По повелению императора Траяна, исповедников Христа
ежедневно предавали смерти и тела их повергали в непотребных и нечистых
местах.
(Римский император Траян царствовал с 98 до 117 года. В 99 году он
возобновил существовавший раньше закон, запрещавший тайные общества и
косвенно касавшийся христиан, а в 104 г. издал и положительный закон против
них. Начиная с этого года, гонение продолжалось до конца его царствования).
В это время, упражняясь в исполнении заповедей Божиих и смиренно совершая
свои подвиги, проводили в воздержании жизнь некоторые христианские
девственницы, и их наставницы всякий раз подбирали тела святых мучеников и,
помазав их ароматами, завертывали в чистое полотно и хоронили в своих
жилищах. Дочь императора Траяна, Дросида, узнав об этом, в одну ночь, когда
все бывшие при ней, слуги объяты были глубоким сном, пришла к этим
девственницам, имея при себе драгоценную одежду, и просила их позволить ей
идти вместе с ними для того, чтобы и она могла взять честное тело святого
мученика. Между тем некий Андреян, жених Дросиды и близкий друг императора,
дал ему такой совет:
- Самодержавный владыка, повели поставить воинов для охранения преданных
смерти христиан, чтобы узнать, кто похищает тела их.
Траян повелел исполнить этот совет, и воины, поставленные на стражу,
бодрствуя всю ночь, схватили пятерых вышеназванных христианских наставниц, а
вместе с ними и дочь Траяна, Дросиду, и, когда настало утро, привели всех их
к императору. Увидев Дросиду, Траян пришел в ужас и повелел стражам строго
охранять ее в закрытом помещении, надеясь на то, что, раскаявшись, она,
может быть, исправится. Для дев же наставниц он приказал выковать большой
котел и бросить их в него и вместе с ними - большое количество меди для
сплава, чтобы медь слилась с телами их, и они сгорели в ней. Из этой меди он
повелел, далее, выковать жертвенные треножники и поставить их во вновь
выстроенной им бане, которая в праздник Аполлона в первый раз должна была
быть истоплена и открыта для уврачевания болезней и отдохновения от трудов
единомысленных с ним почитателей языческих. Когда святые мученицы Христовы
были сожжены и скованы треножники для жертв, то баню истопили и повсеместно
оповестили народ, говоря:
- Все, к кому благоволят спасающие от бед боги и кто предан императору,
войдите в достойную интереса баню для её открытия.
По этому зову немедленно же стал сходиться к бане народ, и первый из
пришедших, устремившись, чтобы переступить порог дверей в баню, упал на
землю и испустил дух. Тоже случилось и со всеми теми, которые вместе с ним
подошли к порогу, так что никто не мог войти даже в первые двери бани.
Траян, узнав об этом, призвал к себе жрецов своих языческих богов и сказал
им:
- Что это такое случилось? Неужели это произошло от чародейства христиан?
- Нет, царь, - ответили жрецы, - это произошло от треножников, сделанных из
расплавленной по твоему приказанию меди, в которой были сожжены христианские
девственницы. Прикажи убрать их и поставить другие, и тогда дело, задуманное
тобою, совершится безпрепятственно.
Когда этот совет жрецов приведен был в исполнение, то Андреян сказал
императору:
- Царь, позволь мне снова расплавить убранные треножники, сделать из них
пять статуй нагих дев, похожих на казненных тобою христианских наставниц и
для поношения и поругания их поставить эти статуи пред входом в твою
императорскую баню.
Траян тотчас же изъявил на это свое согласие, и статуи были сделаны. Когда
они поставлены были на назначенные места, то Траян увидел во сне пять чистых
агниц, пасущихся в раю и пасущего их страшного пастуха, который сказал ему:
- О, беззаконнейший и нечестивейший царь! тех, изображения которых ты
задумал выставить для поношения, добрый и милосердый Пастырь отнял у тебя и
поселил в этом месте, куда со временем прибудет и чистая агница Дросида,
дочь твоя.
Проснувшись, нечестивый и беззаконный Траян пришел в неистовство, так как
святые девы и после смерти своей посрамили его замыслы, и повелел на
противоположных концах города затопить две печи и топить их ежедневно, а на
них сделать надпись, выражающую его царское повеление и заключающую в себе
следующее:
- Мужи-галилеяне, поклоняющиеся распятому, избавьте себя от великого
множества мучений, а нас - от трудов: принесите жертвы богам. Если же
сделать этого вы не желаете, то пусть каждый из вас добровольно, каким хочет
способом, ввергает себя в эту печь.
После того, как вышло от императора такое повеление и до святой Дросиды
дошел слух, что христиане по вере во Христа и любви к Нему ввергают себя в
печи, она, подняв глаза свои к небу, сказала:
- Владыко Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, если есть воля Твоя на то,
чтобы мне спастись и избежать безумного богопочитания нечестивого отца моего
Траяна, то Сам Ты помоги мне освободиться от брака с беззаконным Андреяном и
взойти на небо, где пребывают уже те пять наставниц, которые утвердили меня
в страхе Твоем. Усыпи же сном глубоким охраняющих меня, чтобы я могла
убежать отсюда.
Сказав эти слова, святая Дросида сняла с себя знаки своего царственного
достоинства и тихо вышла из своего заключения, так что никто из стражи не
заметил ее. В то время, когда она шла, чтобы ввергнуть себя в одну из печей,
то размышляла, говоря про себя:
- Как я пойду к Богу, не имея на себе брачной одежды (т. е. не приняв
крещения): ведь я нечиста. Но, Царю царствующих, Господи, Иисусе Христе,
ради Тебя я оставила мое царственное положение, чтобы Ты удостоил меня быть
хоть привратницей в царствии Твоем; крести же меня Ты Сам Духом Твоим
Святым.
И сказав это, святая Дросида вынула миро, которое из всех сокровищ своих
взяла с собою, и помазала им все члены свои, а потом вошла в воду
протекавшего на её пути ручья и сама крестила себя, произнесши слова:
- Крещается раба Божия Дросида во имя Отца и Сына и Святого Духа.
После сего, предавшись строгому посту, она в течение семи дней скрывалась. В
это время ее нашли некоторые христиане и из её разсказов о себе узнали все
вышесказанное. На восьмой день после крещения святая мученица, помолившись,
сделала то, что раньше задумала и так отошла ко Господу. |