ИАКОВ (МАСКАЕВ), АРХИЕПИСКОП БАРНАУЛЬСКИЙ.
Священномученик Иаков (в миру Иаков Иванович Маскаев) родился 13 октября
1879 года в городе Уральске в семье крестьян села Еделева Сызранского уезда
Симбирской губернии и был назван в память апостола Иакова Алфеева. В 1901
году Иаков Иванович окончил Оренбургскую Духовную семинарию. Учась на
последнем курсе, он женился на девице Валентине, которая была круглой
сиротой и воспитывалась в семье священника. В 1901 году у них родился сын
Борис. Вскоре он смертельно заболел, и отец Иаков, который был уже тогда
священником, горячо молился о его выздоровлении. Он обращался в своих
молитвах за помощью ко всем святым, но особенно горячо и с большой верой - к
преподобному Серафиму Саровскому, и дал обет, что если младенец выздоровеет,
он совершит паломничество в Саровский монастырь к мощам только что
прославленного преподобного Серафима. После чудесного выздоровления сына он
исполнил свой обет и совершил паломничество в Саровский монастырь.
Впоследствии у них с супругой родились девять детей, и она умерла при родах
последнего ребенка в 1918 году.
В 1901 году Иаков Иванович был рукоположен в сан священника ко храму в селе
Зобово, расположенном в 180 километрах от Оренбурга. Отец Иаков
зарекомендовал себя как энергичный труженик на ниве Христовой. Он неустанно
проповедовал, его усилиями в течение нескольких лет была построена в селе
новая церковь. Несмотря на стесненные обстоятельства в средствах и большую
семью, отец Иаков был одним из самых щедрых жертвователей в епархии. Горячо
отзываясь на призыв Церкви и Отечества о помощи, он активно собирал и
пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время Русско-японской
войны 1904 - 1905 годов. 8 апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский
Иоаким (Левицкий) наградил его "Набедренником". В 1909 году отцом Иаковом
было выстроено здание церковно-приходской школы в деревне Ворониной. С 1913
года он значится членом епархиального комитета Православного миссионерского
общества. В 1915 году отец Иаков был награжден "Камилавкой".
Во время начавшейся в 1914 году Первой мировой войны отец Иаков и его
прихожане щедро жертвовали на нужды русских воинов, и пожертвований всегда
было больше, чем в каком бы то ни было другом приходе в епархии, хотя они
жертвовали не от материального избытка, а от широты милующих сердец,
жертвовали все, что имели.
Дело просвещения, всегда существенное для процветания любого народа, в
начале XX века в России испытывало значительные трудности, и в особенности
там, где в епархиях только недавно были основаны учебные заведения. В
тяжелом материальном положении оказалась и Оренбургская Духовная семинария;
это обстоятельство подвигло создать Общество вспомоществования ее
нуждающимся ученикам, одним из деятельнейших участников и щедрым
жертвователем которого стал священник Иаков Маскаев. "Без помощи Общества, -
написано в отчете ревизионной комиссии, - немало бедных воспитанников нашей
семинарии не могли бы продолжать своего образования, а другие остались бы
без необходимой обуви и одежды".
За безупречное и ревностное пастырское служение он вскоре был возведен в сан
протоиерея и включен в состав епархиального управления. Среди своих
прихожан, а также среди духовенства в епархии отец Иаков имел столь высокий
авторитет, что когда пришло время и в Оренбургской епархии было образовано
Орское викариатство, он был вызван в Оренбург в качестве кандидата на
архиерейскую кафедру.
В январе 1923 года в Оренбурге состоялось собрание духовенства и мирян под
председательством епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского). На этом
собрании абсолютным большинством голосов было решено кандидатом на Орскую
кафедру избрать протоиерея Иакова и командировать его в Москву для
рукоположения в сан епископа. Узнав желание правящего архиерея и собрания
священнослужителей городских орских церквей возвести его в сан епископа,
отец Иаков стал отказываться, указывая на то, что на его руках остались
дети-сироты, трое из которых в несовершенных летах, причем младшей дочери
всего пять лет, а между тем от епископа в настоящий исторический момент
требуется прежде всего исповедничество, он должен быть готов к ссылкам и
тюрьмам. На все возражения и слезные просьбы отца Иакова пронести мимо
горькую сию чашу архипастырского служения и внять сиротству детей, ему было
сказано, что у Бога нет сирот. Выслушав это, отец Иаков согласился и не стал
больше спорить, вручив детей попечению Бога и Матери Божией. Впоследствии
все дети дожили до преклонного возраста, пережив летами мученика-отца; они
всегда ощущали незримую Божию защиту. Хотя в ту пору гонений всем
православным жилось нелегко, но они не могли бы сказать, что им было труднее
других. Благодать Божия за молитвы священномученика скрадывала тяготы и
претворяла печали в радость.
По пострижению в монашество с именем Иаков, в честь апостола Иакова, брата
Господня, с днем тезоименитства 23 октября, отец Иаков был рукоположен в сан
епископа преосвященным Антонином (Грановским) и бывшим когда-то
архиепископом Екатеринославским Владимиром (Соколовским-Автономовым),
который сообщил нарекаемому в архиерейский сан, что он находится в
подчинении Патриарха Тихона и никогда не прерывал с ним общения. После
хиротонии епископ Иаков вернулся в Оренбург.
10 мая 1923 года епископ Аристарх отбыл в Москву, отдав распоряжение, что
епископ Иаков остается на время его отсутствия управляющим Оренбургской
епархией. В этом же году епископ Аристарх отпал в обновленчество; вместе с
тем стало ясно, что епископ Антонин является одним из руководителей
обновленчества, и по этой причине законность хиротонии владыки Иакова стала
вызывать сомнения; священнослужители и прихожане высказывали пожелание,
чтобы этот вопрос был разрешен священноначалием.
22 июля 1923 года состоялось собрание всех православных священнослужителей
города Орска с участием представителей от приходских советов городских
орских церквей по вопросу хиротонии епископа Иакова, которое единодушно
постановило: "Принимая во внимание неканоничность и безблагодатность ВЦС и
принятой от него именуемым епископом Иаковом, бывшим протоиереем Маскаевым,
хиротонии... вменить в обязанность епископу Иакову с первым отходящим
поездом отправиться в город Москву и явиться к Патриарху Тихону или его
заместителю для получения исправления в епископском сане и благословения от
Святейшего на служение в городе Орске.
Кроме того, ввиду выдающихся нравственных достоинств и той любви народа и
духовенства, которую снискал епископ Иаков за кратковременное служение в
Оренбургской епархии и в городе Орске, просить Святейшего Патриарха оставить
любимого нами архипастыря в городе Орске, как народного избранника и весьма
ревностного деятеля на ниве Христовой, снабдив его установленной грамотой".
Так как попечение об Оренбургской епархии в то время было поручено
архиепископу Челябинскому Серафиму (Александрову), владыка Иаков направил к
нему письмо с объяснением всех обстоятельств дела и получил ответ о
спорности его хиротонии в каноническом отношении. Получив такой ответ,
епископ Иаков немедленно подчинился высказанному суждению и, рассматривая
это распоряжение как необходимый крест, прекратил совершение богослужений.
В соответствии с решением собрания священнослужителей, 26 июля владыка Иаков
из города Орска направился в Москву к Святейшему Патриарху, но в вагоне
поезда, в Оренбурге, был арестован сотрудниками ОГПУ и возвращен ими в Орск.
Через некоторое время владыка вновь попытался встретиться с Патриархом, но
снова был арестован и после краткого пребывания в заключении освобожден.
Ввиду сложившегося положения, 5 августа 1923 года было вновь созвано
собрание священнослужителей городских орских церквей с участием
представителей приходских советов и заслушано сообщение владыки о его
безуспешных попытках достичь Патриарха. Собрание постановило: "...С
епископом Иаковом в молитвенноевхаристическое общение войти; просить его
озаботиться получением от Патриарха Тихона соответствующей грамоты,
свидетельствующей о его епископском достоинстве".
3 сентября 1923 года епископ Иаков отправил прошение Патриарху Тихону, в
котором он изложил все обстоятельства дела и добавил: "Смиренно прошу не
считать меня карьеристом... а если я что и сделал по малоопытности, без
злого умысла, то коленоприпадающе к стопам Святительским Вашего Святейшества
умоляю простить меня, недостойного и грешного, исповедую верность "до
смерти" Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кормило коей в стране
нашей Освященный Собор передал Вашему Святейшеству, рабски, как негодный
раб, прошу. Ваше Святейшество, принять меня в общение; никаким
обновленческим группам я не сочувствую и реформ в жизнь проводить никогда не
буду без благословения Вашего Святейшества... Снизойдите, Ваше Святейшество,
к моей мольбе и исполните мою слезную просьбу. 26 июля я отправился к Вашему
Святейшеству, но в вагоне, в городе Оренбурге, был арестован и возвращен
обратно; собираюсь снова- но опять те же препятствия... Но буду надеяться на
помощь Божию. Согласно извещению архиепископа Серафима о спорности и
неканоничности моей хиротонии, я добровольно, как крест, возложил на себя
запрещение и теперь службу не служу".
Патриарх Тихон принял его в молитвенное общение, но предложил написать
письменное заявление, что владыка не имеет ничего общего с обновленческим
Синодом. Епископ Иаков выполнил предложение Патриарха и написал заявление в
обновленческий Синод, что он не желает ему подчиняться и не находится в его
подчинении. После этого его хиротония, как совершенная архиереями старого
поставления, была признана действительной.
В это время владыку безпрестанно вызывали в ОГПУ, грозя арестом и предлагая
стать негласным сотрудником. Видя, что властями созданы такие условия, когда
он не может выехать из города для установления связи с Патриархом, владыка
решил согласиться, чтобы хоть несколько ослабить надзор над собой и
канонически разрешить вопрос о законности своей хиротонии, получив об этом
официальный документ Патриарха. Он заявил начальнику ОГПУ о своем согласии
на сотрудничество. А затем выехал в Москву, где побывал у Святейшего и
получил все необходимые документы, подтверждающие подлинность его хиротонии,
и вернулся в Орск, где был тут же вызван к начальнику ОГПУ, который спросил
его, зачем он ездил в Москву. Владыка ответил, что ездил за ставленнической
грамотой.
13 января 1925 года обновленцы наложили на епископа Иакова запрещение в
священнослужении, но оно ничего не значило для него, так как он никогда не
связывал себя с ними, желая быть только в Патриаршей Церкви. После
решительного отказа иметь какую бы то ни было связь с обновленцами владыка
был вызван в ОГПУ, где ему было предложено начать сотрудничество с ОГПУ в
связи с данным им обещанием, а также и с обновленцами. Владыка категорически
отказался от сотрудничества как с теми, так и с другими. Начальник ОГПУ
попытался уговорить его, действуя то лестью, то угрозами, но владыка проявил
решительную твердость в своем выборе и не пошел ни на какие компромиссы.
Вскоре ОГПУ предложило ему встретиться для переговоров с одним из своих
сотрудников вне пределов здания ОГПУ, но владыка, твердо держась своего
решения, отказался с кем-либо встречаться и уже никогда, никуда и ни на
какие встречи не шел.
В это время владыка служил каждый день и за каждой службой проповедовал; в
своих проповедях он старался как можно глубже раскрыть содержание Евангелия,
но нередко ему приходилось касаться и существа обновленческого раскола.
Однажды владыку задержали, когда он ехал на богослужение. Уже начинали
звонить к службе, когда его привели в ОГПУ, где кроме сотрудников находился
обновленческий священник. Все они стали шумно требовать, чтобы владыка дал
подписку, что он перестанет проповедовать против обновленцев и вообще будет
проповедовать реже. Владыка категорически отказался, сказав, что проповедь -
это уставная часть богослужения, а устав он отменить не может. Продержав
некоторое время, они отпустили его. В храме, между тем, не начинали служить
всенощную до выяснения всех обстоятельств, и велика была всеобщая радость,
когда приехал владыка и началось богослужение.
Видя непреклонность епископа в служении Православию и его решительную борьбу
с обновленцами, ОГПУ в 1925 году арестовало владыку и приговорило к трем
годам ссылки, которую он был отправлен отбывать в город Самару. В ОГПУ
составили на него следующую характеристику: "Как епископ, среди верующих и
особенно среди монашествующих, пользуется авторитетом и имеет на них
влияние".
После ареста владыки дети его остались без средств к существованию, и в
храмах города устраивались тарелочные сборы на "архиерейских детей", причем
дети зачастую сами ходили с тарелочкой. Авторитет владыки, любовь паствы к
нему, его почитание были столь велики среди православных, что они с охотой и
обильно жертвовали сиротам.
По окончании ссылки в 1928 году владыка был назначен епископом Осташковским,
викарием Тверской епархии. В Осташкове владыка прослужил около года и 6
февраля 1929 года был назначен епископом Балашовским, викарием Саратовской
епархии.
В 1928 году в Балашове была арестована большая группа духовенства, а в 1929
году местные власти снова принялись собирать сведения о священнослужителях и
верующих города Балашова. Они видели, что при балашовском соборе собрана
дружная община верующих во главе с правящим епископом Иаковом, они обвинили
их в том, что те ведут "среди населения агитацию против мероприятий
Советского правительства и партии, такого рода деятельностью они разлагающе
действуют на местное население в селах". Было арестовано пятнадцать человек
- священнослужителей, монахинь и мирян. Среди них 12 февраля 1930 года был
арестован и епископ Иаков. Всех арестованных поместили в тюрьму в городе
Балашове.
Все обвиняемые и некоторые свидетели, будучи допрошены о владыке, говорили о
нем как о выдающемся архиерее и ревностнейшем архипастыре, обладавшем среди
православных города безспорным и заслуженным авторитетом. Никто из
обвиняемых не подтвердил фактов антигосударственной деятельности епископа,
но для властей было достаточно свидетельства о его церковной деятельности.
Власти стали вызывать для допроса одного за другим лжесвидетелей. Давали
показания в качестве лжесвидетелей и отступники от веры, священники, снявшие
с себя сан.
На этих лжесвидетельствах и было сфабриковано ложное обвинение. 13 марта
1930 года следствие было закончено, и владыке было предъявлено обвинение.
Ознакомившись с ним, он написал: "В предъявленном мне обвинении виновным
себя не признаю, ибо антисоветской деятельностью я не занимался".
9 июня 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа
Иакова к трем годам заключения в концлагере. По распоряжению властей,
епископ Иаков был отправлен в Соловецкий концлагерь и в конце июня прибыл в
пересыльный лагерь в городе Кемь.
Незадолго до окончания срока заключения, 16 декабря 1932 года. Особое
Совещание при Коллегии ОГПУ распорядилось отправить епископа на три года
ссылки на Урал. Однако каким-то образом потерялись учетные документы,
которых сообщалось, в какой именно лагерь был отправлен епископ. 27 июня
1934 года Свердловское ОГПУ обратилось к своему начальству в Москву с
сообщением, что епископ Иаков в Свердловск не прибыл, и просило объявить его
во всесоюзный розыск.
Епископ Иаков между тем ни от кого не скрывался, но сразу же после
освобождения из лагеря посетил заместителя Местоблюстителя митрополита
Сергия и 4 апреля 1933 года получил от него назначение на Барнаульскую
кафедру с поручением временно также управлять и Бийской епархией. В 1935
году владыка был возведен в сан архиепископа.
В Барнауле святитель-исповедник сразу стяжал любовь паствы истовым
богослужением, проповедями, христианским мужеством, которое напоминало
пастве мужество апостолов и первых святителей-мучеников Церкви Христовой.
Владыка служил каждый день. Учитывая, что нет возможности для преподавания
Закона Божия, для богословских и литургических бесед, владыка везде в
храмах, где служил, завел всенародное пение, чтобы из сознательного
восприятия богослужения научить богословию.
Иногда он сам выходил с посохом в руке к народу и давал знак, чтобы пели
все. По городу и везде, куда бы он ни отправлялся, он всегда ходил в
священнической одежде и с посохом, хотя в то время уже одно это было
исповедничеством, вызывая со стороны безбожников хулу и насмешки.
В жизни святитель отличался крайней нестяжательностью и для богослужений
имел только одно архиерейское облачение. На службы в городские храмы он
всегда ходил пешком. В будние дни совершал богослужения по священническому
чину, во время праздничных богослужений всегда сам выходил к народу,
совершая елеопомазание всех. После окончания литургии всех благословлял,
независимо от того, много или мало было народа. В это время у него можно
было что-либо спросить и получить ответ. В Барнаул к нему приехала дочь
Нина. Она часто видела его молящимся ночью. Просыпаясь в два и в три часа
ночи, Нина видела, с каким усердием владыка молился Богу. В эти годы
здоровье владыки, сокрушенное заключением в Соловках, сильно пошатнулось, и
в 1936 году он в сопровождении дочери выехал на лечение в Одессу. Когда он
после непродолжительного лечения вернулся в Барнаул, стало очевидно, что
близится новое гонение, и он завел себе сумку, в которой было собрано все
необходимое на случай ареста.
Осенью 1936 года НКВД Алтайского края приступил к реализации плана по
уничтожению духовенства Барнаульской и Бийской епархии. 23 сентября были
арестованы и заключены в тюрьму в городе Бийске благочинный, протоиерей
Даниил Носков, и мирянин Гектор Захарьин. 29 сентября был арестован
священник Николай Пальмов. Все они согласились подписывать допросы с
показаниями, которые требовались следователям. На основе их показаний власти
составили обвинительное заключение, в котором, в частности, было написано:
"23 сентября 1936 года 4-м отделом УГБ НКВД по Западно-Сибирскому краю в
Смоленском районе ликвидирована контрреволюционная повстанческая
организация, возглавляемая Барнаульским епископом Маскаевым Иаковом и
благочинным священником Носковым Даниилом Матвеевичем.
Деятельностью контрреволюционной организации были охвачены: Смоленский,
Алтайский и Грязнухинский районы и города Бийск и Барнаул. В состав
контрреволюционной организации входило шесть оформленных повстанческих ячеек
с числом участников двадцать восемь человек... Организация подготовляла
повстанческие кадры для вооруженного выступления против советской власти в
момент интервенции..."
Основываясь на лжесвидетельствах, подписанных арестованными обвиняемыми, 29
октября 1936 года власти арестовали архиепископа Иакова и заключили в тюрьму
в городе Бийске. Во время длившихся в течение нескольких месяцев допросов
архиепископ Иаков держался с большим мужеством и достоинством.
- Вам предъявляется обвинение в том, что вы являетесь идейным вдохновителем
и руководителем контрреволюционной повстанческой организации в Смоленском и
других районах Западно-Сибирского края. Что вы можете показать об этом? -
начал допрашивать следователь.
- Виновным себя в этом не признаю, - ответил владыка.
- Вы говорите неправду. Следствие располагает безспорными данными,
изобличающими вас как руководителя этой контрреволюционной организации.
- Я уже ответил на первый вопрос, что виновным себя не признаю. Я не был
участником никакой контрреволюционной организации.
- Вам предъявляются показания Даниила Носкова от 19 октября, где он указал,
что признает себя виновным в том, что был руководителем контрреволюционной
организации в Смоленском районе. Будете ли вы продолжать говорить следствию
неправду или будете давать правдивые показания?
- Я намерен говорить правду и говорю правду на поставленные передо мной
вопросы. Если Носков признал себя виновным, значит, он это делал, но мне
лично об этом известно не было.
- Следствие располагает безспорными данными о том, что вы были осведомлены о
контрреволюционной деятельности Носкова и лиц, связанных с ним, так как
Носков информировал вас об этом. По-прежнему настаиваем на даче правдивых
показаний.
- Категорически отрицаю это, о контрреволюционной деятельности. Носкова я
осведомлен не был, так как он мне об этом не говорил.
- Вам предъявляется показание Захарьина от 23 октября: "Иаков даже говорил,
все это нужно строить под видом церковных объединений, дабы не провалить
начатое дело". Как видите, дальнейшее ваше запирательство безполезно, и
следствие предлагает вам дать показание по этому вопросу.
- Это отрицаю, с Носковым я так не говорил и о контрреволюционных действиях
его осведомлен не был.
- Ваше поведение на следствии свидетельствует о вашей неискренности, а также
о том, что вы своими показаниями стараетесь запутать следствие. Будете ли вы
давать следствию правдивые показания или отказываетесь от дачи показаний?
- Я намерен давать следствию показания и даю их.
- Если вы заявляете, что намерены давать следствию показания, то давайте их.
Расскажите о контрреволюционной деятельности вашей, Носкова и других лиц по
созданию повстанческой организации в Западно-Сибирском крае.
- Рассказать об этом я не могу. О контрреволюционной деятельности Носкова я
не знаю, сам же я в политику не вдаюсь.
После того, как лжесвидетель был уведен, следователь сказал, обращаясь к
владыке:
- На очной ставке с Захарьиным вы изобличены в том, что Носковым были
осведомлены о контрреволюционной повстанческой организации, вы приняли в
этом участие и дали практические установки по вербовке новых участников в
организацию. Будете ли вы теперь по-прежнему отрицать вашу принадлежность к
контрреволюционной повстанческой организации?
- Отрицаю.
- Дайте показания, в чем заключалось ваше практическое участие в
организации.
- Никакой организации участником я не был, и дать показания по этому вопросу
я не могу".
25 декабря 1936 года архиепископу Иакову был предъявлен протокол об
окончании следствия. Владыка его подписать отказался, сказав, что он не
признает себя виновным и поэтому протокол подписывать не желает.
Однако следствие на этом не было закончено, и он вместе с другими
заключенными продолжал пребывать в тюрьме. Несмотря на тяжелые условия
тюремного заключения и длительность пребывания в узах в условиях
неопределенности, не сулившей ничего доброго, владыка не унывал,
подкрепляемый благодатью Духа Святаго, дававшего силы переносить все
испытания, сколь бы длительны и тяжелы они не были.
Вместе с владыкой в числе других были арестованы священники Петр Гаврилов и
Иоанн Можирин, инок Феодор (Никитин) и мирянин Иван Протопопов.
+++
ПЕТР (ГАВРИЛОВ) родился в 1870 году в деревне Уткино Мамадышского уезда
Казанской губернии в семье крестьянина Гавриила Гаврилова. В 1888 году
окончил учительскую семинарию, а в 1903 году - миссионерские курсы. В 1895
году Петр Гаврилович был рукоположен в сан священника. За безупречное и
ревностное служение отец Петр был
возведен в сан протоиерея.
В 1929 году он был выслан из города Барнаула в Нарым. Вернувшись через
четыре года из ссылки, служил в одном из храмов в городе Бийске. 1 ноября
1936 года отец Петр был арестован. 4 ноября состоялся первый допрос, а затем допросы продолжались в течение нескольких месяцев.
- Вам предъявляется обвинение в том, что вы являлись участником
контрреволюционной организации, ставящей своей задачей свержение советской
власти вооруженным путем в момент интервенции со стороны Японии. Что вы
можете показать об этом?
- Виновным себя в этом не признаю.
- Вы говорите неправду. Следствие располагает безспорными данными,
изобличающими вас как активного участника повстанческой организации. Требуем
от вас правдивых показаний.
- Я этого даже и в мыслях не имел и заниматься этими вещами не занимался.
Допросы продолжались в течение месяца, и следователи настойчиво добивались,
чтобы священник оговорил себя и других.
- Дайте показания о ваших контрреволюционных взглядах, - потребовал
следователь.
- Я лоялен к существующей советской власти и антисоветских настроений не
имел.
- Вы говорите неправду. Допрошенный свидетель Босых прямо указал, что вы
свои антисоветские настроения часто высказывали, будучи в церковной
сторожке. Показания Босых вам были предъявлены. Не старайтесь запутать
следствие ложными показаниями.
- Никогда я газет в церковной сторожке не читал и говорить такие слова по
отношению к советской власти не мог.
- Вы все время говорите неправду. Для уличения вас в неправде вам дается
очная ставка с Михаилом Босых.
- Расскажите, что вам известно о контрреволюционных действиях Петра
Гаврилова, - спросил следователь Михаила Босых.
- Гаврилов настроен резко антисоветски. К этому я могу привести следующее. В
двадцатых числах, кажется 22 октября 1936 года, Гаврилов после окончания
церковной службы вышел из церкви и зашел в сторожку. В этот день были
получены свежие газеты "Совсибирь" и "Красный Алтай". Эти газеты Гаврилов
взял и стал читать о новых событиях в Испании. Прочитав эти известия, стал
говорить: "Испанский фашизм безусловно возьмет Мадрид и выгонит из Испании
коммунистов. Управятся у себя - возьмутся за наших товарищей. Испании
помогает Германия, а нашим воевать с ними не стоит соваться. И если они
возьмутся, то сотрут с лица земли эту советскую власть".
- Что вы можете сказать по этому вопросу? - спросил следователь отца Петра.
- Возможно, что я и заходил в сторожку, но не имею привычки читать газеты в
сторожке.
- Кто кроме вас и Гаврилова был в это время в сторожке? - спросил
следователь свидетеля.
- Кроме меня в сторожке были сторожа церкви. Был еще какой-то нищий, который
сидел в углу сторожки, разбирал собранные куски от подаяния.
- Ваше запирательство, как видите, ни к чему не приводит. Требуем дать
правдивые показания об этом, - сказал отцу Петру следователь.
- Я уже сказал, что в сторожке газет я не читал и разговоров антисоветского
характера не вел.
Когда лжесвидетель был уведен, следователь сказал священнику:
- Как видите, ваше поведение на следствии, имеющее целью запутать его своими
ложными показаниями, не оправдывается. Предлагаем не запираться, а дать
правдивые показания о проводимой вами контрреволюционной работе.
- Никакой контрреволюционной работы я не проводил, поэтому дать показания по
этому вопросу не могу.
Добиваясь лжесвидетельства от священника, следователь и далее продолжал
устраивать очные ставки с теми, кто оговорил себя и собратьев, но отец Петр
отверг все их показания.
+++
ИОАНН (МОЖИРИН) родился в 1870 году в селе Софьино Тамбовской губернии в
семье крестьянина Михаила Можирина. По окончании среднего учебного заведения
Иван Михайлович был рукоположен в сан священника. В 1931 году отец Иоанн был
арестован и заключен в концлагерь. По возвращении из заключения он стал
служить в храме в селе Старо-Белокуриха Алтайского края. Незадолго до нового
ареста отца Иоаннапостигло большое искушение, по поводу которого он писал 4
сентября 1936 года священнику Даниилу Носкову: "С самого начала поступления
на Белокурихинский приход тяжелая картина, тяжелые впечатления отзывались в
моей душе и сердце. Теперь казалось, что дело устроилось. В воскресные дни,
а в особенности в великие праздники, когда больше бывает молящихся, стало
раздаваться под сводами храма живое пастырское слово - об устроении жизни
прихожан по заветам Христа. И в эти минуты мне чувствовалось, что мои уста
глаголят от избытка сердца. Но увы, наверно не придется отслужить ни одной
литургии, так как церковь требуют освободить для засыпки хлеба, как и в
прошлом году. Провидение снова оставляет меня без службы. Все эти действия
лишают нас права отвергать промыслительные действия Бога и обязывают нас к
осторожности в суждениях о том, что невозможно для нашего разума узнать".
23 сентября 1936 года власти арестовали священника, заключили в тюрьму
города Бийска и сразу же приступили к допросам.
- Сколько времени вы жили в Смоленском районе?
- В Смоленский район я прибыл после освобождения меня из лагерного пункта на
станции Яя в 1933 году. Освобожден я был по инвалидности как
нетрудоспособный. с 15 июля 1933 года я начал служить священником в
Смоленском районе. Служил в селах Ново-Смоленское, Смоленское,
Старо-Тырышкино.
- Имели ли вы знакомых в Смоленском районе до приезда в него?
- Знакомых никого не имел.
- Почему после освобождения из лагерей вы избрали местом своего жительства
Смоленский район?
- Я, будучи освобожден из лагеря как нетрудоспособный, должен был отбывать
три года вольной ссылки в Западной Сибири. Местом отбывания ссылки был
назначен город Бийск. Бийский отдел ОГПУ определил мне место жительства в
Смоленском районе, куда я и явился.
- Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении в том, что вы
являетесь активным участником контрреволюционной группы? Участвовали в
сборищах этой группы у Даниила Носкова? Высказывали свои антисоветские
взгляды, предлагали организовать недовольных на вооруженное восстание для
свержения советской власти?
- Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, так как ни в какой
группе, ведущей антисоветскую работу, не состоял.
- Вам предъявляется протокол допроса свидетеля Степана Кащеева, который на
допросе показал, что он заходил к вам на квартиру, когда вы жили в церковной
сторожке, слышал от вас, что при советской власти жить стало плохо, кормиться стало нечем, колхозники сидят голодом. Тут же
добавляли Кащееву, что жизнь скоро переменится, так как будет война и Япония
свергнет советскую власть.
- Таких разговоров я с Кащеевым не имел, хотя Кащеева знаю хорошо. Жить мне
было не так-то плохо, и обижаться мне на жизнь не приходилось.
- Вы жили в селе Старо-Тырышкино Смоленского района?
- В селе Старо-Тырышкино я жил с 1 августа 1935 года по 15 июня 1936 года. С
1 августа до 12 декабря 1935 года я там служил священником. В декабре месяце
после закрытия церкви я в этом селе жил без работы.
2 октября 1936 года следователи произвели очную ставку между священником
Иоанном Можириным и Степаном Кащеевым, которого следователь спросил:
- Расскажите, когда, при ком и где вы говорили с Можириным о плохой жизни
крестьян при советской власти, и что вам говорил Можирин.
- Точно не помню, кажется в январе или феврале 1936 года, я зашел к Можирину
в сторожку. Меня Можирин спросил, что нового в селе. Я ответил, что живем
по-старому. После этого мне Можирин сказал, что он недавно ездил в село
Смоленское и слышал там, что скоро будет война СССР с Японией. Добавил, что
война уже идет, скоро японец возьмет все по Урал в свои руки, и жизнь будет
значительно легче, а то ему, священнику, очень плохо живется при советской
власти. Когда я спросил, откуда все это ему известно, он ответил, что читал
в газетах.
Следователь, обратился к священнику Иоанну:
- Следствием устанавливается, что вы, будучи антисоветски настроены,
воспитывали в таком же духе и крестьян, распространяя всевозможные
провокационные слухи, о чем подтверждает и свидетель Кащеев. Требую от вас
откровенных показаний о ваших антисоветских действиях.
- Когда Кащеев был избран представителем для ходатайства об открытии церкви,
мы ходили с ним вместе. Значит, он также мог бы знать те же новости, которые
слышал и я. Помню, что Кащеев мне говорил, что он в газетах читал о скорой
войне. Я же с Кащеевым в разговоры не вступал, а только говорил, что войны с
Советским Союзом быть не может, так как советская власть сильно вооружена и
вступить в войну с ней побоятся, а о том, что крестьянская жизнь плохая, я
ему не говорил.
- С какого времени вы знакомы со Степаном Семеновичем Кащеевым?
- Знаю его с 1936 года, то есть с того момента, когда он был выбран
религиозным обществом села Старое Тырышкино уполномоченным по ходатайству об
открытии церкви, которая была закрыта на ремонт.
- Какие у вас с Кащеевым были разговоры во время его посещения вас, кроме
церковных вопросов?
- С Кащеевым у меня были разговоры только на церковные темы, о том, как
собрать денег на ремонт церкви, куда подавать заявление о разрешении открыть
церковь.
- Вы говорите неправду. Кащеев в своих показаниях прямо говорит, что вы с
ним имели разговоры на антисоветские темы, обрабатывали его с расчетом
привлечь в повстанческую организацию. В январе 1936 года Кащеев вами в вашей
квартире был завербован в организацию, - и следователь зачитал показания
Кащеева.
- Это я отрицаю, - ответил отец Иоанн. - Так как ко мне Кащеев приходил как
к священнику, разговоров у меня с ним никаких не было, кроме церковных дел.
Показаний их я не подтверждаю, на меня они показали ложно.
- Ваше поведение на следствии свидетельствует о вашей неискренности, а также
и о том, что вы своими показаниями стараетесь запутать следствие. Вы уличены
как активный участник повстанческой организации, и от вас следствие
настойчиво требует рассказать о контрреволюционной организации и ее
участниках.
- В организации я ни в какой не состоял и о ее участниках не знаю.
Через некоторое время следователи снова вызвали на допрос отца Иоанна.
- Дайте показания, кем вы были завербованы в контрреволюционную организацию
и когда.
- Меня никто в организацию не вербовал, и дать показания по этому вопросу я
не могу.
- Вы говорите неправду. Следствие располагает данными о вашем активном
участии в организации.
- Я участия ни в какой организации не принимал и дать показания не могу.
- Для уличения вас в неправде вам предъявляются показания обвиняемого
Даниила Пескова: "Участниками организации были: я, Носков, Захарьин, Пальмов
и Можирин". Будете ли вы продолжать говорить неправду следствию?
- Показания Пескова я отрицаю.
- Но ведь Носков прямо указал, что он является руководителем организации,
давал вам как участнику организации задания выявлять недовольных, привлекать
в организацию.
- Никаких заданий по выявлению недовольных советской властью я от Носкова не
получал.
- Вы говорите неправду. Для уличения вас в этой неправде вам предъявляются
показания Носкова, где он говорит: "Захарьин, Пальмов, Можирин говорили мне
о тех недовольствах среди крестьян, которые они выявляли". Как видите, ваше
запирательство ни к чему хорошему не приводит, вы уличаетесь показаниями
ваших же соучастников. Не запирайтесь, дайте показания о вашем участии в
организации.
- Я уже говорил, что участником организации не был и давать показания в
дальнейшем отказываюсь.
- Чем вызван ваш отказ от дачи следствию показаний о контрреволюционной
деятельности участников организации?
- Это вызвано тем, что я ни в какой организации не состоял, поэтомудать
показания не могу.
- Намерены вы все же давать показания о вашем участии в организации или нет?
- Давать показания не буду, организации я никакой не знаю.
+++
ФЕОДОР (НИКИТИН) родился в 1873 году в крестьянской семье в селе Солдатском
Орловской губернии. Принял иноческий постриг. В 1931 году инок Феодор был
приговорен к десяти годам заключения в концлагерь в Сибири, откуда был досрочно освобожден по состоянию здоровья и
отправлен в административную ссылку в село Колбаны Грязнухинского района
Западно-Сибирского края. Здесь он работал в храме сторожем. 17 ноября 1936
года инок Феодор был арестован.
- Вам предъявляется обвинение в том, что вы являлись участником
контрреволюционной повстанческой организации. Что вы можете показать об
этом? - спросил сле дователь.
- В этом себя виновным не признаю.
- Вы говорите неправду. Следствие располагает безспорными данными,
изобличающими вас как активного участника организации.
- Никаким участником организации я не был и дать показания по этому вопросу
не могу.
7-9 апреля 1937 года состоялось судебное разбирательство с участием выездной
сессии Специальной Коллегии Западносибирского края, на котором обвиняемые,
признавшие себя виновными и оговорившие других, стали выступать с
заявлениями, что сделали это под влиянием угроз и давления со стороны
следователей. 9 апреля выездная сессия Специальной Коллегии постановила
отложить слушание дела, направив его на дополнительное расследование в
Краевую прокуратуру.
Следователи НКВД стали допрашивать дополнительных "свидетелей", некоторые из
которых сидели с обвиняемыми в тюрьме в качестве подследственных. 8 июня
1937 года следователь записал показания подобного свидетеля, бывшего члена
Коммунистической партии, содержащегося в Бийской тюрьме по обвинению в связи
с троцкистами. 22 июля следователь передопросил инока Феодора.
- Признаете ли себя виновным в том, что являлись активным участником
контрреволюционной повстанческой организации?
- Нет, не признаю, и на предварительном следствии я говорил об этом.
- Вам зачитываются показания священника Андрея Максимовича Романовского.
И следователь зачитал показания священника Андрея Романовского, в которых
тот оговаривал себя и других, а затем написал, что и архиепископ Иаков
вместе с другими архиереями вел контрреволюционную работу и предлагал
священнику Романовскому вести такую работу в Алтайском крае. И далее
следователь написал, что архиепископ подтверждает показания Романовского и
свою контрреволюционную деятельность, и потребовал, чтобы владыка поставил
свою подпись под этими показаниями, но архиепископ Иаков категорически
отказался ставить свою подпись под протоколом допроса.
3 июля 1937 года Сталин подписал распоряжение о массовых расстрелах и о
проведении дел приговариваемых к расстрелу административным порядком, через
Тройки. 25 июля 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Иакова
(Маскаева), протоиерея Петра (Гаврилова), священника Иоанна (Можирина),
инока Феодора (Никитина), Ивана Протопопова и других к расстрелу.
Архиепископ Иаков, священники Петр и Иоанн и инок Феодор были расстреляны 29
июля 1937 года и погребены в безвестной общей могиле. Мирянин Иван
Протопопов был расстрелян 4 августа 1937 года.
+++
МАКСИМ (МАКСИМ ПЕТРОВИЧ БОГДАНОВ) родился в 1883 году в селе Борки
Тюменского округа Тобольской губернии в семье рабочего. Окончил три класса
сельской школы. До 1924 года Максим Петрович был рабочим. В 1924 году
поступил в храм псаломщиком. В 1928 году он был рукоположен в сан
священника. После пяти лет служения отец Максим был арестован и приговорен к
десяти годам заключения.
+++
Священник КОНСТАНТИН МАШАНОВ служил в тюремной церкви города Ялуторовска и
преподавал Закон Божий в городской гимназии. Ему было около семидесяти лет.
В сентябре 1919 года за чтение Послания Патриарха Тихона он был расстрелян в
конюшне при Тюменской Губчека.
+++
После закрытия Михайловского монастыря (неподалеку от Тобольска) монах этого
монастыря СИМЕОН поселился в лесу. Однажды он отправился в город на поиски
продуктов. Прошел он через село Соколовка, но до города не дошел - был
зверски убит. Власти распорядились бросить его тело у дороги и запретили
хоронить.
+++
Священник отец АНАТОЛИЙ села Заводо-Успенского, Тюменского уезда. Во время
гражданской войны был полковым священником в Сибирской армии. Расстрелян
красноармейцами по обвинению в монархизме.
+++
Священника села Викулова отца НИКОЛАЯ в 1921 году безбожники сбросили с
колокольни. Тогда же в селе Черном были арестованы два священника - увезены
и замучены.
+++
Священник села Введенского, Курганского уезда, отец НИКОЛАЙ ТИХОМИРОВ, убит
в 1921 году.
+ + +
Священник АЛЕКСЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ. Окончил Тверскую Духовную семинарию. Был
рукоположен в сан священника ко храму села Чашинского, Курганского уезда,
где прослужил более тридцати лет. Его заботами был украшен храм и
организован прекрасный хор, открыты несколько школ. Он не оставлял ни одного
богослужения без проповеди и неопустительно вел внебогослужебные беседы.
Отец Алексей пользовался большим авторитетом и уважением среди духовенства
благочиния. Во время гражданской войны по обстоятельствам времени отец
Алексей около года прожил в Томске вдали от прихода и затем вернулся домой.
Вскоре вспыхнуло крестьянское восстание, которое жестоко подавили
большевики. В марте 1921 года красные зарубили отца Алексея в его
собственном доме.
+++
Священник ВИКТОР НИЗКОВСКИЙ. Когда-то был псаломщиком Чашинской церкви у
отца Алексея Воскресенского. Был рукоположен в сан священника к одному из
храмов Курганского уезда. Убит большевиками во время подавления
крестьянского восстания в 1921 году.
+++
Священник ВЛАДИМИР СЕЛИВАНОВСКИЙ. Родом из Вятской губернии. Был рукоположен
в сан священника к церкви села Камышевка Ял)ггоровского уезда. Во время
отступления с Урала Сибирской армии он решил никуда не бежать, вверив себя
воле Божией. В 1920 году он был арестован красными и приговорен к тюремному
заключению "до конца гражданской войны". В конце года был освобожден и уехал
в Камышевку. В феврале 1921 года при подавлении крестьянского восстания отец
Владимир был расстрелян большевиками.
+++
Священник ИОАНН СНЕГИРЕВ служил в храме села Усть-Ламенского Ишимского
уезда. Убит большевиками при подавлении крестьянского восстания в 1921 году.
Из страха перед красными никто из крестьян не оказал помощь жене священника
при погребении мученика, кроме церковного сторожа.
+++
Священник Тобольской кладбищенской церкви НИКОЛАЙ ВРИДЬЕВ. Когда-то был
фельдшером. После революции стал начальником Тобольской красной милиции, в
православие обратился от иудаизма. Отказавшись от должности начальника
милиции, стал священником и был расстрелян большевиками в 1922 году.
+++
Священник НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГРЕЧЕНИН родился в 1872 году. По окончании
Тобольской семинарии был рукоположен в сан священника и служил в храмах
Тобольской епархии - в селе Елань, в селе Бронниково и в Тобольске. В 1937
году он был арестован, 10 октября приговорен Тройкой НКВД к расстрелу и
расстрелян.
+++
Священник КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЕНКОВ служил в храме села Новопокровка в
Северном Казахстане. В 1924 году он был переведен в храм села Верх-Суерского
Курганской области. Летом 1931 года власти арестовали отца Константина,
обвинив его "в нарушении общественного порядка", выражавшегося в том, что
священником и прихожанами в Великую Субботу был совершен крестный ход. И
хотя храм находился в стороне от села и крестный ход был внутри церковной
ограды, отца Константина приговорили к четырем годам заключения. После
ареста священника храм был закрыт и впоследствии разрушен.
После освобождения отец Константин в одной из деревень своего прихода
обустроил в небольшой часовенке храм и начал служить. Власти запретили
священнику служить, и он обратился к Тобольскому епископу с просьбой
предоставить ему какое-нибудь место. Епископ направил его временно послужить
регентом в один из храмов Тюмени. 8 июля 1937 года отец Константин был
арестован. Его обвинили в том, что он под видом набора в церковный хор
создавал антисоветскую группу. 12 октября 1937 года отец Константин был
расстрелян вместе с тридцатью шестью прихожанами.
+ + +
Священник ГРИГОРИЙ ИВАНОВ служил в городе Алатыре. Был арестован и долгие
годы провел в заключении, здесь он смертельно заболел туберкулезом и был
сослан в Тобольск умирать. Приехал он в Тобольск осенью и долго скитался,
потому что никто не брал его на квартиру, боясь заразиться. Взяла его к себе
Наталья Ивановна Дергач. "Господь не даст мне от него заразиться, потому что
он - страдалец", - говорила она; больной священник пролежал у нее всю зиму и
умер весной, в Великий Четверг 1942 года. За несколько часов до его смерти в
дом пришел представитель НКВД и сказал:
- Я вашего ссыльного пришел проведать.
- Он уже отходит, - ответила Наталья Ивановна.
Похоронили отца Григория на следующий день рядом с храмом.
+ + +
Священника села Голышмановского Ишимского уезда ФЕДОРА БОГОЯВЛЕНСКОГО весной
1918 года красноармейцы принуждали петь непристойные песни, играть на
гармошке и плясать. Наконец приказали самому себе рыть могилу. Убив
священника, свалили его в яму вниз головой и запретили хоронить. Погребен
отец Федор был на шестые сутки после изгнания красных и занятия села
чехословаками.
+++
Священник села Куларово отец ВЛАДИМИР был арестован в 1928 году; по всей
видимости, сразу же после ареста расстрелян. Через некоторое время после его
ареста была арестована монахиня ИОАННА, которая жила в церковной сторожке,
принимала приезжих и убирала храм.
+++
Диакон Захарьевской церкви города Тобольска АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ расстрелян в
Губчека города Тюмени летом 1921 года по обвинению в монархизме.
+++
ГРИГОРИЙ родился в 1883 году в селе Нижне-Матренки Хворостянского уезда
Воронежской губернии в семье священника Александра Богоявленского. До
революции, во время Первой мировой войны, служил полковым писарем, после
революции - псаломщиком в храме. В 1935 году он был арестован и приговорен к
пяти годам заключения.
+++
СЕРГИЙ КОНЕВ был убит вскоре после мученической кончины епископа Гермогена в
1918 году. Епископ приютил его в своем доме, чтобы уберечь от пагубного
влияния мира.
Однажды Сергий в школе сказал, что у него дедушку арестовали только за то,
что он в Бога верит. Дети закричали:
- Он про Бога говорит, он про Бога говорит.
Мальчика схватили и по недолгом времени зверски замучили. Ега засекли
шашками; уже мертвого, палачи продолжали сечь его, потому что все им
казалось, что он шевелится.
Погребен отрок Сергий у собора, неподалеку от могилы а Гермогена.
+++
Память священномучеников - в день празднования Собора новомучеников и
исповедников Российских.
|