Цари Римские, Декий и Валериан, созвав своих князей и
вельмож, имели совещание с ними о распространении чествования своих лживых
богов, и истреблении и уничтожении святой христианской веры.
(Декий царствовал с 249 по 251 г. Валериан единолично царствовал несколько
позднее (263-260 гг). Настоящее житие представляет его принимавшим участие в
управлении империей еще при Декии).
И единодушно, с общего согласия, они издали в Капитолии следующий указ:
(Капитолий - храм верховного бога Юпитера и богинь Юноны и Минервы, на одном
из холмов, на которых был раскинут древний Рим, столица Римской империи.
Холм этот, вместе с храмом, был главным святилищем и назывался
Капитолийским).
- Римские цари, непобедимые победители, присночестные, великие, верные,
Декий и Валериан с вельможами: так как мы испытали благодеяния и дары наших
богов, и вместе с тем, насладились победами, которые они подают нам на
врагов, так как, к тому же, мы изобильно получаем от них всякого рода плоды,
чрез благорастворение воздухов, и считаем их своими благодетелями и
устроителями общего благополучия; то посему, по совещанию с вельможами,
единодушно повелеваем, чтобы люди всякого звания, свободные и рабы, военные
и не военные, - приносили жертвы богам, припадая и усердно молясь им. Если
же кто осмелится нарушить наше царское повеление, изданное нами на общем
совещании, того мы повелеваем, связав, бросить в темницу, потом предать
различным мучениям. Если, раскаявшись, он подчинится повелению, то будет
удостоен нами не меньшей почести; если же будет противиться, то, после
многих мучений, пусть будет казнен чрез усечение мечем, или пусть будет
брошен в море, или отдан на съедение птицам и псам. В особенности же так
должны быть казнены христиане, если найдется кто-либо из их веры;
повинующиеся же нашему повелению получат великие почести и подарки. Желаем
благополучно здравствовать.
Когда был издан такой царский указ, то весь Рим пришел в смятение, ибо это
безбожное повеление было объявлено по всему городу и послано в окрестные
города и страны. В то время на римское государство возстали варвары.
(Варварами греки и римляне называли иноплеменников. Самое название указывает
на людей с непонятною речью. Здесь разумеются, вероятно, Готы, на войне с
которыми Декий, несколько позднее, был убит).
Цари приготовляли своих воинов и приказали воинским полкам из всех городов
сходиться в Рим. Тогда пришел и тот полк, в котором Меркурий был воином;
этот полк назывался Мартенсес из первой Армении, под начальством трибуна
Сатурнина.
(Собственно Армения граничила на севере с Колхидою, Иберией и Албанией, на
западе с Малой Азией, на юго-востоке и востоке с Мидиею и Ассириею.
Первоначально она находилась в зависимости от Ассириян, Мидян и Персов,
потом служила предметом раздора между парфянами и римлянами, затем, между
римлянами и персами, и попеременно зависела то от тех, то от других. Армения
первая лежала близ восточной части южного берега Понта Евксинского (Черного
Моря), Армения вторая и третья - на юго-запад, четвертая - на юг от первой.
Трибун - римское название начальника войсковой части, среднее между нашим
полковником и ротным командиром).
По отбытии царя Декия на войну, Валериан остался в Риме. Когда во время
войны римлян с варварами, между ними произошла продолжительная битва,
Меркурию явился ангел Господень в образе великого человека. Одетый в белые
одежды и держа в своей руке меч, он сказал ему:
- Не бойся, Меркурий, и не страшись, ибо я послан на помощь тебе, чтобы
сделать тебя победителем. Приими сей меч и устремись на варваров; и когда
победишь их, не забудь Господа Бога твоего.
Находясь как бы в состоянии изступления, он принял явившегося ему за одного
из римских князей. Взяв подаваемый ему меч, он устремился с великим
мужеством на врагов и посекал их как стебли растений. Пройдя сквозь
варварские полки, он достиг до самого варварского царя, убил его мечем и
поразил вместе с ним великое множество храбрых воинов, так что меч прилип от
крови к руке его; так варвары были побеждены и обращены в бегство римлянами.
Тогда Декий, узнав о великой храбрости Меркурия, призвал его к себе и,
почтив великими дарами, поставил его начальником над всем войском. Декий,
думая, что враги были побеждены с помощью богов, был весьма рад и, раздав
воинам много золота, отпустил каждого к себе домой, сам же, идя с Меркурием
к Риму, устраивал по городам большие пиры. Однажды ночью, когда военачальник
Меркурий спал, пришел к нему Ангел таким же образом, как и в первый раз, и,
толкнув его в бок, разбудил. Поднявшись и увидев явившегося, он как бы
онемел от ужаса. Ангел сказал ему:
- Меркурий! не помнишь ли, что я сказал тебе на войне? Смотри, не забывай
Господа Бога твоего, ибо тебе надлежит пострадать за Него и получить венец
победы в преславном царствии Его, со всеми святыми.
Сказав это, Ангел сделался невидим. Он же, придя в себя, начал благодарить
Бога и вспомнил о христианской вере, о которой слышал от деда и от своего
отца. Отец его, по имени Гордиан, состоя воином в том же полку, в котором
впоследствии числился и он, часто говорил:
- Блажен кто состоит воином Царя Небесного, потому что получит от Него
награду в Небесном Царствии. Ибо Сей Царь сотворил словом всяческая, будет
судит живых и мертвых и воздаст каждому по делам его.
Вспоминая эти слова своего отца и размышляя умом о явлении Ангела, Меркурий
умилился сердцем и начал плакать и рыдать, говоря:
- Увы мне грешному! будучи ветвью зеленого дерева, я засох, - не имея ныне
корня познания Бога.
(Образ речи заимствован из Евангелия (ср. Еванг. от Луки гл. 23, ст. 31; от
Иоан. гл. 15, ст. 1-6). В этих словах святый Меркурий выражает ту мысль, что
хотя отец его был христианином, сам он оставался, однако же, до сих пор
язычником, не заботившимся о просвещении христианскою верою).
Когда он так говорил с рыданиями, царские слуги пришли звать Меркурия к царю
на некоторое совещание. Меркурий отказался, сказавшись больным, и царь
отложил совещание на другой день, ибо не хотел совещаться без Меркурия ни о
чем, - так он любил и почитал его. Поутру, пригласив с почетом к себе
Меркурия, царь совещался с ним о том, что относилось к пользе римского
царства. По окончании совещания, царь сказал Меркурию:
- Пойдемте вместе в храм Артемиды, чтобы принести жертвы ей.
Святый, тайно уклонившись от царя, пошел в свое жилище. Некто же из вельмож
сказал царю:
- Великий царь, непобедимый победитель, избранный богами для обладания
царством! Благоволи с кротостию выслушать меня. Тот, который получил почести
от вашей царской десницы, которого ваша держава прославила и возвеличила,
вот - он не пришел в храм великой богини принести жертву за вашу державу.
Царь спросил:
- Кто это не хочет приносить, в единомыслии с нами, жертвы досточтимой
Артемиде?
Советник Катул отвечал:
- Меркурий, которого возвеличила ваша царская милость. Он отказывается от
поклонения нашим богам.
Царь сказал:
- Не по зависти ли какой вы клевещете на него?! Не поверю вам, пока сам не
испытаю его и не удостверюсь твердо. И если не окажется того, что вы
говорите, то примете много казней за свою клевету; если же это окажется
истиной, то за верность богам и нашему царству будете удостоены почести от
нас.
Сказав это, царь тотчас послал пригласить Меркурия с честию, и когда он
явился, Декий сказал:
- Не я ли оказал тебе почесть, поставив тебя начальником над всеми моими
князьями, по той причине, что, с помощью богов, ты победил врагов? Зачем же
ты оказываешься неблагодарным за такие мои благодеяния тебе и презираешь
власть и повеление мое, не воздавая подобающей чести нашим богам, как мы
слышали от некоторых верных нам людей.
Доблестный воин Христов с дерзновением отвечал:
- Почесть твоя пусть будет с тобою, ибо я победил врагов не с помощию ваших
немощных богов, но - силою Христа Бога моего; (однако) возьми от меня то,
что ты дал мне, ибо наг я вышел из чрева матери моей, наг и отойду" (Кн.
Иов., гл. 1, ст. 21).
Сказав это, он снял воинский пояс и начальническую одежду и бросил к ногам
царя с громким восклицанием:
- Я христианин! Слышите все: я - христианин.
Тогда Декий пришел в ужас и, в молчании смотря на святого, удивлялся его
смелому слову и делу, дивился еще и красоте тела его, ибо святый был высок
ростом, румян лицем, и в самом взоре его светилось мужество. Потом он
повелел заключить его в темнице, говоря:
- Этот человек не оценил своей чести, но когда он испытает безчестие и
огорчение, думаю, что обратится к благочестивой мысли.
Святый, когда отвели его в темницу, славил и благодарил Бога. Ночью ему
снова явился Ангел Господень, говоря:
- Будь мужествен, Меркурий, и не бойся; веруй в Господа, Которого ты
исповедал, и Он избавит тебя от всякой печали.
Меркурий был весьма укреплен этим Ангельским явлением. Поутру на другой день
царь Декий сидел на судилище, и когда Меркурий предстал пред ним, сказал
ему:
- Чрез свое безумие ты заслужил такую честь, что стоишь, как осужденный, на
суде.
Святый отвечал:
- Поистине мне приличествует такая честь ради моего Господа. Ты взял то, что
вскоре погибает, я же получу то, что пребывает во веки.
Царь сказал:
- Поведай нам, какого ты рода и отечества.
Святый отвечал:
- О роде моем и отечестве, если хочешь узнать, я скажу тебе. Отца моего
звали Гордианом, по происхождению он скифянин и был воином в полку
Мартенсов; отечество же мое, к которому я с ревностью иду, есть горний
Иерусалим - город Царя Небесного.
(Скифы - древний народ, который жил частию в северных пределах западной
Азии, до Каспийского моря, преимущественно же по северным берегам Черного
моря, при чем северные границы разселения скифов были неизвестны древним).
Царь сказал:
- Почему ты не повинуешься нашей воле? почему не исполняешь задоведи, данные
нами для всех? почему не хочешь поклониться богам, чтобы получить свой
прежний сан? Или хочешь умереть в мучениях? Отвечай скорее, потому что ты
для этого призван.
Святый Меркурий сказал:
- Я пришел для того, чтобы победить тебя и твоего отца диавола, виновника
всякого зла, и получить венец победы от Подвигоположника Иисуса Христа,
моего Господа. Исполняй надо мною без отлагательства то, что замышляешь, ибо
у меня есть броня и щит, которым преодолею все измышляемые тобою против меня
мучения.
Тогда царь, разгневавшись, сказал:
- Так как ты говоришь, что имеешь броню и щит веры, то повелеваю повесить
тебя нагим, растянув между четырьмя столбами.
Когда это было сделано, мучитель сказал:
- Где ныне орудия для борьбы твоей?
Святый же Меркурий, воззрев на небо, сказал:
- Господи Иисусе Хресте, помоги мне, рабу Твоему!
Царь повелел, принеся острые ножи и мечи, резать тело святого, а на земле
под ним развести огонь, чтобы, израненный сверху ножами и мечами, а снизу
опаляемый огнем, он жестоко страдал. Когда стали делать это, из тела его
кровь потекла ручьями, так что даже огонь погас от крови, а святый все
терпел доблестно.
После сего Декий повелел отвязать его, - чтобы он не умер скоро, - и крепко
запереть в некотором помещении. Слуги, взяв его, понесли, ибо он не мог сам
идти, будучи еле жив, и бросили его в тюрьме, думая, что он тотчас умрет. И
святый лежал как мертвый, только чуть дыша, по причине жестоких ран.
С наступлением ночи, Ангел Господень пришел к нему и сказал:
- Мир тебе, добрый страдалец! - и исцелил его от ран.
Святый, оицутив в себе силу, встал здоровым и благодарил Бога, посетившего
его чрез Своего Ангела.
Поутру царь снова повелел представить к нему Меркурия. Воины, пойдя за ним,
нашли его здоровым и, взяв, повели его к царю. Царь, увидев, что он здоров и
ходит без помощи, сказал:
- Тот, которого вчера унесли от нас мертвым, ныне ходит сам, как будто бы не
имел на себе никакой раны! - и повелел воинам осмотреть раны его.
Осмотрев тело мученика, они сказали царю:
- Клянемся целостью твоей державы, у Меркурия все тело невредимо; без
всякого порока, как будто никогда никакое мучение не прикасалось к нему.
Царь сказал:
- Он непременно станет говорить, что его исцелил Христос. Не приводили ли вы
к нему в темницу какого-либо врача?
Они отвечали:
- Клянемся вашею державою, управляющею всем миром, что никто не осматривал
его, ибо мы думали, что он тотчас умрет; а как он исцелился и стоит ныне
здоровым, мы не знаем.
Царь, сказал:
- Посмотрите на христианское колдовство: тот, который вчера казался мертвым,
сегодня стоит здоровым пред нами.
И с яростью сказал святому:
- Кто тебя исцелил? Скажи нам по правде, ибо я не считаю возможным для тебя
исцелиться иначе, как чрез колдовство.
Святый отвечал:
- Как ты сам первоначально сказал, против своей воли, так и есть: Господь
наш Иисус Христос, истинный Врач душ и телес, исцелил меня. Он, Который,
связав нерушимыми узами всех колдунов и чародеев, вместе с покланяющимися
идолам, предаст их геенскому огню за то, что они не познали истинного Бога,
создавшего их.
Царь сказал:
- Я снова разсеку твое тело ранами и посмотрю, исцелит ли тебя Христос,
Которого ты исповедуешь.
Святый отвечал:
- Верую в Господа моего Иисуса Христа, что ты не победишь меня всеми своими,
измышляемыми против меня, мучениями, ибо я нисколько не боюсь их, будучи
укреплен словами моего Владыки, Который сказал: "Не бойтесь убивающих тело,
души не могущих погубить! (Еванг. от Матф. гл. 10, ст. 28). По умерщвлении
Он воскресит меня снова в страшный день праведного суда.
Царь повелел снова мучить его огнем и ранами.
Когда святого били и жгли огнем, то от опаляемого тела его, вместо смрада,
исходило великое благоухание. Мученик терпел так доблестно, что не испустил
крика, ни стона, ни вздоха, так что все дивились терпению его.
Царь сказал ему, насмехаясь:
- Где ныне твой врач? Пусть придет сюда и исцелит тебя, ведь ты говорил, что
он может и по смерти воскресить тебя.
Святый Меркурий отвечал:
- Делай, что хочешь. Ты имеешь власть над телом моим, над душею же - Бог.
Хотя бы ты и умертвил мое тело, однако душа пребудет нетленной во веки.
Царь повелел повесить его вниз головой, на шею же его привязать большой
камень, чтобы, давимый тяжестью камня, он умер. Мученик же, укрепляемый
благодатию Божиею, в продолжение многих часов претерпевал это мучение,
оставаясь живым. Потом, отвязав камень, царь повелел бить его бичами, концы
которых были окованы медью. И били его так жестоко, что земля обагрилась
кровию его. Он же мужественно терпел, говоря:
- Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня пострадать за Имя Твое.
Царь, видя, что мученика никак нельзя склонить к воле его, и, не имея более
времени мучить его, ибо спешил идти скорее в Рим, постановил над ним такой
окончательный приговор:
- Меркурия, который вменил наших богов в ничто и презрел честное
постановление нашей кротости, наша держава повелевает вести в Каппадокийскую
страну и там отрубить ему главу для вразумления многих. Ибо всякий
противящийся царю будет казнен мечем после многих мучений.
(Каппадокия - восточная область Малой Азии).
Воины, взяв святого, положили его на животное (мула или осла) и, крепко
привязав его, ибо он был весьма разслаблен телом по причине многих мучений,
повезли в Каппадокию. Когда они были в Кесарии (разумеется Кесария - столица
Каппадокии, названная так императором Тиверием), Господь явился святому и
сказал:
- Меркурий! Приди ко Мне и успокойся; течение ты совершил, веру соблюл, -
приими же венец подвига твоего (2 посл. к Тимоф. гл. 4, ст. 8), ибо здесь
тебе должно скончаться.
Мученик, весьма укрепленный этим видением Спаса, сказал бывшим с ним воинам:
- Совершите то, что приказано вам, не откладывая более. Господь же,
призывающий всех к покаянию, да подаст вам Свою благодать; богатый милостию,
Он преизобильно подает Свои дары приходящим к Нему.
После того как он это сказал, глава его была усечена, при исповедании им
Спаса нашего Иисуса Христа, месяца ноября 24 дня. На второй день по кончине
святого, тело его оказалось белым как снег и от него исходило благоухание
драгоценного мира и фимиама, и по причине такого чуда многие уверовали во
Христа. Святое тело его было с честию положено на славном месте, подавая
больным много исцелений.
Сего воина, святого великомученика Меркурия, душою уже торжествующего на
небе, Возбранная Воевода, Пресвятая Богородица, призывала, спустя
значительное время, на следующую свою воинскую службу.
Святый Василии Великий однажды молился пред иконою Пресвятые Богородицы, при
которой было изображение и святого великомученика Меркурия с копьем, как
воина.
(Св. Василий Великий родился в 330 г., в благочестивом семействе, в
Каппадокии, получил обширное светское и духовное образование. Первоначально,
вместе с своим другом св. Григорием Богословом, проводил отшельническую
жизнь, потом был поставлен сначала пресвитером, а затем в 370 г. епископом
Кесарийским. Подобно св. Афанасию Александрийскому, был ревностным
защитником православия в эпоху арианских смут и написал для защиты и
раскрытия православного учения много замечательных сочинений, за что Церковь
и дала ему название Великого. Умер в 379 году).
Молитва Василия Великого была чтобы злочестивый цар Юлиан Отступник, великий
гонитель и истребитель правоверных христиан, не возвратился из Персидской
войны для истребления христианской веры.
(Император Юлиан царствовал с 361 по 363 г. Сделавшись императором, он
отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни возстановление
язычества. Посему он и называется Отступником.
Персы жили в Азии, близ Персидского залива. В разное время границы страны
были разные. С воцарением среди них династии Сассанидов (в 226 г. по Р.
Хр.), вели неоднократно войны с римлянами. Персидская война, во время
которой был убит Юлиан, относится к царствованию порсидского царя Сапореса
II).
Во время молитвы он увидел, что там, при иконе Пресвятой Богородицы, образ
святого Меркурия сделался на некоторое время невидимым, потом показался с
окровавленным копьем. В то же самое время Юлиан Отступник был пронзен на
Персидской войне копьем неизвестного воина, который тотчас после того
сделался невидим. Юлиан бросил вверх хлынувшую из раны кровь и обратился к
небу: "Ты победил, Галилеянин!" И умер со злобой на устах.
Это чудо сделалось тогда явным, ибо, по молитвам святого Василия Великого,
сама Пресвятая Богородица послала сего угодника Божия и своего, святого
победоносного великомученика Меркурия, от церкви торжествующей к церкви
воинствующей, на казнь Богопротивного отступника Юлиана, на защиту святой
веры и православных христиан. Его святым предстательством и защитою пусть
будем и мы сохранены от богопротивных врагов, побеждаемых с помощию его и
будем вместе с ним славить Бога и Богородицу, во веки веков, аминь. |