О времени, когда подвизался блаженный Марк, лучше всего
свидетельствует то событие, что при нем были перенесены из пещеры во святую
великую церковь честные мощи преподобного отца нашего Феодосия.
(Это было в 1091 году, когда мощи пр. Феодосия были перенесены из пещеры в
церковь Успения Богородицы. Православная Церковь празднует сие событие 14
августа.)
По принятии святого ангельского образа, блаженный Марк поселился в пещере и
жил в ней, занимаясь тем, что выкапывал руками своими много помещений, не
только для упражнения в молитве (у иноков Печерского монастыря был обычай
удаляться в пещеры для уединенной молитвы; для этого вырывали в стенах пещер
углубления, которые и доселе можно видеть в пещерах), но и для погребения
усопших братий, причем вырытую землю выносил на своих плечах. Так трудился
он непрестанно в сем богоугодном деле, ожидая великой награды на небесах, но
не желая получать ее на земле; ибо когда кто-нибудь принуждал его взять
какую-либо вещь за его труд, то он тотчас же отдавал полученное бедным.
Кроме того блаженный опоясался железным поясом, который и носил в течение
всей своей жизни, день и ночь проводя в молитве. Вместе с непрестанной
молитвой блаженный Марк соединял и строгий пост: преподобный даже воду пил
умеренно из медного креста, который внутри был пустым, измеряя ее этой
праведной мерой.
Однажды, когда он по обычаю рыл могилу, то изнемог после долгого труда и
оставил ее тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что один
инок, болевший перед тем, умер и не было для погребения его другого места,
кроме того, которое вырыл Марк. Мертвого принесли в пещеру и с трудом могли
уложить в тесную могилу. Тогда братия стали роптать на Марка, что из-за
тесноты могилы они не могли как должно положить покойного и возлить на него
елей. Пещерник же со смирением кланялся им и говорил:
- Простите меня, отцы, по немощи моей не докончил я могилы.
Но они еще сильнее продолжали упрекать и укорять его. Тогда блаженный сказал
мертвому:
- Брат, так как место тесно, то сам подвинься и, принявши елей, возлей на
себя.
Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил
его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на
глазах у всех, возлег, оправил себя и почил. При виде такого всех объял
сильный страх и трепет.
В другой раз случилось, что один брат скончался после долгой болезни. Один
из его друзей обтер его по обычаю губкою и пошел в пещеру, желая видеть
место, где будет положено тело его любимого друга и спросил об этом
блаженного пещерника Марка. Блаженный же ответил ему:
- Пойди, скажи брату, чтобы он подождал до утра следующего дня, пока я
выкопаю для него могилу, и тогда он отойдет в покой вечной жизни.
- Отче, - ответил пещернику брат, - я уже обтер губкою его мертвое тело;
кому же ты велишь мне сказать это?
- Ты видишь, что место еще не готово, - снова сказал ему Марк, - и я говорю
тебе: пойди, скажи умершему: так говорит тебе грешный Марк: брат, побудь
здесь еще этот день, пока я приготовлю для тебя могилу, и тогда возвещу
тебе, и завтра ты отойдешь к желанному тобой Христу.
Брат повиновался и, придя в монастырь, застал всю братию совершающей обычное
пение над умершим. Тогда он сказал умершему:
- Брат! Марк говорил, что могила еще не готова для тебя; подожди поэтому
здесь до завтра.
Едва он произнес эти слова к удивлению всех, как мертвый немедленно открыл
глаза, и душа его вернулась в него. И пробыл он тот день и следующую ночь
живым, не говоря ни с кем ни слова, но только взирая открытыми глазами. А
утром тот же брат снова пошел в пещеру узнать, приготовлено ли место. Святый
Марк сказал ему:
- Пойди, скажи ожившему: говорит тебе Марк: оставь эту временную жизнь и
перейди в вечную; отдай дух твой Богу, тело же твое пусть будет положено
здесь в пещере со святыми отцами. Ибо вот уже могила готова для тебя.
Брат, вернувшись, передал все это ожившему. Тот немедленно смежил свои очи,
предал дух свой в руце Божии и был с честью положен в пещере в
приготовленной могиле. И все изумлялись сему преславному чуду, как мертвый
ожил по слову блаженного и снова умер по его же слову, и усердно прославили
Бога.
Были в том же Печерском монастыре братья Иоанн и Феофил, имевшие друг к
другу самую сердечную любовь; от дней юности своей они были во всем
единомысленны и с одинаковой ревностию служили Богу. Они упросили блаженного
Марка вырыть общую могилу для погребения их, когда повелит им Господь
умереть. Спустя долгое время старший брат Феофил отлучился куда-то по нуждам
монастыря, а младший Иоанн, угодивши Богу, заболел, умер и был положен в
пещере в приготовленном месте. Через несколько дней Феофил возвратился и,
узнав о смерти брата, сильно скорбел. Взяв с собой некоторых из братий он
пошел в пещеру, желал увидать на каком месте положен усопший. Увидав же, что
он положен в их общей могиле на верхнем месте, Феофил пришел в негодование и
стал сильно роптать на Марка, говоря:
- Зачем ты положил брата на моем месте, ибо я старше его!
Смиренный же пещерник кланялся ему и говорил:
- Прости меня, брат, я согрешил.
Затем, обратившись к умершему, сказал:
- Брат, встань и уступи это место твоему старшему брату, сам же ляг на
нижнем.
И тотчас по слову блаженного мертвый встал и лег на нижнем месте. Все
пришедшие с Феофилом пришли в сильный страх и ужас. Брат же, роптавший на
блаженного Марка, упал к ногам его, прося прощения:
- Согрешил я, отче, заставив брата сдвинуться с места, - говорил он, - молю
тебя: повели ему снова лечь на прежнем месте.
Но блаженный ответил ему:
- Сам Господь устроил так, что тело сего умершего показало, какую любовь он
и по смерти сохранил к тебе, подчиняясь твоему старшинству и удаляясь из
верхней части приготовленной для вас обоих общей могилы. Господь устроил
так, чтобы прекратить вражду, возникшую между нами из-за твоего ропота, и
чтобы ты не имел злобы и вражды ко мне. Воскрешать же мертвых - дело Божие;
а я - человек грешный, и поэтому не могу сказать сему умершему: возстань и
ляг снова на верхнем месте. Повели ему ты: не послушает ли он тебя? Знай
также и то, что надлежало тебе уже больше не выйти из пещеры, чтобы
немедленно наследовать свое старшинство и сейчас же быть положенным здесь.
Но так как ты еще не готов для исхода, то пойди, позаботься о спасении твоей
души, спустя несколько дней, будешь принесен сюда.
Услышав это, Феофил стал сильно скорбеть, полагая, что тут же упадет и умрет
и даже не надеялся дойти до монастыря. С трудом придя в себя, он вернулся в
свою келию и предался неутешному плачу. Он роздал все свои вещи, оставив
себе только рубашку и мантию. Каждый день ожидал он смертного часа, и никто
не мог удержать его от горького плача; хотевшие же утешить повергали его в
еще большие рыдания. И никогда не могли принудит его отведать вкусной пищи:
слезы его день и ночь служили ему хлебом. Когда наступал день, он омывал
лицо свое слезами и говорил: "Не знаю, доживу ли до вечера".
Когда же наступала ночь, он снова омрачал слезами свет очей своих, говоря:
- Кто знает, доживу ли до утра? Многие, возставши утром от сна, не достигли
вечера или другого сна, кроме смерти; и многие, уснувши, не вставали со
своего ложа. Как же могу надеяться остаться в живых я, получивший извещение,
что мне скоро предстоит скончаться?
И непрестанно плача и постясь, он молился, да подаст ему Господь по
неизмеримой щедрости Своей время покаяния. Поступая так в течение многих
лет, он в такой степени изнурил свою плоть, что можно было сосчитать его
кости, и от многих слез лишился зрения.
Преподобный же отец наш Марк, провидев час отшествия своего ко Господу,
призвал Феофила и сказал ему:
- Прости мне, брат, что я причинил тебе такую тяжкую печаль и моли Бога о
мне, ибо вот я уже ухожу из сего мира. Если же буду иметь дерзновение, не
забуду молить о тебе Господа, чтобы Он сподобил нас обоих узреть Его
пресвятое Лице, увидеть там друг друга и пребывать вместе с преподобными
отцами нашими - Антонием и Феодосием Печерским.
Феофил же со слезами ответил ему:
- Зачем ты покидаешь меня, отче? Или возьми меня с собою, или подай мне
здесь прозрение. Знаю, что по грехам моим я пал бы мертвым в пещере перед
тобою, когда ты воскресил умершего брата моего; но, ради святых молитв
твоих, Господь пощадил меня, ожидая моего покаяния. И ныне ты можешь
даровать мне то, о чем молю тебя: чтобы мне или отойти с тобою ко Господу,
или прозреть.
- Не скорби, брат, - ответил ему преподобный Марк, - что ты ослеп телесными
очами Господа ради, ибо духовными очами ты прозрел и имеешь истинный разум,
и я считаю за благо быть виновником твоего ослепления: я предрек тебе
смерть, желая полезного для души твоей, и желая привести в смирение твое
плотское высокоумие, ибо "сердца сокрушенного и смиренного (а не хвалящегося
старшинством) Бог не уничижит (Псалом 50, ст. 19). Поэтому нет тебе нужды
видеть сей кратковременный свет, но проси у Господа, чтобы узреть тебе славу
Его в присносущном свете. И не желай смерти, - она наступит, хотя бы и
против твоего желания, - но да будет тебе знамение твоего отшествия: за три
дня до твоей кончины исцелится твоя слепота, и ты зрячим отойдешь ко Господу
и узришь там нескончаемый свет и неизреченную славу.
Оставив такое пророчество о кончине Феофила, преподобный отец наш Марк и сам
окончил о Господе свою временную жизнь на земле и перешел в жизнь вечную на
небесах, с Самим Первоначальником воскресения Иисусом и со всеми святыми
пророками, как повелевавший мёртвыми и пророчествовавший. Чудотворные мощи
его положены в пещере, где он сам ископал себе могилу, и подают
неоскудевающие исцеления всем с верою притекающим к его честной раке; тут же
лежат и железные вериги, которые носил на себе преподобный и медный крест,
из которого он пил воду, и который он столь освятил своими устами, что
сообщил ему чудотворную силу. Ибо кто только с верою и постясь приходит и
пьет святую воду из этого честного креста, все получают чудесное исцеление.
Блаженный же Феофил удвоил свои рыдания, горько плача и о разлуке с отцом и
наставником своим, преподобным Марком, и о своей кончине, которую ожидал
каждый день. Вспоминая пророчество пещерника, он проливал источники слез, но
они у него от этого только умножались. Был у блаженного Феофила такой
обычай, что, когда он упражнялся в молитве, и у него текли обильные слезы,
то он подставлял сосуд, над которым и плакал, и за много лет он наполнил его
слезами до верху. Вскоре снова вернулось к нему зрение, согласно обещанию
преподобного Марка. Тогда Феофил уразумел, что близка его кончина. Посему он
начал усердно молиться Богу, чтобы угодны были Ему его слезы и, воздевая
руки к небу, говорил так:
- Владыко человеколюбче, Господи Иисусе Христе, Боже мой! не хотящий смерти
грешников, но ожидающий обращения их, ведущий немощи наши, Царь пресвятый,
Утешитель благий, здравие болящих, спасение грешных, укрепление
изнемогающих, возстание падающих, молюся Тебе в час сей! Удиви на мне
недостойном милость Твою, приими излияние горьких слез моих! Излей на меня
неисчерпаемую пучину благоутробия Твоего, и соделай так, чтобы не
подвергнуться мне искушению в воздушных мытарствах и не подпасть под власть
князя тьмы, ради молитв великих угодников Твоих, преподобных отцов наших,
Антония и Феодосия Печерских и всех святых от века Тебе благоугодивших.
(Мытарство собственно значит мытница, где собирались пошлины; отсюда, далее,
- место лихоимства, притеснений. В духовном смысле под именем мытарств
разумеются истязания души по исходе из тела, прежде суда Божия над нею,
производимые в воздушном пространстве злыми духами.)
Когда произнес блаженный Феофил сию молитву, ангел Господень предстал ему во
образе прекрасного юноши и сказал:
- Хорошо молишься ты, Феофил, но зачем превозносишься количеством собранных
тобою слез?
И ангел показал ему свой сосуд, гораздо больший сосуда Феофила, исполненный
благоухания, как бы от многоценного мира.
- Вот слезы твои, - сказал при этом ангел, - которые ты излил от сердца в
молитвах к Богу и отер рукой или полотенцем или одеждой, или же которые
упали из глаз твоих на землю. Я собрал их все в этот сосуд и сохранил по
повелению Владыки и Творца моего. И ныне я послан возвестить тебе радость,
дабы ты с веселием отошел к Сказавшему: "Блаженны плачущие, ибо они
утешены
будут" (Еванг. от Матф. гл. 5, ст. 4).
Произнесши это и оставивши на месте сосуд, ангел стал невидим. Блаженныи же
Феофил, призвав игумена, разсказал ему о явлении Ангела и о словах его, а
также показал и оба сосуда, наполненные слезами: один свой, а другой
ангельский, издававший благоухание лучшее всех ароматов, и просил по
преставлении своем излить их на его тело. На третий день по прозрении он
отошел ко Господу для созерцания Пресвятой Троицы. Честное тело его положили
в пещере, рядом с любимым им братом, блаженным Иоанном, близ преподобного
Марка. И помазали его из сосуда ангельского, отчего вся пещера наполнилась
благоуханием. Потом возлили на него и другой сосуд слезный, дабы сеявший на
земле слезами, пожал на небеси радостью. Эту радость он и получил
ходатайством преподобного наставника своего Марка пещерника и чудотворца,
благодатию же Бога всякого утешения, Которому, в Троице восхваляемому,
подобает всякая слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
|