Был между ними один старец, по имени Моисей. Происходя по
рождению из соседней страны Фаранской, он с юности возлюбил иноческую жизнь.
Он был настоятелем у живших там прежде отцов, пробыв в иночестве семьдесят
три года. Живя в одной пещере поблизости от монастыря, он поистине был
вторым Илией Фесвитянином, ибо Господь подавал ему все, чего бы он ни просил
у Него. Чудесными знамениями и исцелением всяких болезней он обратил в
христианство всех жителей, находившихся в пределах фаранских, равно как и
измаильтян, живших в этой стране. Видя чудеса и совершаемые Моисеем
исцеления, все преисполнялись верой во Христа и, принимая крещение, вступали
в святую Церковь Христову. Много святой отец исцелял и бесноватых, ибо, по
благодати Христовой, имел власть и над бесами. С самого начала своей
подвижнической жизни он ни разу не вкусил хлеба, хотя и имел его в небольшом
количестве для странников; этот хлеб давали ему навещавшие его Египтяне. Сам
же он довольствовался несколькими финиками и простой водой; из той же
финиковой пальмы он приготовлял и одежду себе; время проводил в строгом
молчании, как никто другой, — нарушая его лишь ради приходивших к нему для
исповедания своих помыслов; таких он принимал со вниманием и кротостью. Спал
он очень немного, да и то уже после утренней службы, ночь же всю проводил
без сна. В продолжение всего Великого поста, до самого Великого Четверга, он
не говорил ни с кем. Во все это время пища его состояла приблизительно из
двадцати фиников, питье — из одной кружки воды, и этого, по свидетельству
его ученика, часто доставало ему до самых Страстей Христовых. Однажды,
Великим постом, к нему привели для исцеления Ведиана, начальника одного
эфиопского племени, который был одержим нечистым духом. Когда подошли к
келлии старца на расстояние одного поприща, нечистый дух поверг Ведиана на
землю и начал восклицать:
— Горе мне! к кому ведут меня! ни на минуту не мог я соблазнить и искусить
этого человека!
После таких слов, он вышел из Ведиана, и тот тотчас выздоровел, уверовав во
Христа вместе со многими другими, и потом удостоился святого крещения.
Следовало бы рассказать вам и многое другое об этом праведнике, но по
недостатку времени, приходится умолчать. Он умер от руки напавших на нас
варваров.
У этого дивного и блаженного отца был одноименный ему ученик, называвшийся
тоже Моисеем. Будучи родом из Фиваидской страны, он прожил при нем в
безмолвии сорок шесть лет, ни в чем не отступая от правил своего отца, и был
примером для прочих молодых иноков. Вместе с ним первоначально жил и я, но
потом, по причине крайнего воздержания его, отделился от него. Вместе со
святыми отцами и он был также убит. Весьма полезно было бы вспомнить и
рассказать о жизни и добродетелях каждого из этих отцов. Но, за недостатком
времени, умолчав о прочих, я скажу лишь об одном еще праведнике.
Был между ними один отец, по имени Иосиф, родом Аналитин. Живя от моря на
расстоянии двух поприщ, он построил себе своими руками жилище; он был
человек святой жизни и поистине муж мудрый и добродетельный. Он пробыл на
том месте около тридцати лета; ученик его жил не вместе с ним, но недалеко
от него в другой келлии. К сему преподобному Иосифу пришел однажды за
наставлением один из братий. Он постучал в дверь, но, не слыша ответа,
заглянул в оконце и увидел старца стоящим посреди келлии как бы в пламени с
головы до ног. Он упал от страха и лежал в оцепенении, как мертвый, до двух
часов. Придя в себя, он сел у дверей келлии. Погруженный в богомыслие,
старец не знал о случившемся. В пять часов брат этот снова постучал. Старец
впустил его и спросил:
— Когда ты, сын мой, пришел?
— Часа четыре или больше, — отвечал он, — прошло с тех пор, как я пришел, но
не стучал до сих пор, чтобы тебе, отче, не помешать.
Святой старец догадался, что брат знает о бывшем с ним. Ничего он не сказал
об этом, но дал ему душеполезное наставление и с миром отпустил. По уходе
этого брата дивный старец, боясь человеческой славы, оставил свою келлию и
скрылся. Спустя несколько дней, ученик его Геласий, придя в келлию старца,
уже не нашел его. Сколько потом он ни искал его в той пустыне, все поиски
его оставались тщетными. С горькими слезами возвратился он в келлию старца и
поселился в ней, чтобы хотя в этом найти утешение для своей души.
Прошло шесть лет, и вот однажды, в девятом часу дня, кто-то постучался в
двери келлии. Выйдя, Геласий вдруг увидал своего авву, стоящим около келлии.
Изумленный неожиданному появлению его, он подумал, не дух ли это, но все же
радостно сказал ему:
— Сотвори, отец мой, молитву.
Старец сотворил молитву, поцеловался с учеником и потом сказал ему:
— Хорошо ты сделал, сын мой, что сначала попросил о молитве, ибо
многоразличны бывают козни диавола.
Брат сказал ему:
— Почему захотел ты уйти от отцов и оставить меня, своего сына? и вот я до
сих пор был в горе и слезах…
— Сын мой, — отвечал старец, — почему я уходил, сие ведает один Бог. Однако
знай, что на самом деле до этого самого времени я не покидал ни сего места,
ни тебя, и не было ни одной недели, в которую я не причащался бы в церкви,
вместе с отцами, святых бессмертных Таин Христа Бога нашего.
Брат очень удивился, что старец жил среди них, и никто не видел его.
— Зачем же ты, отец мой, теперь пришел ко мне, сыну твоему? — спросил он.
Старец отвечал:
— Уже настало, сын мой, время моей смерти, и я пришел, чтобы ты похоронил
меня.
Преподав брату много душеполезных наставлений и утвердив его в благочестии,
старец поднял к небу свои руки, помолился о нем и потом с миром почил о
Господе. Тотчас же после того, как брат рассказал нам об этом, мы собрались
с пальмовыми ветвями в руках, и с песнопениями перенесли его в церковь, при
чем лицо почившего сияло, как в древности у пророка Моисея. Мы похоронили
его вместе с почившими раньше святыми и божественными отцами.
|