Откровения, чудеса, свидетельства и факты

опубликовано: 07.03.2006

Во времена благочестивых болгарских царей  1  жил один богатый и знатный человек, по имени Дохиар. Некогда он, желая благоугодить Богу, пожелал стать иноком. Взяв много золота, пошел он на святую гору посетить тамошние монастыри и поискать себе удобного для поселения места. Обойдя многие монастыри и раздав много милостыни, он направился от Солуня  2  по берегу моря. Здесь он нашел красивое место с вкусной водой и богатой растительностью; жителей на этом месте еще никого не было. Место сиё ему очень понравилось, и он задумал здесь поселиться и выстроить монастырь. Усердно взявшись за дело, он вскоре привел в исполнение свое желание. Сначала он выстроил церковь во имя святителя Николая, а потом устроил монастырь и оградил его каменными стенами. Приведя все сиё в надлежащий порядок, сам он принял в том монастыре иноческий образ. Но при множестве построек, золота его оказалось недостаточно, так что он не мог украсить церковь с подобающим благолепием. Возложив надежду на помощь Божию, он говорил: "Если Господь Бог захочет прославить сиё место, то Сам Он промыслит об украшении церкви; да будет Его воля!"

Против святой горы есть остров, называемой "Луг", находящийся на расстоянии одного дня морского пути; там жили пастухи и пасли скот, ибо то место было очень удобно для пастбищ. На этом острове был поставлен в необитаемом месте высокий каменной столб; на столбе стоял каменный идол, на котором было написано по-гречески: "Всякий ударивший меня в верх, найдет множество золота". Многие пытались узнать: правда ли это, и били по голове идола, но ничего не находили. Случилось же в то время одному юноше близ оного столба пасти волов; юноша был очень разумен и грамотен. Прочитав надпись, сделанную на столбе, он ударил идола по голове, как это делали и другие, чтобы найти золото, однако ничего не нашел. Потом он подумал, что, быть может, оно зарыто в земле и при захождении солнца заметил, где кончается на земле тень от этого столба и в том месте он начал копать землю, ища сокровища, но и здесь ничего не нашел. Когда же взошло солнце, опять стал смотреть, где кончается тень от столба, и там стал копать.

Когда он копал, то услыхал на том месте какой-то звук и, поняв, что на этом месте скрыто сокровище, еще усерднее стал копать и дорылся до жернового камня, настолько большого, что ему невозможно было и поднять его. Просунув руку сквозь отверстие в камне, он нашел много золота и в раздумье не знал, что ему с ним делать. "Если я кому-нибудь расскажу о золоте, - думал он, - то как бы меня не убили из-за него".

И юноша, взяв несколько золотых монет в удостоверение своей находки, пришел в селение, лежавшее близ моря и нанял человека, которой бы перевез его к святой горе. … Он остановился у пристани вышеупомянутого монастыря, названного по имени его строителя "Дохиар". Перевозчик возвратился в свое селение, а юноша пошел в тот монастырь. Увидав там игумена, он рассказал ему подробно о найденном им сокровище. Игумен уразумел в этом дело Божие; он позвал трех иноков и, предавав им слышанное от юноши, послал их вместе с ним, чтобы они принесли найденное золото. Иноки отправились на лодке и приплыв к острову, дошли до того столба, около которого было зарыто золото. Когда они отняли жерновой камень, то нашли котел, полный золота, и обрадовались. Но один из монахов сказал другому:

- Брат, какая нужда нам нести сиё золото к игумену?! Бог послал его нам: на это золото мы сами построим себе жилища и воздвигнем монастырь.

Другой возразил ему:

- Как мы скроем это золото?

 - Все это в нашей воле: мы можем бросить сего юношу в море, и тогда против нас не будет никаких свидетелей.

Сговорившись так, они сказали о том третьему иноку; но тот возразил:

- Нет, братия, не смейте этого делать: не губите отрока, а вместе и свои души из-за золота.

Но они стали принуждать его быть единомысленным с ними, и наконец сказали:

- Если ты не будешь с нами за одно, то мы и тебя погубим вместе с отроком.

Брат, видя их непреодолимое злое намерение, устрашился, чтобы они и его не погубили, и сказал:

- Если вы так решили, то делайте, как хотите; я же клянусь именем Божиим, что никому о сем не расскажу и не потребую от вас золота. - и так утвердив свое слово клятвою, он молчал.

Они же, взяв золото и тот камень, которым золото было прикрыто, внесли его в лодку и, сев в нее вместе с отроком, поплыли к монастырю. Когда они были на глубоком месте, то напали на отрока и начали привязывать ему на шею камень. Отрок, поняв, что они хотят с ним делать, начал с плачем и рыданием умолять их, чтобы они не губили его, но тщетно. Нечестивые черноризцы схватили отрока и бросили его с камнем в глубину моря, и он тотчас же пошел ко дну. Была же ночь, когда происходило это злодеяние…

… Когда наступило время служения утрени, то екклисиарх  3  вошел в церковь, чтобы зажечь свечи и начать звонить к утреннему богослужению. В это время он услыхал в алтаре человеческий голос и стон, очень испугался и пошел рассказать о сем игумену. Игумен назвал его малодушным трусом и велел ему опять идти в церковь. Придя туда вторично, он опять услыхал тот же голос и снова возвратился к игумену. Тогда игумен сам пошел с ним в церковь и, услышав голос, вошел в алтарь; там он нашел отрока, лежавшего близ Чаши со Святыми Дарами с привязанным к его шее жерновым камнем; с одежды же его текла морская вода. Игумен узнал отрока и спросил:

- Что случилось с тобою, сын мой, и как ты попал сюда?

Отрок как бы пробудился от сна и сказал:

- Те иноки, которых ты послал за найденным золотом, привязав этот камень на шею, бросили меня в море. Погрузившись на дно, я увидел двух мужей, сиявших как солнце, и услышал их беседу между собою; один говорил другому: "Архангел Михаил! принеси сего отрока в монастырь "Дохиар!" Услышав это, я пришел в беспамятство, и не знаю, как очутился здесь.

Услышав рассказ отрока, игумен удивился и прославил Бога, творящего дивные и преславное чудеса. Потом он сказал отроку:

- Останься, сын мой, на этом месте до утра, пока не будет обличена злоба.

Затем вышел оттуда и, затворив церковь, наказал екклисиарху, чтобы он никому не рассказывал о сем, утреню же игумен велел служить в притворе. При сем он прибавил: "Если кто скажет: почему не в церкви, а в притворе поется утреня, то отвечай, что так велел настоятель".

С наступлением утра, убийцы те подошли к монастырю, а золото они спрятали в другом месте. Увидав их, игумен вместе с прочими братьями, вышел к ним на встречу и спросил:

- Почему вчера вы пошли четверо, а теперь возвращаетесь трое? где же четвертый?

Они с гневом отвечали:

- Отче, отрок обманул и тебя и нас, сказав, что нашел золото; ничего он не мог показать нам, ибо и сам ничего не знает, и со стыда куда-то скрылся; мы долго искали его, но не могли найти и одни возвратились к тебе.

Игумен сказал на это "Да будет воля Божья" и пошел с ними в монастырь. Приведя их в церковь, где лежал юноша, с одежды которого еще текла вода 4 , он показал им его и спросил:

- А сей кто такой?

 Увидав юношу, они пришли в ужас, и стояли, как окаменелые: долго они не могли ничего ответить, но, наконец, признались в своем злодеянии и рассказали, где они скрыли найденное золото. Тогда игумен послал более верных братьев, и они принесли найденное золото в монастырь. Слух о чудесном сем событии прошел по всей святой горе: иноки изо всех монастырей сошлись, чтобы видеть сиё преславное чудо. Составив собор, они переименовали ту церковь во имя святого архистратига Михаила, а во имя святителя Николая Чудотворца выстроили другую церковь. Тех двух лукавых убийц прокляли и выгнали из обители, третьего же инока, которой не соглашался на потопление отрока и отказался от злодеяния, признали невиновным.

Спасённый отрок облекся в иноческий образ и стал добрым подвижником и строгим иноком.

Игумен на принесенное ему золото благолепно украсил церковь и выстроил вновь весьма красивый притвор; камень же, с которым юноша был выброшен в море, был вложен в стену, чтобы было известно всем явленное чудо.


Пояснения и комментарии.

1 К сожалению, точное время описываемых событий неизвестно. Предполагается, что это произошло после завоевания Булгарами Балканского полуострова и до завоевания Византии турками, то есть примерно между шестым и пятнадцатым веками. (вернуться к тексту)

2 Нынешний греческий город Фессалоника. (вернуться к тексту)

3 Екклисиарх - с греч., начальник храма, обязан был наблюдать за церковным зданием и чистотой в нем, а также порядком Богослужения в монастыре. (вернуться к тексту)

4 Добрый человек - игумен: оставил человека в мокрой одежде с камнем на шее, который могли поднять минимум три взрослых мужчины, в холодном каменном помещении...

на главную

Hosted by uCoz