Прошу прощения у продвинутого читателя, который хорошо знает Священное
Писание,
за длинную цитату. Автор попробует раскрасить сухой, почти протокольный язык
эмоциями и мыслями. Порассуждаем об отрывке о пяти хлебах и двух рыбах. Это
почти единственный эпизод, повторенный Иоанном. Если учесть, что Иоанн писал
своё Евангелие спустя 90 лет после своих предшественников, он хорошо знал их
тексты. Зачем же повторять уже известное? Вот на этот вопрос мы и попытаемся
найти ответ.
После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности
Тивериады. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса,
которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками
Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и
увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов,
чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел
сделать.
Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы
каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона
Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две
рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь.
Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч.
Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим,
также и рыбы, сколько кто хотел. Когда насытились, то сказал ученикам Своим:
соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать
коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк,
Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно
взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.
Вот она - народная приязнь: сделать человека царём над собой - не высшая ли
это честь для него? Людей не пугают политические и военные последствия,
возможные репрессии со стороны римских властей, они готовы пойти на открытое
противостояние с ненавистными оккупантами.
Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку,
отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не
приходил к ним. Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплыв около
двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и
приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели
принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.
На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме
одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в
лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. Между тем пришли из
Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.
Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в
лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
Прошла ночь, но люди горят желанием видеть своего царя. Они вновь приходят
на место чудесной трапезы, и прилагают немалые усилия для поисков. Ищут и
нанимают лодки (цены за наём стремительно взлетают, - спрос велик,
предложение ограничено), которые наполняются людьми. Грести тяжело, а плыть нужно
довольно далеко - на другой берег озера, настолько широкого, что на том берегу можно
различить только лодку, но не людей, то есть от 5 до 10 километров. Сколько
было набито мозолей на непривычных к такой работе руках!
И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел?
Смотри, читатель: народ почти открыто просит Иисуса "распустить хвост". Ну,
скажи нам: "Я - великий учитель, могу переноситься по воздуху и ходить по
воде". Или хотя бы: "Для такого как я переплыть такое озеро - пустяки". Но что эти
воодушевлённые, претерпевшие столько трудностей люди слышат в ответ?
"Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но
потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище,
пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем
положил печать Свою Отец, Бог".
Люди получили удар по своим самым лучшим чувствам: они-то ради этого Иисуса
столько предприняли, страдали, платили деньги, тратили своё время, и за всё
это обвинены в банальном чревоугодии.
И так сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им
в ответ: вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. На это
сказали Ему: "Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?
что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал
им есть".
Опять миролюбивый жест народа: "Будь вторым Моисеем, - он тоже кормил людей
в пустыне, как и ты".
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с
неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
Да Он делает нас дураками! Мы же знаем: нам книжники в синагогах читали,
рассказывали знакомые, как всё было.
Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это
сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
Вряд ли они поняли, о чём шла речь, но уж очень заманчиво звучит "даёт жизнь
миру". Все хотят жить, а потому дай нам жизнь с хлебом и рыбой из почти
ничего и задаром.
Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и
верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели
Меня, и не веруете.
Он нас ещё и неверующим называет! Нас, которые пошли за ним и хотят сделать
его царём на собой!
Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня
Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего
не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть
та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я
воскрешу его в последний день.
Что за непонятные речи он тут толкает? Мы что, совсем дураки?
Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал "Я есмь хлеб, сшедший с небес"
и говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как
же говорит Он: Я сшел с небес?
На прямое обвинение они не решаются, но уже пытаются низвести своего царя до
уровня плотника. Хотя нет среди них единства во взглядах...
Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может придти ко
Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний
день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и
научившийся, приходит ко Мне. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того,
Кто есть от Бога; Он видел Отца. Истинно, истинно говорю вам: верующи в Меня
имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший
с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть
Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою,
говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
Небольшие разногласия, выражавшиеся лёгким ропотом, быстро перерастают в
споры.
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти
Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний
день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый
Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб,
сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей
жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
И вот уже наполовину готова революционная ситуация: то есть низы уже не
хотят такого царя, потому как
"Какие странные слова! кто может это слушать?"
Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли
соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где
был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я
вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от
начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил
Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца
Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
Первые предатели, чьим чаяниям не соответствовал новоявленный Мессия...
Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал
Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни и мы уверовали
и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Вот мы какие, настоящие апостолы! Нестойкие отходят от Учителя нашего, но мы
не таковы! Мы - стойкие в вере своей и не отступим от неё! Но что делает Иисус
с самыми верными учениками Своими?
Иисус отвечал им: "Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас - диавол."
Далее Иоанн разъясняет, что говорилось это об Иуде, но представляется, что
это - удар по человеческому самомнению. Конкретного адресата названо не было, а
значит каждый имел все основания отнести эту фразу к себе. Таким образом, в сердцах
апостолов вместо гордости за свою преданность поселился страх, - страх
оказаться тем самым дьяволом, о котором и говорил Иисус.
|