Как изгоняют дьявола.
Наши корреспонденты наблюдали, как православный священник совершал древний
таинственный ритуал
В прошлом выпуске «толстушки» (3 октября 2003 года) мы рассказали о загадочном
событии, случившемся в белорусской деревне Тишково. Местные жители - и стар,
и млад - уверены: на деревню напали призраки солдат, погибших здесь в 1943
году. Чтобы избавиться от напасти, местные жители обратились за помощью к
самому старому и уважаемому священнику Белоруссии, настоятелю витебского
Кафедрального собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 83-летнему
протоиерею Антонию (Дрозду). Он известен тем, что уже более 20 лет борется с
бесами. Батюшка съездил в Тишково и совершил службу. Больше призраки селян
не беспокоили... Чтобы поподробнее узнать, как борются с бесами, мы
отправились в Витебск, в храм, где протоиерей Антоний служит настоятелем.
"Нас очень мало."
Сразу после утренней службы к батюшке выстроилась очередь посетителей.
Первой была миловидная девушка лет двадцати. Одета по моде: джинсы и темная
болоньевая курточка. У нее недавно в автокатастрофе погиб младший брат, и
теперь каждую ночь в дом приходит его призрак. Девушка принесла фото брата и
землю с могилы. Отец Антоний сказал, что отчитку (прочитает соответствующие
молитвы) сделает сам, а ей посоветовал поставить свечку за брата.
Потом позвонил батюшка из другого прихода. И рассказал, что, когда отпевал в
квартире покойника, со стен попадали иконы. Священник ответил, что всем, кто
был в тот момент в доме, надо сходить в церковь...
Мериться силой со всевозможными чертями отцу Антонию приходится ежедневно.
Но с целым взводом призраков, как в Тишкове, довелось столкнуться впервые.
- Такого в своей жизни еще не слышал, - признается батюшка. - Решил помочь,
потому что я старый уже, мне терять нечего. Отслужил панихиду по погибшим
воинам. Потом освятил святой водой дома. А мальчишкам приказал в лес больше
не ходить, чтить память погибших и молиться за них. Неприятно воинам было,
что мальчики на их останках веселятся. Вот и восстали из праха.
- А почему тишковцы пришли именно к вам?
- Не каждый священник может изгонять нечистую силу. Нужно получить
специальное разрешение митрополита. Ведь, изгоняя бесов, ты принимаешь на
себя страсти людские. Не всякий к этому готов, - объясняет протоиерей. - И
после таких отчиток я часто болею. Да и не только я. Бывало, возвращаюсь
домой после таких служб, а жена лежит, стонет. Она меня до самой своей
смерти всегда просила не бороться с бесами. А что делать? Людям же не
откажешь. Ведь священников, могущих изгонять бесов, очень мало.
"На кого нападают бесы?"
Оказалось, что по-настоящему бесноватых, таких, как показывают в фильмах
ужасов, в наше время не встретишь.
- К нам в храм таких не приводят, - рассказывают церковные служки. - Их в
психиатрических клиниках держат.
Отцу Антонию приходится иметь дело с тремя видами бесовской напасти:
болезнями, которые не могут излечить врачи, сглазом и, говоря
по-современному, полтергейстом.
- Как-то приехала ко мне женщина из Гродненской области с малокровием. Врачи
ей помочь не могли, - вспоминает настоятель Покровского собора. - А
оказалось, что она в магазине продавцом работала, воровку поймала и в
милицию сдала. Та ее прокляла и сглазила. Вот и стала женщина болеть. Я
отчитку ей прочитал два раза через день. Злых духов изгнал, и все прошло. В
другой раз привели пятилетнюю девочку с недержанием. Врачи только руками
разводили. После службы у девочки все нормализовалось. Как это объяснить?
Только присутствием духа нечистого, которого удалось изгнать.
- На кого бесы чаще всего нападают?
- Да на кого угодно. Но особо серьезные случаи происходят с верующими
людьми.
Ведь слуги сатаны не любят, когда с ними борются. Одно дело «оседлать»
слабого человека и вертеть им как хочешь. Другое - бороться со стойким в
вере. И не зря церкви считают местом скопления злых сил. Здесь с ними
борются, вот они и налетают. Все храмы - как «горячие точки». Хотя никогда
заранее не предскажешь, когда беса встретишь.
В церкви шепотом рассказывают, как недавно, перед одной из отчиток, сам
сатана ударил отца Антония по рукам. На пол упали Евангелие и крест.
Впрочем, сам батюшка вспоминает этот эпизод по-другому:
- Старый я стал. В глазах помутнело, и я просто споткнулся.
- Как вы определяете, сидит ли бес в человеке?
- Я это чувствую. Иногда человек трясется, дергается, гримасничает. А порой
люди выглядят нормальными, но я ощущаю, что здесь что-то нечисто. Начинаешь
отчитку делать, и точно - бес выходит!
- А сами их видели?
- Я обычный человек, а их простым зрением не увидишь.
"Изыди, нечистая сила!"
После разговора отец Антоний пригласил нас понаблюдать - конечно, с согласия
«пациентки» - за процедурой изгнания нечистого.
47-летняя Наталья Б. приехала к отцу Антонию из Минска. Бывшая чемпионка
Белоруссии по конькобежному спорту, еще пару лет назад считала себя
состоявшимся человеком. Работала в министерстве энергетики и руководила
посреднической фирмой по торговле энергоносителями. Муж, любящий сын. Дом -
полная чаша.
- Мы переехали в новую, большую и красивую квартиру, - рассказывает Наталья.
- Не прошло и полгода, как начались проблемы: у мужа на работе, у сына в
институте. Дома стали часто ссориться. Потом я тяжело заболела, год
пролежала в больнице. И муж, и я лишились работы. Стало не хватать денег.
Продали машину, бытовую технику, драгоценности.
Наталья обошла всех экстрасенсов и знахарей в Минске, ездила даже к
какому-то «спецу» в Киев. Но жизнь становилась все горше. Наконец, кто-то из
минских православных священников посоветовал женщине отправиться в Витебск к
отцу Антонию...
- Зря вы к экстрасенсам ходили, - с ходу заявил ей священник, - от колдунов
и чародеев пользы не будет, от диавола это все. Может, и покажется, что
легче стало, а потом все по новой начнется.
Кроме нас, отца Антония и Натальи, в келье, пристроенной к храму, никого не
было. На середину комнаты батюшка поставил раскладной столик, куда положил
Евангелие - большого формата книгу в красной бархатной обложке с
позолоченными украшениями, крест и какие-то затертые пожелтевшие листки
бумаги.
- Это текст молитвы священномученика Киприана «От силы бесовской - духов
нечистых, от колдунов - чародеев беззаконных и от глаз людских плохих». Я
получил его двадцать лет назад, когда владыка Феодосий благословил меня на
изгнание бесов. Раньше эти листки у другого священника были. Почему-то этот
текст теперь редко печатают.
Подслеповатый священник, поднося текст к самым глазам, монотонно начал
читать молитву. Женщина стояла со свечкой в руках за его спиной.
При словах «изыди, нечистая сила» батюшка повернулся к Наталии и приложил к
ее губам крест. Потом помазал лоб елеем, подвел к столу и заставил
поцеловать страницу Евангелия, где как раз описывалось, как Христос изгнал
из человека бесов, направив их в стадо свиней. Потом продолжил молитву
(молитва священномученика Киприана - одна из самых длительных в православии.
- А. М.). Вся процедура продолжалась минут сорок. После заключительного
«Аминь» отец Антоний, взяв из рук женщины оплывшую свечу, стал жечь ее
волосы: сначала на темени, потом на затылке, затем на правом виске, на
левом... После затушил свечу и приказал Наталье глубоко вдохнуть дым.
Бормоча какие-то слова, обрызгал ее святой водой.
- Теперь с тобой все будет хорошо, - проговорил он.
- Спасибо, отец Антоний. Только у меня денег нет, - смущенно призналась
Наталья.
- Деньги меня не волнуют. Главное, твоя душа теперь будет спокойна, -
ответил батюшка и, махнув рукой, показал, что всем нужно уходить.
МНЕНИЕ ЦЕРКВИ.
Если вам плохо, не всегда виноваты бесы.
Отец МИХАИЛ (ДУДКО), руководитель Секретариата по связям Церкви и общества
Отдела внешних церковных связей Московского патриархата:
- Феномен «одержимости» многократно описан и, бесспорно, существует. В
церкви есть соответствующий чин - служба, которая призвана избавлять людей
от одержимости. Такой чин имеют право совершать только священники, имеющие
большой пастырский и духовный опыт. И, конечно, с благословения епископа.
Сколько у нас таких священников - неизвестно. Но, думаю, в православном мире
их считанные единицы.
К сожалению, сейчас в обществе появилась мода на отчитку от бесов. Человек
потерял уверенность в себе, испытывает неудачи на работе, болеет и т. д. -
требует провести отчитку. А если есть спрос, то... Кое-где уже начали
устраивать массовые сеансы избавления от одержимости, хотя эта процедура
скорее индивидуальная..
Если вам кажется, что с вами или с вашими родственниками что-то не так, не
спешите считать себя одержимыми. Прежде чем мчаться к священнику, который
избавляет от бесов, посоветуйтесь с духовным отцом (если таковой имеется)
или с батюшкой своего прихода. Отчитка от бесов - очень специфическое
лекарство. И во многих случаях вам помогут средства, имеющиеся в арсенале
любого ближайшего храма: исповедь и т. д.
К тому же церковь разделяет психические заболевания и одержимость. И найти
различие порой может только медик-профессионал. Поэтому есть еще вариант
проверить, вселился ли в вас бес, - пообщаться с хорошим православным
психотерапевтом. Уж если он скажет, что вы больны, - нет смысла ехать за
тридевять земель, надо лечиться у доктора.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА.
Елена СЕРГИЕНКО, доктор психологических наук, заведующая отделом когнетивной
(познавательной) психологии Института психологии РАН:
- Изгнание бесов с точки зрения психологии - это один из видов психотерапии.
Священники в этом обряде применяют выработанную веками психотехнику:
произнесение определенных слов, ритмические действия, гипноз. При этом
больное сознание перестраивается и переходит в новое, здоровое состояние,
которое позволяет человеку по-другому увидеть те явления, которые его,
например, когда-то испугали. Эти психотехники применяются во всех зрелых
религиях. Причем способы воздействия на сознание человека психоаналитика и
священника разные. Первый работает с осознанным управлением психикой, а
второй - с верой и доверием. Но суть одна - изменение сознания человека.
А КАК У НИХ?
Практика изгнания бесов есть и у главного конкурента православия в
христианском мире - католицизма. Известны три случая, когда сам Папа Римский
избавлял людей от одержимости.
Сведений о том, что такие службы проводил Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II, нет.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО.
Протоиерей АНТОНИЙ (ДРОЗД).
Родился 4 января 1920 года в городе Новогрудке Гродненской области, заочно
окончил с отличием Московскую духовную семинарию.
Женился в 1943 году. 26 лет был священником в деревнях Гродненской и
Брестской областей и в городе Орше.
В 1980 году митрополит Смоленский Феодосий благословил на совершение служб
по изгнанию бесов.
В 1983 году отца Антония перевели в Витебск, где он живет до сих пор.
Жена умерла два года назад. Есть четверо детей, шестеро внуков и шестеро
правнуков.