Святый апостол Павел, во время одного из своих
благовестнических путешествий, просветил жителей города Исаврии светом
истинной веры в Господа нашего Иисуса Христа.
(Исаврия - небольшая скрытая в горах местность древней Малой Азии,
граничившая на востоке с Ликаонией, на севере - с частью Фригии, на западе -
с Писидиею и на юге - с гористой Киликиею.)
В это же время в селении Вифании, находившемся в 18 стадиях от города
Исаврии, жил человек по имени Нестор с женою Надою. У них родился сын Конон.
Однажды отроку Конону явился архистратиг Михаил в виде светлого мужа. Научив
его истинной вере, архистратиг повел Конона на реку, крестил во имя
Пресвятой Троицы и причастил Божественных Таин, а затем, осенив его крестным
знамением, стал невидим. С того времени отрок исполнился Святого Духа, а
архистратиг Михаил невидимо всегда пребывал с ним. Когда отрок вырос,
родители задумали его женить и обручили его с красивою девицей Анной. В день
брака, жених с невестой, при общем веселии, были отведены в брачный чертог.
Здесь Конон покрыл сосудом зажженную свечу и спросил девицу:
- Что лучше тьма или свет?
Девица отвечала:
- Свет, конечно, лучше тьмы.
Тогда святый Конон стал убеждать невесту сохранить свое девство и чистоту
жизни и веровать во Христа, Истинного Бога.
- Это и есть, - говорил он, - свет немерцающий, а плотская жизнь и языческая
нечестивая вера - тьма.
Девица имела доброе сердце, так что семена слова Божия пали на хорошую
почву, и невеста скоро согласилась во всем со своим женихом. Она уверовала
во Христа и дала обет сохранить навсегда свое девство. Так эта святая чета
жила в девственной чистоте, как два ангела Божии, подобно серафимам горя
любовью к Богу и Ему Единому угождая. Прошло еще немного времени, и
блаженному Конону удалось убедить и родителей своих оставить идолопоклонство
и обратиться ко Христу. Конон крестил отца своего, мать и невесту, и все
они, наставляемые и поучаемые святым Кононом, угождали Богу. Отец Конона,
блаженный Нестор сподобился и мученического венца, быв умерщвлен
идолопоклонниками за обличение их заблуждений. Спустя немного времени и мать
святого, блаженная Нада с миром отошла ко Господу, а за нею и святая дева
Анна, обрученница Конона, переселилась в нетленный чертог небесного жениха
Христа. Всех их святый Конон предал честному погребению в одном месте.
Оставшись одиноким, Конон продолжал жить для Бога, упражняясь в Богомыслии,
умерщвляя свое тело постом, трудами и всенощными молитвами.
В той стране, в пустынном месте, в непроходимых горах была пещера, страшная
и темная. В пещере было идольское капище, где стоял громадный каменный идол
бога Аполлона 1), которого особенно почитали в исаврийской стране. У исаврян
был обычай каждогодно собираться там в день празднования Аполлону для
жертвоприношения и совершения богомерзкого праздника. Когда наступил день
этого праздника, и все жители города собрались идти в капище, находившееся в
пещере, святый Конон, подвигнутый Духом Божиим, пришел в город. Увидав
множество вооруженного народа, на конях и пеших, как приготовившихся на
сражение, он громким голосом закричал им:
- Мужи исаврийские, подождите немного, я хочу вам сказать слово. Зачем вы
вооружены? Разве на вашу страну напало внезапно неприятельское войско и
вызывает вас на битву?
Народ отвечал Конону:
- Нет, но мы идем принести жертву богу Аполлону и совершить ему
празднование.
Святый Конон вновь спросил их:
- Я хочу узнать от вас, кто этот Аполлон, и какова его власть?
Люди отвечали:
- Он - наш промыслитель, дарует нам все блага; он укреплял и наших отцов, от
которых мы и приняли обычай праздновать ему.
Тогда святый, смеясь над ними, предложил им такой вопрос:
- Слышали ли вы когда-нибудь голос или какое-нибудь слово своего бога?
Они отвечали:
- Нет! Но наши отцы заповедали нам веровать в него.
- Ваши отцы, как безсловесные животные, сами находились в прельщении, не
ведая Истинного Бога, ибо если бы они знали Его, то не оказывали бы такого
почитания глухому, немому и скверному идолу. Дайте мне власть над вашим
богом, и я покажу вам, кого вы почитаете, кто сей ваш бог. Если я вымажу его
краскою, сможетли он вымыться? если разобью его железным молотом, сможет ли
он снова оказаться в целости? если дам ему есть, протянетли он руку, чтобы
взять пищу и начать есть?! Доколе вы будете безумствовать? Послушайтесь
меня, ибо я из вашего же города, но чужд ваших дел; оставьте
идолопоклонство, и я научу вас как надобно почитать Истинного Бога и
покланяться Сидящему в вышних. Сей есть Бог невидимый, но Всевидящий, Творец
неба и земли и моря, и всего, что в них, Царь крепкий и всемогущий,
спасающий рабов Своих и погубляющий Своих врагов, тех, кто иокланяется
идолам и приносит жертвы бесам. Сей Бог не требует кровавых
жертвоприношений, но хочет, дабы приходящие к Нему познавали Его без злобы и
лукавства и веровали, что Он есть Истинный Бог, Отец Единородного Сына
Своего, Господа нашего Иисуса Христа, не разлучающегося от Отца, Который
чрез Него сотворил веки; с Ними царствует и вечный Дух Святой, от Отца
исходящий. Сии три лица по существу Един Бог, попаляющий огнем ненавидящих
Его идолослужителей, но любящий любящих Его; милосердию Его нет предела, ибо
Он милостив ко всем возлагающим надежду на Него и с верою призывающим Имя
Его.
Народ пришел в волнени от этих речей святого, и произошел большой шум: одни
бросились на святого, чтобы его убить, другие их удерживали, не давая
поднять на него рук, ибо желали услыхать от него еще что-нибудь. Когда
народное волнение несколько утихло, некоторые из народа спросили святого:
- Чем ты можешь убедить нас, что есть Бог выше нашего бога Аполлона,
какового мы почитаем более всех других богов? Покажи нам какое-нибудь
знамение от твоего Бога, дабы мы уверовали в Него.
Святый Конон, услыхав, что просят знамения, возложил свое упование на Бога и
сказал народу:
- Вот, многие из вас на конях, и не мало пеших людей, молодых и сильных
юношей. Пойдемте же все к пещере Аполлона, на место вашего собрания, вы
впереди, а я, как старик, буду следовать за вами, и дадим друг другу слово,
что кто из нас придет раньше, того Бог велик и истинен, и Ему и подобает
веровать. Если одни из вас на конях, другие, сильные и молодые, пешком
опередите меня старого и слабого телом и достигнете прежде меня Аполлонова
капища, то ваш бог поистине Бог. Если же я, старик, пешком скорее вас приду
туда, то мой Бог больше вашего бога и вы должны будете уверовать в Него.
Все одобрили его речь и согласились на предложенное им условие, говоря между
собой:
- Этот старик в четыре дня не сможет дойти туда: путь далек и неудобен, так
как тянется среди высоких гор и глубоких долин, покрытых густым кустарником.
После того вее поспешили к пещере, - одни надеясь на своих коней, другие -
на свои ноги, - а святый Конон пошел за ними, двигаясь с трудом. Дорогою он
горячо помолился Богу, и тотчас пред ним предстал святый архистратиг Михаил,
взял его и в одно мгновение перенес на то место, куда все стремились. Людей
же спешащих на конях и пешком архангел невидимою силою привел в смятение, и
они блуждали по горам и дебрям, и люди и кони падали с горных высот и
разбивались, и весь день и всю ночь они не могли добраться до Аполлоновой
пещеры и даже не были уверены, по тому ли пути они идут. Утром неожиданно
для них вышел им навстречу святый Конон. Увидав его, народ пришел в великое
изумление. Святый же, смеясь над ними, спросил:
- Отчего вы не могли придти скорее? я долго ждал вас и решил идти к вам
навстречу.
Люди, сильно измученные, разсказали святому все, что с ними случилось, и
умоляли его показать им дорогу к Аполлонову капищу. Тогда святый Еонон пошел
впереди их и, приведя их к пещере, сказал им:
- Вот, я исполнил свое условие и пришел сюда прежде вас. Теперь вы должны
признать, что мой Бог велик, и уверовать в Него, а вашего бога предайте в
мои руки, и я воздам ему за то, что он до сих пор прельщал вас.
Но они кричали святому:
- Нет, не возлагай вины на нашего бога и не мсти ему, - мы сами виноваты,
что замедлили придти, мы заблудились в пути, и потому не могли исполнить
условленного.
Такой ответ сильно разгневал святого и он сказал им:
- Если вы и теперь не уверовали в моего Бога, а продолжаете верить своему
идолу, то исполните ли то, что он сам вам возвестит?
Они все отвечали:
- Если воистину мы услышим голос бога нашего, то немедленно исполним его
слово, ибо без сомнения веруем в него.
И снова заключили со святым уговор и дали слово тверже первого, что поверят
всему, что скажет их бог. Тогда святый, ставши пред пещерой, где находилось
капище Аполлона, громким голосом воззвал к идолу:
- Идол! тебе говорю: так повелевает Господь мой Иисус Христос: выйди из
капища и приди сюда ко мне.
И тотчас истукан, как живой, закачался, упал с своего места и, катясь по
земле, прикатился ко святому и, поднявшись с земли, стал пред ним. Все
множество народа пришло в сильный ужас и с громкими криками устремилось в
бегство. Святый Конон махал им рукою, уговаривал их не бояться и едва
остановил их. Успокоив их, он снова обратился к идолу, и все стали
внимательно смотреть, что еще произойдет. А святый стал спрашивать идола:
- Скажи нам, бездушный истукан, кто Истинный Бог: ты или проповедуемый мною
Господь мой Иисус Христос?
Тотчас каменный идол с трепетом простер свои руки к небу и громко
человеческим голосом произнес:
- Един Истинный Бог, проповедуемый тобою Христос.
Сказавши так, идол упал и разсыпался. Видя это чудо, народ воскликнул:
- Един Истинный Бог, Бог Конона! Он победил!
И множество народа уверовало во Христа и, разбивши идолов, приняло святое
крещение. Иные же остались в прежнем неверии и сильно скорбели о гибели
Аполлонова идола. Но впоследствии, видя много различных чудес, совершаемых
святым Кононом, уверовали во Христа и остальные язычники той земли.
В той же Исаврийской стране, в другой пещере, находившейся также в пустынном
месте, обитал страшный бес. Он нападал на проходивших мимо людей и животных
и умерщвлял их. Исавряне приносили ему множество жертв, умоляя его не делать
им вреда и не умерщвлять их, но их мольбы не приносили пользы. Тогда
собралось множество людей, верующих и язычников, и они все пошли к святому
Конону и усердно молили его, чтобы он прогнал беса из их страны. Верующие
молили, нисколько не сомневаясь в силе Христовой, содействующей святому
Конону; язычники же думали, что он не сможет изгнать свирепого беса, но бес
умертвит его. Снисходя к мольбам Исаврян, святый Конон отправился,
сопровождаемый множеством народа. Он подошел к самой пещере, где обитал бес,
народ же с трепетом стал в отдалении. Обратясь лицом к пещере, святый именем
Христовым повелел нечистому духу выйти из пещеры, в виду всего народа. Бес
изнутри воззвал к святому, прося его, дабы он разрешил ему выйти невидимо,
чтобы люди не видали его мерзкого образа. Но святый с угрозой повелел ему
явиться пред всеми. Тогда бес на глазах у всего народа вышел из пещеры, в
виде страшной трясущейся женщины. Святый, запретив бесу причинять кому-либо
вред, отослал его в геенну.
(Геенна -есть греческое воспроизведение еврейского слова, означающего
"долина Еннома" или "сынов Еннома"; под этой долиной разумеется глубокая,
узкая горловина, где иудеи некогда приносили своих детей в жертву Молоху (4
Цар. 24, 10; Иерем. 7, 11). В позднейшие времена она служила местом свалки
для всякого рода нечистот, причем для уничтожения последних здесь постоянно
поддерживался огонь: поэтому долина Еннома сделалась символом места вечных
мучений. В этом именно смысле, в смысле ада, и употребляется слово геенна в
Новом Завете (Матф. 5, 24-40; 10, 28; 18, 9; 23, 16; Лук. 9, 43, 45; Лук.
12, 5; Иак. 3, 6).
Тотчас бес сделался невидим, а весь народ воскликнул:
- Велик Бог Конона!
Множество язычников уверовало во Христа. А святый Конон довольно поучив
народ вере в Истинного Бога, возвратился в город. Народ сопровождал его с
радостным пением; святый сам начинал пение, а народ подпевал, прославляя
Христа Истинного Бога. Возвратясь, святый Конон поселился в своем селе, в
доме отца, совершая чудеса, исцеляя всякие болезни с верою приходящих к нему
и изгоняя бесов, над которыми дана была ему от Бога власть.
Один из знатнейших жителей Исаврии был обокраден ворами, которые унесли у
него множество золота. Многие были обвинены в этом воровстве и преданы
мучениям: невинных держали в оковах и в темницах, но золото не находилось.
Тогда к святому Конону пришел тот, у кото украли, и родственники невинно
оклеветанных и томившихся в заключении, и, припадая к ногам святого, молили,
чтобы он просил Бога помочь найти украденное золото. Святый, сожалея об
оклеветанных и страдающих невинно, согласился исполнить просьбу граждан. Он
отправился в город. Здесь, ставши на площади, он поднял к небу свои руки и
усердно молился Богу, до тех пор пока Бог не открыл ему, где спрятано
украденное золото. Взявши многих из народа, святый Конон пошел с ними за
город и, пройдя довольно большое разстояние по пустыне, подошел к одному
камню. Под камнем оказалось скрытое ворами золото; святый Конон велел
пришедшим с ним взять золото и отнести его в город. Весь Исаврийский народ
сильно дивился и прославлял Бога. Когда же тот, у кого было украдено золото,
пожелал узнать, кто были воры и вопросил о сем Конона, то святый ответил
ему:
- Возьми свое золото, и будь доволен тем, что оно возвращено тебе без
ущерба, томящихся же в заключении освободи.
Тот так и поступил. Слух о сем чуде прошел по всей стране, многие обратились
к Богу, и день от дня росла и умножалась Христова Церковь,
Спустя несколько времени, святый Конон, пребывал в своем доме в безмолвии,
увидал множество бесов, ополчившихся на него. Все бесы, жившие на острове и
изгнанные из людей и из идольских капищ, вооружились против святого. Увидав
бесов, святый именем Иисусовым связал их, так что они не могли двигаться.
Тогда бесы стали молить Конона, что бы он не посылал их в бездну, но пусть
повелит им сделать, что ему угодно. Святый, запретив им делать вред людям,
послал их на различные работы: одним велел копать в огородах землю и
вырывать худые травы, терновники, крапиву, другим вспахивать нивы и сеять на
них, иным стеречь плоды, кому пасти стада и охранять их от зверей, кому
колоть дрова и носить воду, и исполнять всякую домашнюю работу. Бесы, как
рабы и пленники, служили блаженному Конону до тех пор, пока ему было угодно,
исполняя с усердием всякое указанное им дело, ибо связанные непобедимою
силою Божией, они были порабощены Божию угоднику.
Случилось, что ночью на дом святого напали разбойники, надеясь найти у него
богатую добычу, ибо он был славен по всей той стране. Связав святого,
разбойники хотели пытками заставить его указать место, где спрятано у него
золото. Они уже начали его мучить, как вдруг явились служащие святому бесы,
схватили разбойников и немилосердно били их; потом развели огонь в печи и
стали опалять их тела, а святого освободили из уз. Святый, смилостивившись
над разбойниками, запретил бесам, и те прекратили истязания над
разбойниками, которые были едва живы. По молитве святого, разбойники пришли
в себя, и блаженный отпустил их с миром, дав им заповедь оставить свои
разбои. Бесы не только освободили святого Конона от разбойников, но даже
оберегали честь его имени. Ибо если кто-либо из неверующих исаврян дерзал
хулить Конона, тотчас на таковых невидимо нападали бесы, и били, так что имя
Конона для всех стало предметом почитания и страха. Однажды двое
идолопоклонников вспомнили о Кононе и стали поносить его дурными словами.
Тотчас же на них напали бесы, били их, протащили по дороге за волосы и
повергли хулителей к ногам святого. После того у всех неверующих страх пред
Кононом так был силен, что они не дерзали даже помыслить что-нибудь худое
про святого Конона.
Однажды какой-то человек проник в сад Конона, с намерением украсть яблоки.
Но невидимые стражи схватили его, избили и вместе с ослом и мешком,
наполненным плодами, привели к святому. Святый дал ему наставление и,
заповедав более не красть, отпустил с миром.
Одна бедная вдова во время жатвы пришла на поле и ходила за жнецами,
подбирая оставшиеся колосья. На руках у ней был малолетний единственный её
сын. Вдруг выбежал из леса волк, выхватил ребенка из рук матери и унес его в
пустыню. Народ погнался за ним, но догнать волка и освободить дитя из его
пасти не мог. Огорченная женщина пришла к святому чудотворцу Конону, плакала
и, припадая к ногам его, поведала ему свое горе. Он тотчас дал повеление
своим невидимым рабам и те в одно мгновение схватили волка, державшего
ребенка в зубах, и поставили пред святым. Святый возвратил матери её сына
живым и невредимым, а волку велел уйдти в свое место.
Не все бесы были, однако, связаны словом святого; и вот некоторые из них
начали наводить на жителей той страны различные болезни, а всего больше
оспу. Святый, уразумев козни бесовские, помолился Богу и тотчас получил
власть и над этими бесами. Собрав их всех, он запретил им, и одних прогнал в
пустыню, других отослал в бездну, а иных связал и заключил в тридцати
залитых оловом глиняных горшках, и, запечатлев их крестным знамением, зарыл
в землю под своим домом.
В то время настало гонение на христиан, и в Исаврию прибыл с царским указом
воевода Магдон. Он прежде всего замучил до смерти святого Онисия в селе
Усорове. Потом был взят и святый Конон. Его подвергли многим и жестоким
мучениям, принуждая принести жертву идолам. Исавряне, услыхав, что воевода
предал мукам святого Конона, собрались во множестве с оружием и отправились
к селению Усорову, чтобы умертвить воеводу. Узнав о их намерении, воевода со
своими слугами сел на коней и бежал из пределов той страны. Исавряне гнались
за ним, но не могли догнать его. Найдя святого мученика Конона связанным и
покрытого ранами по всему телу и окровавленного, они развязали его и плакали
о нем. Отирая его кровь, они мазали ею свои тела, желая получить освящение
от крови святого, и с умилением лобызали язвы, принятые им за Христа. Святый
мученик сильно скорбел и болел душею, что ему не дали пострадать до конца,
ибо он желал умереть в мучениях за своего Христа. После сего верующие отвели
святого в его отеческий дом, в селе Вифании, и приложили все заботы, чтобы
излечить его раны.
Через два года после страданий, святый Конон преставился к Богу. Жители всей
Исаврийской страны собрались и плакали о святом. Его погребли вместе с
блаженными родителями и со святою его невестою, до конца жизни сохранившею
непорочное свое девство. После погребения святого Конона Исавряне задумали
обратить дом мученика в церковь. Когда начали рыть землю для фундамента, то
нашли в земле тридцать глиняных сосудов, в коих святый Конон заключил бесов.
Не зная, что находится в тех сосудах, но предполагая скрытое в них золото
или серебро, нашедшие обрадовались и разбили один сосуд. Тотчас вышли из
него бесы в виде густого и смрадного дыма и, помрачив воздух, произвели
страшный вихрь. Все люди пришли в ужас, некоторые попадали от страха, а
некоторые бежали оттуда. Бесы же летали по воздуху и, производя большой шум,
призывали друг друга по именам. Все в том селении пришли в сильный ужас, так
что никто не осмеливался после солнечного заката выходить из своего дома,
ибо ночью являлись многие бесовские страшилища и пугали людей и животных. По
молитвам святого Конона, были прогнаны бесовские привидения. Прочие двадцать
девять сосудов, заключавшие в себе бесов, были зарыты под церковью святого
Конона. |