну
батя ругался, не хотел залезать в мешок и даже двинул кулачищем Бориса
Маслова в челюсть, но потом присмирел и быстро уснул.
И тогда наступила разрядка. У кого что болело и ныло - все забылось, все
беды отступили перед лицом предотвращённой беды. Спирта у Антонова было
мало, всего литров шесть, Гаврилов категорически запретил расходовать без
крайней надобности, однако сейчас были особые обстоятельства. Алексей
вытащил канистру и мензуркой отмерил каждому по сто граммов. Выпили за
батино здоровье и Ленькину удачу, закусили остывшими бифштексами и не
разошлись, остались сидеть в салоне "Харьковчанки" - пятеро за столиком,
остальные на двухъярусных нарах. Ревел на малых оборотах, нагнетая тепло в
салон, мотор "Харьковчанки", но привычные к грохоту уши походников
вылавливали из него слова, как радисты морзянку из беспокойного эфира.
Разомлели в тепле, отвели в разговоре душу. Вспомнили Анатолия Щеглова,
который в десяти километрах от Мирного, перед самым возвращением домой -
"Обь" уже стояла у барьера! - провалился на тягаче в ледниковую трещину и
упокоился в ней, избежав тлена: вечно молодой в извечном холоде. Вспомнили
Ивана Хмару и Колю Рощина, всех других товарищей, которые навсегда остались
в Антарктиде, и опять нарушили - по двадцать пять граммов выпили. И тут же в
третий раз: каждый выкурил не положенную половинку, а целую сигарету. Только
в салоне доктор никому курить не позволил, выгонял в кабину.
Отошли, стряхнули заботы. Посмеялись над Борисом, у которого щека под
бородой набухла так, что он не говорил, а невнятно мычал., ещё раз
поудивлялись Ленькиной силище - на куполе и втроём сто килограммов поднять -
рекорд, а он один! С уважением пощупали железные Ленькины бицепсы и пришли к
выводу, что из полярников только сам батя имеет такие.
Гаврилов храпел, беспокойно ворочаясь во сне.
Тягач дёрнулся, остановился, и Петя пребольно ударился спиной о плиту.
Морщась, стал ждать нового рывка, но его не последовало: наоборот, Сомов
чуть приглушил двигатель. Петя обул унты, оделся, вышел в тамбур и приоткрыл
дверь. Ни зги не видно, снова низовая метель, будь она неладна. Соскочил на
снег, тщательно прикрыл дверь тамбура и залез в кабину.
- Дульник начался, туда его в качель! - выругался Сомов.
И вдруг, рывком откинув дверцу, заорал:
- Куда прёшь?!
В двух шагах слева прогромыхал Ленькин тягач. Ленька явно сходил с колеи
куда то в сторону. Сомов выскочил из кабины, бросился за тягачом, исчез в
снежной пелене, но через минуту вернулся, шаря вокруг руками, к &к слепой.
- Говорил бате: не бери щенка! - усевшись на место, плачущим голосом
проговорил он. - Ищи теперича иголку в сене! Сиди! - прикрикнул на Петю,
который порывался выйти из кабины. - Ещё тебя потом разыскивай!
- Но ведь нужно что то делать! - захлебнулся тревогой Петя. - Нужно
обязательно что то делать!
НИЗОВАЯ МЕТЕЛЬ
Позёмка при семидесяти градусах ниже нуля в Центральной Антарктиде - явление
редкое и всякий раз вызывает удивление, потому что при сверхнизких
температурах природа замирает: недвижим скованный холодом воздух, и снежные
частицы мирно покоятся, тесно прижимаясь друг к дружке. Но вдруг устойчивое
равновесие нарушается, где то вздрагивает, просыпаясь от спячки, воздушная
масса, и все вокруг приходит в движение: начинают кружиться в феерическом
танце оторванные от поверхности снежинки, бритвой прорезает белую пустыню
ветер, повышается температура. А через несколько часов словно устыдившись
противоестественности своего поведения, природа вновь замирает.
Пришли на Пионерскую пять машин, а покинули станцию четыре.
Когда Ленька, разогрев двигатель, нажал на стартер, послышался скрежет
рвущейся стали. Не по ушам - по сердцу царапнул этот скрежет. Прежний Ленька
снова газанул бы - авось пронесёт, но за одного битого двух небитых дают, не
тот стал Савостиков. Выскочил из кабины, замахал руками, созвал товарищей.
А с Ленькиным тягачом случилась такая история. В пургу от снега силовое
отделение уберечь невозможно: как его ни закрывай, через невидимую глазом
щёлочку набьёт целый сугроб. И потому в днище тягача, откуда метёлкой снег
не выгребешь, походники прожигают отверстие для стока воды. Если же этого
отверстия нет, то снег, растаяв от тепла работающего двигателя, на
остановках превращается в лёд и прихватывает венец маховика, как бетон. И
тогда стоит водителю нажать на стартер, как с венца летят зубья. Так
получилось у Леньки.
Когда Гаврилов с Игнатом перегнали по припаю в Мирный новые тягачи, Синицын
должен был приказать сварщику выжечь отверстия. Не приказал - и вот тягач
превратился в никому не нужную рухлядь. Чтобы сменить венец, нужно разобрать
и снять двигатель, отсоединить коробку перемены передач от планетарного
механизма поворота и так далее - словом, разобрать и вновь собрать чуть ли
не полмашины.
За сутки и то не справишься с такой работой.
Проканителился Тошка, не успел завести Валерину "неотложку", не то ушли бы с
Пионерской на трех машинах.
***
Ещё запись, последняя: "Камб. т ч остав. на 194 км".
Посмотрел на верхние нары, где притих в мешке Петя. До подъёма полчаса, пора
Петрухе на вахту. Решил не будить. Налил из бидона в кастрюлю и чайник
таяной воды, поставил на плиту, зажёг обе конфорки. Камбуз теперь у Петрухи,
что танцевальный зал - целый квадратный метр. Есть где повару развернуться.
Дня на три газа должно хватить, а там, Петя, садись и читай газету.
Не камбузный балок, не ресторан "Сосулька" с его пробитыми морозом стенами -
душу свою оставил Петя на сто девяносто четвёртом километре. Плиту
четырехконфорочную, кастрюли, утварь всякую слезами умывал, как с живыми
существами прощался. На этот раз вышел у Сомова из строя ПМП - планетарный
механизм поворота, а весит он килограммов двести с лишним, и поднять его
можно лишь краном стрелой с "неотложки". Тут то и выяснилось, что кран
стрела годен разве что на утиль: сорваны зубья привода, давно сорваны, но
молчал Валера, и правильно молчал. Починить привод всё равно невозможно, а
раз так, незачем людей было пугать раньше времени.
Камбуз - ерунда, то есть не ерунда, но готовить свои шашлыки и цыплят табака
Петруха может и в "Харьковчанке". Ну, постонет, повздыхает, а кашу и чай
кофе разогреет. Тягач жалко! Полпоезда уже обрубила трасса, остались три
машины…
- РСОБ, РСОБ, РСОБ, я УФЕ, я УФЕ, Мирный вызывает поезд, Мирный вызывает
поезд, как слышите меня, приём… Гаврилова вызывает Макаров, у рации Макаров…
Ваня, твой запрос не разобрали, не поняли… Если тянешь технику на буксире,
разрешаю все оставить, иди на одной "Харьковчанке", на одной "Харьковчанке"…
У тебя дома все нормально, у ребят тоже. Ваня, уверен, что молчишь из за
поломки рации, из за поломки рации… Как понял меня? Приём… Ваня, дружище,
каждый час буду выходить на связь, слежу на всех частотах. Твой Алексей
Макаров.
Борис уронил голову на грудь, замер.
- Не поняли…- раздумчиво, самому себе сказал Гаврилов. - Жаль, что не
поняли… Зови ребят. Начнём, сынок, все сначала.
***
Ветер все усиливался, холод прокрался в рукавицы, пробил заледеневший от
лота и слез подшлемник и добрался до самого нутра. Отупевшему мозгу
становилось все труднее управлять очугуневшим телом, и Поповым начало
овладевать равнодушие. Где то в глубине сознания теплилась лишь одна мысль:
нужно во что бы то ни стало дойти до ворот, и тогда все будет хорошо. Падая
в снег, он теперь подолгу лежал, уже не боясь, что замёрз- нет, но та мысль
всё таки имела над ним какую то власть, заставляла вставать и идти.
К двухсотой вехе он вышел почти что наугад, так как фонарик потерял. Хрипя,
прислонился к гурию, упал и, наверное, мгновенно бы уснул, но сильно
ударился головой о край бочки и от боли очнулся. Поднялся, открыл
воспалённые глаза, прислушался, но ничего не увидел и не услышал. Вспомнил
про ракетницу, вытащил её и заплакал: она выпала из одеревеневшей руки.
Начал бить руками по бёдрам, пока не почувствовал невыносимую боль в
помороженных кистях, и тогда, сжав зубы, поднял ракетницу. Сунул в неё
патрон и нажал на спуск. Не глядя на рассыпающиеся в небе огни, снова
зарядил ракетницу и хотел выстрелить, но палец никак не сгибался, и пришлось
снова изо всей силы бить руками по бёдрам. Но один удар оказался неудачным,
и по чудовищной, дикой боли Попов догадался, что, наверное, вывихнул палец.
После многих попыток приноровился, зажал меж колен ракетницу, левой здоровой
рукой зарядил её, изловчился и выстрелил, потом ещё и ещё, уже плохо
соображая, что и зачем он делает. Расстреляв все ракеты, прислонился к
гурию, сел и уставился на вдруг вынырнувшие откуда то сбоку огни. Помотал
головой, натёр лицо снегом - всё равно огни!
"Харьковчанка", догадался Попов и удивился тому, что она идёт одна. Почему
одна? Нужно не забыть спросить, куда делись ещё два тягача. К нему бежали
люди, а он сидел и силился вспомнить, что ещё хотел у них спросить.
Вспомнил! Нужно сказать: "Прости, батя, прости, братва…" - и ещё что то.
Но ничего сказать он уже не мог и лишь беспомощно пытался раскрыть рот и
всхлипывал, когда его подняли и понесли куда то на руках. И быстро затих и
заснул.
Так что лучшую, звёздную минуту своей жизни Сергей Попов проспал.
Поезд шёл по Антарктиде.
***
размышлизм автора сайта:
"если тягачи застрянут на Востоке, станция через год останется без топлива и
её придётся законсервировать"
В сухом остатке - смертельный риск людей, пять тягачей с барахлом, ровным
слоем загрязняющие среду, и всё-таки законсервированная станция "Восток".
Вся эта повесть, основанная на реальных событиях, представляет собой яркий
пример бессмысленного героизма советского народа. Откровенно жаль людей,
отдававших ум, душу, здоровье и самую жизнь за ... за ... За что?
P.S. Научно-технический прогресс окончательно убил героическую профессию
полярника. |