Фронтасий, Северин, Севериан и Силан были отправлены первым Петрагорийским
епископом Фронтоном проповедывать слово Божие.
(Петрагорийская епископская кафедра иначе называлась Перическою. Город
Перичев находился в южной Галлии.)
Во время проповеди их схватил игемон Сквиридон и допрашивал:
- Скажите мне: откуда вы и какими именами называетесь? Ибо вы не только не
принесли жертв богам, но отклонили от этого многих других и разрушили даже
храмы богов. Скажите же, коею властию вы делаете так?
Они отвечали ему:
- Зачем ты допрашиваешь нас, игемон, будучи чужд божественной добродетели?
уже не стремишься ли ты уничтожить правое дело? Тогда, прежде чем приступить
к исполнению намерения своего, разсуди: кто сотворил твою душу и тело? Ведь
языческие идолы - изделие человеческих рук и не могут ни себе принести
пользы, ни иным помогать, тем более творить что-либо.
- Я вижу, - сказал Сквиридон, - что вы дерзки и многоречивы, наученные
всякому пустословию от вашего учителя.
- Наши слова исполнены истины, - отвечали Северин и Севериан, - ты же
почитаешь идолов, которые суть камни, поставленные демонами; они - глухи,
немы и пусты.
- Оставьте свои разсуждения, - прервал их Сквиридон, - и, если хотите
остаться в живых, принесите жертву богам.
- Наше приобретение заключается в том, - отвечал Фронтасий, - дабы жить и
умереть за Христа!
После того игемон обратился к Силану, умевшему играть на гуслях,
благозвучных кимвалах и лирах, и спросил его:
- А ты, юноша, почему не приносишь жертву богам?
- Я приготовился, - ответил святый Силан, - принести себя в жертву Господу
моему Иисусу Христу, Который благодатию крещения омыл мир от греховной
скверны.
- Каким образом омыл? - спросил игемон.
Силан отвечал:
- Господь мой Иисус Христос сказал Своим ученикам: "Идите и научите все
народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа (Еванг. от Матф. гл. 28,
ст. 19). Кто уверует и крестится, тот спасён будет. А кто не будет иметь
веры, будет осуждён" (Еванг. от Марк. гл. 16, ст. 16). Таким образом и ты,
игемон, если уверуешь во Христа и крестишься - будешь спасен, если же не
уверуешь - осужден будешь.
Разгневавшись, игемон приказал вывести их на место казни за город и
подвергнуть жесточайшим мучениям. При этом мучители вонзили в головы
страдальцев железные гвозди по подобию тернового венца Спасителя нашего, и
пригвоздили их к столбу. В голове каждого было по девяти гвоздей. Но
жестокая ярость мучителей не могла отвратить от Христа Его воинов. После
того, как игемон не мог препобедить святых означенными мучениями, он сделал
относительно их последнее решение - повелел отсечь им головы. Тогда святые
мученики, преклонив на землю свои колени и поручив Богу свои души,
подставили выи палачам и восприяли мученическую кончину за исповедание имени
Христова. Нечестивые воины, усекнувши главы мучеников, бросили их тела для
поругания на землю, оставив честные останки без погребения. Но тела святых
ожили, и каждое, взявши в руки лежавшую по близости свою голову, без всякой
человеческой помощи встало на свои ноги и таким образом пришло к реке,
называемой Ил. Вступив здесь на воды, ожившие тела мучеников шли по ним, как
бы по сухой земле. Перейдя затем реку, на виду у многих, в изумлении
наблюдавших чудо, они взошли на высокий холм. Тут они дошли до церкви
Пречистой Богоматери Девы Марии, в которой молился святый епископ Фронтон.
Святые мученики вошли внутрь церкви и, преклонив колена, сложили свои головы
пред ногами епископа, а тела свои крестообразно распростерли на земле, и
снова стали мертвыми. Тогда святый епископ Фронтон, с пресвитером Анианом и
при участии многочисленного народа, с почетом и песнопениями, предал
погребению в вышеозначенном храме Фронтасия, Северина и Силана. Севериана
же, по просьбе некоей благоговейной женщины, он с почетом похоронил в другом
месте, находившемся в её владениях, неподалеку от святых сострадальцев его.
Святые мученики пострадали в царствование римского императора Клавдия (с 41
г. по 64 г.), прославив своими делами и твердым исповеданием Господа нашего
Иисуса Христа, Которому со Отцем и Святым Духом честь и слава во веки.
Аминь.
|