ОТКРОВЕНИЯ, ЧУДЕСА, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ.

опубликовано: 23.06.2008

Священномученик Феодот по происхождению галатянин.

(Галатия, иначе Галло-Греция, малоазийская область, получившая свое название от галлов, обитателей нынешней Франции, переселенных в Азию в III веке до Р. Хр. Христианство насаждено в Галатии Ап. Павлом во время 1-го и 2-го его путешествий).

Он был епископом города Киринии на острове Кипре (лежит в северо-восточной части Средиземного моря, в углу между берегами Киликии и Сирии; здесь проповедывал евангелие св. Апост. Павел). Сын христианских родителей, он научен был грамоте и с юных лет преуспевал в премудрости и добродетели. Он пришел на остров Кипр с проповедью Слова Божия и поучал язычников, чтобы они оставили свое заблуждение и идолопоклонство и веровали во Христа. Своею проповедию он многих отвратил от языческого нечестия и наставил на путь спасения и посему был поставлен епископом кипрского города Киринии. В это время царствовал Ликиний (с 311 по 324 г)., а наместником острова Кипра был Савин, и тогда происходило сильное гонение на христиан. Святый Феодот, желая пострадать за Христа, смело спорил с язычниками, обличая их заблуждения, и открыто проповедывал о Христе. Услыхав об этом, наместник Савин велел взять святого на мучения, но служитель Божий, узнав о сем, не дожидаясь посланных, сам явился к наместнику и сказал:

- Я тот, которого ты ищешь. Я не скрылся от тебя, и не силой приведен к тебе, но добровольно явился, чтобы проповедывать Христа Бога моего, истину, которую не должно скрывать, и обличить ничтожество и безсилие вашего нечестия. Не нужно много говорить о вашем безсилии, - само дело ясно показывает, что вы трусливее жаб: из-за одного христианина смутился весь город и войско. Это потому, что бесы трепещут и одного раба Христова и стараются погубить его, боясь, чтобы он, избегнув мучений, не посрамил их безсилия, победив их слуг, не надеющихся на них.

Наместник не мог стерпеть такого обличения и повелел бить святого твердыми жилами без пощады, а он, во время долгих истязаний, восклицал словами Давида:

- Па хребте моем пахали пахари, проводили длинные борозды свои (Псал. 128, ст. 3).

(Блаж. Феодорит объясняет: "Пророческое слово разумеет бичи и язвы, какие злочестивыми наложены на победоносных мучеников").

Когда слуги перестали бить мученика, наместник сказал:

- Видишь, какую пользу принесла тебе твоя дерзкая речь?

- Если бы твои душевные очи были просвещены, я показал бы тебе, какую пользу принесло мне мое мужество, называемое тобою дерзостью. Но ты слеп и не можешь видеть ожидающего меня блаженства. Обрати внимание хотя на то, что я, взирая душой на небесные воздаяния, уготованные мученикам за Христа, непоколебим в страданиях и не чувствую мучения, потому что моя душевная радость преодолевает все страдания тела.

- Напрасно ты гордишься, Феодот, и обольщаешь слушателей, - сказал Савин, - меня ты не прельстишь своими словами: я буду тебя мучить до тех пор, пока ты не признаешь владычество наших богов.

- Мучай меня, как хочешь, употреби все твое искусство и узнай силу воина Христова. Увидишь, кто победит: мученик ли, или мучающие!

- Разве ты не знаешь, что я, по царскому повелению, могу раздробить твое тело и совершенно погубить тебя?

- Бог, Которому я служу, сделал меня могущественнее царей и сильнее князей, посему я говорю с тобою, как с рабом, и считаю тебя ничтожнее пленника, При помощи Бога моего, научившего презирать все блага жизни, как сено, мякину, помет, я пренебрегаю всеми мучениями. Не думай устрашить меня твоими горделивыми угрозами. Ты хвалишься, что имеешь власть над моим телом, но, ведь, и разбойники в пустынях имеют такую же власть, когда нападают на путников и мучат их. Ты считаешь себя могущественным, надеясь на твой меч, меч беззаконный, потому что законную власть ты заменил тиранством: прелюбодеев и мужеубийц ты освобождаешь от наказания, подвергая ему людей невинных и благочестивых.

Сильно разгневанный наместник велел повесить обнаженного мученика на дерево и строгать его бока острыми орудиями. Терпя лютые мучения, Христов страдалец молился так:

- Господи Иисусе Христе, Творец всего видимого и невидимого, пленивший смерть, разрушивший ад, умертвивший на кресте начала и власти преисподней, осудивший князя века сего, даровавший свыше силу святым Твоим апостолам и соблюдший их от искушения, даровавший некогда отроку Давиду победу на гиганта Голиафа, укротивший пламень Вавилонской пещи, остудив огонь росою, так что он не повредил телам святых отроков, укрепи и меня в этих муках. Ты знаешь человеческую немощь, знаешь, что ничтожнее сора наша крепость и сила наша отцветает скорее цветка. Даждь славу имени Твоему, Господи, и подай силу моему безсилию. Разруши крепость возстающих на святую Твою паству, да разумеет вся вселенная, что Ты Един Бог Вышний, дающий крепость и силу надеющимся на Тебя!

Во время молитвы палачи настолько истерзали тело святого, что обнажились кости его, и наместник велел отвести его в темницу.

По дороге к темнице святый громогласно восклицал:

- Разумейте видящие мои мучения, что я страдаю не без надежды: есть награда за мученические подвиги у Христа, на Которого я и уповаю. Если земной, временный царь своих храбрых воинов, проливающих кровь, чествует и награждает, убитых прославляет в книгах, делает их изображения и старается о сохранении памяти о них, тем более наш Подвигоположник, Вечный, Небесный Царь подает Своим воинам и подвижникам славу в нынешней жизни, а по воскресении - участие в Своем Царстве. Свидетели сему - честные кости прежде подвизавшихся святых мучеников. Эти кости благоговейно почитаются всеми христианами и считаются дороже всех земных драгоценностей и богатств. Сим почитанием ясно изображается небесная слава душ мучеников, воздаваемая им от Бога и Его ангелов.

Много и другого говорил мученик, сопровождаемый всем народом до темницы, где и про был пять дней, а потом вновь был приведен на суд к наместнику.

И сказал наместник мученику:

- Я думаю, тебя не надо более наказывать, чтобы ты одумался, испытав тяжесть первых мучений, ты почтишь наших богов, не желая повторения страданий. Но если не покоришься, то принудишь меня еще сильнее мучить тебя. Посему послушайся меня и избавь себя от готовящихся тебе мучений.

- Неужели ты не понимаешь, треокаянный, что хотя тело мое разбито мучениями и мои бока истерзаны, однако я и ныне с мужеством явился к тебе, готовый принять все страдания, пока окончу подвиг моего течения, и приму приготовленный мне венец от Господа моего Иисуса Христа...

- Не произноси здесь имени распятого, потому что оскверняешь им место суда, - прервал его наместник.

- Безумный и полный всякой нечистоты! - сказал Феодот. - По твоему мнению ты не оскверняешь этого места, произнося имена твоих скверных и нечестивых богов, а когда я произношу Имя Пречистого Владыки моего Христа, Царя и Господа всего, ты негодуешь, богохульствуешь и скорбишь, как об осквернении судилища Именем Христовым? Так мучается твой ум, когда я произношу Его Пречистое Имя. Так вот и чтимые вами бесы страдали, не перенося мук от лицезрения Христа, и вопияли: "Что нам и Тебе, Иисус Назарянин? Пришел Ты прежде времени мучить нас!" (Еванг. от Мате. гл. 8, ст. 29). Неудивительно, что и ты не можешь слышать имени Христа, ибо ты подобен бесам, подражая и служа им, как и твои предки.

- Я думал, что после прежних мучений ты будешь уступчивее и послушаешь меня, предлагающего тебе спасение, но ты стал еще хуже и все споришь с нами, обольщаясь надеждой, что терпишь за Христа. За это я предам тебя новым мучениям и покажу, что надежда твоя на Христа тщетна. Не поможет тебе этот льстец, в надежде на которого ты идешь на страдания.

- Если бы я терпел ради человека, то был бы несчастнее вас, безбожных, и не имел бы никакой надежды на будущую жизнь. Если бы я не взирал на Небесное Царство, где Христос награждает выше заслуг, то не мог бы и страдать до конца, не в состоянии был бы переносить таких мучений. Поэтому при помощи Христовой не перенесу ли я большие муки ради обещанного вечного блаженства? Узри же во мне помощь Христову и убедись, что я надеюсь на Него. Под защитой Его руки я не боюсь твоих мучений и даже не страдаю. Пусть страдает бренное тело, но непоколебимо намерение, утвержденное в Боге.

Тогда наместник Савин велел положить мученика на железный одр и зажечь под ним хворост и солому. Когда и это мучение претерпел страдалец, наместник удивился и сказал:

- Откуда у вас, христиан, такое немилосердие? Кого вы можете миловать, будучи так немилостивы к себе? К кому вы будете добры, не будучи добры к себе?

Святый Феодот ответил:

- Не знаешь ты истинного человеколюбия, а говоришь о милосердии. Тогда я буду тебе благодарен, когда ты осудишь меня на смерть, избавишь от временной жизни и отпустишь в Небесное Царство. Ведь ты хочешь меня возвысить, ибо чем больше мучаешь меня, тем большую приготовляешь мне награду. Если ты действительно желаешь оказать мне милость, то избавь меня страданиями от временной жизни. Умножь здесь мои мучения, - они присоединятся там к моему венцу правды. Замучай меня до смерти, чтобы совершенным подвижником отошел я к Подвигоположнику моему Христу, чтобы с радостию и веселием приняли меня все ангельские лики.

- Изобрету лютейшие мучения и сделаю тебя совершенным подвижником.

И ответил Христов мученик:

- О, если бы ты знал милосердие Бога моего, на Которого я надеюсь, что за эти маловременные муки сподоблюсь вечной жизни у Него! Ты сам бы восхотел страдать так, как страдаю я, но ожесточили ваши сердца чтимые вами бесы и нет у вас надежды после смерти. Поэтому вы погрязли в мирской суете, предпочитая временное и мимоидущее вечному.

Услышав эти слова, наместник с изумлением сказал:

- Мне говорили о тебе, что ты человек простой, но я вижу, что ты великий мудрец?

Святый Феодот ответил:

- Если во мне говорит Христос, то какие ораторы могут противостоять мне? Знай, что правду тебе сказали, что я человек простой, но помогающая мне благодать Христа моего и говорить научает меня, и в муках укрепляет, облегчая мои страдания.

- Не помилую тебя, Феодот.

- Делай, что хочешь, я готов.

Тогда Савин велел воинам вбить ему в ноги гвозди и заставить его идти. И когда вбивали ему гвозди, он, подняв руки к небу, говорил:

- Благодарю Тебя, Господи мой Иисусе Христе, что Ты сподобил меня недостойного быть участником Твоих страданий. Откуда мне, отверженному, столь великая благодать: вот я уже как бы на небе! Благодарю Тебя, Спаситель мой, ибо Ты избавил от гонителей душу мою. Да прославится, Владыко Христе, Имя Твое в теле моем! Сыне Божий! Ты моя жизнь, и смерть за Тебя - мне приобретение! Тебе вручаю страждущих за Имя Твое, будь им помощником. Повели прекратиться сей буре, разсей возстающих на церковь Твою святую, да в мире прославляют Тебя люди во веки!

Также окружающим его христианам сказал:

- Братие! мой подвиг кончается, близок венец, залог моей правды, который подаст мне Иисус Христос. Он распялся за меня, я ради Его отдал мое тело на мучения. Он умер за меня, чтобы избавить меня от истления, я умираю за Него, чтобы сподобиться Его царства. О великая благодать Христова! За кратковременное Страдание ради Него Он свыше заслуг награждает вечным и неизреченным блаженством: недостойны страдания нынешнего времени будущей славы, что откроется в нас (Посл. к Римл. гл. 8, ст. 18).

И так говоря, он шел, понуждаемый воинами, ступая нагвожденными ногами. Видя его терпение и слыша медоточные речи, многие язычники уверовали во Христа, поругали скверных идолов, укоряли мучителя и прославляли имя Христово. Узнав об этом, Савин повелел опять ввергнуть святого в темницу, чтобы не обольщался народ его волшебным - как он говорил - учением, а за сим начал обдумывать с своими советниками, какою смертию погубить святого мученика. Спустя несколько времени, раны мученика начали гнить и приходящие благочестивые христиане чистыми платками отирали его струпы.

Когда же Константин Великий победил силою креста Максентия и даровал свободу веры всем христианам, то пришел от него указ прекратить гонение и освободить всех содержащихся за Христа в узах. Феодот услыхав, что его хотят освободить, весьма опечалился, ибо желал в муках умереть за Христа. После своего освобождения, он отправился в свой город Киринию и пробывши два года на епископском престоле, почил о Господе.

на главную

Hosted by uCoz