ЖИТИЕ И СТРАДАНИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ЛУКИАНА,
пресвитера Антиохийского.
Cвятый Лукиан происходил от благочестивых родителей из города Самосат
(главный город Сирийской провинции Коммагены, на
западном берегу реки Евфрата; в настоящее время называется Самсат), в
Сирии. На двенадцатом году своего возраста Лукиан осиротел и все, оставшееся
ему после родителей, имущество роздал бедным; сам же отправился в город
Эдессу к исповеднику Макарию и под руководством его с ревностью принялся за
изучение Священного Писания. При этом Лукиан проводил строго подвижническую
жизнь. Он никогда не пил вина, а только воду, пища же его состояла из сухого
хлеба с водой, но и ту он принимал один раз в день, а иногда и целую неделю
ничего не вкушал. За свою благочестивую жизнь Лукиан был удостоен особенного
дара Божественной благодати, так что когда ходил по городу, то некоторые
видели его, а другим он был невидим. Также и за ревностное распространение
слова Божие между иудеями и язычниками Лукиан был посвящен в сан пресвитера
Антиохийского. Здесь Лукиан устроил училище, собрал множество учеников и
стал наставником премудрости книжной и духовной: он научал разумению
Божественного Писание и наставлял вместе с тем к добродетельной жизни. Он
занималоя также перепискою книг Священного Писания, в чем достиг большего
искусства; этим трудом Лукиан пропитывал и себя и нищих. В это время Лукиан
присоединил к своим занятиям исправление текста Священного Писания, сильно
попорченного еретиками с злою целию. Ради этого полезного труда Лукиан
предварительно изучил Еврейский язык.
(Самым
энаменитым ученым трудом Лукиана был пересмотр и исправление греческого
текста Библии. Блаженный Иероним пишет: "Лукиан, муж знаменитейший,
пресвитер церкви Антиохийской, столько трудился над Св. Писанием, что доселе
некоторые экземпляры называются Лукиановыми". Св. Лукиан нашел в священном
тексте ошибки, внесенные не только временем, но и людьми злонамеренными, и
потому решился употребить труды и сведение свои на то, чтобы передать Церкви
текст исправнейший. Св. Афанасий говорит так о трудах Св. Лукиана: "Лукиан
рассмотрел прежние переводы и еврейские книги и обращал тщательное внимание
на то, чего недоставало, или что было лишним, и все исправил в своем месте".
Труд св. Лукиана, в предохранение от врагов веры, во время исповеднического
подвига его, сохранен был в стене, где ящик с рукописью залит был известью и
здесь найден был при императоре Константине Великом. С сего времени перевод,
пересмотренный св. Лукианом, начал входить во всеобщее употребление.)
Когда же слава о добродетелях Лукиана распространилась повсюду, то о нем
узнал царь Максимиан, названный Галерием. Желая искоренить и уничтожить в
восточных странах святую веру, Максимиан мучил и убивал множество христиан,
в особенности же премудрых и знаменитых учителей христианских. Беззаконник
думал, что, если он разрушит столпы церковные, тогда скорее может упасть и
сама Христова церковь.
В то время он уже убил Святого Анфима Никомидийского и Святого Петра
Александрийского. Услыхав же о святом Лукиане, он повелел отыскать его и
привести на мучение. Тогда один священник, живший в Антиохии, по имени
Панкратий, последователь ереси Савеллия, давно завидовавший доброй славе
Лукиана, сказал посланным от царя, где пребывает Лукиан. После сего Лукиан
был взят нечестивыми и отведен на мучение в Никомидию.
В то время лютый мучитель так разъярился на христиан, что убивал и малых
христианских детей. Желая осквернить детей идоложертвенными снедями, он
повелел насильно класть эти яства в рот им; они же, наученные Св. Духом, не
хотели брать их, и за то были убиваемы.
Случилось тут же быть двум благородным отрокам - родным братьям; они, будучи
научены родителями, а более Богом, сильно гнушались идолопоклонством.
Мучитель, призвав юношей к себе, стал прельщать их ласковыми словами и
соблазнять сладкими снедями идольских жертв, желая чрез сие сделать их
участниками бесовских скверн. Юноши же, отталкивая снеди, говорили:
- Родители завещали нам не вкушать сих снедей, ибо если кто вкусит их, тот
прогневает Христа.
За сие мучитель повелел бить их без пощады розгами; юноши же, подобно зрелым
мужам, с великим терпением переносили истязания. Тогда один из приближенных
к царю сказал:
- Большой стыд, если малые дети, недавно вышедшие из пелен, победят своим
терпением Римского царя. Дай, великий царь, мне этих детей, и я их научу
почитать богов.
Царь отдал ему сих детей. Он тотчас же обрил головы им и, намазав крепкою
горчицей, запер их в горячую баню; от этого головы детей разгорелись как
огненный пламень или как пораженные молнией; оба брата в этом мучении и
скончались. Сначала упал мертвым младший, а старший, увидав своего умершего
брата, воскликнул:
- Победил ты, брат мой, победил; Бог тебе помощник!
После сего, целуя тело умершего брата, и он предал дух свой. Сие было в
Никомидии, куда вели на мучение Святого Лукиана.
В Каппадокии, которая находилась на пути в Никомидию, Лукиан увидал воинов,
из страха мучений отвергшихся Христа. Лукиан стал наставлять их к
терпеливому перенесению мучений и сказал:
- О, какой стыд вам и срам! Вы, как воины, всегда жертвуете на войне
здоровьем своим за царя земного, - временного и полагаете души свои за него,
а между тем не хотите мужественно восстать за Небесного Вечного Царя-Христа,
и не только щадите себя, но и отвергаетесь Его! Рассудите: какая вам польза
слушаться царя земного? И размыслите в то же время, от чего отказываетесь
вы, преслушав повеление Царя Небесного? Ради суетной чести и славы вы
предаете себя в такую погибель; ради же Господа своего, пролившего за нас
кровь Свою и уготовившего рабам Своим неизреченные блага, вы не хотите
терпеть временных мук, чтобы на веки воцариться с Ним. Постыдитесь малых
детей и немощных женщин, оказавшихся мужественнее вас, ибо они доблестно
став за своего Господа, оказались как бы крепкими мужами, а вы, убоявшись
мук, сделались как женщины и малые дети. Что будет с вами, когда Христос
призовет вас на суд Свой?
Услыхав сие, воины опять обратились ко Христу с покаянием и пошли на
мучение, исповедуя сердцем и устами святое имя Господа Иисуса Христа. И были
тогда замучены за Христа около сорока воинов. Так Лукиан своим
сладкоглаголивым и исполненным Божественной благодати языком опять обратил
ко Христу отпавших от Него и укрепил их к мученическому подвигу.
Когда же Лукиана привели в Никомидию, то он нашел там многих известных ему
христиан и учеников своих, которые, боясь гонения, были в великом страхе.
Некоторые из них скрывались, а другие хотели отречься от христианства, боясь
лютых мучений и смерти. Лукиан силою своего слова возбудил их мужество и
сделал их твердыми в вере, дабы не бояться им убивающих тело, а не душу.
Рассказывают, что одну девицу, по имени Пелагию, ученицу Лукиана, отыскивали
на мучение за веру во Христа; боясь, чтобы не погубили её девства, девица
бросилась с высокого окна и, упавши, разбилась и умерла; верующие почтили ее
с мучениками.
Так как Максимиан слышал, что у Лукиана такое приятное лице и он так
увлекательно беседует, что всякий смотрящий на него и слушающий его
непременно делается христианином, то царь боялся, чтобы и ему не сделаться
христианином, если он будет сам лично беседовать с Лукианом.
(Церковный историк Евсевий
писал, что св. Лукиан, представленный к императору Максимиану за веру,
возвестил небесное Царствие Христово сперва словом - чрез Апологию, потом и
делами. Говоря в своей Апологии о Воскресении Христовом, Лукиан пишет:
"Воспользуюсь свидетельством самого места, где сие случилось; самое место
соглашается со мною. Голгофская гора, рассевшаяся под славою креста, та
пещера, которая по отверстии входов преисподней, снова возвратила
одушевленное Тело, чтобы более светлым вознеслось Оно на небо... Привожу вам
во свидетели самое небо, которое узрев, что делают нечестивые на земле, в
полдень сокрыло свет свой. Поищите в ваших летописях и вы найдете, что при
Пилате, когда страдал Христос, день прерывался солнечным затмением". Кроме
этих трудов, св. Лукиан оставил после себя Символ веры в Св. Троицу, и
Книжки о вере).
Посему, когда Лукиана привели к царю, то он стал
беседовать с ним издалека, чрез завесу. Сначала он обещал Лукиану многие
дары и почести; когда же тот засмеялся на его льстивые и лукавые слова,
тогда Максимиан начал угрожать ему новыми мучениями. Лукиан нисколько не
устрашился его угроз; его посадили в темницу, в которой он претерпел многие
и различные страдания. Там его связали веревками, били острыми камнями и
долго томили голодом и жаждою. Между многими мучениями было одно и такое:
исторгли из суставов все члены его тела и положили спиной на острых
черепках, на которых он и лежал 14 дней. Когда же наступил праздник
Богоявление Господня, то святой пожелал, чтобы ему и всем находившимся с ним
христианам дозволено было причаститься Святых Христовых Таин. Он помолился
Богу, дабы получить желаемое, и Бог устроил так, что по недосмотру стражи,
некоторые из верующих собрались к Лукиану в темницу и принесли хлеб и вино.
Тогда Лукиан сказал ученикам своим и всем христианам, находившимся в
темнице:
- Встаньте вокруг меня и будете церковью, ибо я верую, что церковь живая
лучше и благоприятнее для Бога, чем по строенная из дерева или камня.
Когда затем все обступили Лукиана, он сказал:
- Совершим литургию и причастимся Божественных Таин.
Тогда ученики спросили его:
- Где же мы, отче, положим хлеб для совершение Святых Таин? У нас нет здесь
стола.
Он же, возлежа связанный лицом кверху, сказал:
- Положите у меня на груди, и будет живой престол Живому Богу.
Так, в темнице, на груди Святого, совершилась Божественная литургия, со
всеми надлежащими молитвами - чинно, как подобает, - и все сподобились
причаститься Святых Божественных Таин.
Утром царь послал слуг узнать: жив ли еще Лукиан? Когда же слуги входили в
темничные двери, Лукиан, увидав их, три раза воскликнул:
- Я - христианин!
И с этими словами он предал дух свой в руки Христа, Бога своего.
Слуги, придя к Максимиану, рассказали, что Лукиан уже умер. Тогда царь
повелел бросить тело мученика в море; слуги так и сделали: привязав камень к
многострадальному телу Святого Лукиана, они бросили его в морскую пучину, и
оно оставалось в море тридцать дней. После сего мученик явился одному из
своих учеников, по имени Гликерию, повелевая ему идти на морской берег и,
взяв, погрести тело его. Гликерий пошел с другими христианами на берег
искать тело Святого; и вот они увидали в море дельфинов, несших на себе
нетленное тело мученика; подплывя к берегу, они положили его на сухом месте.
Тогда верующие с радостью взяли тело Святого мученика и похоронили с честию.
Равноапостольною царицею Еленою, матерью
Константина Великого, в 326 году в Вифинии, в городе Дрепане, названном в
честь св. царицы Елены - Еленополем, был выстроен над гробом Святого
мученика Лукиана храм во славу Богу, в Троице Единому, Ему же и ныне от нас
да будет слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Св. Лукиан скончался в 312 году по Р. Хр., 7 января, как сие видно из слова
Св. И. Златоуста на день памяти его: "Итак, вчера Господь наш крестился
водою, а ныне раб Его крещается кровию". В греческой церкви день памяти Св.
Лукиана впоследствии перенесли на 15-е октября, отделив 7-е января для
празднование Собору св. Иоанна Предтечи.
При Французском императоре, Карле Великом, св. мощи Лукиана перенесены из
Еленополя в г. Арль, во Францию. |