Фрагменты "Записки Николая Александровича Мотовилова"
Родители его были добрые и верные Христу Богу христиане.
И он есть им Богом обетованное чадо, и до Крещения своего ничем не мог
прогневать Господа Бога, так и ему дано страдать от самого Крещения и, по
слову апостола, не токмо веровати, но и страдати
(92. «Яко вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже
по Нем страдати...» (Флп. 1, 29)),
но не с тем, чтоб погибнуть в безотрадном страдании сем; но да явятся дела
Божии на нем по чудному Промыслу Божиему, допущенные ему изведать на самом
себе.
Вспроси его: как он родился, что было при Крещении его с ним и как и когда
наречено ему имя? Он скажет тебе, что имя ему дано святителем Николаем
Чудотворцем за несколько лет, не только до рождения его, но и до самого
бракосочетания родителей его; что во время Крещения он закричал чрезвычайно
громко, и из черных как смоль волос сделались белые, как лен, и все
подумали, что он громко закричал единственно потому, что вода была очень
холодна и он испугался холода. Но это произошло оттого, что при сошествии
благодати Святого Духа на крещаемого дозволено было в то же время и бесу
войти в него и разбить весь состав его, чтоб можно было ему вместиться в
нем, и вот от этого-то лишь только и закричал он так страшно.
(93. Вхождение беса в человека при его Крещении возможно лишь как проявление
особого и исключительного Промысла Божия, о чем и свидетельствует святитель
Митрофан, указывая на евангельскую притчу о слепорожденном. Церковное учение
говорит лишь о прощении всех грехов, даруемое крещаемому.)
Он скажет тебе и то далее, что он должен был долго страдать на первом году и
врачи называли болезнь его каменною болезнию
(94. Каменная болезнь — образование камней во внутренних органах.);
но это была боль от вселившегося в него по допущению Божиему беса,
производившего в нем эту боль.
Вспроси его, были ли с ним после этого и такие странности, что, например, он
согнется в кольцо, закинув ноги за уши, и на спине завертится, как кубарь,
так что уже не видать ребенка, а только один вертящийся круг живого существа
вместо неодушевленного, вертимого постороннею силою, потому что неужели
младенец мог сам это делать? Тебе именно говорю, что это в нем действовал
бес, тем более что по окончании работы этот враг мгновенно развертывал его и
ударял руками и ногами об пол, чего он сам делать не мог, почему родители
его, не зная, что в нем делается, и подстилали кошмы и подушки в той
комнате, где он проводил бессонные ночи, ибо до трех лет он спать по ночам
не мог, а утешался, только глядя на звезды и месяц, и, дождавшись восхода
солнечного, лишь тогда засыпал, и многие другие странности, будто бы капризы
его, происходили лишь только от действий в нем этого же беса. И вот за то-то
и для того-то, чтоб он не погиб от его злоумышлений бесовских, и дана ему
благодать Божия, что он сподобился многих истинных видений и откровений
Божиих; для того-то Господь свел его с великим старцем Серафимом и с тобою,
и вот нам дает помогать ему, чтоб защищать его от действий врага диавола и
всегубителя, которому хотя и дозволил по Своему непостижимому Промыслу
вселиться в него в час Крещения его, но не для того, чтоб погубить его, а
для недоведомых судеб Своих, причину коих Он Сам откроет, когда изволит и
тому предопределенное время придет».
Далее святитель приказал меня отчитывать...
,,,
Следовало бы мне сказать еще и о том, как в Киеве показано было мне, что
такое есть сила тяготения, открытая Ньютоном
(178. Ньютон Исаак (1643-1727) — знаменитый английский математик, механик,
астроном и физик, создатель классической механики, профессор математики в
Кембридже, президент Лондонского Королевского общества. Открыл дисперсию
света, исследовал дифракцию, развивал корпускулярную теорию света.
Сформировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного
тяготения.)
и от невидимого учителя моего названная благодатию Всесвятого Духа Божиего,
лучами Своими могущественнейшими всего на свете содержащего всяческая в
горсти Своей — аще земная, аще небесная. То есть именно восемь твердей
небесных, про которых сказано, что то суть светлее всякого кристалла твердо
горизонтально устроенные, неизмеримые для человека, но измеряемые Богом и
Его Святым Духом, объемлемые круговидными простынями или дискообразными
кругами сущие, между коими помещаются семь эфирных пространств, в коих
движутся вокруг семи центральных громадных солнцев или небесных кругов семь
млечных путей, состоящих опять из бесчисленных солнечных систем. И что наш
мир находится в самом последнем над бездною творном небе, и что ниже оного и
восьмой водной же тверди находится, как выше сказано, геенна — огнь вечный,
несветимый и неугасаемый — тартар, лютый мраз, червь неусыпаемый, тьма
кромешняя или внешняя, и, наконец, смерть вторая. И все это вместе
содержится лишь одними рукообразными, если для чувственного понятия можно
так выразиться, лучами или потоками Духа Святого огненными, как от огня
происходящими, но росоносно дышащими и неопаляющими естества тварей. Потому
что, проходя светлейшие, кристаллу подобные, водные тверди, разделяющие
эфирные пространства, содержащие творные небеса, они, то есть сии лучи
Всесвятого Духа Божиего, воплощаются в эту воду, сущую выше небес, и, входя
в атмосферы миров в тончайших каплях росы, обходят разумные существа, про
которые капли росы премудрости сей небесной сказано, что утренневавый к этой
небесной премудрости не утрудится и бдяй ее ради вскоре без печали будет.
Следовало бы упомянуть, как мне показано разлучение души и духа человеческих
от плоти и как разъяснен процесс смерти. Надлежало бы сказать и о процессе
жизни, как мне показано было, что человеческая жизнь делится на четыре
части. 1-я — девятимесячная в утробе матери, делящаяся на шесть фазисов. 2-я
— временная, на дне воздушного океана на лице Земли троичная
духовно-душевно-плотяная, в каковой троичности и зародыш человека в мужеском
семени показан был, и тоже шесть фазисов в падшем состоянии своем имеющая.
3-я — жизнь за гробом, духовно-душевная ангелоподобная и 4-я — жизнь паки
бытия вполне Богоподобная, представителями которой и истинными главами
воскресшими из мертвых над всею Вселенскою Ветхо- и Новозаветною Церковию
Христовою Божиею всеполноблагодатию Бога Духа Святого, освященного Церковию,
человеческого рода всех веков от сотворения Адама и до конца рода
человеческого сущею, <являются> Богочеловек Иисус Христос и Приснодева
Богородица Мария. Он Бог богов, Царь царей и Господь господей, пришедый в
рабий зраце взыскати Адама; а Она — единая по Боге Всемогущая, потребившая
клятву Евину Плодом чрева Своего Приснодевственного, — дщерь по плоти
Богоотец святых Иоакима и Анны и семя жены на сотрение главы змия диавола,
обетованное Адаму и Еве при изгнании из рая, а поэтому и язва бесовская, и
всепобедоносное оружие на все их козни и ухищрения против рода
человеческого.
Но для того чтобы подробно описать все остальное, как тут в описываемые мною
времена, так и потом во время странствий по святым местам русским жизни моей
долговременной бывшее, о чем я подробно всегда и письменно, и словесно
доносил высокопреосвященнейшему Антонию, то следовало бы целые тома
исписать, а если систематически все это изложить в одно стройное
литературное, бо(го)словски-философическое целое или, что гораздо вернее, в
одно философическое, благодатию Всесвятого Духа Божиего воплощенное или
осоленное ею богословское целое, то составится именно та самая книга, о
написании которой говорилось в одном из благодатно вещих слов <снов?> моих
воронежских и о самохвальстве по сочинению которой укоряли меня многие.
,,,
«Вот, ваше Боголюбие, вчерашнего дня мы положили с вами мне помолиться Богу,
что Он изволит сказать: мне ли исцелить вас Его благодатию, как Он прошлого
года мне удостоил то сделать, или отпустить вас в Воронеж, я так и молился
Богу. Но Господь открыл мне всю вашу жизнь от рождения вашего и до успения
вашего». «Что же в ней будет со мною?» — вспросил я. И он отвечал: «Этого
Господь не велел мне сказывать вам, потому что в таком случае вы ни во
грехах ваших виноваты не будете, ни в правде вашей не за что будет
награждать вас. Ибо если Господь станет наказывать вас за грехи, то разве вы
не вправе сказать Ему: "Господи, да ведь раб Твой Серафим от лица Твоего мне
уже возвестил, что я нагрешу так много, то за что же Ты меня так
наказываешь?" А если Господь вздумает вознаграждать ваше Боголюбие за правду
вашу и за добродетели ваши, то разве враг диавол не сможет сказать Богу:
"Господи! за что же Ты вознаграждаешь его так много, что тут мудреного, что
он наделал столько добра, что он не боялся меня и так сильно
противуборствовал мне? Разве Серафим не сказал ему всего этого заранее от
Лица Твоего? а ведь он ему верил, как Самому Тебе. Так в чем же тут заслуги
его? Эдак и всякий бы еще и больше его сделал бы, когда б ему от Тебя
заранее обо всем было уже наверное сказано". Вот отчего, ваше Боголюбие, и
вам не позволено мне открывать всей вашей жизни и всего, что в ней будет, да
и другим никому об полноте судьбы его Господь не дает знать, а если и
возвещает иногда, то лишь только избранным Своим, и то не все, но отчасти о
свидениях судеб Своих, как в зерцале, или видении откровений Божиих, и то
для того, чтобы они от великих напоров врага, от его ожесточенной брани,
которую видит Господь, что он <враг> воздвигнет на них, не отчаялись и имели
хотя малую отраду в скорбях своих, хотя некоторый свет во тьме козней врага
диавола, коими, по допущению Божиему, они могут быть впоследствии омрачаемы.
И если бы таких отчасти откровений о судьбах человеческих не давал бы Бог
избранным рабам Своим, посылаемым от Него в подкрепление миру, то неубы
спаслася всяка плоть (214. Ср.:Мф. 24, 22; Мк. 13, 20) от хитросплетенных
козней врага диавола и всегубителя. И вот почему мне Господь и вашему
Боголюбию не все велел открывать в подробности, а лишь только то, что
благость его изволила отчасти вам чрез меня возвестить.
— Одно вам скажу и главное, что если бы не Сам Господь и Божия Матерь
возвестили мне о вашей жизни, то я бы не поверил, чтоб могла быть такая
жизнь на земле. Ибо мне Господь сказал, что у вас в жизни все духовное со
светским и все светское с духовным так тесно связано, что ни того от
другого, ни этого от того отделить нельзя, и что за всем тем Он Сам изволил
назначить вам такую жизнь, и что будущее человечество сим лишь путем пойдет,
если захочет спастися, и что на все это есть Его собственная воля, и что
поэтому-то лишь Он дозволяет мне открыть вам нечто из жизни вашей, чтобы от
трудности пути вашего вы без того не погибли бы вовсе».
«Что же, батюшко, будет со мною?» — вспросил я. И он продолжал: «Я, ваше
Боголюбие, плохо учен грамоте, так что с трудом подписываю мое имя, а
грамматике и вовсе не учился, однако же читаю не только по церковной, но и
по гражданской печати борзо и так скоро, что книги по две или по три мог
прочитывать и прочитывал в сутки. А память такую имею, от Господа мне
данную, что, пожалуй, могу вам от доски до доски все наизусть прочитать —
такую сильную память Господь Бог мне изволил пожаловать. Так я хотя и плохо
учился грамоте, а грамматике и вовсе не учился, но знаю очень много и более
многих ученых людей, потому что много тысяч книг содержу в свежей памяти, да
и даром премудрости и рассуждения, свыше от Него подаваемого, Господь Бог
после всех страданий, что я ради имени Его Святого в жизни моей претерпел,
меня обильным благословить изволил. Я вашему Боголюбию скажу просто, почти
наперечет, сколько и где я книг перечитал, чтобы вы и сами видеть могли, что
я в Писании Церковном и светском силен таки довольно. В нашей саровской
библиотеке, мню я, тысяч пять с половиною будет экземпляров, а в иных, как,
например, в Ролленевой Истории, перевод Третьяковского тридцать томов.
(215. Роллен Шарль (1661-1741) — французский историк, ректор Парижского
университета (Сорбонны), член Королевской академии. Упомянутые сочинения:
Древняя история о египтянах, о карфагенах, об асирианах, о вавилонянах, о
мидянах, персах, о македонянах, о греках: В 10 т. / Пер. В. Тредиаковского.
СПб., 1749-1762; Римская история от создания Рима до битвы актийской, то
есть по окончание республики: В 16 т. / Пер. В. Тредиаковского. СПб.,
1761-1767.)
И я всю нашу библиотеку прочитал, так что даже и книгу о системах миров, и
даже Алкаран Магометов (216. См.: Алкоран о Магомете, или Закон турецкий,
переведенный с французского языка на российский. СПб., 1716), и другие
подобные книги читал. В иных книгах, вот, например, у Третьяковского, тяжел
язык, но я смысла добивался, мне хотелось все узнать, что на земле делается
и что человеку Бог на веку своем узнать допустил, потому что подобает и
ереси знать, да их не творить, и Сам Господь говорит в Библии: Егда
умножится ведение, тогда откроются тайны; у господина Соловцева
(217. Соловцовы Александр, Африкан и Петр Степановичи — помещики с. Лемети
Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Известные благотворители
Саровской пустыни.)
— две тысячи пятьсот книг русских, и их прочитал все до одной; у Аргамакова
господина
(218. Аргамаковы — старинные благотворители Сарова, владельцы с. Хозина. М.
М. Аргамаков помог первоначальнику Саровской пустыни Иоанну приобрести землю
под пустынь. А. И. Аргамакова — крупнейший вкладчик в строительство
Саровской колокольни (см.: Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры,
Православия. Саров; Саранск, 1999. С. 29—95)).
— тысячи полторы книг, и его библиотеку всю прочитал; у княжен Бибичевых
(219. Князья Бабичевы (в рук. Бибичевы) — известны два брата, Григорий и
Иван Ивановичи, алатырские дворяне, деятели Комиссии Нового уложения 1760-х
гг. Дети первого — Дмитрий и Иван Григорьевичи. Оба состояли членами
Вольного экономического общества, занимались изобретениями и
усовершенствованиями в области сельского хозяйства. Дмитрий Григорьевич —
инженер, учился в Лондоне. В 1870 г. занимал должность прокурора Симбирской
верхней расправы с чином коллежского асессора.)
— они благодетельствуют же Саровской пустыни — и их книги все прочитал; у
братий и отцов святых нашей обители у кого тридцать, у кого семьдесят все
брал на прочтение и все прочитал. Неудержимая, ваше Боголюбие, была у меня
охота к чтению, и все эти книги прочитал, духовные и светские, и все хорошо
обсудил, потому что я не столько читал, сколько рассуждал о прочитанном и
все соображал, что и как получше бы для Богоугождения сделать. Ну, так вот я
вам в подробности сказываю, что уже не знаю, кто еще на русском языке, по
церковной и гражданской печати, так много читал. И это не велехвалясь
говорю, а чтобы вы знали твердо, что я много на земле сущего знаю, а Бог и
недоведомые тайны Свои сверх того открывает, как и о вашей жизни открыл, а
все-таки жизни, подобно вашей, нигде я не вычитал, а если б Бог не уверил
меня в ней, что она именно такая, что и десять житий святых угодников Божиих
вместе сложить и десять жизней великих светских людей, каковы Суворов
(220. Суворов Александр Васильевич (1730—1800) — князь Италийский, граф
Рымникский, выдающийся русский полководец, генералиссимус.)
и другие, вместе сложить, то и тут во всех их двадцати жизнях еще не все то
сбылось, что с вами с одним сбудется, то я не поверил бы, чтобы все то могло
в самом деле так быть. Но мне Господь именно так сказал. И я верую, что
слово Его непреложно и все то будет так, как мне открыто, а из сего нечто и
вам самим дозволено открыть.
Вот для примера я вам скажу: помните ли, как прошлого года я говорил, что у
вас была мысль, что будто бы можно и в миру живучи получить такую же
благодать, как в отшельничестве?» А я, скажу в скобках, думал, что если
Господу угодно будет, то при Его Святой помощи и в рай Адамов смогу я
достигнуть, лишь бы Он мне то благословить изволил, как благословил святому
Марке Фраческому и другим святым угодникам Его. «Но я вам говорил, — стал
далее продолжать батюшко отец Серафим, — что этого невозможно достигнуть,
живучи в миру, желая жениться, желая заниматься службой государственной и
устраивать великие предприятия, подобные тем, о коих вы задумывали, и что
люди, возлюбившие Господа всею душою, как и ваше Боголюбие, возлюбили Его, о
чем Господь Сам мне сказал, что вы Его истинно любите, что такие люди не
только не желали и не добивались всего того, что вы желаете и чего
добиваетесь, но жен, детей, чины, богатство, славу, почести, все радости
земные и маловременные, оставляя, убегали в пустыни и там в девственной
жизни, в самоизвольной нищете и во всех злостраданиях будучи, стяжевали
благодать Всесвятого Духа Божиего, какую вы, в мире живучи, думали, что
можно и мирскому человеку подобно им получить. И я вас не обманывал, говоря,
что этого нельзя мирянину достигнуть, и я по Бозе вам сказал. Но ныне,
напротив того, и это мне Господь открыл, что эта мысль в вас была не ваша, а
Он Сам вам заложил ее, и Он Сам споспешествовал вам в развитии ее и в
укреплении в вас самих, и что Он вам назначил показать на земле этот образ
спасения, чтобы и мирские люди были причастниками тех же даров Духа Святого,
как и отшельники, если равномерные с ними труды, подвиги, злострадания,
претерпенные до конца, Христа ради и всего находящего на них они доброхотно
решатся взять на себя».
Потом, рассказав мне все до предостережения от хулы на Духа Святого,
относящееся выше в самом начале сего мною сказанное, он продолжал. «Господь
мне еще велел сказать вашему Боголюбию, что вы какое-то дело великое
задумывали и года с три занимались бумагами по нему — то ли это банк
какой-то,
(221. Об устройстве Спасо-Преображенского банка пишет Мотовилов в письме
графу Адлербергу от 26 июля 1866 г. (см.: Н. А. Мотовилов и Дивеевская
обитель. С. 142).
или как иначе называл Господь, только Он приказал сказать вам про то дело
ваше, при котором думали вы пять миллионов душ барских крестьян переселить в
Сибирь и увлекались очень мыслями о Барабинской степи,
(222. Барабинская степь — обширная низменность в Западной Сибири между
Иртышом и Обью. Местность болотистая. Климат нездоровый).
думая и на ней тысяч до трехсот душ поселить, — то Господь приказал вам
сказать, что эта мысль ваша о банке угодна Его благости, и Он Сам положил
вам ее по сердцу, и Сам помогал в обдумывании ее. А селить крестьян по
Барабинской степи не приказал, потому что это было некогда дно моря
Аральского,
(223. Аральское море — горько-соленое озеро на границе Казахстана и
Узбекистана, в 260 км от Каспийского моря. В него впадают реки Сырдарья и
Амударья.)
соединенного с Каспийским,
(224. Каспийское море (в древности Гирканское, Хвалынское) — на границе
Европы и Азии, между Россией, Ираном, Казахстаном, Азербайджаном и
Туркменистаном. Уровень его на 27,5 м ниже уровня Аральского моря.)
и Черным,
(225.Черное море (в древности Понт Евксинский) — омывает берега России,
Украины, Турции, Грузии и Румынии. Соединяется со Средиземным морем
посредством Мраморного моря, Дарданелльского пролива и Эгейского моря.)
и Азовским
(226. Азовское море — связано с Черным морем Керченским проливом. Находится
у берегов России и Украины. Содержит мало соли и зимой замерзает. Глубина
незначительна, от 6 до 14 м.
морями, которое до Пелопоннесского
(227. Пелопоннес — полуостров на юге Греции.
потопа <затопления>, когда прорвались Дарданеллы, было на [одно] огромное
пространство одним морем. Когда же прорвались горы, препятствовавшие слитию
вод его в другие нижайшие океаны, то эта степь, бывшая прежним глубочайшим
дном его, по слитии вод сих сохранила и до сих пор множество озер — остатков
этого дна морского. И по испарениям зловредным от сырости, окружающей эти
озера, существует с тех пор во всей Барабинской степи сибирская язва.
(228. Сибирская язва — заразная болезнь домашних животных, вызываемая
бактерией — сибиреязвенной палочкой. Люди, имеющие общение с больными
животными или их трупами, легко заражаются сибирской язвой.)
И хотя тамошние жители и скот их поражаются ею, но они уже освоились с нею и
изобрели способы лечения ее, а потому она не с такою силою действует на
старых и давно привыкших к действиям ее жителей, а на новых людей действие
ее будет крайне пагубно. А потому когда во время свое вам доведется
переводить этих людей несколько миллионов, которых вы предполагали по
тайному Божиему на то соизволению и внушению Его переводить туда на новые
земли, то Господь приказал сказать вам, чтобы вы не селили людей по
Барабинской степи, а поселяли бы в тех местах, где воздух чист и изъят от
всякой заразы и где текут чистые свежие воды. Ибо там им придется жить не
сто, или пятьсот, или тысячу годов, но столько, на какое время Господь
благоизволит продлить размножение рода нашего человеческого.
Но Господь провидел и то, что вы скажете: "Разве не Всемогущ Господь, разве
не может отстранить эту язву?" — то приказал и на это сказать: действительно
Всемогущ, но Он вместе с тем праведен и постоянен в воле Своей, и, дав
однажды пределы, устав и чин естеству, Он без особенной нужды не изменяет их
никогда. А провидя вред, могущий быть от них людям Своим, Он извещает о том
тех, кого избирает на совершение Своих дел, и чрез то дает им знамение во
еже бежати им от лица лука, то во время свое вспомните это, ваше Боголюбие,
и волю Божию не забудьте исполнить.
А о том, что у вас теперь злые люди отнимают земли, имения, чины и отличия и
препятствуют вам в службе государству Русскому и Его Императорскому
Величеству, не горюйте, батюшко ваше Боголюбие, во время свое Господь все
вам это сугубо возвратит.
*** Первая
страница "ЗАПИСКИ"...
ПРЕДПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА "ЗАПИСКИ"
ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА "ЗАПИСКИ"
НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ, САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ
Полный текст "Записки" адаптированный текст TXT-файл в RAR-архиве, 130 Kb |