Урожденец Константинополя, святый Трифиллий внешнее
образование получил в Берите.
(Берит в древности был финикийской гаванью, затем перешел в руки Египтян, а
Антиохом III отнят у Птоломеев; в 140 году до Р. Хр. его разрушил сириец
Диотос Трифон, но при Римском императоре Августе город был снова
возстановлен. Цезарь Клавдий чрезвычайно украсил город, а император Феодосий
II сделал его митрополией. При последующих императорах Берит славился школой
риторики, политики и, главным образом, права. Ныне Берит - Бейрут, главный
город турецко-азиатского вилайета (генерал - губернаторства) Сирии.)
Учителем же благочестия он имел святого Спиридона епископа Тримифунтского.
(Святый Спиридон известен в истории христианской Церкви как участник 1-го
вселенского собора (325 г.), на котором простою, но исполненною внутренней
силы речью привел ко Христу одного искусного в словопрениях языческого
философа. Скончался около 348 г. Мощи его почивают на о. Корфу. Память его
12-го декабря.)
Святый Трифиллий Самим Господом был предъизбран и предуказан во епископа:
еще не облеченный этим великим званием он был явлен в видении царю
Констанцию, как уже архиерей, о чем житие святого Спиридона сообшает
следующее. По смерти Константина Великого власть над Грекоримским
государством перешла к его сыновьям, причем после раздела старший из них, по
имени Констанций, получил в управление Восток.
(Император Константин Великий замечателен своею деятельноетью на пользу
Церкви Христовой, за которую история называет его Великим, а Церковь -
равноапостольным; скончался в 337 году.
Констанций, сын Константина Великого, по смерти отца получил в управление
Восток, Азию и Египет в 361 г., победив убийцу брата своего Констанса,
Магнеция, он соединил под своею властию всю Римскую империю. Он разрушал
языческие храмы или отдавал их христианам для обращения в церкви; несколько
раз им издавался закон под страхом смерти запрещавший языческие
богослужения. Но своим сочувствием ереси Ария Констанций сильно увеличил
церковные раздоры того времени: он преследовал православных епископов,
низводил их с кафедр и даже подвергал заточению; при нем ариане занимали
высшие места в государстве. Констанций умер в 361 году во время похода
против своего двоюродного брата Юлиана, провозглашенного войсками в Галлии
императором, куда он сам его назначил главнокомандующим. Григорий Назианзин
сообщает, что пред смертью Констанций раскаявался, в своем преследовании
православных.)
Однажды ему пришлось посетить Антиохию, и здесь он неожиданно захворал
настолько тяжело, что болезнь не поддавалась усилиям врачей.
(Антиохия - древнейший город Сирии, лежит при реке Оронте между горными
хребтами Ливана и Тавра; основан эа 300 лет до Р. Хр.)
Тогда, оставив надежду на последних, больной царь обратился с молитвою к
Богу, исцеляющему тела и души. Он усердно просил Его об исцелении, и вот во
сне видит ангела, который показывает ему целый сонм святителей, а среди них
двух, выделявшихся из рядов прочих, как бы в качестве их вождей и
начальников. При этом ангел сказал царю, что они только и могут дать ему
избавление от болезни. Пробудившись и обдумывая видение, царь не узнавал,
кто именно были являвшиеся ему епископы, да и как мог он узнать тех, имена
коих и места рождения ему были неизвестны? особенно если принять во
внимание, что один из показанных ему в епископском сане еще не был епископом
и лишь имел сделаться им.
Долго недоумевал царь и, наконец, пришел к такому решению:собрав к себе
епископов из всех окрестных городов, он пытался найти среди них тех двух,
которые были показаны ему в видении, и не находил. Тогда царь призвал многих
епископов и уже из более отдаленных стран, но и среди них не обретались
нужные ему лица. После это он разослал указ по всем областям своей империи,
повелевая собраться к нему населявшим ее епископам.
Такое повеление пришло и в Кипрские пределы к Спиридону Тримифунтскому,
которому Богом было открыто о всем, происшедшем с царем.
(Остров Кипр лежит в северо-восточном конце Средиземного моря, близ берегов
древней Финикии. Христианство здесь было насаждено святым апостолом Павлом в
его первое благовестническое путешествие.)
Собравшись, святый Спиридон отправился к царю, взяв с собою и ученика своего
Трифиллия, с которым он был явлен царю в видении. Трифиллий, как уже
замечено, еще не был епископом. Достигши Антиохии, путники пошли к царю.
Святый Спиридон был бедно одет, в руках имел финиковый жезл, а на голове -
самую простую, почти нищенскую, митру; на груди у него висел глиняный сосуд,
в котором по обычаю жителей Иерусалима он носил елей от святого креста.
Поэтому, когда он входил в палаты царя, один из дворцовых слуг, приняв
святого епископа за обычного нищего, не только смеялся над ним, не дозволяя
идти далее, но даже ударил его по щеке. Будучи незлобив, святый Спиридон,
исполняя повеление Госиодне, подставил ударившему и другую ланиту.
Последний, уразумев, что пред ним стоит спископ, понял свое согрешение и
смиренно просил прощения, которое и получил. Как только святый Спиридон
вошел к царю, как тот узнал его, припомнив бывшее ему видение: встав со
своего места, царь подошел и поклонился рабу Божию и просил епископа со
слезами, чтобы он помолился Господу об исцелении от болезни. Угодник Божий
прикоснулся к голове царя, и последний тотчас стал здоров, радуясь своему
исцелению, дарованному Господом по молитвам святого. Царь оказывал святителю
великое уважение и весь тот день провел с ним в веселии, угощая доброго
врача своего. Святый же Трифиллий сильно дивился красоте палат,
величественному виду сидящего царя, которому предстоят вельможи, пышным
одеждам слуг и прочему, богатому и необычайному, обиходу дворцовой жизни.
Заметив это, святый Спиридон сказал своему ученику:
- Что удивляешься. брат? Разве гордость и слава царская делает царя
праведным более прочих христиан? Разве царь не одинаково умирает с последним
нищим и предается, какон, земле? Разве он не вместе со всеми предстанет
Нелицеприятному и Страшному Судии? Что же ты временное почитаешь как вечное
и ничтожное делаешь предметом удивления? Следует стремиться к
невещественному и вечному и любить одну только негиблющую небесную славу.
За сим, спустя немного времени, святый Трифиллий был поставлен епископом
города Левкусии на Кипрском острове, но, и будучи епископом, он не прерывал
общения со своим отцем и учителем, святым Спиридоном: святый Трифиллий ради
своей душевной пользы часто навещал его, как это видно из следующего.
Однажды святый Спиридон шел из Тримифунта в город Кирину; его сопровождал
при этом и святый епископ Трифиллий. Когда они, проходя горою Пентидактил,
вышли на место, называвшееся Паримна, - при красоте природы место это
изобиловало садами и виноградниками, - святый Трифиллий, восхищенный
окружавшей его природою, захотел и сам быть владетелем какого-либо
виноградника в Паримне; он долго обдумывать в душе своей, как бы осуществить
свое желание. Не утаилось это от прозорливых очей святого Спиридона;
проникая духом в мысли своего ученика, он сказал:
- Зачем, Трифиллий, ты непрестанно помышляешь о предметах суетных, желая
получить поля и виноградники, которые в действительности не имеют никакой
цены и обольщают сердца человеческие призрачной стоимостью? Мы имеем
неотемлемое достояние на небе, - храмину нерукотворенную. Её и ищи! Пока же
наслаждайся в Богомыслии небесными благами, которые не переходят от одного к
другому, но навсегда остаются у того, кто сделается их обладателем.
Такого рода наставления приносили великую пользу душе святого Трифиллия, так
что впоследствии он по жизни своей соделался, подобно апостолу Павлу,
избранным сосудом Христовым, исполненным неисчислимых Божественных
дарований.
Греческие историки, Никифор и Созомен, сообщают, кроме того, еще следующее
как о святом Трифиллии, так и о святом Спиридоне.
(Никифор Каллист, монах Софийского монастыря, умер около 1360 г. Созомен -
церковный историк V века.)
"Однажды, по нуждам церкви, в Кипре происходило собрание всех епископов
острова. На этом собрании присутствовали святый Спиридон и святый Трифиллий,
- муж сведущий и книжный, ибо в юности он много времени учился в Берите.
Поэтому отцы собора просили святого Трифиллия, чтобы он произнес в церкви
поучение к народу. Во время проповеди ему нужно было привести слова
Христовы, обращенные к разслабленному и записанные святым Евангелистом
Марком: "встань и возьми одр твой" (Еванг. Марк. гл. 2, ст. 11), причем
святый Трифиллий изменил буквальное изречение Евангельское, назвал одр
ложем: востани и возьми ложе твое. Святый Спиридон, не вынося изменения слов
Христовых, сказал Трифиллию:
- Неужели ты - лучше Сказавшего "одр", что стыдишься слова Его?
Вслед за этим он открыто пред всеми покинул храм. Будучи человеком
некнижным, он своим обличением пристыдил Трифиллия, гордившегося своим
красноречием.
Святый Трифиллий своею жизнию угодил Богу, как свидетельствуют об этом
богослужебные песнопения, составленные в честь его Церковию: в них
утверждается, что святый Трифиллий имел душу милостивую, чистый помысл,
незлобивое сердце и правую веру, любовь нелицемерную, выдающиеся подвиги
девства, благодатных и покаянных слез и пощения, удивившего безплотных, -
что обходя окрестные страны, он учением Христовым, как лучами солнца,
просвещал потемненных грехами.
Упасши в любви и правде свою паству, он отошел отсюда, дабы там, на небе, в
сонме иерархов предстоять Христу, Спасителю нашему, Ему же слава во веки.
Аминь.
(Будучи епископом Левкусии святый Трифиллий построил на средства матери
монастырь; скончался глубоким старцем около 370 года. В Деяниях
Сардикийского поместного собора (347 г.) есть его подпись. Блаженный Иероним,
отец западной церкви (+ 420) говорит о святом Трифиллии: "Трифиллий, епископ
Кипрский, красноречивейший в своем веке и славнейший при Констанции. Я читал
его толкование на Песнь песней; говорят, он составил и многое другое, что до
нас не дошло." Св. Трифиллий описал жизнь своего учителя, св. Спиридона
Тримифунтского. В начале 12-го века мощи святого Трифиллия видел на о. Кипре
наш русский игумен Даниил, путешествовавший по святым местам.) |