Во Владимире скоро узнали о блаженной кончине великого
князя, раньше, чем пришли из Городца нарочитые вестники. Господь чудесно
открыл это тогдашнему Владимирскому святителю, митрополиту всея России
Кириллу.
Когда владыка, окруженный духовенством, возносил пламенные молитвы о святой
Руси и о её великом князе, он удостоился следующего чудесного видения: он
видел, как ангелы Божии возносили на небо блаженную душу благоверного князя
Александра. Пораженный этим видением святитель безмолвствовал, а затем,
выйдя на амвон, сообщил молящимся горестную весть: "Братия, знайте, что уже
зашло солнце земли Русской". Когда народ в недоумении выслушал эти слова,
святитель, помолчав немного, разъяснил смысл произнесенных им слов: "Ныне
преставился благоверный великий князь Александр Ярославич. Ужас охватил всех
от этой скорбной вести. Храм огласился воплями скорби и отчаяния: "Погибаем"
— в один голос повторяли молившиеся. Какую глубокую скорбь вызвала кончина
благоверного князя, можно судить по тем словам современника святого князя,
которыми он начинает описание его кончины.
"Горе тебе, бедный человек! Как ты можешь описать кончину своего господина!
Как зеницы твои не выпадут из глаз вместе со слезами! как сердце не
разорвется от горькой печали! Отца человек может забыть, но доброго
господина но может; если бы можно было, с ним лег бы и в гроб".
Такое же чувство испытывали и все очевидцы этого горестного события. Как
только во Владимире услыхали о приближении к городу тела благоверного князя,
все устремились на встречу. Митрополит Кирилл вместе с духовенством встретил
тело почившего князя в Боголюбове. Бесчисленное множество народа — богатые и
бедные, взрослые и дети заняли все окрестности. И как только показался гроб,
все неудержимо ринулись на встречу, каждый стремился облобызать раку, в
которой находилось тело благоверного князя. Плач народа покрывал все: не
слышно было голоса духовенства и певчих; по словам современника, казалось,
что от стонов и крика могла потрястись земля.
23-го ноября в соборном храме Владимирском митрополитом и священным чином
торжественно, в присутствии массы народа, был совершен чин погребения.
Господь ниспослал утешение оплакивавшим кончину благоверного князя. Во время
совершения погребального чина произошло следующее чудо.
Когда эконом митрополита Кирилла Севастиан приблизился ко гробу и хотел
разнять руку усопшего, чтобы митрополит мог вложить в нее прощальную грамоту
(разрешительную молитву), то благоверный князь, как бы живой, сам простер
свою руку, принял свиток и затем снова сложил свои руки крестообразно на
груди. Благоговейный ужас объял всех присутствовавших. Все удивлялись и
прославляли Господа, показавшего такое чудесное знамение. Благоговейно взяв
раку с телом благоверного князя, погребли его в монастырском храме Рождества
Пресвятой Богородицы.
0 происшедшем при погребении чуде по распоряжению митрополита Кирилла было
сообщено всем, и таким образом по всей благочестивой Руси, оплакивавшей
своего князя-хранителя, положившего жизнь за святую Русь. Вместе с горестною
вестью о его преждевременной кончине, распространилась и утешительная весть,
что в лице благоверного князя Александра Русь приобрела нового молитвенника
и заступника пред престолом Всевышнего. Сколько утешения внесла эта весть в
скорбные души русских людей, тревожно взиравших на ближайшее будущее!
Вся жизнь благоверного князя Александра Ярославича была посвящена служению
своему отечеству. Своею беспримерной храбростью и воинскими доблестями он
сохранил свой северо-западный удел от постоянных притязаний на него западных
католических народов; силою меча и мудростью охранил он православную церковь
и от нападений латинян и от происков римских пап; осторожностью и мудрою
правительственной деятельностью облегчил он татарское тяжелое иго, дал
возможность русским людям спокойнее его переносить, поддержал в них веру в
могущество Руси, вселил надежду на лучшие времена; самих поработителей
заставил с уважением относиться к покоренной стране и её князю. Это великое
служение благоверного князя прекрасно определил его современник-биограф
следующими словами: "Он много потрудился за землю Русскую, и за Новгород, и
за Псков и за все великое княжение живот (жизнь) свой отдавая, и за
православную веру".
Но и после своей кончины благоверный князь Александр Ярославич не прекратил
своего великого служения Русской земле; всегда он являлся предстателем и
скорым помощником в самые трудные минуты в жизни нашего отечества.
Двести слишком лет после кончины благоверного князя сносила наша родина
тяжелое татарское иго. Много она испытала от татар бед и угроз, пока под
мудрым правлением потомков благоверного князя Александра, князей московских
(родоначальником князей московских был младший сын Александра Невского
Даниил Александрович) окрепла, вступила в борьбу со своими поработителями и
не только свергли их иго, но и подчинила своей власти когда-то грозные
татарские царства. Через 120 лет после кончины благоверного князя Александра
при московском великом князе Димитрии Ивановиче Донском (великий князь
московский Димитрий Иванович Донской княжил с 1363 г. по 1389 г.) в первый
раз русские одержали победу над татарами на берегах реки Дона (знаменитая
Донская битва с татарами, за которую великий князь и получил название
Донского, произошла в 1380 г. 8 сентября). Очень дорого русским стоила эта
победа, но она была и драгоценна для них, так как подняла народный дух и
вселила уверенность, что время господства татар проходит. И в эту важную
историческую минуту на помощь святой Руси явился её небесный покровитель,
благоверный князь Александр Ярославич. Вот что передается в древнем житии
благоверного князя о чудесной помощи, оказанной им своему сроднику, великому
князю Димитрию Ивановичу.
.
В обители Пресвятой Богородицы во Владимире, где почивали мощи благоверного
князя, один богобоязненный инок, проводивший благочестивую подвижническую
жизнь, ночью в притворе церковном со слезами молился Господу об избавлении
Руси от полчищ предводителя татар Мамая. Он призывал в своей молитве на
помощь великому князю Димитрию благоверного князя Александра. И во время
своей молитвы он увидел, что перед гробом благоверного князя сами собою
загорелись свечи, затем из алтаря вышли два благолепных старца и,
приблизившись к гробнице святого, сказали: "Встань, поспеши на помощь
сроднику своему благоверному князю Димитрию Иоанновичу". И святый князь
Александр тотчас встал и сделался невидим. Пораженный этим чудом инок
безмолвствовал, и только после того, как было узнано, что как раз в это
время произошла славная Донская победа, он сообщил о своем видении
Владимирскому святителю. По распоряжению владыки тогда же были
освидетельствованы мощи благоверного князя, которые и были найдены
нетленными. Масса недужных обращалась с молитвою к новоявленному угоднику
Божию и при раке его святых мощей происходило множество исцелений.
Знаменитая Донская победа, эта одна из самых радостных минут в жизни наших
предков в тяжелую эпоху татарского ига, не освободила еще Руси от чужеземной
власти. Орда была ослаблена, но и Русь была еще не настолько сильна, чтобы
отстоять свою независимость. Татарское владычество продолжалось, только оно
уже утратило свой прежний характер. И сами татары увидели, что московские
князья создали из разрозненных прежде русских княжеств сильное единое
государство, которое не преминет воспользоваться своею силою, а также и теми
раздорами и разделениями, которые происходили тогда среди татар и ослабили
их прежнее могущество. Прошло сто лет после Донской победы, и правнук
Димитрия Ивановича Донского, великий князь Иоанн без битвы сумел уничтожить
татарское иго, освободить Русь от двухвековой власти азиатов. Теперь
окончательно уже изменились прежние отношения между русскими и татарами.
Русь — в княжение благоверного князя Александра Невского— послушная данница
татарского хана, теперь начинает свое наступательное движение против татар и
постепенно подчиняет их своей власти. Когда-то грозные татарские царства
одно за другим входят в состав нашего государства, и лишь в народной памяти
сохраняются обрывки воспоминаний о господстве покоренных инородцев над
Русью. в этой продолжительной и упорной борьбе с татарами наше отечество
по-прежнему не было оставлено помощью и покровом его небесного защитника,
благоверного князя Александра Невского.
В 1652 году, отправляясь в поход на завоевание Казанского царства, царь
Иоанн Васильевич молился во Владимире перед ракою мощей благоверного князя
Александра, призывая его на помощь. Как бы в залог своей помощи благоверный
князь проявил следующее чудо.
Вместе с царем молились и его бояре, а в том числе и будущий описатель чудес
благоверного князя. Когда он вместе с другими прикладывался к мощам святого,
то вложил в скважину (отверстие) раки три перста своей больной руки. Ему
показалось, что он омочил их в какую то благовонную мастику, и когда он
вынул руку, то от прежней болезни не осталось и следа. Все присутствовавшие
при этом чудесном исцелении благоговейно прославили благоверного князя
Александра, сподобившегося от Господа дара исцелений, и с надеждою на его
помощь направились в дальнейший путь.
Благополучно окончился Казанский поход. Татарское царство, расположенное
вблизи Москвы и целое столетие беспокоившее своими набегами пограничные
русские области, покорилось московскому царю. На месте и рядом с татарскими
мечетями появились святые церкви, началась проповедь святого Евангелия в
этом магометанском крае, и предки наши спокойно могли уже смотреть вперед.
Вслед за Казанью было присоединено и другое татарское царство — Астрахань, и
царица русских рек — Волга, с её богатствами, на всем её протяжении
сделалась теперь русской рекою. Успешно начали распространять русские свою
власть на далеком востоке, в Сибири, постепенно подвигаясь к берегам
Великого океана. Но на юге в Крыму остался еще сильный враг — крымские
татары, с которыми долго пришлось вести борьбу Русскому государству
(Крымское царство было завоевано уже при императрице Екатерине в 1783 г.)
Союзник московского государя до присоединения к Москве Казани и Астрахани,
крымский хан теперь, видя усиление Руси, начал с нею борьбу, тем более для
нас опасную, что его поддерживал верховный защитник ислама— султан турецкий.
И во время этой борьбы не переставал изливать свою помощь небесный
покровитель Руси благоверный князь Александр Ярославич.
В 1571 году, во время нападения на Москву крымского хана Девлет Гирея, во
Владимире старец Рождественского монастыря Антоний, молитвенник и постник,
во время своей молитвы пред иконою Богоматери об отвращении от родины
страшного ханского нашествия удостоился следующего чудесного видения. В то
время, как он скорбел о постигших родину бедствиях, он вдруг увидел двух
юношей в светлых одеждах, с быстротою молнии на белых конях приближавшихся к
обители. Сойдя с коней, они оставили их у монастырских врат, а сами вошли в
церковь (это были благоверные князья Борис и Глеб). Старец Антоний
последовал за ними. Как только благоверные князья вошли в храм, открылись
царские двери и зажглись свечи. Подойдя к раке благоверного князя
Александра, святые Борис и Глеб обратились к нему со следующими словами:
"Встань, брат наш, великий князь Александр, поспешим на помощь сроднику
нашему благоверному царю Иоанну Васильевичу". Благоверный Александр тотчас
встал и вместе с ними вышел из храма к монастырским воротам. Здесь стояли
приготовленные к брани три белых коня, на которых и сели благоверные князья.
Отправляясь в путь, они сказали: "Пойдем в соборный храм Пречистой
Богородицы и призовем с собою сродников наших, благоверных князей Андрея,
Всеволода, Георгия и Ярослава" (Андрей Юрьевич, великий князь Владимирский с
1169 г. по 1174 г.; Всеволод, великий князь Владимирский с 1176 г. по 1212
г.; Георгий или Юрий Всеволодович, дядя бл. кн. Александра, вел. кн.
Владимирский с 1219 г. по 1238 г.; Ярослав Всеволодович, отец бл. кн.
Александра, вел. князь Владимирский с 1238 г. по 1246 г.).
Старец последовал за ними. И здесь, как и в монастырском храме, при входе
святых князей открылись царские врата, благоверные князья встали из своих
гробниц и через стену градскую чудесно по воздуху направились к Ростову со
следующими словами: "Пойдем в Ростов к царевичу Петру, пусть и он поможет
нам" (святой Петр, царевич Ордынский, племянник хана Берке, тронутый речами
Ростовского епископа Кирилла, бывшего в Орде, тайно от родных уехал в Ростов
и крестился; скончался в 1290 г., приняв перед кончиною иноческое
пострижение; память его празднуется 29 июня.). С помощью этих небесных
воинов и была одержана победа над Крымским ханом.
Так хранил свое отечество от татар благоверный князь Александр Ярославич,
вся земная жизнь которого была посвящена той же заботе — охранению святой
Руси от грозного завоевателя.
Небесный заступник Русского государства, отличавшийся при жизни своей
великим милосердием, помогавший каждому обездоленному и страждущему,
благоверный князь Александр и после своей кончины не переставал изливать
свои милости всем нуждавшимся и молитвенно обращавшимся к нему за помощью.
При раке святых его мощей болящие получали исцеление, скорбящие и
озлобленные — благодатное утешение и помощь. Не все эти чудотворения были
записаны, но и та незначительная их часть, которая была описана древними
биографами святого князя, ясно показывает, какой обильный источник исцелений
и чудес истекал от святых мощей благоверного князя Александра, какой
драгоценный сосуд милости Божией приобрела святая Русь в своем небесном
покровителе и вожде. Неоднократно еще до установления празднования святому
Александру иноки Рождественской обители сподоблялись видеть небесные
знамения, предуказывавшие святость, богоугодность благоверного князя; не
один раз и они, и обитель, и город Владимир получали небесную помощь от
святого князя.
В 1491 году во Владимире произошел страшный пожар, во время которого сгорел
и храм, где покоились мощи благоверного князя Александра. Во время этого
пожара молящиеся увидели благоверного князя, как бы на коне поднимающимся на
воздух к небу. И после пожара оказалось, что, несмотря на то, что вся
внутренность храма обгорела, мощи благоверного князя остались
неповрежденными огнем.
В 1541 году после праздника Успения Пресвятой Богородицы, после окончания
вечерни, перед ракою мощей благоверного князя Александра загорелись сами
собою свечи, и многие из братии и из молящихся с удивлением наблюдали это.
Пономарь монастырский но простоте своей не усмотрел здесь чего-либо
необычного, подошел и затушил свечи. Затем доложили о случившемся
настоятелю, архимандриту Евфросину, и когда он подошел к гробнице и ощупал
одну из свечей, то заметил, что от неё распространяется особая какая-то
теплота. Это чудо все поняли, как особенное знамение святости благоверного
князя Александра.
Монах Рождественского монастыря, старец Давид сильно и долго болел. Лежа на
своей постели и проливая слёзы, он молился благоверному князю Александру об
исцелении. Вскоре он почувствовал облегчение и усугубил свою молитву. По
окончании молитвы он получил полное исцеление от своей болезни.
Монах того же монастыря, по фамилии Красовцев, долгое время был в
расслаблении. Его поднесли к раке мощей благоверного князя Александра, и
когда он с умилением смотрел на нее, испуская тёплые слезы и припоминая свои
грехи, он почувствовал, что в его расслабленные члены вернулась сила, и
вскоре совершенно выздоровел.
Монастырский человек Терентий был подвержен беснованию. Когда его подвели к
раке мощей благоверного князя и помолились о нем. он тотчас сделался кротким
и начал молитвенно благодарить Бога и Его угодника за исцеление.
Еще больше записано древними биографами исцелений, которые совершились над
мирскими людьми различных состояний и возрастов.
Один сын боярский, Семен Забелин, проживавший в Пскове, был настолько болен,
что не владел ни руками, ни ногами и совершенно не мог ни есть, ни пить.
Имея глубокую веру к благоверному князю Александру, — о котором в древнем
Пскове всегда сохранялось благоговейное воспоминание, — он стал просить
домашних свезти его во Владимир помолиться перед ракою мощей благоверного
князя, и здесь, во время молитвы, получил исцеление от своей болезни.
Другой сын боярский, Головкин, был поражен такою же болезнию, не надеялся на
выздоровление и только и думал о смерти. Почти все свое имущество он роздал
врачам, но от лечения не получил никакой помощи и пользы. И вот по
предстательству благоверного князя Александра при раке его святых мощей он
получил от Господа то, чего не могло ему дать врачебное искусство: полное
исцеление от своей неизлечимой болезни.
Из одного села Владимирского уезда принесена была расслабленная женщина и
положена на ступенях близ святых мощей благоверного князя. Во время горячей
молитвы к угоднику Божиему об исцелении, она вдруг почувствовала, как святой
князь, чудесно явившись к ней, взял ее за руку и воздвигнул от одра болезни.
У Владимирского дворянина Максима Никитина был сын, отрок Иоанн-немой и
расслабленный. Родители с верою к благоверному князю принесли своего
несчастного сына в Рождественскую обитель, и здесь он получил исцеление.
Многие по предстательству благоверного князя Александра получили исцеление
от слепоты. Так, один слепец из города Владимира Давид Иосифов в храме во
время чтения Евангелия вдруг увидел свет. Взволнованный до глубины души
блеснувшею надеждою на исцеление, он усугубил свою молитву к угоднику
Божиему и попросил подвести себя к раке святых его мощей. Когда здесь, у
святых мощей, его окропили святою водою, он совершенно прозрел.
Из села Красного Владимирской губернии привезена была женщина, утратившая
зрение, и у раки святых мощей благоверного князя получила полное исцеление,
как будто никогда и не болела.
Неоднократно изливалась милость от чудотворных мощей благоверного князя и на
страдавших ужасною болезнью беснования. Вот некоторые случаи из числа
записанных древними биографами.
Из села Старого был привезен в монастырь бесноватый, который своим страшным
видом наводил на всех ужас: произносил ужасные слова, как зверь бросался на
людей. Его привезли в монастырь связанного, и во время молебна он получил
исцеление.
Другой бесноватый не узнавал даже и близких родных, рвал на себе волосы,
кусал себе язык; его тело было покрыто язвами от побоев, которые сам же он
наносил себе. И по предстательству благоверного князя Александра он
сподобился получить полное исцеление от своей ужасной болезни.
В монастырской деревне Угрюмовой, Владимирского уезда, крестьянин Афанасий
Никитин подвергся припадкам умоисступления, так что не узнавал окружающих,
отказывался принимать пищу, совершенно лишился сна. Внезапно в минуту
просветления он начал просить домашних, чтобы они отвели его в
Рождественскую обитель к мощам благоверного князя Александра. Родные
исполнили его желание, и вот на пути в обитель больной почувствовал себя
здоровым и, придя в обитель, в сердечном умилении рассказывал всем, как
явился ему святой князь Александр и как сам он указал ему искать исцеления у
раки святых свих мощей.
Столько милостей удостоились получить по вере к благоверному князю болящие и
озлобленные душою. И никогда не угасала в наших предках память о
благодеяниях угодника Божия и его земных подвигах на славу отечества нашего.
Жизнь благоверного князя Александра Ярославича тотчас же после его кончины
сделалась предметом назидательных описаний. Вслед за житием, написанным
современником благоверного князя, появились другие, более подробные жития,
которые составлялись в разных местах Русской земли и особенно там, где жил и
благодетельствовал святый князь: во Владимире и в Новгородско-Псковской
области. Старались сохранить в назидание потомкам все черты из жизни и
деятельности страдальца за Русскую землю. этой светлой звезды, озарившей
путь жизни наших предков в самую мрачную, тяжелую пору татарского ига.
Одновременно с биографами и древнерусские летописцы вносили в свои труды
рассказы о жизни благоверного князя, и благодаря этому ни об одном из князей
северо-восточной Руси не дошло до нас столько сведений и рассказов, как о
благоверном князе Александре.
Тотчас же почти после блаженной кончины святого князя началось и церковное
его прославление. Уже самое чудо, происшедшее при его погребении, ясно
свидетельствовало всем о его святости, богоугодности; об этом же
свидетельствовали и другие чудеса, изливавшиеся непрестанно, как из
неиссякаемого источника, от раки святых его мощей. В 1647 году по желанию
царя Иоанна Васильевича в Москве происходил церковный собор, под
председательством знаменитого митрополита всероссийского Макария, на котором
установлено было всероссийское празднование русским святым, почитавшимся до
того времени местно. На этом соборе был установлен и всероссийский праздник
в честь благоверного князя Александра Невского, и, по распоряжению
митрополита, составлена была служба (на 23 ноября, на день преставления блг.
князя) и новое, более пространное житие. В начале XV века в Москве имелся и
храм в честь благоверного князя Александра.
В 1724 году был установлен и новый праздник — 30 августа, по случаю
перенесения мощей благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург.
На берегах Невы спустя около 500 лет после кончины святого Александра
Императором Петром I-м были одержаны новые блестящие победы над старым
врагом России — шведами. Здесь в 1703 году было положено начало новой
столице Русского государства, а в 1717 году и новой русской святыне —
Александро-Невской лавре. Император Петр желал, чтобы из Владимира
перенесены были в С.-Петербург мощи благоверного князя, и как только Россия
почувствовала себя прочного в новозавоеванном крае, было сделано
распоряжение о перенесении мощей. Император сам составил подробный указ о
том, как совершить это перенесение, и сам внимательно следил за устройством
новой обители и храма, где должны были быть положены святые мощи
благоверного князя Александра. Но войны со шведами и турками замедлили
исполнение этого распоряжения, и только уже в 1723 году приступлено было к
его исполнению.
Торжественно проводил Владимир свою достопамятную святыню, около пяти веков
составлявшую драгоценное украшение этого древнего града. С 10 на 11 августа
во всех храмах было совершено всенощное бдение, а на утро божественная
литургия. Духовенство города и окрестных монастырей при многочисленном
стечении народа отправилось в Рождественский монастырь, и после молебствия
рака со святыми мощами на руках священнослужителей была вынесена из храма и
проведена за город. 17 августа мощи благоверного князя были с еще большею
торжественностью встречены с Москве, а затем церковная процессия направилась
через Тверь и Новгород в С.-Петербург. Перенесение мощей благоверного князя
Александра представляло собою общерусское торжество. Во всех городах и
селениях совершались богослужения, толпы народа на всем пути сопровождали
святыню. В С.-Петербург предполагалось внести святые мощи 30 августа, в
день, в который праздновался недавно перед этим заключенный со шведами
Ништадтский мир. Но дальность пути не дала возможности осуществить точно
этот план, и только уже 1 октября святые мощи прибыли в Шлиссельбург. По
распоряжению императора они были поставлены в тамошней соборной церкви
Благовещения и перенесение их в С.-Петербург было отложено на ЗО августа
следующего (1724) года.
Встреча святыни в С.- Петербурге отличалась особенною торжественностью.
Император со свитою прибыл на галере к устью реки Ижоры. Благоговейно
поставив святые мощи на галеру, Государь приказал своим вельможам взяться за
весла, а сам, стоя у кормы, управлял рулем. В Петербурге была устроена
особая пристань, где и остановилась галера со святыми мощами. в
сопровождении духовенства и народа знатнейшие вельможи несли раку святых
мощей. Колокольный звон и пушечная пальба увеличивали торжественность. Мощи
были поставлены в церкви, посвященной благоверному князю. На другой день в
Александро-Невской обители продолжалось торжество: Государь раздавал
присутствовавшим план предположенных в монастыре построек и тогда же было
установлено навсегда праздновать перенесение мощей 30 августа.
Так исполнилось заветное желание царя. Ему не удалось закончить начертанный
им план устройства новой обители: через полгода после этого торжества Петр
скончался. Но преемники Петра докончили начатое им. Его дочь, Императрица
Елизавета Петровна устроила великолепную серебряную раку, в которой почивают
и ныне святые мощи. Императрица Екатерина на месте старого собора повелела
построить новый, и 30 августа 1710 года произошло освящение нового храма и
перенесение в него мощей благоверного князя.
И ныне благоверный князь Александр Ярославич хранит Богом врученный ему удел
— отечество наше. И ныне близок и скоропослушлив он всем, с верою
призывающим святое его имя, изливает свою милость и предстательствует пред
престолом Вседержителя Бога — Ему же, прославляющему святые Своя, честь и
слава во веки веков. Аминь.
|