В царствование императора Домициана открылось великое
гонение на христиан, и правителям всех провинций были разосланы указы, чтобы
христиане беспрекословно повиновались царским велениям, приняли языческую
веру и поклонились идолам. В это время был заточен на остров Патмос апостол Иоанн Богослов,
где явился ему Господь и повелел написать семи ангелам,
епископам малоазийских церквей. При этом
Господь помянул и о герое нашего повествования: "Антипа, - сказал Господь Своему ученику,
- свидетель Мой верный,
убит у вас, где живёт сатана" (Апок. гл. 2, ст. 13.). Антипа был
епископом Пергамской церкви и из слов Откровения видно, каким был
Антипа и каковы были жители города Пергама, жилища сатаны.
Пренебрегая угрозами мучителей, святитель Антипа выходил в народ и светом веры прогонял тьму идолопоклоннического
заблуждения. Боги являлись своим жрецам в сновидениях и говорили, что они уже не
вкушают жертв их и не обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет
начальник христиан. Язычники разгневались и, схвативши Антипу, повлекли на то место, где они приносили свои
жертвы. Допрашивал его сам правитель Пергама:
- Ты ли тот Антипа, который и сам не исполняет царских повелений и других
учит тому же, и так препятствует нашим жертвоприношениям, что ни одному из
богов не дает
насытиться туком жертвенным? Из за тебя боги оставили наш город, и есть
опасность, как бы какая беда не постигла его, так как они не захотят более
охранять его. Довольно тебе
коснеть в христианском волшебстве; теперь покайся и подчинись нашим законам,
чтобы боги, обладающие сим прекрасным городом, не перестали иметь о нас
попечения и охранять нас. А если но захочешь этого сделать, и не отречешься
от своей веры и будешь презирать наше богопочитание, то по римскому закону
подвергнешься достойному наказанию.
- Одно знай, правитель, что я - христианин и повиноваться безумному и
нечестивому повелению царя отнюдь не желаю. Но так как на твои вопросы
следует дать приличный ответ, то выслушай меня. Если ваши боги, которых вы
называете владыками всей вселенной, прогнаны, как они сами говорят, смертным
человеком, и если те, которых вы считаете за своих защитников и заступников,
сами ищут вашей помощи, то отсюда легко можете познать свое заблуждение.
Если они не могут наказать за причиненное им, оскорбление и признают себя
побеждёнными от одного человека, то каким образом могут избавить от беды
весь род человеческий или хотя один город? Приняв сие во внимание, вы должны
хотя теперь отстать от пагубного своего заблуждения и уверовать во Христа,
сошедшего с небес спасти род человеческий. Сей Христос в скончании веков
воистину придет судить всех и воздать каждому по делам его или муку, или
почесть.
- Вы повинуетесь новым, изобретенным вами, законам и уставам и пренебрегли
богопочитание древнее, которое мы изначала приняли от предков наших и
которое от них по наследству дошло до нас. Нехорошо отступать от обычаев
праотцев наших, ибо старое лучше нового, и благонадежнее, и большей похвалы
достойно то, что утверждено древностью времени. Поэтому и ты должен
переменить свое верование и не следовать человеку, который явился в недавнее
время и некоторыми волхованиями смутил жизнь человеческую, и был распят при
Понтии Пилате. Итак, подчинись царским повелениям, и будешь жить с нами
безбедно, и мы будем во всем помогать тебе и любить тебя сыновнею любовью;
ибо старость твоя достойна того, чтобы мы любили и почитали тебя, как отца.
- Хотя бы ты и бесчисленные доводы представлял мне, я
не буду на столько безумен и бессмыслен, чтобы, достигши
глубокой старости и приближаясь к смерти, переменить свою
веру и ради сей несчастной и бесчестной жизни отступить от
утвержденного исповедания веры. Итак, не прельщай ума моего,
постоянно упражняющегося в чтении божественных книг. Ибо
сначала не было ни одного из богов ваших; они явились
впоследствии и никакого добра не сделали и пользы от них
нам никакой не произошло; но как сами они были гнусные и
негодные, то так же и для других сделались виновниками злой
и любострастной жизни. А если нужно хранить древние недобрые
установления, то следует подражать и Каину братоубийце. Почему
вы не последуете тем, которые хотели взойти на небо и не
постыдились кровосмешения со своими сестрами, за что они и
были истреблены потопом? Если и вы будете подражать беззакониям их ради их
древности, то уже не водою, а огнем вечным и червем неусыпающим наказаны
будете, если не покаетесь.
Нечестивые же схватили Антипу и повлекли к храму Артемиды. Там, раскалив медного вола, бросили в него
мученика. Он же, сотворив крестное знамение, молился:
- Боже, явивший нам сокровенную от века тайну Господа нашего Иисуса Христа,
чрез Которого Ты открыл нам неведомые глубины совета Твоего, благодарю Тебя
за все благодеяния Твои, за то, что Ты спасаешь нас, уповающих на Тебя, и
сподобил меня чести в час сей быть вписанным в число святых мучеников,
пострадавших за имя святое Твое. Приими дух мой, отходящий ныне от жизни
сей, и дай мне обрести благодать у Тебя и у Единородного Сына Твоего, и не
только меня, но и тех, которые будут жить после меня, сделай участниками
милости Твоей, да всеми славится имя Твоё святое во веки. Аминь.
Долго молился Антипа, мучимый в раскаленном воле. Потом,
сотворив молитву и обо всем мире, он предал дух в руки Божии, как бы уснув
сладким сном, и восшел на небо, украшенный славным мученическим венцом.
Верующие взяли мощи его и с честью похоронили их в том же городе Пергаме, и
истекло от них миро, исцеляющее всякие болезни человеческие.
примечания:
Домициан - римский император, правил с 81 г. по 96 г.
Патмос - бесплодный, скалистый остров в Эгейском море, на юго-западе от Эфеса, между Самосом и Наксосом.
Пергам - город в великой Мизии (в северо-западной части Малой Азии) был столицей Пергамского
царства. В древности он славился богатством, роскошью и обширной
библиотекой, так же усовершенствованием обработки
пергамента (кожи для письма). Впоследствии этот город присоединён к Римской
империи.
Артемида - или Диана, известная языческая богиня у греков, олицетворяла луну и считалась
покровительницей лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с великолепием и блеском.
Медный вол - римское орудие казни, представляющее собой металлическую бочку, по форме напоминающую воловью тушу.
Античная духовка для людей, чтобы они
не задыхались от дыма и подольше мучились. |