ОТКРОВЕНИЯ, ЧУДЕСА, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ.

опубликовано: 18.05.2008

 

В царствование императора Максимиана (с 284 по 306 год) жила в славном городе Солуни отроковица по имени Анисия, дочь богатых христианских родителей, воспитывавших ее в страхе Божием.

(Солунь или Фессалоника - ныне Салоники, весьма значительный, древний город Македонии, лежавший в глубине большого Солунского или Ферлийского залива при Эгейском море (Архипелаге). В настоящее время - первый после Константинополя торговый и мануфактурный город в Европейской Турции, с весьма многочисленным населением.)

Добродетелями она возрастала скорее, нежели летами, ибо родители вскармливали ее более истинами веры и благочестия, нежели молоком. Когда миновали её младенческие годы и Анисия выросла прекрасною отроковицею, родители тщательно обучили ее всей книжной премудрости. Одаренная разумом, Анисия быстро и легко усвоила все и являла на деле достойные плоды учения. Исполненная Духа Божия, она обладала воистинну ангельским нравом, лицо же её светилось несравненной красотой. В это время она редко выходила из дому и, скрывая в горнице свою юную красоту, часто с прискорбием говорила себе:

- О обманчивая жизнь юности, погубляющая одних и погубляемая другими! Хороша старость, но, увы мне! Скорбью исполняет меня долгота времени, ибо долгие годы придется дожидаться её, долгие годы отделяют меня от неба!

И Анисия никогда не переставала призывать на помощь Христа, преклоняя колена и проливая на землю обильные елезы. Когда родители её отошли ко Господу, и она сделалась наследницей отцовского имущества, то стала размышлять, что бы ей сделать со своим богатством. Ибо родителями её были собраны великие сокровища серебра и золота, обширные имения, громадные стада, бесчисленное множество рабов и рабынь, многоценные шелковые и златотканные одежды, золотая утварь, украшенная жемчугом и драгоценными камнями и сияющая великолепием. Увидев все это, святая Анисия сказала:

- Как спастись посреди стольких богатств земных? Как наступить на главу древнего змия - диавола и преодолеть его силу? Но я знаю, что сделать: я употреблю против змия змеиную же хитрость. Как сам он ежегодно обновляется, совлекая с себя свою ветхую кожу, так и я избавлюсь от своих богатств. Ибо они наносят сильный вред употребляющим их во зло и поражают неисцелимым ядом всех собирающих их, скупых же и немилостивых связывают своими оковами и сетями. Обладание поместьями приучает к гневу и накопляет богатства обманом и неправедной мерой, многоценные одежды научают тщеславной поступи и вовлекают в грех; золотые цепи и ожерелья заставляют горделиво поднимать голову, ибо желают, чтобы люди их видели и восхваляли. И вот как я с ними поступлю: буду их естественною госпожею, прежде чем они получат неестественное господство надо мною. Стану воистинну госпожею их и расточу их во блого, уклоняясь вместе с тем и от порождаемых ими искушений. Я найду для них крепкую охрану: вложу их, как в сокровищницу, в дома вдовиц, сирот и нищих. И верен поручитель мой, Господь, Который воздаст мне не вдвойне только, но сторицею и соделает меня участницей вечной жизни. Раздам все, чтобы все получить в целости, умноженным во сто крат, и, раздавши, возьму крест Христов. Ибо тогда мне легко будет последовать Христу, оставив на земле земное, чтобы пожить с ангелами на небесах. Лучше избежать жизни пагубной и нечистой и возжелать жизни непреходящей и подвигов духовных. Переменю временное на вечное: почту нетленный брак, пребуду в целомудрии и сохраню для Создателя чистым свое тело. Ныне надобно творить куплю, пока есть торжище. Гонения и преследования пусть исходатайствуют мне награду на небесах. Мучители и муки пусть откроют мне доступ к райским утехам; раны же и темница пусть введут меня в чертог Христов; ибо не одни только мужи получают воздания, но и жены сподобляются венцов.

Так говорила она в себе и молилась со слезами:

- Господи, Иисусе Христе! Светемой! Источниче безсмертия! Корень нетления, неизреченно зачатый в девственной утробе, и по рождестве сохранивший нетленной Пречистую Твою Матерь! Благий Господи, соделай, чтобы и я вошла в лик девственниц и не была отлучена от чертогаТвоего! Включи меня в число мудрых дев (Еванг. от Матф. гл. 25, ст. 1-12) и сподоби встретить Тебя с неугасимым светильником, да буду причастницей славы Твоей, непорочно совершивши свой подвиг!

Помолившись так, святая Анисия тотчас же продала все свое имущество и притом не по той цене, какую оно стоило, и не так, как бывает обыкновенно при рыночных продажах и куплях. Ибо она говорила покупщику:

- Знай, что продаваемые вещи принадлежат нищим и убогим. Поэтому назначь справедливую цену, чтобы получить вместе также и некое воздаяние, ибо праведен Господь и любит правду и воздает по правде.

Когда было продано все имущество, она стала раздавать вырученные деньги нищим и страждущим в заключении. Входя сама во все темницы, святая не только подавала все нужное, но и служила собственноручно узникам, в особенности тем, кои после многих мучений и ран не могли послужить себе сами. Таковых она лечила, помазуя мазями и перевязывая их раны, утешала скорбевших, посещала лежавших на одре болезни и помогала им от своих богатств; обходила площади и улицы и щедрою рукою подавала обильную помощь всем нищим и больным, лежащим на гноище, каких только находила. При этом она говорила себе:

- Не буду я искать утех и наслаждений в богатствах, которые в день суда не сравняются даже с каплей воды.

Когда же Анисия истратила все до последней монеты, ничего не оставив для себя, то она затворилась в некоей горнице и собетвенноручным трудом стала добывать необходимую для тела пищу, в поте лица своего вкушая хлеб свой, следуя словам Апостола: "Если кто не хочет работать, пусть и не ест" (2 послан. к Сол. гл. 3, ст. 10), ибо христианам подобает питаться от труда рук своих. Подвизаясь в молитвах и посте, Анисия жила подобно безплотной. Привыкнув к подвигам и суровой жизни, она дни проводила в трудах и чтении божественных книг, а ночи в псалмопении и молитвах. Ложем ей служила земля, вместо мягкой постели у неё была единственная тростниковая подстилка, вместо теплых одеял - худые рубища; спала она очень мало, ибо говорила себе:

- Не безопасно мне спать, когда враг мой бодрствует.

При этом святая проливала обильные слезы, и воздыхания её были многочисленнее слов, исходивших из её уст. В такой степени объята была она Божественной любовью, что когда преклоняла колена на молитву, то ей казалось, что она припадает к ногам Спасителя и лобызает их, и волосами своими отирает прах с ног Господних (служба св. Анисии, 2-я стихира на "Господи воззвах"). Эта мысль порождала в ней источники слез, подобно тому, как некогда плакала та, которая слезами омыла ноги Владыки и власами главы своей отерла их (Еванг. от Луки гл. 7, ст. 36-50); и было у неё непрестанное желание освободиться от уз тела и жить со Христом (Посл. к Филип. гл. 1, ст. 23). И она, молясь, ударяла себя в грудь и говорила:

- Всемогущий Господи, Боже, Отче Единородного Сына Твоего Иисуса Христа, Господа и Бога и Спасителя нашего, седящий на престоле славы Твоей! Ты, Которому служат тысячи тысяч архангелов и Которому предстоят тьмы тем (бесчисленное множество) повинующихся повелению Его престолов, господств, начал и властей, Которого хвалят херувимы и непрестанно славословят серафимы, восклицая трисвятую песнь! (Серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы - чины ангельские, которых святая Церковь считает всего девять). Ты, погрузивший в адские бездны возмутившихся против Тебя духов и связавший нерушимыми оковами лишившегося Твоей благодати змия, низвергший престол его на землю, лишивший его небесного служения и блаженной жизни, и позором креста поправший его гордыню! Ты, пославший нам из непорочных недр Твоих Бога Слова, предвечного Спасителя душ наших, рожденного от Духа Свята и Марии Девы, и Им взыскавший погибшее, утвердивший немощное, и исцеливший сокрушенное! Тебя призываю всем сердцем моим, смиренная и грешная раба Твоя. Ты, ведающий помышления каждого человека, возжегший в сердце моем горячую любовь к Тебе, прииди и спаси меня, недостойную рабу Твою, ибо Тебя желаю, Тебя ищу и к Тебе прилепляюсь всей крепостью моею. Господи Боже Сыне, приими молитву мою, приносимую Тебе сердцем сокрушенным и духом смиренным. Не презри меня, о Иисусе Христе, за которую был Ты пригвожден ко кресту, ударяем по ланитам, и за которую испил желчь с уксусом, вкусил горькую смерть, в третий же день воскрес из мертвых и вознесся на небеса и седишь одесную Отца: не посрами меня и не отринь меня из числа рабынь Твоих, но сподоби меня христианской кончины, по образу святого креста Твоего! Соделай меня участницей страданий Твоих, да буду достойна явиться пред лице Твое. Соблюди меня верной Тебе! "Пригвозди страх Твой телу моему, ибо страшусь я судов Твоих (Псалом 118, ст. 120). Отврати очи мои от суеты (Псалом 118, ст. 37), но отверзи их, молю Тебя, да уразумею чудеса закона Твоего (Псалом 118, ст. 18). Тебе предана я от чрева матери моей, Ты - Господь мой! Отец мой и мать моя оставили меня (Псалом 26, ст. 10), Ты же, Господи, воспринял меня. Правыми соделай пути мои, да не исполнится стыда раба Твоя, но сотвори со мною знамение во благо (Псалом 85, ст. 17) и исполни прошение мое, ибо пред Тобою - все желания мои, и воздыхания мои от Тебя не утаятся (Псалом 37, ст. 10). И еще молюсь Тебе, Боже Отче, помоги мне, да не обрящется греха на мне, рабе Твоей; ибо Тебе приношу себя в жертву. Прими же меня, как всесожжение овец и тельцов, и как тьмы тучных агнцев, да будет жертва моя благоугодною пред Тобою. И сподоби меня последовать Агнцу Твоему непорочному, Иисусу Христу, с Которым да будет Тебе, со Святым Духом, слава, честь и сила во веки веков, аминь.

Помолившись так, святая Анисия встала и осенила себя крестным знамением.

Иногда святой приходила в леность и уныние; но немедленно ограждалась, как стеной, непрестанной молитвой. И враг истины скорбел и говорил себе:

- Увы мне окаянному! Ангелов совлек я за собою с небес, многих сильных покорил я, а ныне юноши и отроковицы смеются надо мною. Они любят смерть больше жизни и увенчанные ею текут к небесам и оставляют мне мир сей пустым. Утешала меня кровь убиваемых мучеников, но их вера и подвиги и проповедь их изменили целые города и народы. Храмы мои разрушаются, прорицалища умолкают, жертвенники ниспровергаются, жрецы, веселившиеся раньше, приходят в уныние. На погибель мою, всюду водружается крест и царство мое приходит в упадок, ибо радостные в муках страшны в гробах: они жгут меня, бьют и прогоняют отовсюду; а то, что было мною изобретено против них, обратилось на еще горшую беду мою. Но я знаю, что сделать с ними: я нашел одну новую хитрость.

Максимиан, вероятно утомившись мучениями, решил сменить образ действий. Он говорил:

- Недостойны христиане того, чтобы их умерщвлять перед царскими очами. Какая нужда испытывать и судить их и записывать их слова и деяния? Ибо эти записи будут читаться и передаваться из рода в род теми, кои исповедуют ту же христианскую веру и память их будет праздноваться затем во веки. Почему же мне не повелеть, чтобы их закалали, как животных, без допроса и записей, так чтобы и смерть их была безвестной и память о них заглохла в молчании?

Приняв такое решение, царь тотчас же издал повсюду повеление, чтобы всякий желающий мог убивать христиан без боязни, не опасаясь ни суда, ни казни за убийство. И стали избивать христиан без числа ежедневно и во всех странах и городах и селах, на площадях и дорогах. Всякий встречавший верующего, как только узнавал, что он христианин, тотчас же не говоря ни слова ударял его чем-либо, или пронзал ножем и разрубал мечем или другим каким-либо случившимся орудием, убивал камнем или палкой, как зверя.

В это жестокое для христиан время, святая Анисия, горящая в сердце желанием умереть за Христа, вышла однажды из своей горницы, побуждаемая духом, и намеревалась идти ко храму Господню. Входя в так называемые Касантриотийские ворота, она услышала шум в народе. Нечестивые праздновали в этот день праздник солнца и приносили ему жертвы. И один из царских воинов, шедший навстречу, увидев прекрасную деву, святую Анисию, остановил ее и сказал:

- Остановись, девица, и скажи мне, куда ты идешь?

Видя его безстыдство и дерзость и полагая, что это вражие искушение, она на глазах его оградила себя крестным знамением. Воин же, почитая это за бесчестие для себя и выражение презрения, схватил ее и грозным голосом спросил кто она и откуда идет. Желая освободиться от его рук и дерзких, устремленных на нее взглядов, агница Христова попыталась избавиться от него кротким ответом и сказала:

- Я - раба Христова и иду в церковь.

Но воин возразил ей:

- Не пущу тебя, но поведу тебя в то место, где приносят жертвы богам нашим, ибо сегодня мы почитаем празднеством солнце.

Говоря это, он пытался насильно снять покров, бывший на голове её, желая совершенно открыть её лицо, но она мужественно сопротивлялась ему и не позволяла открыть себе главу, но плюнула ему в лицо и произнесла:

- Да запретит тебе, диавол, Господь мой Иисус Христос!

Тогда воин обнажил меч и, ударив ее в бок, пронзил насквозь. Святая дева упала на землю и вместе с излившеюся кровью предала свою святую душу в руце Христа Бога своего, Которого любила и умереть за Которого усердно желала во все дни своей жизни. Видевшие это прохожие обступили ее уже мертвую и лежавшую в крови, и одни оплакивали её юные лета и жестокую кончину, другие же роптали на безбожного царя, издавшего такой суровый закон, чтобы губить невинных людей. Некоторые из верующих взяли её честные мощи и, соответственно убрав их, погребли в двух верстах от врат Касантриотийских, с левой стороны от народного пути. Впоследствии над местом погребения Анисии был выстроен молитвенный дом. Произошло это в те времена, когда на земле владычествовал Максимиан, в безконечное царствование над верующими Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцем и Святым Духом честь и слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

***

Преподобный Зотик происходит из знатного и славного рода и родился в городе Риме. С молодых лет он изучил всякую премудрость мирскую и духовную, вследствие чего его приблизил к себе первый христианский император, Константин Великий (царствовал в 306-337 гг.). Когда сей благочестивый государь перенес столицу империи из Рима в Константинополь, то блаженный Зотик вместе с другими приближенными царя переселился в сей город и здесь был почтен магистрианским саном.

(Это было в 330 г., когда последовало торжественное освящение города, который получил название "Нового Рима" вместо прежнего - Византии. Впрочем, это название редко прилагалось к Византии, которая по имени Константина великого преимущественно называлась Константинополем, т. е. городом Константина.
Магистр - собственно учитель; но при Византийских императорах это имя означало одну из высших придворных должностей, нечто вроде нынешнего министра Двора.)

Но вскоре, отвергшись мирской чести и суеты, он принял священство. Как Авраам свою кущу, так святый Зотик свой дом открыл для принятия и питания нищих; принимал в странноприимницу лишенных крова, странников и болящих, был истинным отцом для вдовиц, немощных и сирых.

В то время усилилась в городе проказа, которая всегда свирепствовала на Востоке. Чтобы прекратить распространение болезни, издан был приказ бросать в море всякого прокаженного.

(Собственно, именно эта фраза и подвигла автора сайта сделать отдельный материал. Здесь "скромно" сообщается - "издан был приказ", но приказ такого уровня - упраздняющий следствие и суд - мог издать только император. И вот здесь начинается самое интересное: правящим императором в описываемое время, как легко можно узнать, был ни кто иной, как святой равноапостольный Константин Великий. Насколько святость, равноапостольность и величие сочетается с этим указом, предоставляется судить самому читателю.)

Милосердный Зотик, распаляясь божественною любовию, отправился к царю и сказал ему:

- О, царь! дай мне, рабу твоему, как можно больше золота, чтобы я мог купить тебе драгоценных жемчугов, блестящих камней для утвари твоей, так как я очень опытен в этих делах.

Царь, любя Зотика, повелел исполнить его просьбу, и сей боголюбезный служитель добра, взяв золото, вышел из царского дворца с веселием и радостию. У воинов, которым было поручено епархом брать прокаженных и бросать их в море, святый Зотик посредством того золота выкупал несчастных и брал их на свое попечение. Около Константинополя, на противоположном берегу Босфора, на одной горе он построил больницы для прокаженных и там их успокаивал. Так он истратил все золото, данное ему Константином.

Между тем сей благочестивый царь умер и на царский престол вступил сын его, Констанций (царствовал в 337-361 гг.), который не подражал благочестию отца: он впал в Ариеву ересь и преследовал православных. Ему разсказали, как Зотик брал у отца его золото для покупки драгоценных камней. Царь призвал Зотика и спросил его:

- Приготовил ли ты жемчуги и другие драгоценные камни для утвари нашей, на покупку которых ты взял у державного отца нашего столько золота?

Зотик ответил:

- Приготовь, царь, корабль, и я покажу тебе такое богатство, какого раньше ты не имел.

Потом переправившись, вместе с царем, на другой берег Босфора, он повел его к больницам и, показывая прокаженных и больных, сказал:

- Вот, царь, прекрасные камни и блестящий жемчуг, которые я добыл для спасения твоего с немалым трудом и дорогою ценою.

Царь разгневался на святого и повелел привязать его к диким мулам и гнать их через поля и дороги. Когда мулы влекли Зотика, все члены его были растерзаны острыми камнями; когда же затем мулы быстро совлекли его с горы, самые кости его сокрушились, и он предал душу свою в руце Господа (около половины IV века). А на том месте, где он скончался, истек источник чистой и сладкой воды, и этою водою исцелялись всякие болезни в прославление угодника Божия, во славу и честь Единого в Троице Бога, всеми славимого и покланяемого во веки. Аминь.

на главную

Hosted by uCoz