Глоток свободы на глубине два метра
Автор: Сергей Голубицкий
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №18 от 13 мая 2008 года
Человеки удивительным образом последовательны в своих пристрастиях. Высосав
из пальца в семилетнем возрасте представление о "самой красивой девочке на
свете", мужичок до седых волос упорно подбирает себе спутниц жизни в строгом
соответствии с негласным подсознательным идеалом пубертата: женится,
разводится, опять женится - и все на одном и том же типаже недостающего
ребра!
Аналогичные паттерны поведения прослеживаются в карьерных устремлениях, в
химерических представлениях о "единственно правильном воспитании"
подрастающего поколения, в политических приверженностях, в поведении на
курортном отдыхе, в казино, при биржевой игре… Или возьмем, к примеру, мой
случай: в 24 года я написал и защитил диссертацию по художественным формам
отражения социальной мифологии. Получил корешок, поставил в рамочку и
запихал в глубокую пыльную сусеку подальше от натужностей бытового реализма.
И что же? Чем бы я ни занимался в дальнейшем - монтировал завод по
производству содовой воды, торговал на американской бирже, изготавливал
мультимедийные учебные курсы, писал книжки и статьи - все, абсолютно все
незримым, мистическим образом ходило вокруг да около моей диссертационной
темы - социальной мифологии! В бизнесе меня привлекали не столько реалии
производственного и торгового процесса, сколько неформальные образования
типа бандитско-государственных спаек, крыш и чиновничьей круговой поруки. В
образовании - иллюзорные конструкции, вбитые в головы публики умелыми
кукловодами-энэлпэшниками, в журналистике - вариации на тему социально
инфантильных иллюзий виртуального сообщества и ритуальные гопаки
IT-корпоратива. Как видите - все та же старая добрая социальная мифология,
лишь слегка модифицированная убогим постсоветским эксклюзивом.
Вот и теперь: сижу смотрю фильм "Елизавета: золотой век" и вместо того,
чтобы расслабиться и насладиться игрой безумно любимой Кейт Бланшетт, извожу
себя тщетным брюзжанием в адрес проклятой англо-саксонской социальной
мифологии, которая, похоже, запудрила сегодня мозги всему земному шару. Ну
что же это за несусветная такая ахинея про злобных испанских монархов,
"чудовищные преступления инквизиции" и "светлые идеалы свободы", которыми
якобы осчастливил человечество маленький, но гордый остров в Ла-Манше! Ведь
все это, от первого до последнего посыла, - чудовищная чушь и ложь, мерзко
перевранная история, которую скармливают не страдающему излишней
образованностью и - самое печальное! - элементарным любопытством
подрастающему поколению.
Испания периода Grande y Felicisima Armada представляла собой кульминацию
духовного развития всей европейской цивилизации, самую утонченную форму
симбиоза культуры, государственности и религии. На исходе XVI века
изысканная и возвышенная Испания, чьи глаза застилало наивное представление
о куртуазном устройстве мира, столкнулась с доселе неведомой формой
государственности - британской малиной. В самом прямом смысле этого слова:
малиной в смысле оплота беспросветного бандитизма, находящегося под
откровенным и циничным прикрытием "просвещенной монархии".
Своеобразие британской малины заключалось не только в полном беспределе и
вероломстве (знаменитое английское "у Британии нет друзей, есть только
интересы"), а в нечеловеческой жестокости. Это - что касается "зверств
испанской Инквизиции". Есть замечательная книга, написанная в начале XIX
века секретарем Инквизиции Хуаном-Антонио Льоренте ("История испанской
Инквизиции"). Книга весьма критичная, за что автор долгие годы был вынужден
жить в изгнании во Франции. Тем не менее настоятельно рекомендую прочитать
ее всем тем читателям, которым не посчастливилось самостоятельно выветрить
из головы мифологию, старательно вбитую в школах и институтах. Мифологию о
"зверствах" и "беспределе" испанской Инквизиции.
Из книги Льоренте читатели с удивлением узнают, что, оказывается, Инквизиция
никогда никого не сжигала (этим занимались светские власти), не преследовала
науку (а мирно сосуществовала с университетами, активно отстаивая
собственные догмы в научных диспутах), не охотилась на ведьм (а преследовала
марранов, втайне сохранявших веру в иудаизм - именно этому обстоятельству
Инквизиция и обязана своей беспрецедентной демонизацией в истории), а
главное - никогда не убивала "10–12 миллионов людей в Европе". Это
"общепринятое утверждение" - самая гомерическая ложь, какую только можно
представить: с 1550 по 1800 год по приговорам испанской Инквизиции было
казнено 3–4 тысячи человек! Примерно столько, сколько замочили за первую
неделю красного террора в ответ на убийство Урицкого неуловимые во всех
отношениях мстители.
Не буду портить читателю удовольствие от ожидающего его удивительного
прозрения, скажу лишь по ходу дела, что так называемые "зверства" испанской
Инквизиции - детский лепет в сравнении с общепринятыми по тем суровым
временам истязаниями, практиковавшимися светскими властями Германии, Франции
и особенно Англии, чьи правители с сатанинским безразличием проливали кровь
сначала соотечественников, а затем и всех порабощенных ими наций.
Еще можно почитать "Историю Англии" Джона Грина (когда-то я уже рекомендовал
читателям этого автора), чтобы в красках представить себе и сравнить три
единственно допустимые пытки испанской Инквизиции (веревкой, водой и огнем)
с богатейшей "фантазией британских носителей свободы", да хоть бы с таким
любимым национальным спортом, как придавливание плитой и втыкание в задницу
раскаленного железного прута. Эка потеха, когда прут выходит изо рта!
Впрочем, чтобы развеять мифологию фильма "Елизавета: золотой век", не нужно
даже читать исторических монографий. Достаточно программы
общеобразовательной школы. "Кровожадные испанцы", как известно, завоевали
всю центральную и южную Америку, а британские "носители свободы и
справедливости" - северную часть континента. Как поступили с аборигенами
"кровожадные испанцы"? В общем-то убого, как и полагается католическим
мракобесам: смешались кровью и стали жить-поживать вместе, - полагаю, у
читателей есть четкое представление о том, как выглядит сегодня группа
latinos. А куда подевались североамериканские чингачгуки, столкнувшиеся с
англо-саксонскими цивилизаторами? Правильно - переместились на два метра под
землю. Все! Все до последнего! Аккурат те самые 10–12 миллионов душ,
приписанных Инквизиции.
Ведают ли об этих фактах истории орды зрителей с промытыми
романтически-героическим лжепафосом "Елизаветы: золотого века" мозгами?
Риторический вопрос. Одно утешает: хоть читателей "Голубятен" впредь не
удастся провести на мякине!
Ради чистоты жанра попытаемся продуть софтверную часть колонки в знакомую
дуду социальной мифологии. Намедни читатель Леонид Никитин прислал
рекомендательное письмо: "Хочу поделиться с вами своей находкой. Наверняка
вы уже видели программу ... |