Вскоре после того как великокняжеский престол киевский отнят был от
блаженного Игоря и захвачен Изяславом Мстиславичем, внуком Владимира
Мономаха, преставился ко Господу святейший митрополит киевский Михаил II-ой.
(Игорь Олегович управлял Киевом всего только две недели (в 1146 г.). Он
причислен Церковию к лику святых. Память его 5-го июня.
Изяслав Мстиславович был великим князем киевским с 1146 г. по 1149 г.; потом
вторично с 1160 г. по 1154 г.
Владимир Всеволодович Мономах правил Киевом с 1114 г. по 1126 г.
Митрополит Михаил II-ой занимал киевскую кафедру с 1131 г. по 1145 г.)
Случилось это незадолго до убиения Игоря. На место Михаила великий князь
Изяслав избрал весьма книжного инока Климента философа, уже принявшего схиму
(управлял киевской митрополией с 1147 г. по 1154 г.).
Этого инока Изяслав привел из Смоленска, и очень желал, чтобы посвящение его
было совершено русскими епископами в Киеве, так как за дальностию разстояния
не хотел посылать его в Царьград, на благословение вселенскому патриарху
(как это было прежде в обычае). Изяслав созвал собор из епископов русских и
приказал им рукоположит схимонаха Климента в митрополита киевского. Однако
не все епископы согласились на это, не дерзая рукополагать без благословения
патриарха константинопольского. Но были и такие епископы, которые, желая
угодить князю, посвятили Кдимента во епископы главою святого Климента, папы
римского, принесенною святым Владимиром из Херсонеса в Киев. Об этом соборе
и поставлении Климента во епископы подробнее сказано в повествовании о житии
святого Нифонта, под 8-м числом месяца апреля (сей блаженный Нифонт не
соизволял этому незаконному рукоположению).
После Изяслава Мстиславича престол киевский перешел к Георгию Владимировичу,
сыну Мономаха.
(Георгий (или Юрий) Владимирович Долгорукий занимал великокняжеский киевский
престол три раза: в первый раз с 1149 г. по 1160 г.; во второй в к. 1150 г.
и в третий с 1154 г. по 1157 г.)
Он не пожелал иметь митрополитом киевским Климента, как рукоположенного
незаконно. В это именно время, по просьбе великого князя, и прибыл из
Константинополя от святейшего патриарха вселенского в Киев сей
Константин-митрополит (управлял киевскою митрополиею с 1155 г. по 1158 г.),
о котором и будет наше слово. Сей Константин властью, данною ему патриархом,
отрешил от архиерейства и от престола митрополичьего Климента, а также
отрешил от служения и всех тех, кого Климент рукоположил в тот или другой
духовный сан.
Спустя несколько лет великий князь киевский Георгий Владимирович Мономахович
скончался. И начались великие несогласия среди князей русских, как
относительно престола великокняжеского, так и относительно престола
митрополичьего: ибо одни считали пастырем Константина, другие требовали
вторичного возведения на престол митрополита Климента; в частности, сын
умершего великого князя Изяслава Мстиславича, Мстислав Изяславич (занимал
киевский престол в 1158 г.; затем в 1168 г.), правнук Владимира Мономаха,
стоял не за Константина, а за Климента. Он говорил так:
- Я не желаю, чтобы Константин был митрополитом киевским, потому что отца
моего многие проклинали за Климента.
Вследствие этого князьям русским пришлось отрешить от престола обоих
митрополитов и Климента, и Константина. Потом князья отправили в
Константинополь к святейшему патриарху просьбу о том, чтобы он прислал к ним
нового митрополита. Святейший патриарх, желая прекратить смуты и несогласия
среди князей русских, послал в Киев нового митрополита, по имени Феодора.
Тогда блаженный Константин, видя несогласия среди князей и желая уйти от
мятежа, оставил престол еще раньше прибытия в Киев нового митрополита. Выйдя
из Киева, Константин отправился в Чернигов. Здесь он заболел смертельно.
Предчувствуя свою кончину, он написал грамоту, запечатал ее и передал
Антонию, епископу черниговскому; при этом Константин взял с Антония
клятвенное обещание - после его смерти, сорвавши печать и прочитавши
грамоту, исполнить все то, что написано в ней.
Как только преставился блаженный Константин митрополит (в 1159 г.), епископ Антоний,
взяв запечатанную митрополитом грамоту, отправился с нею к князю
черниговскому Святославу Ольговичу (княжил с 1137 г. по 1165 г.). Распечатав
здесь грамоту, Антоний прочитал ее в присутствии всех.
И было написано в той грамоте нечто дивное и ужасное, а именно:
- После моей смерти не предавайте погребению тело мое, но, привязав верви к
ногам моим, извлеките меня из города и бросьте на съедение псам; я согрешил;
из-за меня произошел мятеж; пусть будет за это на мне рука Господня; пусть я
пострадаю, да отвратит Господь несогласия и раздоры от народа Своего.
Услышав это, все пришли в страх и ужас. Князь же сказал епископу:
- Поступи так, как найдешь нужным.
Епископ, не осмеливаясь пренебречь приказанием митрополита и не дерзая
нарушить свою клятву, исполнил все то, что было повелено в грамоте: повлекши
тело умершего из города, он бросил его в поле.
И лежало тело митрополита без погребения три дня; все преисполнились
великого страха и ужаса, видя столь дивное происшествие.
На третий день князь Святослав Ольгович, преисполнившись страха Божия (на
него напал великий страх и ужас после того страшного происшествия), приказал
похоронить с приличными почестями выкинутое тело архиерея Божия. И принесли
тело его в город с великою честию, и положили его в церкви Святого Спаса, в
Тереме Красном, где был похоронен новый страстотерпец, блаженный Игорь,
князь киевский, убитый киевлянами.
В те дни, когда честное тело Константина было выброшено из города Чернигова,
в Киеве померкло солнце и поднялась столь великая буря, что даже потрясалась
земля, поднялся гром, заблистала молния, так что все киевляне пришли в
великий страх и уныние. В это время гром поразил одних ударом восемь
человек, - двух священников, двух диаконов и четырех мирян.
Князь киевский Ростислав Мстиславич (управлял Киевом в 1154 г. (только одну
неделю) потом вторично с 1158 г. по 1167 г.), внук Владимира Мономаха,
находился в это время в Поварах у Вышгорода; буря разрушила шатер, бывший
близ него. Преисполнившись страха и вспомнив о смерти митрополита (об ней
возвестил ему через гонца князь черниговский), он послал нарочитого в Киев,
к церкви святой Софии и прочим соборам с просьбою совершить всенощное бдение
во всех церквах.
- Это наказание, - говорил он, - Господь послал на нас по причине грехов
наших.
Все эти страхи и ужасы были только в Киеве; в Чернигове же в эти дни солнце
сияло ярко и не было никаких ужасов. По ночам над выброшенным за город телом
блаженного митрополита Константина являлись три столпа огненные, ярко
сиявшие и доходившие до неба. После того, как честное тело блаженного
Константина было погребено, наступило в Киеве полное спокойствие; все,
дивясь происшедшему, славили Бога, Которому возсылается слава и от нас, ныне
и в безконечные веки. Аминь.
|