АЛЯСКА, НАЧАЛО 20-ГО ВЕКА.
Прожив на острове Аналашке
почти 4 года, я в великий пост отправился в первый раз на остров Акун к
алеутам, чтобы приготовить их к говению.
Подъезжая к острову, я увидел, что они все стоят на берегу в праздничной
одежде. Когда я вышел на берег, то они все радостно бросились ко мне и были
чрезвычайно со мною ласковы и предупредительны.
Я спросил их: почему они в праздничной одежде?
- Потому, - отвечали они, - мы знали, что ты выехал и сегодня должен быть у
нас, поэтому и вышли на берег, чтобы встретить тебя.
- Кто же вам сказал, что я буду у вас сегодня, и по чему вы меня узнали, что
я именно отец Иоанн?
- Наш шаман, старик Иван Смиренников сказал: идите, к вам сегодня приедет
священник; он уже выехал и будет учить вас молиться Богу. Потом описал нам
твою наружность точно так, как теперь видим тебя.
- Могу я видеть вашего старика шамана?
- Отчего же? Можешь, но теперь его здесь нет, а когда он приедет, то мы
скажем ему, впрочем он и сам придет к тебе.
Это обстоятельство хотя меня несколько удивило, но за недосугом я оставил
оное без внимания, так как надобно было готовить их к говению,
предварительно объяснив им значение поста и прочее.
Спустя несколько часов явился ко мне и старик шаман, он также изъявил
желание говеть и ходил аккуратно на все Богослужения. Во время исповеди я
упустил даже из виду спросить его: почему алеуты называют его шаманом, и
сделать ему по этому поводу наставления. Приобщив его святых тайн, отпустил
его.
И что же? К моему удивлению, он после причастия отправился к тоену
(выборному старосте инородцев) и высказал ему свое неудовольствие на меня за
то, что я не спросил его на исповеди, почему его называют шаманом, так как
ему крайне неприятно носить такое название от своих собратий и он вовсе не
шаман.
Тоен, конечно, передал мне неудовольствие старика Смиренникова, и я тотчас
же послал за ним для объяснения.
Когда посланные отправились, то Смиренников шел навстречу и, поравнявшись,
сказал: «Я знаю,что меня зовет священник отец Иоанн, и я иду к нему».
В начале разговора я спросил его, за что именно имел он на меня
неудовольствие, и на вопрос мой: «Грамотен ли он?» - он ответил, что, хотя и
неграмотен, но Евангелие и молитвы знает. Тогда я его спросил, почему он
знает меня настолько, что даже описал своим собратьям мою наружность, и
откуда узнал, что я в известный день должен явиться к ним и что буду учить
их молиться?
Старик отвечал, что ему все это сказали двое его товарищей.
- Кто же двое твои товарищи? - спросил я.
- Белые люди, - отвечал старик. - Они, кроме того, сказали мне, что ты в
недалеком будущем отправишь свою семью берегом, а сам поедешь водою к
великому человеку и будешь говорить с ним.
- Где эти твои товарищи, белые люди, и что это за люди и какой наружности?
- Живут они далеко, здесь в горах, и приходят ко мне каждый день.
При этом старик представил их мне так, как изображают святого архангела
Гавриила, то есть, в белых одеждах и препоясанных через плечо розовою
лентою.
- Когда же явились к тебе эти белые люди в первый раз?
- Они явились вскоре, как окрестил нас иеромонах Макарий.
После сего разговора я спросил Смиренникова: могу ли я видеть твоих
товарищей?
- Об этом надобно спросить их, - отвечал старик и ушел от меня.
Вскоре после этого разговора со стариком, я отправился на некоторое время на
ближайшие острова для проповедования слова Божия. По возвращении же своем,
увидев Смиренникова, спросил его: что же, ты спрашивал этих белых людей,
могу ли я их видеть и желают ли они принять меня?
- Справлялся, - отвечал старик, - они хотя и изъявили желание видеть и
принять тебя, но впрочем сказали: зачем ему видеть нас, когда он сам вас
учит тому, чему мы учим? Итак, пойдем, я тебя приведу к ним.
Тогда что-то необъяснимое произошло во мне: какой-то страх напал на меня.
Что ежели в самом деле увижу их, этих ангелов, и они подтвердят сказанное
стариком? И как же я пойду к ним? - ведь я человек грешный, следовательно,
недостойный говорить с ними, и было бы с моей стороны гордостью и
самонадеянностью, если бы я решился идти к ним. Наконец, свиданием моим с
ангелами я, может быть, превознесся своей верой или возмечтал бы много о
себе. И я, как недостойный, решился не ходить к ним.
Из дальнейших расспросов я еще узнал, что старик Иван Смиренников даже
оказывал жителям сверхъестественную помощь, а именно:
1. Жена тоена Феодора Жарова ночью попала на клепцу (капкан), болезнь
приняла острое течение, так что не было никаких средств излечить и она уже
была при смерти. Родственники его тайно попросили Смиренникова об исцелении
ее, и он, подумав, сказал: утром будет здорова. И, действительно, к
удивлению всех, она поутру встала и пошла, не чувствуя никакой боли.
2. В одно время зимою односельчане Смиренникова имели нужду в пище.
Некоторые из них попросили его, чтобы он дал им кита, и он обещал попросить.
Спустя немного времени, он объявляет жителям, чтобы они все шли в означенное
место за китом. И, действительно, пришедши, нашли целого и притом свежего
кита в указанном месте.
3. Однажды осенью отец Иоанн имел намерение побывать на Акуне, в то время
там его ожидали и даже поехали за ним с Акуна, но Смиренников смело
утверждал, что отец Иоанн не будет осенью, а будет весною. И, действительно,
сильные ветры удержали его, а потом уже сделалось поздно и он оставил свое
намерение до весны.
Были и другие случаи, доказывающие его необыкновенное видение, - и все эти
повествования убедили отца Иоанна лично спросить Смиренникова: по чему он
узнает будущее и чем излечивает болезни? Когда он спросил об этом
Смиренникова, тот рассказал ему следующее:
Вскоре по крещении его, Смиренникова, иеромонахом Макарием, явился ему
прежде один, а потом и другой дух, невидимые никем другим, в образе
человеческом с белыми лицами, в белых стихарях, обложенных розовыми лентами,
и сказали ему, что они посланы от Бога наставлять, учить и хранить его, и в
продолжение 30-ти лет они почти ежедневно являлись ему днем или к вечеру, но
не ночью, уча его христианскому Богословию и таинствам веры. Исцеляли
болезни по прошению его - как ему самому, так равно и другим, а иногда
подавали и пищу. Но относительно помощи другим они всегда на его прошение
говорили, что мы об этом спросим у Бога, и если благословит Он, то исполним.
Случалось, что они сказывали ему происходящее в других местах, а иногда и
будущее, но только с оговоркою, если то угодно Богу открыть: при том
уверяли, что они не своею силою все делают, но силою Бога всемогущего.
Слыша это, я несколько усомнился, зная, что и бесы веруют и трепещут, и
думал, не есть ли это от лукавого? И спросил его: как они учат молиться,
себе или Богу, и как жить с другими?
Он отвечал, что они учат молиться не себе, но Творцу всяческих, и молиться
духом и сердцем, и иногда молились с ним весьма долго; учат исполнять все
христианские добродетели, а более всего советуют соблюдать верность и
чистоту, как в супружестве, так и вне супружества. Потом учили его
изображать крестное знамение, не начинать никакого дела не благословясь, не
есть рано поутру, не жить вместе многим семействам, не есть вскоре убитой
рыбы и зверя еще теплого, а некоторых птиц, животных и растений морских
совсем не употреблять в пищу, и прочее...
После сего я спросил его: являлись ли они ему ныне, после исповеди и
причастия, и велели ли слушать меня?
Он отвечал, что являлись, и говорили, чтобы он никому не сказывал
исповеданных грехов своих и чтобы после причастия вскоре не ел жирного, и
чтобы слушал мое учение.
Потом я спросил его: когда духи являются ему, что он чувствует - радость или
печаль?
- В то время, - отвечал он, - когда я сделал что-нибудь худое, то, увидев
их, чувствую угрызение своей совести. В другое же время не чувствует
никакого страха; а так как многие его почитают за шамана, то он, не желая
быть почитаем таковым, неоднократно говорил им, чтобы они отошли от него и
не являлись ему. На это они отвечали, что они не дьяволы и им не велено
оставлять его. И на вопрос его: почему они не являются другим? - они
говорили ему, что им так велено.
Между прочим, старик Смиренников рассказывал подробно из священной истории:
о творении и падении ангелов, о древе познания добра и зла, о первом
человекоубийце, о Ное, Аврааме, Предтече, о Благовещении и Рождестве Господа
Иисуса Христа, и всему этому его научили его наставники - ангелы, так как
он, быв безграмотен и нисколько не зная русского языка, не мог ни читать, ни
слышать от других.
- Вижу я, что являются тебе не дьяволы, а потому слушай их научения и
наставления, если только их слово не будет противно тому, чему я учил вас в
общем собрании. Но другим, спрашивающим тебя о будущем и просящим твоей
помощи, сказывай, чтобы они сами просили Бога, как общего всех Отца. Лечить
тебе не возбраняю, но только, кого намерен излечить, сказывай, что ты не
своею силою лечишь, но Божиею, и советую прилежнее молиться и благодарить
Его единого. Не запрещаю также и учить, но не более, как только давать
наставления малолетним. О будущем же никому (и даже мне самому) не говори ни
слова.
Преподав это наставление, я не преминул вразумить и прочих алеутов и велел
не называть его шаманом и не спрашивать его ни о чем, кроме единого Бога.
(Очерки жизни и апостольских трудов Иннокентия, митрополита московского»,
Москва, 1912 год)...
Другие материалы сайта:
1918 год, 200 км от Минска.
Поздняя осень 1941 года.
|