ОТКРОВЕНИЯ, ЧУДЕСА, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ.

опубликовано: 19.05.2007

Артемий был родом из знатного Римского семейства, имел сан сенатора и при императоре Констанцие заведывал всем и имуществом. Начал же он свою службу при Константине Великом в войсках этого императора. Когда ему пришлось вместе с Константином, увидеть на небе чудесное знамение креста, то он утвердился в вере христианской и стал слугою императора Константина и его дома (Костантин еще не был христианином, когда ему пришлось выступить против сильного соперника Максенция. Он не знал, кого ему молить о помощи, и когда солнце склонилось к западу, Константин увидел на небе сияющий крест и под ним надпись: Сим побеждай". Это знамение видели и войска его. Ночью, Константину явился Сам Христос и повелел устроить знамя в виде креста и изобразить крест на щитах и шлемах своих воинов. Константин исполнил повеление и вскоре совершенно разбил войска Максенция. После этого он открыто объявил о своем сочувствии христианству). По смерти Константина, он все время пребывал при сыне его Констанцие (царствовал с 337 до 361 г.), как его лучший друг, и царь давал ему самые ответственные попоручения. Так, когда Констанций узнал от одного епископа, что тела апостолов Христовых Андрея и Луки погребены в Ахаии (провинция в Греции), то поручил Артемию перенести сии драгоценные сокровища в Константинополь. Артемий, исполняя царское повеление, с великими почестями перенес мощи святых апостолов в царствующий град и за сие получил от царя повышение, которого он был вполне достоин: именно царь сделал его дуксом и августалием Египта (дукс - военачальник; августалий - титул, равный современному титулу: Высочество), и Артемий жил там, благоугождая Богу. Распространяя честь и славу имени Иисуса Христа, он низвергнул и сокрушил много идолов в Египте.

Когда царь Констанций, сын Константина Великого, скончался, то власть над всею Римскою империей принял нечестивый отступник Юлиан, который прежде тайно, а теперь явно отвергся от Господа нашего Иисуса Христа и открыто стал покланяться идолам. Он разослал по всем странам своего царства, восточным и западным, указ о том, чтобы те храмы, которые в царствование Константина Великого христиане отняли у язычников, поставив в них свои алтари, снова были отданы язычникам; вместе с тем он повелел в этих храмах снова поставить кумиры и совершать жертвоприношения богам.

Сей нечестивый царь снова восстановил великое многобожие, которое пало при святом царе Константине, христиан же подверг сильным притеснениям, мучая и умерщвляя их, разграбляя их имущество, и изрыгая хуления на святое имя Иисуса Христа.

Юлиан, племянник Константина Великого, еще при жизни Констанция, был соправителем сего императора, управляя западными провинциями Римской империи.

Чтобы унизить христианство, нечестивый Юлиан, взяв из гробницы кости святого пророка Елиссея и мощи святого Иоанна Крестителя, кроме честной его главы и правой руки, которые лежали в Севастии, и смешав их с костями животных и нечестивых людей, сжег их, а пепел рассеял по воздуху; христиане впрочем тот пепел и оставшиеся от сожжения кости взяли и хранили в почетном месте.

Затем он узнал, что в городе Панеаде (город на севере Палестины, иначе - Кесария Филиппова) находится изваяние Христа Спасителя, устроенное кровоточивою женщиною, исцелившеюся чрез прикосновение к краю риз Христовых. Сие изваяние царь ниспровергнул и повелел влачить его по площади, доколе оно все ни разбилось; только голову сего изваяния один христианин похитил и сохранил. На месте же, где стояло изваяние, царь повелел поставить свою статую, которая, однако, была разбита ударом молнии.

Собрав большое войско, нечестивец Юлиан решил идти и Персов и во время сего похода прибыв в Антиохию, воздвиг здесь по своему обычаю гонение на Церковь Христову, умерщвляя верующих.

В то время к нему приведены были два Антиохийских пресвитера Евгений и Макарий, люди ученые. С ними Юлиан спорил о богах, приводя для доказательства нечестивых мыслей различные слова языческих греческих писателей, но не смог принудить к молчанию богоглаголивые уста мудрых старцев; напротив, он сам был ими поражен, посрамлен и обличен в нечестии. Не вынося своего посрамления, Юлиан повелел бить святых нещадно, предварительно обнажив их, и Евгению было дано пятьсот ударов, а Макарию - без числа.

Когда святые сии подвергнуты были тяжким мучениям, в то время на месте казни случилось быть Артемию. Узнав, что воцарился Юлиан и, что он идет в поход на Персов, - в виду чего и ему был послан указ о прибытии со всеми своими войсками в Антиохию, - Артемий пришёл сюда с своими войсками, воздал Юлиану почтение, подобающее царю, предложив ему при сем подарки, и стоял около царя в то время, когда подвергаемы были мучению святые исповедники Евгений и Макарий. Слыша, как нечестивый Юлиан хулит своими скверными устами Господа Иисуса Христа, Артемий исполнился ревности и, подойдя к царю, сказал:

- Зачем ты, государь, так бесчеловечно мучишь неповинных и посвященных Богу мужей и принуждаешь их отступить от православной веры? Знай, что и ты - человек немощный; если Бог и поставил тебя царем, то все таки ты можешь подвергнуться искушению от диавола; я думаю, что первый виновник зла - лукавый диавол, как некогда он испросил у Бога позволение искусить Иова и получил оное, так и тебя он воздвиг против нас и навел на нас, чтобы твоими руками истребить Христову пшеницу и всеять свои плевелы. Но тщетны его старания и ничтожна его сила; ибо с тех пор, как пришел Господь и водружен был крест, на коем вознесен был Христос, пала бесовская гордыня и сокрушена сила бесовская. Итак, не обольщайся, царь, и не преследуй, в угодность демонам, Богом хранимый народ христианский. Знай, что крепость и сила Христова непобедимы и непреодолимы.

Услышав сие, Юлиан возгорелся гневом и закричал громким голосом:

- Кто и откуда сей нечестивец, который так дерзновенно обращается к нам и смеет в лицо оскорблять нас?

Предстоявшие царю отвечали:

- Царь! это дукс и августалий Александрийский.

- Как? - сказал царь, - это мерзкий Артемий, который участвовал в умерщвлении брата моего Галла?

(Галл, брат Юлиана, был сделан императором Констанцием, не имевшим детей, наследником престола, но потом возбудил против себя гнев Констанция тем, что явно стал стремиться к ниспровержению с престола Констанция. Последний послал доверенных своих людей, чтобы лишить Галла власти над восточными провинциями, а эти посланные, из желания угодить своему государю, умертвили Галла).

- Да, державный царь, это он, - отвечали предстоявшие. Царь же сказал:

- Я должен благодарить безсмертных богов, а более всего дафнийского Аполлона за то, что они предали мне в руки его врага, который сам пришел сюда. Итак пусть сей злодей будет лишен своего сана; пусть с него снимут пояс и ныне же подвергнут его наказанию, а завтра, если будет угодно богам, я произнесу над ним приговор за убийство своего брата. Я отомщу на нем неповинную кровь и погублю его не одною казнию, но множеством казней, ибо он пролил кровь не простого человека, а царскую.

(Дафне - пригород Антиохии. Это было чрезвычайно красивая местность, где повсюду струились прозрачные ручьи, и где стояло множество всяких деревьев, и где находилось изображение бога солнца Аполлона, которого Юлиан почитал больше всех других богов.)

Когда царь сказал сие, оруженосцы его тотчас взяли Артемия, сняв с него военачальнический пояс - особое отличие военачальника, - и другие знаки достоинства, поставили его обнаженным. Артемий отдан был в руки палачей, которые, связав ему руки и ноги, растянули его в четыре стороны (руки и ноги истязуемых привязывали к четырем кольям, вбитым в землю, чтобы наказываемые не могли помешать наказанию) и так долго били его по спине воловьими жилами, что от усталости сменились четыре пары палачей. Но святой проявил подлинно сверхчеловеческое терпение, и казался всем как бы совершенно бесчувственным: он не испустил ни одного звука, не застонал, не сделал ни одного движения и не выказал никакого знака страдания, какие обыкновенно показывают люди, терпящие мучения. Земля напоялась его кровию, а он оставался непоколебим, так что дивились ему все и даже сам нечестивый Юлиан. Потом он повелел перестать бить его и святой уведен был в темницу со святыми мучениками Евгением и Макарием. Страстотерпцы в сие время пели: "Испытал нас Бог: расплавил, как серебро; ввергнул в сеть; положил скорби на спину нашу, возвёл людей на головы наши. Но прошли мы сквозь огонь и воду и ввёл нас Господь в покой.

Окончив пение, Артемий сказал сам себе:

- Артемий, вот язвы Христовы начертаны на твоем теле, осталось тебе самую душу твою отдать за Христа с оставшеюся в тебе кровью.

И вспоминал он пророческое слово, говоря: "Плечи мои отданы на раны, а ланиты - на пощёчины. Но разве потерпел я недостойный, более, чем мой Владыка? Он по всему телу был покрыт ранами: от ног до главы не было в Нем здорового места, глава Его была пронзена тернием, руки и ноги были пригвождены ко кресту за грехи мои, тогда как Сам Он греха не знал и не сказал даже ни одного неправедного слова. О, как велики, по сравнению с моими, страдания моего Владыки и как далек я, жалкий человек, от Его терпения и незлобия! Радуюсь и веселюсь, потому что украшаюсь страданиями моего Владыки: сие облегчает мои мучения. Благодарю Тебя, Владыко, за то, что увенчал меня Твоими страданиями! Молю Тебя, доведи меня до конца по пути исповедничества; не дай мне оказаться недостойным сего начатого мною подвига; ибо я возложил свое упование на Твои щедроты, преблагий Господи Человеколюбче!"

Так помолившись сам в себе, святой достиг темницы и в течении целой ночи пребывал там вместе со святыми Евгением и Макарием, славословя Бога.

Когда наступило утро, Юлиан Отступник снова повелел мученикам явиться на судилище, и здесь, не подвергая допросу, разлучил их: Артемия оставил при себе, Евгения же и Макария послал в заточение в Оасим Аравийский (один из оазисов в пустыне Аравии). Страна та - крайне нездоровая: там дуют гибельные ветры и никто из приходящих туда не может выжить более года, ибо непременно впадает в лютую болезнь, кончающуюся смертью. Итак святые Евгений и Макарий, будучи посланы туда, чрез несколько времени достигли блаженной кончины (19 февраля), а святой Артемий претерпел множество страданий. Но сначала Юлиан, как волк, надевший на себя овечью шкуру, кротко, как бы соболезнуя Артемию и жалея его, начал говорить так:

- Безрассудною своею дерзостью ты принудил меня, Артемий, обесчестить твою старость и повредить твое здоровье, о чём я и сожалею. Теперь прошу тебя, подойди и принеси жертву , прежде же всего Дафнийскому богу Аполлону, особенно чтимому мною. Если ты сие исполнишь, то я отпущу тебе преступление против брата моего и награжу тебя еще более славным и почётным саном: я сделаю тебя верховным жрецом всех богов и начальником над жрецами всей вселенной (как важна была должность верховного жреца видно из того, что звание "верховный жрец" было одним из титулов Римского императора; этот жрец имел право обрекать непослушных ему низших жрецов на смертную казнь; жил он в старинном царском дворце Нумы); я назову тебя своим отцом и ты будешь вторым за мною в моем царстве. Ты, Артемий, знаешь и сам, что мой брат Галл, безвинно, из одной зависти, был умерщвлён Констанцием. На престол более прав имел наш род, нежели род Константина, ибо отец мой Констанций, родился у деда моего, Констанция, от дочери Максимиана. Константин же родился от Елены, женщины простого звания (император западной империи Максимиан Геркул царствовал с 284 до 305 г. Констанций, прозванный Хлор (зеленый, - потому что любил зеленый цвет), его преемник, был женат сначала на Елене (св. равноапостольная Елена), потом, по требованию императора Диоклитиана, развелся с нею и женился на Феодоре, дочери Максимиана Геркула. Константин Великий, все-таки, как старший его сын, был сделан наследником престола). К тому же дед мой тогда еще не был кесарем, когда у него родился сын от Елены, а отец мой родился у него тогда, когда он ступил на престол. Но Константин дерзко похитил царскую власть. Сын его, Констанций, умертвил моего отца и братьев его, убил недавно и брата моего Галла. Хотел он убить и меня, но меня спасли из его рук боги. В надежде на них я отрекся от христианства и уклонился к Эллинской религии; я хорошо знаю, что вера Эллинская и Римская есть вера древнейшая, христианская же явилась недавно, и Константин принял ее, отвергши древние и добрые Римские правила , только по своему невежеству и неразумию. И боги его возненавидели, как нечестивого и недостойного доверия их. Боги возненавидели и отвергли его от себя, а его нечестивое потомство истребили от среды живущих (у Константина Великого было три сына: Константин, Констанций и Констанс. Старший взял себе верхние Галлии, Британию, Германию и Испанию, младший - нижние Галию и Италию, Иллирию и Африку, а средний - страны востока и Египет. Скоро старший сын Констанина был убит на войне, Констанс был умерщвлен своим приближенным Магненцием во время охоты). Не правду ли я говорю? Ты человек старый и разумный - рассуди же правду ли я говорю? Итак, признай истину и будь нашим, ибо я хочу, что бы ты мне был другом и помощником по управлению царством.

Услышав сие и немного помедлив, святой Артемий начал говорит:

- Прежде всего, относительно твоего брата скажу тебе, царь, что я неповинен в его смерти, - да и вообще я ни делом, ни словом никогда не сделал ему вреда; сколько ни расследуй - ты ничем не докажешь, что я был повинен в его смерти. Я знал, что он был настоящий христианин, благочестивый и послушный закону Христову. Да ведают небо и земля и весь лик святых ангелов и Господь мой Иисус Христос, Коему я служу, что я неповинен в убийстве твоего брата и ни в чем не содействовал его убийцам. Меня и не было с царем Констанцием в то время, когда было рассуждение о твоем брате: все время до сего года я оставался в Египте. А на твое предложение, чтобы я отрекся от Христа, моего Спасителя, отвечу тебе словами трех отроков, которые были при Навуходоносоре: да будет тебе, царь, известно, что богам твоим я не служу и золотому истукану тебе любезного Аполлона не поклонюсь никогда. Ты унизил блаженного Константина и его род, назвав его врагом богов и человеком безумным. Но он был обращен ко Христу от богов ваших чрез особое призвание свыше. Об этом ты послушай меня, как свидетеля сего события. Когда мы шли на войну против лютого мучителя и кровожадного Максенция (312 год), около полудня явился на небе крест, сиявший ярче солнца, и на том кресте звездами были изображены латинские слова, обещавшие Константину победу. Все мы видели тот крест, явившийся на небе и прочитали написанное на нем. И ныне в войске есть еще много старых воинов, которые хорошо помнят то, что ясно видели своими глазами. Разузнай, если хочешь, и ты увидишь, что я говорю правду. Но зачем я говорю об этом? Христа еще за долго до Его пришествия предвозвестили пророки, как это и ты сам хорошо знаешь. Много есть свидетельств о том, что Он действительно приходил на землю, и даже самые ваши боги нередко прорицали о пришествии Христа, - говорили о том Сивиллины книги и Виргилий.

(Сивилламии назывались у Римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги, которые хранились в храме Юпитера Капитолиского, а потом в храме Аполлона на Палатинском холме. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намеки на наступление Царства Христова; Виргилий Марон - знаменитый Римский поэт (род. в 70 г до Р. Хр.), Артемий имеет в виду здесь, очевидно, его стихотворения "Буколики".)

И говорил далее святой о том, как нередко живущие в идолах бесы, будучи принуждаемы силою Божией, против воли своей поведывали Христа истинным Богом. Юлиан же, не вынося правдивых речей Артемия, повелел обнажить мученика и раскалёнными шилами проколоть бока его, а в спину вонзить острые трезубцы. Артемий же, как и прежде, как бы не чувствуя боли, не закричал, и не испустил никакого стона, являясь дивно терпеливым в страдании. После сих истязаний Юлиан снова отослал его в темницу, повелев морить голодом и жаждой, сам же ушел на место, называемое Дафне, чтобы принести жертвы богу своему Аполлону и вопрошал его об исходе своей войны против Персов. ( Язычники думали, что боги по своей заботливости о людях, желают открывать им свою волю. Поэтому они верили в сны, которые им будто бы посылали боги. Кроме того у язычников существовали особые оракулы - места и храмы, где от лица богов говорили жрецы или лица, способные приходить в особое состояние и произносившие затем разные слова, из которых жрецы составляли более-менее связные изречения. Бог Аполлон по преимуществу считался руководителем оракулов.) Там пробыл он довольно долго, всякий день принося в жертву Аполлону большое количество животных, но все-таки не получил желаемого ответа. Ибо бес, находившийся в идоле и дававший ответы людям, умолк с того времени, как на то место перенесены были мощи святого Вавилы (епископа и мученика Антиохийскаго) вместе с останками трех младенцев, пострадавших с Вавилой. Итак, Аполлон ничего не ответил Юлиану. Когда царь узнал, после долгого расследования, что Аполлон онемел потому, что невдалеке от него положены мощи Вавилы, то тотчас повелел христианам взять оттуда мощи; но лишь только святые мощи были взяты со своего места, как на храм Аполлонов ниспал огонь с неба и сжёг его вместе с находившимся в нем идолом.

Артемий же, находясь в темнице, был посещен Самим Господом и Его святыми ангелами. Когда Артемий молился, ему явился Христос и сказал:

- Мужайся Артемий! Я с тобою и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми на земле, так и Я исповедаю тебя пред Отцом Моим небесным. Итак, будь мужествен и радуйся - ты будешь со Мною в Моем Царстве.

Услышав сие от Господа, мученик тотчас стал славословить Его; ни одной раны или язвы не осталось на его святом теле; душа его исполнилась Божественного утешения и он пел и благословлял Бога. А между тем, с тех пор как он был брошен в темницу, он ничего не вкушал и ничего не пил, и так продолжалось до самой его смерти. Питаем же был Артемий свыше, - благодатию Святого Духа.

Возвратившись со стыдом от своих жертвоприношений, Юлиан возложил вину в сожжении храма Аполлонова на христиан, говоря, что его зажгли ночью именно они, и отняв у христиан святые церкви, превратил их в идольские храмы и стал делать большие притеснения христианам. Приказав затем привести к себе Артемия из темницы, он сказал ему:

- Ты, конечно, слышал, что случилось в Дафне: как нечестивые христиане зажгли храм великого бога Аполлона и уничтожили прекрасное его изображение. Но пусть не радуются сему беззаконные, пусть не смеются над нами, ибо я отплачу за сие в семьдесят раз в семеро, как у вас говорится.

(Юлиан искажает смысл текста из еванг. от Матфея: гл. 18, ст. 22. Здесь идет речь не о возмездии или каре, а о прощении согрешившего брата до седмижды семидесяти раз.)

Святой же Артемий отвечал:

- Слышал я, что, по попущению разгневанного Бога, сошедший огонь с неба, истребил твоего бога и сжег его храм. Но если твой Аполлон был богом, то как он не избавил себя от огня?

Царь же сказал:

- И ты, несчастный, смеешься и радуешься сожжению Алоллона?

- Я смеюсь над вашим безумием, - отвечал Артемий, - что вы служите такому богу, который не мог сам себя спасти от огня. Как же он может вас избавить от огня вечного? Утешаюсь же я падением его и радуюсь всему тому, что чудодейственно совершает мой Христос. А если ты похваляешься отплатить в семьдесят раз в семеро неповинным и никакого тебе зла не сделавшим христианам, то ты получишь за сие тогда, когда будешь ввержен в неугасимый огонь и вечные мучения, что наступит для тебя скоро. Ибо погибель твоя уже близка и скоро память твоя погибнет с шумом (т. е. погибель твоя будет необыкновенная и произведет большие толки в народе).

Мучитель, разгневавшись, повелел каменотесам рассечь большой камень и потом столкнуть его сверху на Артемия, который был связан и положен на каменную же плиту под камнем. Когда это было исполнено, все тело мученика покрыл упавший на него камень и так придавил его, что сломал ему все кости; внутренности его выпали, составы тела переломились и глазные яблоки вышли из своих мест. Нои будучи сплющен между камнями, святой остался живым и призывал Бога, своего Помощника, и говорил словами Давида:

- На камень Господь вознёс меня, ибо Он был мне упованием, опорой силы моей пред лицом вражием. Установил ноги мои на камне прочном и на правое дело направил стопы мои. Приими же теперь, Единородный, дух мой, ибо Ты знаешь мое тяжкое положение, и не оставь меня в руках вражеских.

В таком состоянии, будучи придавлен камнем, святой провел целые сутки. Потом Юлиан повелел снять камень, считая святого уже умершим, но святой, к общему удивлению, оказался жив и, встав, ходил. И было всем страшно смотреть на него: пред ними был обнаженный человек, вдавленный как доска, с раздробленными костями, с выпавшими внутренностями; лицо его было раздавлено, глаза вышли из орбит, но жизнь все еще держалась в нем, ноги могли двигаться и язык еще был способен ясно говорить. Сам мучитель, увидав такое чудо, ужаснулся и сказал своим приближенным:

- Человек это или привидение? Не отвел ли глаза нам этот волшебник? Ибо пред нами зрелище страшное и выходящее за пределы природы. Кто ожидал, что он еще жив? А теперь, когда у него выпали внутренности и все суставы его разбиты и расслабли, он все-таки двигается, ходит и говорит. Но, видно, наши боги сохранили его живым для вразумления других, чтобы тот, кто не хотел признать их власть, оставался ужасным страшилищем для тех, кто на него смотрит.

И сказал Юлиан мученику:

- Вот ты, несчастный, уже лишился очей и все члены твоего тела окончательно испорчены. Как можешь ты еще питать надежду на того, на кого ты доселе надеялся напрасно? Но проси милости у милосердых богов, чтобы они помиловали тебя и чтобы не предали тебя адским мучениям.

Мученик же Христов, услышав о мучениях, усмехнулся и сказал царю:

- Твои ли боги предадут меня мучениям? Они и сами не могут избежать уготованных им мучений, а с ними и ты, будучи брошен в вечный огонь, будешь вечно мучиться, ибо отрекся от Сына Божия и попрал ногами Его святую кровь, пролитую за нас, и поругался над благодатию Святого Духа, повинуясь губительным бесам. Я же за незначительную боль, причиненную мне тобою, надеюсь у своего Господа, за Которого страдаю, иметь вечный покой в Его небесном чертоге.

Юлиан, услышав сие, изрек мученику такой приговор:

- Артемия, хулившего богов, поправшего Римские и наши законы, признавшего себя не римлянином, а христианином и нарекшего себя вместо дукса и августалия галилеянином предаем на смерть и повелеваем скверную его голову отсечь мечем.

После такого приговора святой был уведен на место казни и шествовал туда с несказанною радостию, желая разрешитися и со Христом быти. Придя же на место, где должна была совершиться над ним казнь, он испросил себе время для молитвы и, обратившись к востоку, трижды преклонил колена и долго молился. После сего он услышал с неба Голос, Который говорил:

- Войди со святыми принять уготованную тебе награду.

Тотчас блаженный преклонил главу свою и был усечен воином, в двадцатый день октября месяца; день же, в который он совершил мученический подвиг, была пятница. Честное и святое тело его одна женщина, по имени Ариста, диаконисса Антиохийской церкви, выпросила у мучителя и, помазавши его драгоценными ароматами, вложила в ковчег и отправила в Константинополь, где оно и было с почестями предано погребению. От мощей его совершались многие дивные и болящим подавались различные исцеления, которые и подает святой Артемий всем, с верою к нему притекающим.

После же кончины Артемия вскоре сбылось то пророчество, которое он высказал Юлиану прямо в глаза относительно его: "Тебе предстоит скорая погибель и недолго уже до того и, когда память о тебе погибнет с шумом". Ибо Юлиан, казнив святого Артемия, тронулся с своими войсками из Антиохии и пошел на Персов. Когда дошел он до города Ктезифона (персидский город на левом берегу р. Тигра; во времена Римского владычества сильная крепость, которая несколько раз однако подпадала во власть Римлян), ему встретился один перс, человек старый, уважаемый и очень рассудительный. Он обещал Юлиану предать Персидское царство и вызвался быть проводником беззаконному царю и всему его войску. Но обманул его и, показывая, что ведет его прямою настоящею дорогою, ввел в Карманитскую пустыню (Кармания - Персидская область Керман; северная её часть, степная, была почти вся бесплодною пустынею, а южная - очень песчана, хотя в последней и протекало несколько рек), в места непроходимые, где постоянно встречались пропасти, где не было вовсе воды и пищи, так что все воины истомились от голода и жажды, а кони и верблюды все пали. После сего проводник признался, что он с намерением завел Римлян в такие пустые и страшные места, чтобы ослабить их силу. "Я для того это сделал, - сказал он, - чтобы не видеть отечество свое плененным врагами, и лучше здесь мне одному, чем всему моему отечеству, погибнуть от ваших рук". И тотчас после сего признания перс тот был рассечен воинами на части. Блуждая по пустыне, Греки и Римляне, против своей воли, столкнулись с Персидским войском и, во время происшедшего здесь сражения, многие Юлиановы воины пали. Возмездие Божественное постигло тут и самого Юлиана, ибо он был пронзен в бок невидимою рукою свыше и невидимым оружием, которое прошло вниз живота его. Он тяжко застонал и, схватив рукою горсть крови, бросил ее в воздух, и воскликнул:

- Ты победил, Христос! насыться, Галилеянин!

И тут извергнул он, умирая в муках, свою злодейскую и скверную душу и погиб с шумом, по пророчеству святого Артемия (в 363 году). Войско же Римское, по смерти Юлиана, поставило царем Иовиана, который был христианином, и который, заключив с Персами мир, возвратился назад.

Юлиан был похоронен в языческом капище, впоследствии же тело его было перенесено в Константинополь и положено в церкви св. апостолов рядом с телом его супруги, но без отпевания, как тело отступника.

Кончина св. Артемия последовала 20 октября 363 г. Мощи его впоследствии были положены в храме св. Иоанна Предтечи, построенном императором Анастасием, который и стал называться храмом св. Артемия.
 

на главную

Hosted by uCoz