Апостол и евангелист Иоанн Богослов был сын
Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника.
После успения Пресвятой Богородицы, святой Иоанн
отправился вместе с учеником своим Прохором в Малую Азию, где выпал ему
жребий проповедовать Слово Божие. Идя туда, святой Иоанн скорбел, так как
предвидел напасти на море, о которых он и предсказал ученику своему Прохору.
Случилось, что когда они сели в Иопии на корабль и начали плавание, в
одиннадцатый час дня настала великая буря, а ночью корабль разбился, и все
бывшие на нем плавали в волнах морских, держась, кто за что ухватился. В
шестой же час дня море выбросило всех их с Прохором на берег в пяти поприщах
от Селевкии: один только Иоанн остался в море. Много и долго плакал Прохор и
пошел в Азию один. На четырнадцатый день пути пришел он к одному селению,
при море лежащему, и остановился здесь для отдыха. И вот в то время, как
однажды он глядел на море и тосковал об Иоанне, вспенившаяся волна морская с
великим шумом хлынула на берег и выбросила Иоанна живым. Прохор подошел
посмотреть, кого выбросило море, и встретив Иоанна, поднял его с земли, и,
обнявшись, они плакали и за все благодарили Бога. Так святой Иоанн
четырнадцать дней и ночей пробыл в море, и благодатию Божиею остался живым.
Вошедши в селение, попросили они воды и хлеба и, подкрепившись, отправились
в Эфес. Когда же они вошли вместе в город, их встретила жена по имени
Романа, прославившаяся даже до Рима злобою дел своих, которая держала в том
городе общие бани. И вот она, нанявши Иоанна и Прохора, приставила их
работать в бане и мучила. Хитростью своею она привлекла их обоих в услужение
себе: Иоанна приставила поддерживать огонь, а Прохора наливать воду, того и
другого на всю их жизнь, и немало оставались они в толикой беде. Был же в
бане той демон, который ежегодно умерщвлял одного из моющихся в ней - юношу
или отроковицу. Когда строилась эта баня и полагалось основание, то по
бесовскому наваждению, вкопали тут живыми юношу и отроковицу; с тех пор и
стало совершаться такое убийство. Случилось же в то время войти в баню
некоему отроку, по имени Домну, сыну городского старшины Диоскорида. Когда
Домн мылся в бане, напал на него бес и удавил его; и был о нем великий плач.
Стало это известно по всему городу Эфесу; узнав об этом, и сам Диоскорид был
так опечален, что от скорби умер и он. Романа же много молилась Артемиде о
том, чтобы она воскресила Домна, и, молясь, терзала тело свое, но ничто не
помогало. В то время как Иоанн спрашивал Прохора о случившемся, Романа,
увидев их беседующими, схватила Иоанна и начала наносить ему побои, укоряя и
возлагая вину смерти Домна на Иоанна. Наконец, она сказала:
— Если ты не воскресишь Домна, я убью тебя.
Помолившись, Иоанн воскресил отрока. Романа пришла в ужас. Она называла
Иоанна Богом или Сыном Божиим, но Иоанн проповедовал силу Христову и учил
веровать во Христа. Затем воскресил он и Диоскорида, и уверовали во Христа
Диоскорид и Домн, и все они крестились. И напал на всех людей страх, и
Дивились они случившемуся. Одни говорили про Иоанна и Прохора, что они
волхвы, другие же справедливо возражали, что волхвы мертвых не воскрешают.
Иоанн изгнал беса из бани, и пребывали они с Прохором в доме Диоскоридовом,
утверждая новопросвещённых в вере и уча их добродетельной жизни.
* * *
В одно время случился в Эфесе праздник Артемиде, и весь
народ в белых одеждах праздновал, торжествуя и ликуя при храме Артемидином;
против же храма стоял идол той богини. И вот Иоанн, войдя на высокое место,
стал близ идола и громогласно обличал слепоту язычников, что они не знают,
кому покланяются и вместо Бога почитают беса. Народ же исполнился за это
ярости и бросал в Иоанна камнями, но ни один из камней не попал в него:
камни наоборот побивали самих же бросающих их. Иоанн, воздев руки к небу,
начал молиться — и тотчас настала на земле жара и зной великий, и попадало
из множества людей до 200 человек, и все они умерли, а прочие едва пришли в
себя от страха и умоляли Иоанна о милости, ибо ужас и трепет напали на них.
Когда же Иоанн помолился Богу, все умершие воскресли, и пришли все к Иоанну
и, уверовав во Христа, крестились. Там же, на некотором месте, называемом
Тихи, Иоанн исцелил расслабленного лежавшего 12 лет. Исцеленный прославил
Бога.
После того, как Иоанном совершены были и многие другие
знамения, и слух о чудесах его распространился повсюду. И бес, пребывающий в
капище Артемидином, боясь, что и он будет низложен Иоанном, принял на себя
образ воина, и сел на видном месте и горько плакал. Проходящие мимо
спрашивали его, откуда он и отчего так сильно плачет.
Он же говорил:
— Я - из Кесарии Палестинской, начальник над темницами;
повелено мне было стеречь двух волхвов, из Иерусалима пришедших, Иоанна и
Прохора, коих, по причине множества их злодеяний, осудили на смерть. Утром
они должны были погибнуть лютою смертью, но волхованием своим ночью убежали
из темничного заключения, а я из-за них впал в беду, так как князь хочет
погубить меня вместо них. Я умолил князя, чтобы он пустил меня преследовать
их, и вот я слышу, что те волхвы находятся здесь, но не имею никого, кто бы
помог мне поймать их.
Говоря это, бес показал и грамоту, о том
свидетельствующую, показал и большой сверток золота, обещая дать его тем,
кто погубит сих волхвов.
Слышав это, некоторые воины сжалились над ним, возбудили
народ против Иоанна и Прохора и, подойдя к дому Диоскоридову, сказали: "Или
выдай нам волхвов, или дом твой зажжем." Диоскорид скорее соглашался на то,
чтобы дом его сгорел, чем выдать им апостола с учеником его Прохором. Но
Иоанн провидя духом, что мятеж народный приведет к добру, отдал себя и
Прохора сборищу народному. Ведомые народом, дошли они до храма Артемиды.
Иоанн помолился Богу— и внезапно храм идольский пал, не повредив ни одного
человека. И сказал апостол сидящему там бесу:
— Тебе говорю, нечестивый бес, скажи, сколько лет ты
живешь здесь, и ты ли возбудил против нас народ сей!
Бес же отвечал:
— 109 лет я пребываю здесь, и я возбудил народ сей на
вас.
Иоанн же сказал ему:
— Во имя Иисуса Назарянина повелеваю тебе оставить место
сие. — и тотчас бес вышел.
Ужас объял всех людей, и они уверовали во Христа. Были
сотворены от Иоанна и еще большие знамения, и многое множество народа
обратилось к Господу.
В то время Домициан, император Римский, воздвиг на
христиан большое гонение, и Иоанн был оклеветан перед ним. Епарх Асийский,
схватив святого, отослал связанным в Рим к кесарю, где за исповедание
Христово Иоанн прежде всего претерпел удары, а затем должен был выпить чашу,
наполненную смертоносным ядом. Когда же он не получил от нее вреда, тогда
был ввергнут в котел с кипящим маслом, но и оттуда вышел невредимым. И
вопиял народ: "велик Бог христианский!" Кесарь же, не дерзая более мучить
Иоанна, счел его бессмертным и осудил на изгнание на остров Патмос, как и
сказал Господь во сне Иоанну:
— Много подобает тебе пострадать, и будешь изгнан на
некоторый остров, который весьма в тебе нуждается.
Взявши Иоанна с Прохором, воины отвели их на корабль и
отплыли. В один из дней их плаванья, сели вельможи царские обедать и, имея
множество яств и питий, развеселились. Один из них, юноша, играя, упал с
корабля в море и утонул. Тогда их веселье и радость обратились в плач и
сетование, ибо не могли они помочь упавшему в глубину морскую. Особенно же
сильно рыдал отец того отрока, находившийся здесь же на корабле: он хотел
броситься в море, но был удержан другими. Зная силу Иоанна творить чудеса,
все они начали усердно просить его о помощи. Он же спросил каждого из них,
какого кто чтит бога; и один сказал: Аполлона, другой—Зевса,
третий—Геркулеса, иные—Эскулапа, другие— Артемиду Эфескую.
И сказал им Иоанн:
— Столько богов имеете вы, и не могут они спасти одного
утонувшего человека!
И оставил он их в печали до утра. На утро же сжалился
Иоанн над гибелью юноши и усердно помолился Богу со слезами. Тотчас
сделалось на море волнение, и одна волна, поднявшись до корабля, выбросила
юношу живым к ногам Иоанновым. Видя сие, все удивились и возрадовались о
спасенном от потопления юноше. Иоанна же они начали весьма почитать и сняли
с него железные оковы.
Однажды ночью, в пять часов, случилась на море великая
буря, и все начали кричать, отчаявшись в жизни своей, так как уже и корабль
стал разрушаться. Тогда возопили все к Иоанну, прося, чтобы он помог им и
умолил своего Бога о спасении их от погибели. Повелев им молчать, святой
начал молиться и буря тотчас прекратилась и настала великая тишина. Один
воин был одержим желудочною болезнью и уже умирал; его апостол сделал
здоровым. Оскудела вода на корабле, и многие, изнемогши от жажды, были
близки к смерти. Иоанн сказал Прохору:
— Наполни сосуды водою морскою.
И когда сосуды были наполнены, он сказал:
— Во имя Иисуса Христа почерпайте и пейте!
Почерпнувши, нашли воду сладкою и, напившись, отдохнули.
Видя такие чудеса, спутники Иоанна приняли крещение и
хотели отпустить Иоанна на свободу. Но он сам уговорил их отвести его на
указанное ему место. Прибывши на остров Патмос, они отдали игемону послание.
Мирон же, тесть игемонов, взял Иоанна и Прохора в свой дом. У Мирона был
старший сын, по имени Аполлонид, имевший в себе прорицающего беса, который
предсказывал будущее; и все считали Аполлонида за пророка. В то время, как
Иоанн входил в дом Миронов, Аполлонид тотчас пропал без вести; он убежал в
другой город, боясь, чтобы прорицающий бес не был изгнан из него Иоанном.
Когда в дому Мироновом поднялся вопль об Аполлониде, пришло от него
уведомление, извещающее, что его изгнал из дому своим чародейством Иоанн, и
что он не может возвратиться до тех пор, пока Иоанн не будет погублен.
Прочитав письмо, Мирон пошел к зятю своему игемону
возвестить о случившемся; игемон же, схватив Иоанна, хотел отдать его на
съедение зверям. Но Иоанн умолял игемона, чтобы он потерпел немного и
позволил ему послать ученика своего к Аполлониду, обещаясь возвратить его в
дом. Игемон не препятствовал послать ученика, но самого Иоанна, связав двумя
веригами, посадил в темницу. И пошел Прохор к Аполлониду с Иоанновым
посланием, в котором написано было так: "Я, Иоанн, апостол Иисуса Христа,
Сына Божия, прорицающему духу, живущему в Аполлониде, повелеваю именем Отца,
и Сына, и Св. Духа: выйди из создания Божия и никогда не входи в него, но
будь один вне сего острова в местах безводных, а не среди людей." Когда
Прохор пришел к Аполлониду с таким посланием, бес тотчас вышел из него.
Аполлониду вернулся разум, и, как бы воспрянув от сна, пошел он с Прохором
обратно в свой город. Но не тотчас вошел он в дом, а сперва устремился в
темницу к Иоанну и, припадая к ногам его, воздал ему благодарение за то, что
он освободил его от нечистого духа. Узнавши о возвращении Аполлонида,
родители, братья и сестры его, все собрались и радовались, а Иоанн был
освобожден от уз. Аполлонид поведал о себе следующее:
— Уже много лет прошло с тех пор, как я спал на одре
своем глубоким сном. Некоторый человек, став по левую сторону одра, потряс
меня и разбудил, и я увидал, что он чернее обожженного и гнилого пня; глаза
у него горели как свечи, и вострепетал я от страха. Он же сказал мне:
"Открой уста свои"; я открыл, и вошел он в уста мои и наполнил мое чрево; с
этого часа сделалось мне известным доброе и злое, а также и все, случающееся
в доме. Когда же апостол Христов вошел в наш дом, тогда сказал мне сидящий
во мне: "Беги отсюда, Аполлонид, чтобы тебе не умереть в страданиях, ибо
человек сей — чародей и хочет тебя умертвить". И я тотчас бежал в другой
город. Когда же я хотел возвратиться, он не позволял мне, говоря: "Если
Иоанн не умрет, ты не можешь жить в своем доме." А когда Прохор пришел в тот
город, в котором был я, и я увидав его, нечистый дух тотчас вышел из меня
тем же способом, которым он сперва вошел в мое чрево, и почувствовал я
облегчение от великой тягости, ум мой пришел в здоровое состояние, и стало
мне хорошо.
Услышавши сие, все припали к ногам Иоанна. Он же,
отверзши уста, поучал их вере в Господа нашего Иисуса Христа. И уверовал
Мирон с женой и детьми своими, все они крестились, и была в доме Мироновом
радость великая. А после и жена игемонова, Хризиппида, дочь Миронова,
приняла с своим сыном и всеми рабами своими святое крещение; за нею
крестился и муж ее, Лаврентий, игемон того острова, сложив при этом с себя
власть свою, чтобы свободнее служить Богу. И оставался Иоанн с Прохором в
дому Мироновом три года, проповедуя слово Божие. Здесь сотворил он силою
Иисуса Христа много знамений и чудес: исцелил больных и бесов прогнал, храм
Аполлонов со всеми его идолами разрушил одним словом своим, и многих,
обратив к вере во Христа, крестил.
* * *
Был в стране той один волхв, по имени Кинопс, живший в
пустыне и много лет знавшийся с нечистыми духами. По причине производимых им
привидений, все жители острова считали его за бога. Жрецы же Аполлоновы,
вознегодовавшие на Иоанна за разорение капища Аполлона и за то, что он всех
людей сделал последователями Иисуса Христа, пришли к Кинопсу и жаловались
ему на апостола Христова, умоляя отмстить за бесчестие их богов. Кинопс
однако не захотел идти в город сам, так как много лет жил в том месте
безвыходно. Но граждане еще чаще стали ходить к нему с тою же просьбою.
Тогда он обещал послать в дом Миронов духа лукавого, взять душу Иоаннову и
предать ее вечному суду. Утром он послал к Иоанну одного из князей над злыми
духами, повелевая принести к себе душу его. Придя в дом Миронов, бес стал на
том месте, где был Иоанн. Иоанн же, увидев беса, сказал ему:
— Именем Христовым повелеваю тебе не сходить с этого
места до тех пор, пока ты не скажешь мне, для какой цели ты пришел сюда ко
мне.
Будучи связан словом Иоанновым, бес стал неподвижно и
сказал Иоанну:
— Жрецы Аполлона пришли к Кинопсу и умоляли его, чтобы он
шел в город и навел на тебя смерть, но он не захотел, говоря: "много лет я
живу на этом месте, не выходя; стану ли утруждать себя теперь из-за человека
худого и ничтожного? Идите путем своим, утром же я пошлю своего духа, и
возьмет он душу его и принесет ко мне, а я предам ее вечному суду.
И сказал Иоанн бесу:
— Посылал ли он тебя когда-либо взять душу человеческую и
принести ему?
Бес отвечал:
— Вся сила сатанинская в нем, и он имеет соглашение с
нашими князьями, а мы с ним — и Кинопс слушает нас, и мы его.
Тогда Иоанн сказал:
— Я, апостол Иисуса Христа, повелеваю тебе, злой дух, не
входить в жилища человеческие и не возвращаться к Кинопсу, но уйти с этого
острова и мучиться.
И тотчас бес удалился с острова. Кинопс же, видя, что дух
не возвратился, послал другого; но и тот также пострадал. И еще двоих из
князей темных послал он: одному велел войти к Иоанну, а другому стоять
снаружи, чтобы принести ему ответ.
Вошедший к Иоанну бес пострадал так же, как и приходивший
ранее; другой же бес, стоявший снаружи, видев беду своего друга, убежал к
Кинопсу и рассказал о случившемся. И исполнился Кинопс ярости и, взяв все
множество бесовское, пришел в город. Весь город обрадовался, видя Кинопса, и
все, приходя, кланялись ему. Найдя Иоанна учащим народ, Кинопс исполнился
сильной ярости и сказал народу:
— Мужи слепые, заблуждающиеся от истинного пути,
послушайте меня! Если Иоанн праведен, и все сказанное им истинно, пусть он
побеседует со мною и сотворит такие же чудеса, какие творю я, и вы увидите,
кто из нас больше, Иоанн или я. Если он окажется сильнее меня, то буду
веровать словам и делам его и я.
И сказал Кинопс одному юноше:
— Юноша! жив ли отец твой?
Он же ответил:
- Умер.
И сказал Кинопс:
- Какою смертью?
Тот же отвечал:
— Он был пловцом и, когда корабль разбился, утонул в
море.
И сказал Кинопс Иоанну:
— Теперь покажи, Иоанн, силу твою, чтобы мы поверили
словам твоим: представь сыну отца его живым.
Иоанн отвечал:
— Не послал меня Христос мертвых извлекать из моря, но
людей обольщенных поучать.
И сказал Кинопс всему народу:
— Хотя теперь поверьте мне, что Иоанн — льстец и
обманывает вас; возьмите его и держите, пока я не приведу отроку отца его
живым.
Они взяли Иоанна, а Кинопс распростер руки и ударил ими
по воде. Когда послышался на море плеск, все испугались, а Кинопс стал
невидим. И все закричали:
— Велик ты, Кинопс!
И внезапно вышел Кинопс из моря, держа, как сказал, отца
отрока. Все удивились. И сказал Кинопс:
— Это ли отец твой?
— Да, господин, — отвечал отрок.
Тогда народ припал к ногам Кинопса и хотел убить Иоанна.
Но Кинопс запретил им, говоря:
— Когда увидите больше сего, тогда пусть будет мучен он.
Затем, призвав другого человека, он сказал:
— Имел ли ты сына?
И ответил тот:
— Да, господин, имел, но некто по зависти убил его.
И тотчас воззвал Кинопс голосом, призывая по именам
убийцу и убиенного, и оба они предстали. И сказал Кинопс Иоанну:
— Удивляешься ли ты, Иоанн?
Святой Иоанн ответил:
— Нет, я сему не удивляюсь.
Кинопс сказал:
— Больше увидишь, и тогда будешь Дивиться, и не умрешь,
пока я не устрашу тебя знамениями.
И ответил Иоанн Кинопсу:
— Знамения твои скоро разрушатся.
Услышав такие слова, народ бросился на Иоанна и бил его
до тех пор, пока не счел его мертвым. И сказал Кинопс народу:
— Оставьте его без погребения, пусть птицы растерзают
его.
И они отошли от того места, радуясь с Кинопсом. Вскоре,
однако, услыхали, что Иоанн учит на месте, где побивали камнями
преступников. Кинопс призвал беса, при помощи коего чародействовал, и, придя
на то место, сказал Иоанну:
— Я замышляю сделать тебе еще больше посрамление и стыд,
для чего и оставил тебя в живых; приди на морской песчаный берег — там ты
увидишь славу мою и устыдишься.
Сопровождали же его три беса, которых народ считал за
людей, воскрешенных Кинопсом из мертвых. Сильно всплеснув руками своими,
погрузился Кинопс в море и стал для всех невидим.
— Велик ты, Кинопс, — возопил народ, — и нет иного больше
тебя!
Иоанн же повелел бесам, которые стояли в образе
человеческом, не отходить от него. И помолился он Господу, чтобы не был
Кинопс живым и стало так; ибо море внезапно возмутилось и закипело волнами,
и Кинопс уже не вышел из моря, но остался в глубине морской. А бесам тем,
коих народ считал за людей, воскресших из мертвых, Иоанн сказал:
— Во имя Иисуса Христа распятого и в третий день
воскресшего, уйдите с сего острова, - они тотчас исчезли.
Народ же сидел на песке, дожидаясь Кинопса три дня и три
ночи; от голода, жажды и жара солнечного многие из них изнемогли и лежали
безгласными, а трое из их детей умерло. Смилостивившись над народом, Иоанн
помолился о спасении его, и много побеседовав с ним о вере, воскресил их
детей, исцелил больных, и все они единодушно обратились к Господу,
крестились и разошлись по домам своим, славя Христа. А Иоанн вернулся в дом
Миронов и, часто приходя к народу, поучал его вере в Иисуса Христа.
* * *
Однажды он нашел лежащим при дороге
больного человека, сильно страдавшего горячкою, и исцелил его крестным
знамением. Один Иудей, по имени Филон, который препирался с апостолом от
писания, увидев это, попросил Иоанна в свой дом. Была же у него жена в
проказе; та припала к апостолу и тотчас исцелилась от проказы и уверовала во
Христа. Тогда уверовал и сам Филон, и воспринял со всем домом своим святое
крещение. Вышел, затем, святой Иоанн на торжище, и собрался к нему народ
послушать от уст его спасительного учения. Пришли и жрецы идольские, из
которых один, искушая святого, сказал:
— Учитель! имею я сына, хромого на обе ноги, умоляю тебя — исцели его; если
ты исцелишь его, то и я уверую в того Бога, Коего ты проповедуешь.
Святой же сказал ему:
— Зачем ты так искушаешь Бога, Который явно покажет лукавство твоего сердца?
Сказав это, Иоанн послал к сыну его с такими словами:
— Во имя Христа Бога моего, встань и приди ко мне.
И тот, тотчас встав, пришел к святому здоровым; а отец в тот же час за сие
искушение охромел на обе ноги и от сильной боли с криком упал на землю,
умоляя святого:
— Помилуй меня, святитель Божий, и исцели меня именем Христа, Бога твоего,
ибо я верую, что нет иного Бога, кроме Его.
Тронутый мольбами, святой исцелил жреца и, научив вере, крестил его во имя
Иисуса Христа.
Утром пришел Иоанн на место, где лежал человек, страдавший водянкою и не
встававший с постели 17 лет. Апостол исцелил его словом и просветил святым
крещением. В тот же день прислал за Иоанном человек, ставший игемоном после
зятя Миронова, Лаврентия, усердно умоляя святого придти в его дом; ибо жене
игемоновой, бывшей непраздной, настал час родить, и она весьма страдала,
будучи не в силах разрешиться от бремени. Апостол скоро пришел и едва только
ступил на порог дома, как жена тотчас родила, и болезнь облегчилась. Увидев
это, игемон уверовал во Христа со всем домом своим.
Прожив там три года, Иоанн отошел в другой город, жители которого помрачены
были тьмою идолопоклонства. Когда он вошел туда, то увидал народ,
празднующий бесам, и несколько связанных юношей. И спросил Иоанн одного из
стоящих там:
— Для чего связаны юноши сии?
Человек тот ответил:
— Мы почитаем великого бога — волка, коему совершаем праздник; ему-то эти
юноши и будут заколоты в жертву.
Иоанн попросил показать ему их бога, на что человек тот сказал:
— Если хочешь видеть его, подожди до четвертого часа тогда ты увидишь жрецов
идущих с народом на то место, где является бог; пойди с ними, и ты увидишь
нашего бога.
Иоанн же сказал:
— Вижу, что ты человек добрый, я же пришлец; умоляю тебя, сведи меня сейчас
же на то место сам: ибо весьма я желаю видеть вашего бога; и если ты
покажешь мне его, я дам тебе драгоценный бисер.
Тог повел Иоанна и, показав ему болото, наполненное водою, сказал:
— Отсюда бог наш выходит и является народу.
И ждал Иоанн выхода того бога; и вот около четвертого часа дня явился бес,
выйдя из воды в виде огромного волка. Остановив его именем Христовым, святой
Иоанн спросил:
— Сколько лет ты живешь здесь?
— 70 лет, — отвечал Диавол.
Апостол же Христов сказал:
— Именем Отца и Сына и Св. Духа повелеваю тебе: уйди с сего острова и
никогда не приходи сюда.
И Диавол тотчас исчез. А человек тот, видя случившееся, ужаснулся и припал к
ногам апостола. Иоанн научил его вере святой и сказал ему:
— Вот, ты имеешь от меня тот бисер, который я обещал дать тебе.
Тем временем дошли до того места со связанными отроками жрецы, имея в руках
своих ножи, а с ними и много народу. Долго ждали они выхода волка, чтобы
заколоть на съедение ему отроков.
Наконец, подошел к ним Иоанн и стал просить, чтобы освободили они неповинных
отроков:
— Нет уже, — сказал он, — бога вашего - волка; это был бес, и сила Христова
победила его и прогнала.
Услышав, что волк погиб, они испугались, и, не найдя его, несмотря на долгие
поиски, освободили отроков и отпустили здоровыми. Святой Иоанн начал
проповедовать им о Христе и обличат их прельщение, и многие из них,
уверовавши, крестились.
Была в том городе баня. Однажды мылся в ней сын жреца Зевса, и умерщвлен был
Диаволом, обитавшим в бане. Услыхав об этом, отец его с великим плачем
пришел к Иоанну, прося воскресить сына и обещая уверовать во Христа. Святой
пошел с ним и именем Христовым воскресил умершего. И спросил он юношу, какая
была причина его смерти. Тот отвечал:
— Когда я мылся в бане, кто-то черный вышел из воды, схватил меня и удавил.
Уразумев, что в той бане живет бес, святой заклял его и спросил:
— Кто ты и зачем ты живешь здесь?
Бес ответил:
— Я - тот, которого ты выгнал из бани в Эфесе, и живу здесь уже шестой год,
вредя людям.
Святой Иоанн изгнал его и из сего места. Увидев это, жрец уверовал во Христа
и крестился с сыном и со всем домом своим.
После сего вышел Иоанн на торговую площадь, где собрался к нему почти весь
город, чтобы слышать слово Божие. И вот одна женщина пала к ногам его, с
плачем умоляя, чтобы он исцелил бесноватого сына ее, для исцеления коего она
отдала врачам почти все имущество. Апостол велел вести его к себе и, как
только посланные сказали бесноватому: "Тебя зовет Иоанн", бес тотчас вышел
из него. Придя к апостолу, исцеленный исповедал веру во Христа и крестился
вместе с матерью своею.
* * *
В том же городе был особенно чтимый храм идола Бахуса, называемого у
идолопоклонников "отцом свободы": Собираясь здесь в праздник его с пищей и
питием, мужчины и женщины веселились и, упившись, творили в честь мерзкого
своего великое беззаконие. Придя сюда во время праздник Иоанн обличал их за
скверное их празднование; жрецы которых было здесь множество, схвативши его,
били бросили связанным, а сами опять возвратились к своему мерзкому делу.
Святой Иоанн помолился Богу, да не потерпит Он такого беззакония; и тотчас
идольское капище разрушилось до основания и побило всех жрецов; прочие же
люди, испугавшись, освободили апостола от уз и умоляли его, чтобы их не
погубил он.
В том же городе был знаменитый волхв по имени Нукиан; узнав о падении капища
и гибели жрецов, он весь вознегодовал и, придя к святому Иоанну, сказал:
— Нехорошо ты сделал, что разрушил храм Бахуса погубил его жрецов; умоляю
тебя снова воскресить их, как воскресил ты сына жреца в бане, и тогда я
стану веровать в Бога твоего.
Святой Иоанн отвечал:
— Причиной их гибели было их беззаконие; посему недостойны они жить здесь,
но пусть мучатся в геенне.
— Если ты не можешь воскресить их, — сказал Нукиан,— то я именем богов моих
воскрешу жрецов и восставлю капище, ты же смерти не избежишь.
Сказавши это, они разошлись. Иоанн пошел учить народ, а Нукиан отправился на
место павшего капища и, обойдя его с волхованием, сделал то, что явилось 12
бесов в образе побитых жрецов, которым он повелел идти за ним и убить
Иоанна.
Бесы же сказали:
— Невозможно нам не только убить его, но даже явиться на том месте, где он;
если ты хочешь, чтобы Иоанн умер, иди и приведи сюда народ, чтобы, увидев
нас, он взъярился на Иоанна и погубил его.
Нукиан, отойдя, встретил множество народа, слушающего учение святого Иоанна,
и закричал им Нукиан сильным голосом:
— О, несмысленные! Зачем вы позволяете прельщать себя этому страннику,
который, погубив ваше капище с жрецами, погубит и вас, если вы будете
слушать его? Идите за мною и вы увидите жрецов ваших, которых я воскресил;
еще же и разрушенное капище я восставлю на глазах ваших, чего Иоанн сделать
не может.
И все пошли за ним, оставив Иоанна. Но апостол, идя с Прохором
другою дорогою, раньше их пришел на то место, где были бесы в образе
воскресших жрецов. Увидев Иоанна, бесы тотчас исчезли. И вот пришел с
народом Нукиан; не найдя бесов, он впал в великую скорбь и снова начал
ходить кругом разрушенного капища, волхвуя и призывая их, но успеха не было.
Когда же настал вечер, народ в негодовании хотел убить Нукиана за то, что он
обманул их.
Некоторые сказали:
— Схватим его и поведем к Иоанну и, что тот повелит нам, то и сделаем.
Услыхав это, святой Иоанн тем же путем предупредил их и встал на прежнем
месте.
Народ, приведя к святому Нукиана, сказал:
— Сей обманщик и враг твой задумал погубить тебя; но мы сделаем с ним то,
что укажешь ты.
Святой же сказал:
— Пустите его! Пусть он покается.
На утро Иоанн опять учил народ вере во Христа, и многие из них, уверовавши,
просили Иоанна крестить их. Когда же Иоанн привел их к реке, Нукиан
чародейством своим воду превратил в кровь. Апостол молитвою ослепил Нукиана
и, сделав воду снова чистою, крестил в ней всех уверовавших. Побежденный
этим, Нукиан пришел в чувство и, искренно каясь, просил апостола быть к нему
милостивым. Святой, увидев его покаяние и довольно поучив, крестил его — и
тот тотчас прозрел и ввел Иоанна в свой дом. Когда Иоанн вошел в него,
внезапно пали все идолы, которые были в дому Нукиана, и разбились в прах.
Видев это чудо, устрашились домашние его, и, уверовавши, крестились.
* * *
Была в том городе одна богатая и красивая вдова, по имени Проклиания. Имея
сына Сосипатра, красивого лицом, она, по бесовскому наваждению,
воспламенилась к нему любовью и всячески стараясь привлечь его к своему
беззаконию. Но сын возненавидел мать за такую безумную страсть. Убежав от
нее, он пришел на место, где тогда учил святой Иоанн, и с наслаждением
слушал поучения апостольские. Иоанн, коему было открыто Духом Святым все
случившееся с Сосипатром, встретив его наедине, поучал почитать мать, но не
слушаться ее в беззаконном деле, и никому о том не говорить, сокрыв грех
своей матери. Сосипатр не хотел возвращаться в дом к матери своей; но
Проклиания, встретив его, схватила за одежду и с криком влекла в дом. На
этот крик явился игемон, недавно прибывший в тот город, и спросил, по какой
причине женщина так тащит юношу. Мать же, скрывши свое беззаконное
намерение, наклеветала на сына, будто бы он хотел сделать над нею насилие, и
рвала волосы свои с плачем и криком. Услышав это, игемон поверил лжи и
присудил неповинного Сосипатра зашить с смертоносными гадами в кожаный мех и
бросить в море. Узнав об этом, Иоанн явился к игемону, обличая его за
несправедливый суд, за то, что не расследовав, как должно, обвинение, он
осудил на смерть неповинного юношу. А Проклиания клеветала и на Иоанна, что
сей обманщик научил ее сына на такое зло. Услышав это, игемон повелел
утопить и святого апостола, зашив в один мех с Сосипатром и с различными
гадами. И помолился святой — и вдруг земля потряслась, а у игемона отсохла
та рука, которою он подписал приговор относительно святого; у Проклиании же
отсохли обе руки и глаза перекосились. Видев это, судия ужаснулся, и все
бывшие там пали ниц от страха. И умолял судия Иоанна, чтобы он помиловал его
и исцелил иссохшую руку; святой же, поучив его довольно суду справедливому и
вере во Христа, исцелил его и крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Так
и неповинный Сосипатр избавлен был от напасти и смерти, и судия познал Бога
истинного. А Проклиания убежала от отрока в свой дом, неся на себе Божие
наказание. Апостол, взяв Сосипатра, пошел в ее дом. И не хотел Сосипатр идти
к матери, но Иоанн учил его незлобию, уверяя, что теперь он не услышит уже
от матери своей ничего беззаконного, ибо она уцеломудрилась. Так
действительно и было. Ибо, когда Иоанн с Сосипатром вошел в ее дом,
Проклиания тотчас упала к ногам апостола, с плачем сознаваясь и каясь в
грехах своих. Исцелив ее от болезни и научив вере и целомудрию, апостол
крестил ее со всем домом ее. Итак, ставши целомудренною, Проклиания
проводила дни свои в великом покаянии.
* * *
В это время убит был царь Домициан. После него занял Римский престол Нерва,
человек весьма добрый; он освободил всех, бывших в заточении. Освобожденный
с другими из заточения, Иоанн задумал возвратиться в Эфес: ибо едва не всех
живущих на Патмосе он уже обратил ко Христу. Христиане же, узнавши о таком
его намерении, умоляли не оставлять их до конца. А так как апостол не
захотел остаться с ними, но желал возвратиться в Эфес, они просили его
оставить на память о своем учении хотя Евангелие, которое он там написал
1 .
Ибо, заповедав однажды всем пост, он взял с собой ученика своего Прохора, и
отойдя от города на далекое расстояние, взошел на высокую гору, где пробыл
на молитве три дня. После третьего же дня загремел великий гром, засверкала
молния, и гора поколебалась; Прохор от страха упал на землю. Обратившись
к
нему, Иоанн поднял его, посадил по правую руку себя и сказал:
— Пиши то, что услышишь из уст моих.
И возведя очи к небу, снова молился, а после молитвы стал говорить: "В
начале было слово" - и прочее.
Ученик же внимательно записал все то, что слышал из уст его; так и было
написано святое Евангелие, которое апостол, сойдя с горы, велел Прохору
снова переписать.
И согласился он оставить переписанное в Патмосе для христиан, согласно их
просьбе, а писанное первоначально удержал у себя. На том же острове написал
святой Иоанн и Апокалипсис
2 .
Прежде же удаления своего с того острова, обошел он окрестные города и
селения, утверждая братство в вере; и случилось ему быть в одном селении, в
котором жил жрец Зевса, по имени Евхарис, имевший слепого сына. Жрец тот
давно желал видеть Иоанна. Услышав же, что Иоанн прибыл в их селение, он
пришел к святому, умоляя его придти в дом его и исцелить сына. Иоанн же,
видя, что он приобретет здесь Христу души человеческие, пошел в дом жреца и
сказал слепому его сыну:
— Во имя Господа моего, Иисуса Христа, прозри, — и слепой тотчас прозрел.
Увидев сие, Евхарис уверовал во Христа и крестился с сыном своим. И во всех
городах того острова святой Иоанн благоустроил церкви святые и поставил им
епископов и пресвитеров; довольно научив жителей, он всех приветствовал и
стал возвращаться в Эфес. И провожали его верующие с плачем и рыданием
великим, не желая лишиться такого солнца, своим учением просветившего их
страну; но святой, сев на корабль и преподав всем мир, отплыл в свой путь.
Когда же он достиг Эфеса, верующие встретили его с радостью неизреченною,
вопия и глаголя:
— Благословен грядый во имя Господне!
И принят он был с честию. Пребывая здесь, он не переставал трудиться, всегда
уча народ и наставляя его на путь спасения.
Когда в Азии апостол обходил города, то в одном из них увидел юношу,
расположенного душою к доброму делу; святой апостол научил и крестил его.
Намереваясь же уйти оттуда на проповедь Евангелия, он при всех поручил сего
юношу епископу того города с тем, чтобы пастырь научил его всякому доброму
делу. Епископ же, взяв юношу, научил его Писанию, но не настолько заботился
о нем, как должно было, и не давал ему такого воспитания, какое подобает
юношам, а напротив предоставил его своей воле. Вскоре отрок начал вести
дурную жизнь, стал упиваться вином и красть. Наконец, он свел дружбу с
разбойниками, которые соблазнивши его, увели в пустыни и горы, поставили его
начальником своим и учиняли разбой по дорогам. Вернувшись через некоторое
время, Иоанн пришел в тог город и, услыхав про того отрока, что он
развратился и стал разбойником, сказал епископу:
— Возврати мне то сокровище, которое я передал тебе на сохранение, как в
верные руки; возврати мне того юношу, которого я вручил тебе при всех для
того, чтобы ты научил его страху Божию/
А епископ с плачем ответил:
— Погиб тог юноша, душою умер, а телом разбойничает по дорогам.
Иоанн же сказал епископу:
— Так ли подобало тебе хранить душу брата твоего? Дай мне коня и проводника,
чтобы пойти и поискать мне, кого ты погубил.
Когда Иоанн пришел к разбойникам, то просил их отвести его к начальнику
своему, что они и исполнили. Юноша же, увидев святого Иоанна, устыдился и,
встав, побежал в пустыню. Забыв свою старость, Иоанн погнался за ним, вопия:
- Сын мой! обратись к отцу своему и не отчаивайся в падении своем; грехи
твои я приму на себя; остановись же и подожди меня, так как Господь послал
меня к тебе.
Юноша, остановившись, припал к ногам святого с трепетом и стыдом великим, не
смея взглянуть ему в лицо. Иоанн же с отеческою любовью обнимая лобызал его
и привел в город, радуясь, что обрел погибшую овцу. И много учил он его,
наставляя покаянию, в котором усердно подвизаясь юноша угодил Богу, получил
прощение грехов и с миром преставился.
* * *
Был в то время один христианин, впавший в такую нищету, что не имел, чем бы
заплатить долги своим заимодавцам; от жестокой скорби задумал он сам себя
убить, и просил одного Иудея дать ему смертоносного яду. А сей враг христиан
и друг бесов исполнил просьбу и дал ему смертоносного питья. Христиании же,
взяв смертельную отраву, пошел в свой дом, но дорогой задумался и испугался,
не зная что ему сделать. Наконец, осенив чашу крестным знамением, выпил ее и
не почувствовал от нее ни малейшего вреда, так как крестное знамение отняло
у чаши весь яд. И много дивился он в себе, что остался здоровым и не
чувствовал никакого вреда. Но, снова не вынеся преследований заимодавцев, он
пошел к Иудею, чтобы тот дал ему сильнейшего яду. Удивившись, что человек
тот все еще жив, волхв дал ему сильнейшей отравы. Получив яд, человек пошел
в свой дом. И долго раздумывая перед тем как выпить, он ,подобно прежнему,
сотворил крестное знамение и на этой чаше и выпил, но опять ничуть не
пострадал. Снова отправился он к Иудею и явился к нему здоровым. И
насмехался он над волхвом, что тот неискусен в своем чародействе. Иудей же,
испугавшись, спросил его, что он делал, когда пил. Он же сказал: "Ничего
иного, как только осенял чашу крестным знамением." И узнал Иудей, что
прогоняла смерть сила святого креста; и, желая узнать истину, дал того яда
псу и пес тотчас же перед ним издох, Увидев это, Иудей отправился с тем
христианином к апостолу и поведав ему о случившемся с ними.
Святой Иоанн научил Иудея вере во Христа и Крестил его, бедному же тому
христианину велел принести охапку сена, которую крестным знамением и
молитвой претворил в золото, чтобы он мог отдать долги свои, остатком же
содержать свой дом. Затем апостол снова вернулся в Эфес, где, пребывая в
доме Домна, обратил ко Христу многое множество людей и сотворил неисчислимые
чудеса.
* * *
Последние годы своей жизни апостол Иоанн проводил в аскетических, подвигах:
питался лишь хлебом и водой, не стриг своих волос и одевался в простые
полотняные одежды. От старости он не имел уже сил проповедовать слово Божие
даже и в окрестностях Эфеса. Теперь он только поучал епископов Церкви и
воодушевлял их неустанно учить народ слову Евангельскому, а особенно помнить
и проповедовать первую и главную Евангельскую заповедь, заповедь любви.
Когда, рассказывает блаженный Иероним, святой апостол дошел до такой немощи,
что ученики его с трудом лишь приносили его в церковь, и он не мог уже
произносить продолжительных поучений, то он ограничивал свои беседы
непрестанным повторением такого наставления: "Детки, любите друг друга!" А
когда однажды ученики спросили его, зачем он непрестанно повторяет им это,
Иоанн ответил следующими достойными его словами: "Сия есть заповедь
Господня, и если ее соблюдете, то и довольно." На закате дней своих святой
апостол пользовался особенною любовью всего христианского мира. Он был в то
время единственным апостолом—самовидцем Господа, так как все другие апостолы
уже скончались. Весь мир христианский знал о том, что святой Иоанн был
любимейшим учеником Господа. Посему многие искали случая видеть апостола и
считали за честь и счастье коснуться его риз.
Когда апостолу исполнилось более ста лет, вышел он из дома Домна с семью
своими учениками и, дойдя до некоторого места, велел им там сесть. Время
было уже к утру, и он, отойдя на такое расстояние, на какое можно бросить
камень, начал молиться. Потом, когда ученики его, согласно его воле,
выкопали ему крестообразную могилу, он заповедал Прохору идти в Иерусалим и
оставаться там до кончины своей. Преподав еще наставление ученикам своим и
поцеловав их, апостол сказал:
— Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею.
И поцеловали его ученики и покрыли его до колен, а когда он снова поцеловал
их, то покрыли его даже до шеи, положили на лице его покрывало, и поцеловав
еще, с великим плачем покрыли его совсем. Услышав об этом, братия пришли из
города и раскопали могилу, но ничего не нашли там и весьма много плакали;
затем, помолившись, они возвратились в город. И каждый год, в восьмой день
месяца мая, появлялось из гроба его благовонное миро и по молитвам святого
апостола подавало исцеления болящим в честь Бога, в Троице славимого во веки
веков. Аминь.
1
Евангелие написано Иоанном уже в глубокой старости, в
самом конце I века по Р. X. Епископы Эфеса и всей вообще Малой Азии,
опасаясь умножившихся в то время лжеучений о Лице Господа нашего, Иисуса
Христа, и предвидя скорую кончину св. апостола, просили его дать им свое
Евангелие (новое, сравнительно с тремя уже имевшимися). Это Евангелие они
желали иметь у себя руководством в борьбе с еретиками, отвергавшими Божество
Христа. Иоанн удовлетворил просьбу епископов и дал им написанное им по
внушению Духа Святого Евангелие, отличное от Евангелий Матфея, Марка и Луки.
В своем Евангелии св. Иоанн говорит главным образом о том, о чем нет речи у
тех евангелистов. Он дополняет их, опуская то, что передано у них, и
рассказывая о том, что у них опущено. Все события земной жизни Спасителя, о
которых упоминает Иоанн, переданы у него с самою обстоятельною
точностью.
(вернуться к тексту)
2
Предание рассказывает, что однажды Иоанн, вместе с
учеником своим Прохором, уединился в пустынной пещере, где и провел 10 дней
вместе с Прохором, а другие 10 дней - один. В сии последние 10 дней он
ничего не ел, а только молился Богу, прося Его открыть, что ему надо делать.
И был голос к Иоанну свыше: "Иоанн, Иоанн!" Иоанн отвечал: "Что повелеваешь,
Господи?" И говорил голос свыше: "Потерпи ещё десять дней, и будет тебе
откровение многого великого." Иоанн, провел так еще 10 дней без пищи. И
совершилось тогда дивное: ангелы от Бога сошли к нему и возвестили ему много
неизреченного. И когда Прохор возвратился к нему, он послал его за чернилами
и хартиею и потом два дня говорил Прохору о бывших ему откровениях, а тот
записывал их.
(вернуться к тексту)
|