Память преподобного Варадата, пустынника Сирийского.
Преподобный Варадат был родом из Антиохии (разумеется Антиохия Сирийская,
некогда обширная и богатая столица сирийского царства, ныне незначительный
городок в Аэиатской Турции). Избрав себе подвиги созерцательной
отшельнической жизни, он заключился сперва в одной хижине, а потом чрез
несколько времени удалился на одну высокою гору и безвыходно стал жить в
келлии, которую сам соорудил себе. Эту келлию преподобный нарочито устроил
так, что по размерам своим она была меньше его роста, а потому он всегда
стоял в ней, сгорбившись, а лежал, согнувшись. Келлия была без окон с одной
только дверью, да и ту святой держал всегда закрытою, чтобы оградить себя от
сторонних посетителей, а для проникновения внутрь келлии дневного света
вместо окон он устроил в стенах скважины, которые были так широки, что он
никогда не имел в своем жилище защиты ни от дождя, ни от солнечного зноя. В
таком тесном и неудобным помещении святой Варадат прожил много лет.
Впоследствии уступив убеждениям Антиохийского епископа Феодорита, он вышел
из своего жилища, но за то с этого времени стал носить одежду из сшитых кож,
которая с ног до головы покрывала все тело его, и только около рта и носа
для свободного дыхания в ней были оставлены небольшие прорезы. Не имея
возможности в такой одежде ходить, преподобный постоянно стоял на ногах с
воздетыми к небу руками и прославлял Бога. Таким образом, святой Варадат
всегда пребывал в затворе. Он нес такой подвиг не для услаждения плоти, а
для того, чтобы принуждать себя переносить телесные боли и тем смирять свою
плоть, так как он одержим был сильными страстями и его постоянно разжигали
пламенные, неукротимые похоти. Когда преподобный ради получения обещанной
подвижникам награды в вечности довел до изнеможения плоть свою, то отошел ко
Господу и принял от Него вечный покой.
+++
Память преподобных ИОАННА, АНТИОХА, АНТОНИНА и МОИСЕЯ.
Из сих преподобных святый Иоанн знал преподобного Лимнея (память
преподобного Лимнея праэднуется 22 февраля), жившего и подвизавшегося в
окрестностях селения Таргала, был его учеником и в образе своей
подвижнической жизни подражал ему. Нашедши на берегу реки один холм,
открытый со всех сторон для ветра и лишенный всякой растительности, он, не
имея никакого жилища, провел на нем в подвигах 25 лет. В течение всего этого
времени он питался только хлебом и солью, а одежду носил из овечьей шерсти,
при чем все тело его было покрыто тяжелыми железными веригами. Отягченный
последними и постоянно палимый жгучими лучами солнца, он никогда не входил
под тень и никогда не искал прохлады. Однажды кто-то из обычных посетителей
преподобного посадил у тропинки, ведущей к месту его пребывания, миндальное
дерево, но когда дерево выросло и стало бросать на него тень, то он приказал
срубить его для того, чтобы нигде не было для него прохлады. Среди таких
подвигов преподобный отошел ко Господу.
Преподобный Моисей воспылал любовию к образу подвижнической жизни святого
Иоанна и подвизался подобно ему на вершине одной горы, которая возвышалась
над селением, называемым Рама.
Преподобный Антиох, будучи уже в преклонном возрасте, соорудил себе в одном
пустынном месте ограду и подвизался в ней также подвигами беспокровного
жития, близ него подвизался и преподобный Антонин, тоже старец, и во всем
подражал ему: и в пище, и в одежде, и в бодрствовании, а также во вседневных
и всенощных молитвах. И ни преклонные годы, ни старость, ни естественные
немощи этого возраста не могли преодолеть преподобных в терпеливом
перенесении всех невзгод их подвижнической жизни. Они подвизались для
угождения Богу с таким усердием, как бы чувствовали в себе юношеские силы.
Среди таких подвигов они и предали с миром души свои Господу. В подвигах
телесного поста они потрудились так же, как преподобный Иоанн.
Все сии преподобные отцы жили в V веке в Сирии.
+++
Память преподобных ЗЕВИНА, ПОЛИХРОНИЯ, МОИСЕЯ и ДАМИАНА.
Преподобный Зевин подвизался на одной горе. Устроив себе на ней жилище, он
всю жизнь свою до глубокой старости провел в иноческих подвигах на одном и
том же месте. Жители окрестных мест всегда обращались к преподобному и
большую пользу получали от его неустанных молитв. Достигши преклонных лет,
он не мог уже от старческой немощи стоять, но неослабно продолжал свои
молитвенные подвиги, склоняясь на посох. Проведши в дивных и богоугодных
подвигах свою жизнь, преподобный Зевин скончался.
Преподобный Полихроний был учеником святого Зевина и, подобно воску,
сохраняющему на себе отражение прикоснувшегося к нему пальца, в жизни своей
был полным отображением добродетелей своего учителя. Он уподоблялся
последнему и в усердном бодрствовании, и в терпении, и в молитвенных
подвигах. Вериг же преподобный не пожелал на себя наложить, так как, не имея
на то примера в жизни своего учителя, опасался ввести кого-либо в соблазн, а
вместо вериг он носил на плечах своих вырванный им из земли корень большого
дуба, который был так тяжел, что его нельзя было сдвинуть с места двумя
руками, и этим отягощал свое тело. За такие подвиги преподобному Полихронию
дана была от Бога благодать чудотворений. Однажды во время бездождия он
молитвою низвел дождь на землю, а в другой раз наполнил елеем пустой
каменный сосуд. Сотворив множество и других чудес, он отошел ко Господу.
Преподобный Моисей и Дамиан были учениками святого Полихрония. Преподобный
Моисей подвизался вместе с своим учителем и, переняв от него его
добродетели, жил, во всем подражая ему. Преподобный же Дамиан удалился в
одну обитель по имени Иера, и, нашедши там пустую келлию, стал жить в ней,
подражая жизни своего учителя. В жилище его не было ничего другого кроме
небольшой коробочки с малым количеством чечевицы, которою он и питался.
Такую великую пользу получили сии преподобные от сожительства с святым
Полихронием и в благочестии окончили жизнь свою.
Время жизни преподобных Зевина, Полихрония, Моисея и Дамиана - V век, место
подвигов - Сирия.
+++
Память преподобного Иоанна, нареченного Варсонофия.
Преподобный Иоанн был родом из Палестины; восемнадцати лет он крестился, и
воспринял на себя иноческий образ и особенно стал подвизаться в посте. За
свою добродетельную жизнь он был поставлен архиепископом в Дамаске.
(Дамаск - главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших во
всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при р. Бараде, протекающей
через него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве
АнтиЛивана. И в настоящее время Дамаск, входящий в состав Турецкой империи,
- один из богатейших городов Азии и имеет до 150.000 жителей.)
Но, немногое время пребыв на кафедре архиепископа, он заметил, что
обязанности его высокого положения трудно совместимы с иноческими подвигами,
поэтому Иоанн оставил епископию и тайно удалился из Дамаска. Придя в
Александрию, он переименовал себя Варсонофием, чтобы кто его не узнал и не
открылось его действительное положение.
(Александрия - знаменитый город, основанный Александром Македонским в 331 г.
до Р. X. на берегу Средиземного моря, в Нижнем (Северном) Египте, при устье
Нила. Александрия была некогда первым городом в мире и служила центром
торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые
века христианства, рассадником христианского просвещения. Христианство
принесено было сюда, по преданию, евангелистом Марком около 59-60 гг. В
настоящее время Александрия (по-турецки и арабски - Искандеры) принадлежит к
числу укрепленнейших портовых городов и важнейших торговых пунктов при
Средиземном море, с населением до 230,000 слишком жителей.)
Из Александрии он отправился, как убогий странник, в Нитрийскую гору;
поклонившись игумену бывшего здесь монастыря, святый Иоанн просил его, чтобы
он принял его для услуг братии. Игумен принял его и дал ему монашеское
одеяние. Святой стал ревностно служить инокам, днем он был занят сим делом,
а ночью без сна пребывал в молитве. Ранним утром он собирал из всех келлий
тыквы и сосуды, шел к реке; почерпнув воды он приносил ее и ставил сосуд с
водой перед каждой келлией.
(Гора Нитрийская находится в расстоянии дневного пути (25-30 верст) от
Нитрийской пустыни, лежащей в северо-западной части Египта. Эта безводная,
каменистая пустыня была излюбленным местом египетских пустынников,
прославившихся аскетическими подвигами. Здесь иноки селились для строжайшего
уединения и ненарушимого безмолвия - ради пребывания в Едином Боге.)
Один из иноков сильно досаждал святому, то давал ему укоризненные прозвиша,
то обливал его помоями. Он провертел стенку той келлии, где жил преподобный
Иоанн и чрез отверстие "совершаше водный исход" на ложе святого, так что оно
стало издавать зловоние.
Узнав об этом, игумен призвал к себе брата, чтобы наказать его. Но
Варсонофий упал в ноги игумену, с плачем говорил, что он сам виновен в сем:
- Я сам, - говорил святый, - раздражаю брата и возбуждаю его гнев; прости
ему Господа ради.
Так он избавил брата от наказания. Но через некоторое время Иоанн был узнан
реподобным Феодором Нитрийским, оставил гору и бежал в Египет. Здесь он
проявил дар такой прозорливости, что узнавал даже помыслы людские. Он
освободил Церковь от еретиков, написал много душеполезных книг и с миром
отошел во Христе Иисусе, Ему же, со Отцем и Святым Духом, честь и слава во
веки. Аминь.
Преподобный Иоанн скончался во 2-й половине V в. Император Лев в 467 извещал
его в числе других епископов о мученической кончине Протерия (см. выше 28
февраля), патриарха Александрийского.
+++
Память преподобных жен Марины и Киры.
Преподобные Марина и Кира происходили из города Берии (находился в Сирии, на
восток от древней столицы Сирийского царства Антиохии) от знатных и
известных в городе родителей. Но они пренебрегли знатностью своего
происхождения и, достигши совершенного возраста, удалились за город, сами
обгородили для себя один небольшой уголок земли и, завалив вход в убежище
камнями и глиною и, оставив только небольшое отверстие для подачи им
необходимой пищи и бесед с приходящими, стали подвизаться в огражденном
месте, на открытом воздухе. Прославляя в душе своей Бога, преподобные все
время пребывали в молчании и прерывали его чрез каждые пятьдесят дней только
на один день. На теле своем под широкими иноческими одеждами святые носили
весьма тяжелые железные вериги и с необыкновенным терпением переносили голод
и происходящие от него страдания. В течение трех лет под ряд они принимали
пищу только один раз чрез сорок дней. Отправившись однажды на поклонение
живоносному гробу Господню, они не принимали никакой пищи до тех пор, пока
не совершили поклонения, а возвращаясь назад, они прошли все пространство
своего пути, заключавшее в себе 20 стадий, ничего не вкушая. Такой же подвиг
совершили они и тогда, когда предприняли путешествие в храм святой мучениды
Феклы. Прославив себя такою подвижническою жизнию, сии святые жены перешли,
наконец, к вечной жизни, которой так желали (около 450 года).
Святая первомученица равноапостольная Фекла жила во времена апостольские;
обращена была в христианство св. апостолом Павлом. Скончалась в г. Селевкии
(в Киликийской области). Память её празднуотся 24 сентября.
(из Житий святых Димитрия Ростовского, месяц февраль)
|