ОТКРОВЕНИЯ, ЧУДЕСА, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ.

опубликовано: 13.04.2007

ИАКОВ (МАСКАЕВ), АРХИЕПИСКОП БАРНАУЛЬСКИЙ.

Священномученик Иаков (в миру Иаков Иванович Маскаев) родился 13 октября 1879 года в городе Уральске в семье крестьян села Еделева Сызранского уезда Симбирской губернии и был назван в память апостола Иакова Алфеева. В 1901 году Иаков Иванович окончил Оренбургскую Духовную семинарию. Учась на последнем курсе, он женился на девице Валентине, которая была круглой сиротой и воспитывалась в семье священника. В 1901 году у них родился сын Борис. Вскоре он смертельно заболел, и отец Иаков, который был уже тогда священником, горячо молился о его выздоровлении. Он обращался в своих молитвах за помощью ко всем святым, но особенно горячо и с большой верой - к преподобному Серафиму Саровскому, и дал обет, что если младенец выздоровеет, он совершит паломничество в Саровский монастырь к мощам только что прославленного преподобного Серафима. После чудесного выздоровления сына он исполнил свой обет и совершил паломничество в Саровский монастырь. Впоследствии у них с супругой родились девять детей, и она умерла при родах последнего ребенка в 1918 году.

В 1901 году Иаков Иванович был рукоположен в сан священника ко храму в селе Зобово, расположенном в 180 километрах от Оренбурга. Отец Иаков зарекомендовал себя как энергичный труженик на ниве Христовой. Он неустанно проповедовал, его усилиями в течение нескольких лет была построена в селе новая церковь. Несмотря на стесненные обстоятельства в средствах и большую семью, отец Иаков был одним из самых щедрых жертвователей в епархии. Горячо отзываясь на призыв Церкви и Отечества о помощи, он активно собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время Русско-японской войны 1904 - 1905 годов. 8 апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский Иоаким (Левицкий) наградил его "Набедренником". В 1909 году отцом Иаковом было выстроено здание церковно-приходской школы в деревне Ворониной. С 1913 года он значится членом епархиального комитета Православного миссионерского общества. В 1915 году отец Иаков был награжден "Камилавкой".

Во время начавшейся в 1914 году Первой мировой войны отец Иаков и его прихожане щедро жертвовали на нужды русских воинов, и пожертвований всегда было больше, чем в каком бы то ни было другом приходе в епархии, хотя они жертвовали не от материального избытка, а от широты милующих сердец, жертвовали все, что имели.

Дело просвещения, всегда существенное для процветания любого народа, в начале XX века в России испытывало значительные трудности, и в особенности там, где в епархиях только недавно были основаны учебные заведения. В тяжелом материальном положении оказалась и Оренбургская Духовная семинария; это обстоятельство подвигло создать Общество вспомоществования ее нуждающимся ученикам, одним из деятельнейших участников и щедрым жертвователем которого стал священник Иаков Маскаев. "Без помощи Общества, - написано в отчете ревизионной комиссии, - немало бедных воспитанников нашей семинарии не могли бы продолжать своего образования, а другие остались бы без необходимой обуви и одежды".

За безупречное и ревностное пастырское служение он вскоре был возведен в сан протоиерея и включен в состав епархиального управления. Среди своих прихожан, а также среди духовенства в епархии отец Иаков имел столь высокий авторитет, что когда пришло время и в Оренбургской епархии было образовано Орское викариатство, он был вызван в Оренбург в качестве кандидата на архиерейскую кафедру.

В январе 1923 года в Оренбурге состоялось собрание духовенства и мирян под председательством епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского). На этом собрании абсолютным большинством голосов было решено кандидатом на Орскую кафедру избрать протоиерея Иакова и командировать его в Москву для рукоположения в сан епископа. Узнав желание правящего архиерея и собрания священнослужителей городских орских церквей возвести его в сан епископа, отец Иаков стал отказываться, указывая на то, что на его руках остались дети-сироты, трое из которых в несовершенных летах, причем младшей дочери всего пять лет, а между тем от епископа в настоящий исторический момент требуется прежде всего исповедничество, он должен быть готов к ссылкам и тюрьмам. На все возражения и слезные просьбы отца Иакова пронести мимо горькую сию чашу архипастырского служения и внять сиротству детей, ему было сказано, что у Бога нет сирот. Выслушав это, отец Иаков согласился и не стал больше спорить, вручив детей попечению Бога и Матери Божией. Впоследствии все дети дожили до преклонного возраста, пережив летами мученика-отца; они всегда ощущали незримую Божию защиту. Хотя в ту пору гонений всем православным жилось нелегко, но они не могли бы сказать, что им было труднее других. Благодать Божия за молитвы священномученика скрадывала тяготы и претворяла печали в радость.

По пострижению в монашество с именем Иаков, в честь апостола Иакова, брата Господня, с днем тезоименитства 23 октября, отец Иаков был рукоположен в сан епископа преосвященным Антонином (Грановским) и бывшим когда-то архиепископом Екатеринославским Владимиром (Соколовским-Автономовым), который сообщил нарекаемому в архиерейский сан, что он находится в подчинении Патриарха Тихона и никогда не прерывал с ним общения. После хиротонии епископ Иаков вернулся в Оренбург.

10 мая 1923 года епископ Аристарх отбыл в Москву, отдав распоряжение, что епископ Иаков остается на время его отсутствия управляющим Оренбургской епархией. В этом же году епископ Аристарх отпал в обновленчество; вместе с тем стало ясно, что епископ Антонин является одним из руководителей обновленчества, и по этой причине законность хиротонии владыки Иакова стала вызывать сомнения; священнослужители и прихожане высказывали пожелание, чтобы этот вопрос был разрешен священноначалием.

22 июля 1923 года состоялось собрание всех православных священнослужителей города Орска с участием представителей от приходских советов городских орских церквей по вопросу хиротонии епископа Иакова, которое единодушно постановило: "Принимая во внимание неканоничность и безблагодатность ВЦС и принятой от него именуемым епископом Иаковом, бывшим протоиереем Маскаевым, хиротонии... вменить в обязанность епископу Иакову с первым отходящим поездом отправиться в город Москву и явиться к Патриарху Тихону или его заместителю для получения исправления в епископском сане и благословения от Святейшего на служение в городе Орске.

Кроме того, ввиду выдающихся нравственных достоинств и той любви народа и духовенства, которую снискал епископ Иаков за кратковременное служение в Оренбургской епархии и в городе Орске, просить Святейшего Патриарха оставить любимого нами архипастыря в городе Орске, как народного избранника и весьма ревностного деятеля на ниве Христовой, снабдив его установленной грамотой".

Так как попечение об Оренбургской епархии в то время было поручено архиепископу Челябинскому Серафиму (Александрову), владыка Иаков направил к нему письмо с объяснением всех обстоятельств дела и получил ответ о спорности его хиротонии в каноническом отношении. Получив такой ответ, епископ Иаков немедленно подчинился высказанному суждению и, рассматривая это распоряжение как необходимый крест, прекратил совершение богослужений.

В соответствии с решением собрания священнослужителей, 26 июля владыка Иаков из города Орска направился в Москву к Святейшему Патриарху, но в вагоне поезда, в Оренбурге, был арестован сотрудниками ОГПУ и возвращен ими в Орск. Через некоторое время владыка вновь попытался встретиться с Патриархом, но снова был арестован и после краткого пребывания в заключении освобожден.

Ввиду сложившегося положения, 5 августа 1923 года было вновь созвано собрание священнослужителей городских орских церквей с участием представителей приходских советов и заслушано сообщение владыки о его безуспешных попытках достичь Патриарха. Собрание постановило: "...С епископом Иаковом в молитвенноевхаристическое общение войти; просить его озаботиться получением от Патриарха Тихона соответствующей грамоты, свидетельствующей о его епископском достоинстве".

3 сентября 1923 года епископ Иаков отправил прошение Патриарху Тихону, в котором он изложил все обстоятельства дела и добавил: "Смиренно прошу не считать меня карьеристом... а если я что и сделал по малоопытности, без злого умысла, то коленоприпадающе к стопам Святительским Вашего Святейшества умоляю простить меня, недостойного и грешного, исповедую верность "до смерти" Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кормило коей в стране нашей Освященный Собор передал Вашему Святейшеству, рабски, как негодный раб, прошу. Ваше Святейшество, принять меня в общение; никаким обновленческим группам я не сочувствую и реформ в жизнь проводить никогда не буду без благословения Вашего Святейшества... Снизойдите, Ваше Святейшество, к моей мольбе и исполните мою слезную просьбу. 26 июля я отправился к Вашему Святейшеству, но в вагоне, в городе Оренбурге, был арестован и возвращен обратно; собираюсь снова- но опять те же препятствия... Но буду надеяться на помощь Божию. Согласно извещению архиепископа Серафима о спорности и неканоничности моей хиротонии, я добровольно, как крест, возложил на себя запрещение и теперь службу не служу".

Патриарх Тихон принял его в молитвенное общение, но предложил написать письменное заявление, что владыка не имеет ничего общего с обновленческим Синодом. Епископ Иаков выполнил предложение Патриарха и написал заявление в обновленческий Синод, что он не желает ему подчиняться и не находится в его подчинении. После этого его хиротония, как совершенная архиереями старого поставления, была признана действительной.

В это время владыку безпрестанно вызывали в ОГПУ, грозя арестом и предлагая стать негласным сотрудником. Видя, что властями созданы такие условия, когда он не может выехать из города для установления связи с Патриархом, владыка решил согласиться, чтобы хоть несколько ослабить надзор над собой и канонически разрешить вопрос о законности своей хиротонии, получив об этом официальный документ Патриарха. Он заявил начальнику ОГПУ о своем согласии на сотрудничество. А затем выехал в Москву, где побывал у Святейшего и получил все необходимые документы, подтверждающие подлинность его хиротонии, и вернулся в Орск, где был тут же вызван к начальнику ОГПУ, который спросил его, зачем он ездил в Москву. Владыка ответил, что ездил за ставленнической грамотой.

13 января 1925 года обновленцы наложили на епископа Иакова запрещение в священнослужении, но оно ничего не значило для него, так как он никогда не связывал себя с ними, желая быть только в Патриаршей Церкви. После решительного отказа иметь какую бы то ни было связь с обновленцами владыка был вызван в ОГПУ, где ему было предложено начать сотрудничество с ОГПУ в связи с данным им обещанием, а также и с обновленцами. Владыка категорически отказался от сотрудничества как с теми, так и с другими. Начальник ОГПУ попытался уговорить его, действуя то лестью, то угрозами, но владыка проявил решительную твердость в своем выборе и не пошел ни на какие компромиссы. Вскоре ОГПУ предложило ему встретиться для переговоров с одним из своих сотрудников вне пределов здания ОГПУ, но владыка, твердо держась своего решения, отказался с кем-либо встречаться и уже никогда, никуда и ни на какие встречи не шел.

В это время владыка служил каждый день и за каждой службой проповедовал; в своих проповедях он старался как можно глубже раскрыть содержание Евангелия, но нередко ему приходилось касаться и существа обновленческого раскола. Однажды владыку задержали, когда он ехал на богослужение. Уже начинали звонить к службе, когда его привели в ОГПУ, где кроме сотрудников находился обновленческий священник. Все они стали шумно требовать, чтобы владыка дал подписку, что он перестанет проповедовать против обновленцев и вообще будет проповедовать реже. Владыка категорически отказался, сказав, что проповедь - это уставная часть богослужения, а устав он отменить не может. Продержав некоторое время, они отпустили его. В храме, между тем, не начинали служить всенощную до выяснения всех обстоятельств, и велика была всеобщая радость, когда приехал владыка и началось богослужение.

Видя непреклонность епископа в служении Православию и его решительную борьбу с обновленцами, ОГПУ в 1925 году арестовало владыку и приговорило к трем годам ссылки, которую он был отправлен отбывать в город Самару. В ОГПУ составили на него следующую характеристику: "Как епископ, среди верующих и особенно среди монашествующих, пользуется авторитетом и имеет на них влияние".

После ареста владыки дети его остались без средств к существованию, и в храмах города устраивались тарелочные сборы на "архиерейских детей", причем дети зачастую сами ходили с тарелочкой. Авторитет владыки, любовь паствы к нему, его почитание были столь велики среди православных, что они с охотой и обильно жертвовали сиротам.

По окончании ссылки в 1928 году владыка был назначен епископом Осташковским, викарием Тверской епархии. В Осташкове владыка прослужил около года и 6 февраля 1929 года был назначен епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии.

В 1928 году в Балашове была арестована большая группа духовенства, а в 1929 году местные власти снова принялись собирать сведения о священнослужителях и верующих города Балашова. Они видели, что при балашовском соборе собрана дружная община верующих во главе с правящим епископом Иаковом, они обвинили их в том, что те ведут "среди населения агитацию против мероприятий Советского правительства и партии, такого рода деятельностью они разлагающе действуют на местное население в селах". Было арестовано пятнадцать человек - священнослужителей, монахинь и мирян. Среди них 12 февраля 1930 года был арестован и епископ Иаков. Всех арестованных поместили в тюрьму в городе Балашове.

Все обвиняемые и некоторые свидетели, будучи допрошены о владыке, говорили о нем как о выдающемся архиерее и ревностнейшем архипастыре, обладавшем среди православных города безспорным и заслуженным авторитетом. Никто из обвиняемых не подтвердил фактов антигосударственной деятельности епископа, но для властей было достаточно свидетельства о его церковной деятельности.

Власти стали вызывать для допроса одного за другим лжесвидетелей. Давали показания в качестве лжесвидетелей и отступники от веры, священники, снявшие с себя сан.

На этих лжесвидетельствах и было сфабриковано ложное обвинение. 13 марта 1930 года следствие было закончено, и владыке было предъявлено обвинение. Ознакомившись с ним, он написал: "В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, ибо антисоветской деятельностью я не занимался".

9 июня 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Иакова к трем годам заключения в концлагере. По распоряжению властей, епископ Иаков был отправлен в Соловецкий концлагерь и в конце июня прибыл в пересыльный лагерь в городе Кемь.

Незадолго до окончания срока заключения, 16 декабря 1932 года. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ распорядилось отправить епископа на три года ссылки на Урал. Однако каким-то образом потерялись учетные документы, которых сообщалось, в какой именно лагерь был отправлен епископ. 27 июня 1934 года Свердловское ОГПУ обратилось к своему начальству в Москву с сообщением, что епископ Иаков в Свердловск не прибыл, и просило объявить его во всесоюзный розыск.

Епископ Иаков между тем ни от кого не скрывался, но сразу же после освобождения из лагеря посетил заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия и 4 апреля 1933 года получил от него назначение на Барнаульскую кафедру с поручением временно также управлять и Бийской епархией. В 1935 году владыка был возведен в сан архиепископа.

В Барнауле святитель-исповедник сразу стяжал любовь паствы истовым богослужением, проповедями, христианским мужеством, которое напоминало пастве мужество апостолов и первых святителей-мучеников Церкви Христовой. Владыка служил каждый день. Учитывая, что нет возможности для преподавания Закона Божия, для богословских и литургических бесед, владыка везде в храмах, где служил, завел всенародное пение, чтобы из сознательного восприятия богослужения научить богословию.

Иногда он сам выходил с посохом в руке к народу и давал знак, чтобы пели все. По городу и везде, куда бы он ни отправлялся, он всегда ходил в священнической одежде и с посохом, хотя в то время уже одно это было исповедничеством, вызывая со стороны безбожников хулу и насмешки.

В жизни святитель отличался крайней нестяжательностью и для богослужений имел только одно архиерейское облачение. На службы в городские храмы он всегда ходил пешком. В будние дни совершал богослужения по священническому чину, во время праздничных богослужений всегда сам выходил к народу, совершая елеопомазание всех. После окончания литургии всех благословлял, независимо от того, много или мало было народа. В это время у него можно было что-либо спросить и получить ответ. В Барнаул к нему приехала дочь Нина. Она часто видела его молящимся ночью. Просыпаясь в два и в три часа ночи, Нина видела, с каким усердием владыка молился Богу. В эти годы здоровье владыки, сокрушенное заключением в Соловках, сильно пошатнулось, и в 1936 году он в сопровождении дочери выехал на лечение в Одессу. Когда он после непродолжительного лечения вернулся в Барнаул, стало очевидно, что близится новое гонение, и он завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста.

Осенью 1936 года НКВД Алтайского края приступил к реализации плана по уничтожению духовенства Барнаульской и Бийской епархии. 23 сентября были арестованы и заключены в тюрьму в городе Бийске благочинный, протоиерей Даниил Носков, и мирянин Гектор Захарьин. 29 сентября был арестован священник Николай Пальмов. Все они согласились подписывать допросы с показаниями, которые требовались следователям. На основе их показаний власти составили обвинительное заключение, в котором, в частности, было написано: "23 сентября 1936 года 4-м отделом УГБ НКВД по Западно-Сибирскому краю в Смоленском районе ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация, возглавляемая Барнаульским епископом Маскаевым Иаковом и благочинным священником Носковым Даниилом Матвеевичем.

Деятельностью контрреволюционной организации были охвачены: Смоленский, Алтайский и Грязнухинский районы и города Бийск и Барнаул. В состав контрреволюционной организации входило шесть оформленных повстанческих ячеек с числом участников двадцать восемь человек... Организация подготовляла повстанческие кадры для вооруженного выступления против советской власти в момент интервенции..."

Основываясь на лжесвидетельствах, подписанных арестованными обвиняемыми, 29 октября 1936 года власти арестовали архиепископа Иакова и заключили в тюрьму в городе Бийске. Во время длившихся в течение нескольких месяцев допросов архиепископ Иаков держался с большим мужеством и достоинством.

- Вам предъявляется обвинение в том, что вы являетесь идейным вдохновителем и руководителем контрреволюционной повстанческой организации в Смоленском и других районах Западно-Сибирского края. Что вы можете показать об этом? - начал допрашивать следователь.

- Виновным себя в этом не признаю, - ответил владыка.

- Вы говорите неправду. Следствие располагает безспорными данными, изобличающими вас как руководителя этой контрреволюционной организации.

- Я уже ответил на первый вопрос, что виновным себя не признаю. Я не был участником никакой контрреволюционной организации.

- Вам предъявляются показания Даниила Носкова от 19 октября, где он указал, что признает себя виновным в том, что был руководителем контрреволюционной организации в Смоленском районе. Будете ли вы продолжать говорить следствию неправду или будете давать правдивые показания?

- Я намерен говорить правду и говорю правду на поставленные передо мной вопросы. Если Носков признал себя виновным, значит, он это делал, но мне лично об этом известно не было.

- Следствие располагает безспорными данными о том, что вы были осведомлены о контрреволюционной деятельности Носкова и лиц, связанных с ним, так как Носков информировал вас об этом. По-прежнему настаиваем на даче правдивых показаний.

- Категорически отрицаю это, о контрреволюционной деятельности. Носкова я осведомлен не был, так как он мне об этом не говорил.

- Вам предъявляется показание Захарьина от 23 октября: "Иаков даже говорил, все это нужно строить под видом церковных объединений, дабы не провалить начатое дело". Как видите, дальнейшее ваше запирательство безполезно, и следствие предлагает вам дать показание по этому вопросу.

- Это отрицаю, с Носковым я так не говорил и о контрреволюционных действиях его осведомлен не был.

- Ваше поведение на следствии свидетельствует о вашей неискренности, а также о том, что вы своими показаниями стараетесь запутать следствие. Будете ли вы давать следствию правдивые показания или отказываетесь от дачи показаний?

- Я намерен давать следствию показания и даю их.

- Если вы заявляете, что намерены давать следствию показания, то давайте их. Расскажите о контрреволюционной деятельности вашей, Носкова и других лиц по созданию повстанческой организации в Западно-Сибирском крае.

- Рассказать об этом я не могу. О контрреволюционной деятельности Носкова я не знаю, сам же я в политику не вдаюсь.

После того, как лжесвидетель был уведен, следователь сказал, обращаясь к владыке:

- На очной ставке с Захарьиным вы изобличены в том, что Носковым были осведомлены о контрреволюционной повстанческой организации, вы приняли в этом участие и дали практические установки по вербовке новых участников в организацию. Будете ли вы теперь по-прежнему отрицать вашу принадлежность к контрреволюционной повстанческой организации?

- Отрицаю.

- Дайте показания, в чем заключалось ваше практическое участие в организации.

- Никакой организации участником я не был, и дать показания по этому вопросу я не могу".

25 декабря 1936 года архиепископу Иакову был предъявлен протокол об окончании следствия. Владыка его подписать отказался, сказав, что он не признает себя виновным и поэтому протокол подписывать не желает.

Однако следствие на этом не было закончено, и он вместе с другими заключенными продолжал пребывать в тюрьме. Несмотря на тяжелые условия тюремного заключения и длительность пребывания в узах в условиях неопределенности, не сулившей ничего доброго, владыка не унывал, подкрепляемый благодатью Духа Святаго, дававшего силы переносить все испытания, сколь бы длительны и тяжелы они не были.

Вместе с владыкой в числе других были арестованы священники Петр Гаврилов и Иоанн Можирин, инок Феодор (Никитин) и мирянин Иван Протопопов.

+++

ПЕТР (ГАВРИЛОВ) родился в 1870 году в деревне Уткино Мамадышского уезда Казанской губернии в семье крестьянина Гавриила Гаврилова. В 1888 году окончил учительскую семинарию, а в 1903 году - миссионерские курсы. В 1895 году Петр Гаврилович был рукоположен в сан священника. За безупречное и ревностное служение отец Петр был
возведен в сан протоиерея.

В 1929 году он был выслан из города Барнаула в Нарым. Вернувшись через четыре года из ссылки, служил в одном из храмов в городе Бийске. 1 ноября 1936 года отец Петр был арестован. 4 ноября состоялся первый допрос, а затем допросы продолжались в течение нескольких месяцев.

- Вам предъявляется обвинение в том, что вы являлись участником контрреволюционной организации, ставящей своей задачей свержение советской власти вооруженным путем в момент интервенции со стороны Японии. Что вы можете показать об этом?

- Виновным себя в этом не признаю.

- Вы говорите неправду. Следствие располагает безспорными данными, изобличающими вас как активного участника повстанческой организации. Требуем от вас правдивых показаний.

- Я этого даже и в мыслях не имел и заниматься этими вещами не занимался.

Допросы продолжались в течение месяца, и следователи настойчиво добивались, чтобы священник оговорил себя и других.

- Дайте показания о ваших контрреволюционных взглядах, - потребовал следователь.

- Я лоялен к существующей советской власти и антисоветских настроений не имел.

- Вы говорите неправду. Допрошенный свидетель Босых прямо указал, что вы свои антисоветские настроения часто высказывали, будучи в церковной сторожке. Показания Босых вам были предъявлены. Не старайтесь запутать следствие ложными показаниями.

- Никогда я газет в церковной сторожке не читал и говорить такие слова по отношению к советской власти не мог.

- Вы все время говорите неправду. Для уличения вас в неправде вам дается очная ставка с Михаилом Босых.

- Расскажите, что вам известно о контрреволюционных действиях Петра Гаврилова, - спросил следователь Михаила Босых.

- Гаврилов настроен резко антисоветски. К этому я могу привести следующее. В двадцатых числах, кажется 22 октября 1936 года, Гаврилов после окончания церковной службы вышел из церкви и зашел в сторожку. В этот день были получены свежие газеты "Совсибирь" и "Красный Алтай". Эти газеты Гаврилов взял и стал читать о новых событиях в Испании. Прочитав эти известия, стал говорить: "Испанский фашизм безусловно возьмет Мадрид и выгонит из Испании коммунистов. Управятся у себя - возьмутся за наших товарищей. Испании помогает Германия, а нашим воевать с ними не стоит соваться. И если они возьмутся, то сотрут с лица земли эту советскую власть".

- Что вы можете сказать по этому вопросу? - спросил следователь отца Петра.

- Возможно, что я и заходил в сторожку, но не имею привычки читать газеты в сторожке.

- Кто кроме вас и Гаврилова был в это время в сторожке? - спросил следователь свидетеля.

- Кроме меня в сторожке были сторожа церкви. Был еще какой-то нищий, который сидел в углу сторожки, разбирал собранные куски от подаяния.

- Ваше запирательство, как видите, ни к чему не приводит. Требуем дать правдивые показания об этом, - сказал отцу Петру следователь.

- Я уже сказал, что в сторожке газет я не читал и разговоров антисоветского характера не вел.

Когда лжесвидетель был уведен, следователь сказал священнику:

- Как видите, ваше поведение на следствии, имеющее целью запутать его своими ложными показаниями, не оправдывается. Предлагаем не запираться, а дать правдивые показания о проводимой вами контрреволюционной работе.

- Никакой контрреволюционной работы я не проводил, поэтому дать показания по этому вопросу не могу.

Добиваясь лжесвидетельства от священника, следователь и далее продолжал устраивать очные ставки с теми, кто оговорил себя и собратьев, но отец Петр отверг все их показания.

+++

ИОАНН (МОЖИРИН) родился в 1870 году в селе Софьино Тамбовской губернии в семье крестьянина Михаила Можирина. По окончании среднего учебного заведения Иван Михайлович был рукоположен в сан священника. В 1931 году отец Иоанн был арестован и заключен в концлагерь. По возвращении из заключения он стал служить в храме в селе Старо-Белокуриха Алтайского края. Незадолго до нового ареста отца Иоаннапостигло большое искушение, по поводу которого он писал 4 сентября 1936 года священнику Даниилу Носкову: "С самого начала поступления на Белокурихинский приход тяжелая картина, тяжелые впечатления отзывались в моей душе и сердце. Теперь казалось, что дело устроилось. В воскресные дни, а в особенности в великие праздники, когда больше бывает молящихся, стало раздаваться под сводами храма живое пастырское слово - об устроении жизни прихожан по заветам Христа. И в эти минуты мне чувствовалось, что мои уста глаголят от избытка сердца. Но увы, наверно не придется отслужить ни одной литургии, так как церковь требуют освободить для засыпки хлеба, как и в прошлом году. Провидение снова оставляет меня без службы. Все эти действия лишают нас права отвергать промыслительные действия Бога и обязывают нас к осторожности в суждениях о том, что невозможно для нашего разума узнать".

23 сентября 1936 года власти арестовали священника, заключили в тюрьму города Бийска и сразу же приступили к допросам.

- Сколько времени вы жили в Смоленском районе?

- В Смоленский район я прибыл после освобождения меня из лагерного пункта на станции Яя в 1933 году. Освобожден я был по инвалидности как нетрудоспособный. с 15 июля 1933 года я начал служить священником в Смоленском районе. Служил в селах Ново-Смоленское, Смоленское, Старо-Тырышкино.

- Имели ли вы знакомых в Смоленском районе до приезда в него?

- Знакомых никого не имел.

- Почему после освобождения из лагерей вы избрали местом своего жительства Смоленский район?

- Я, будучи освобожден из лагеря как нетрудоспособный, должен был отбывать три года вольной ссылки в Западной Сибири. Местом отбывания ссылки был назначен город Бийск. Бийский отдел ОГПУ определил мне место жительства в Смоленском районе, куда я и явился.

- Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении в том, что вы являетесь активным участником контрреволюционной группы? Участвовали в сборищах этой группы у Даниила Носкова? Высказывали свои антисоветские взгляды, предлагали организовать недовольных на вооруженное восстание для свержения советской власти?

- Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, так как ни в какой группе, ведущей антисоветскую работу, не состоял.

- Вам предъявляется протокол допроса свидетеля Степана Кащеева, который на допросе показал, что он заходил к вам на квартиру, когда вы жили в церковной сторожке, слышал от вас, что при советской власти жить стало плохо, кормиться стало нечем, колхозники сидят голодом. Тут же добавляли Кащееву, что жизнь скоро переменится, так как будет война и Япония свергнет советскую власть.

- Таких разговоров я с Кащеевым не имел, хотя Кащеева знаю хорошо. Жить мне было не так-то плохо, и обижаться мне на жизнь не приходилось.

- Вы жили в селе Старо-Тырышкино Смоленского района?

- В селе Старо-Тырышкино я жил с 1 августа 1935 года по 15 июня 1936 года. С 1 августа до 12 декабря 1935 года я там служил священником. В декабре месяце после закрытия церкви я в этом селе жил без работы.

2 октября 1936 года следователи произвели очную ставку между священником Иоанном Можириным и Степаном Кащеевым, которого следователь спросил:

- Расскажите, когда, при ком и где вы говорили с Можириным о плохой жизни крестьян при советской власти, и что вам говорил Можирин.

- Точно не помню, кажется в январе или феврале 1936 года, я зашел к Можирину в сторожку. Меня Можирин спросил, что нового в селе. Я ответил, что живем по-старому. После этого мне Можирин сказал, что он недавно ездил в село Смоленское и слышал там, что скоро будет война СССР с Японией. Добавил, что война уже идет, скоро японец возьмет все по Урал в свои руки, и жизнь будет значительно легче, а то ему, священнику, очень плохо живется при советской власти. Когда я спросил, откуда все это ему известно, он ответил, что читал в газетах.

Следователь, обратился к священнику Иоанну:

- Следствием устанавливается, что вы, будучи антисоветски настроены, воспитывали в таком же духе и крестьян, распространяя всевозможные провокационные слухи, о чем подтверждает и свидетель Кащеев. Требую от вас откровенных показаний о ваших антисоветских действиях.

- Когда Кащеев был избран представителем для ходатайства об открытии церкви, мы ходили с ним вместе. Значит, он также мог бы знать те же новости, которые слышал и я. Помню, что Кащеев мне говорил, что он в газетах читал о скорой войне. Я же с Кащеевым в разговоры не вступал, а только говорил, что войны с Советским Союзом быть не может, так как советская власть сильно вооружена и вступить в войну с ней побоятся, а о том, что крестьянская жизнь плохая, я ему не говорил.

- С какого времени вы знакомы со Степаном Семеновичем Кащеевым?

- Знаю его с 1936 года, то есть с того момента, когда он был выбран религиозным обществом села Старое Тырышкино уполномоченным по ходатайству об открытии церкви, которая была закрыта на ремонт.

- Какие у вас с Кащеевым были разговоры во время его посещения вас, кроме церковных вопросов?

- С Кащеевым у меня были разговоры только на церковные темы, о том, как собрать денег на ремонт церкви, куда подавать заявление о разрешении открыть церковь.

- Вы говорите неправду. Кащеев в своих показаниях прямо говорит, что вы с ним имели разговоры на антисоветские темы, обрабатывали его с расчетом привлечь в повстанческую организацию. В январе 1936 года Кащеев вами в вашей квартире был завербован в организацию, - и следователь зачитал показания Кащеева.

- Это я отрицаю, - ответил отец Иоанн. - Так как ко мне Кащеев приходил как к священнику, разговоров у меня с ним никаких не было, кроме церковных дел. Показаний их я не подтверждаю, на меня они показали ложно.

- Ваше поведение на следствии свидетельствует о вашей неискренности, а также и о том, что вы своими показаниями стараетесь запутать следствие. Вы уличены как активный участник повстанческой организации, и от вас следствие настойчиво требует рассказать о контрреволюционной организации и ее участниках.

- В организации я ни в какой не состоял и о ее участниках не знаю.

Через некоторое время следователи снова вызвали на допрос отца Иоанна.

- Дайте показания, кем вы были завербованы в контрреволюционную организацию и когда.

- Меня никто в организацию не вербовал, и дать показания по этому вопросу я не могу.

- Вы говорите неправду. Следствие располагает данными о вашем активном участии в организации.

- Я участия ни в какой организации не принимал и дать показания не могу.

- Для уличения вас в неправде вам предъявляются показания обвиняемого Даниила Пескова: "Участниками организации были: я, Носков, Захарьин, Пальмов и Можирин". Будете ли вы продолжать говорить неправду следствию?

- Показания Пескова я отрицаю.

- Но ведь Носков прямо указал, что он является руководителем организации, давал вам как участнику организации задания выявлять недовольных, привлекать в организацию.

- Никаких заданий по выявлению недовольных советской властью я от Носкова не получал.

- Вы говорите неправду. Для уличения вас в этой неправде вам предъявляются показания Носкова, где он говорит: "Захарьин, Пальмов, Можирин говорили мне о тех недовольствах среди крестьян, которые они выявляли". Как видите, ваше запирательство ни к чему хорошему не приводит, вы уличаетесь показаниями ваших же соучастников. Не запирайтесь, дайте показания о вашем участии в организации.

- Я уже говорил, что участником организации не был и давать показания в дальнейшем отказываюсь.

- Чем вызван ваш отказ от дачи следствию показаний о контрреволюционной деятельности участников организации?

- Это вызвано тем, что я ни в какой организации не состоял, поэтомудать показания не могу.

- Намерены вы все же давать показания о вашем участии в организации или нет?

- Давать показания не буду, организации я никакой не знаю.

+++

ФЕОДОР (НИКИТИН) родился в 1873 году в крестьянской семье в селе Солдатском Орловской губернии. Принял иноческий постриг. В 1931 году инок Феодор был приговорен к десяти годам заключения в концлагерь в Сибири, откуда был досрочно освобожден по состоянию здоровья и отправлен в административную ссылку в село Колбаны Грязнухинского района Западно-Сибирского края. Здесь он работал в храме сторожем. 17 ноября 1936 года инок Феодор был арестован.

- Вам предъявляется обвинение в том, что вы являлись участником контрреволюционной повстанческой организации. Что вы можете показать об этом? - спросил сле дователь.

- В этом себя виновным не признаю.

- Вы говорите неправду. Следствие располагает безспорными данными, изобличающими вас как активного участника организации.

- Никаким участником организации я не был и дать показания по этому вопросу не могу.

7-9 апреля 1937 года состоялось судебное разбирательство с участием выездной сессии Специальной Коллегии Западносибирского края, на котором обвиняемые, признавшие себя виновными и оговорившие других, стали выступать с заявлениями, что сделали это под влиянием угроз и давления со стороны следователей. 9 апреля выездная сессия Специальной Коллегии постановила отложить слушание дела, направив его на дополнительное расследование в Краевую прокуратуру.

Следователи НКВД стали допрашивать дополнительных "свидетелей", некоторые из которых сидели с обвиняемыми в тюрьме в качестве подследственных. 8 июня 1937 года следователь записал показания подобного свидетеля, бывшего члена Коммунистической партии, содержащегося в Бийской тюрьме по обвинению в связи с троцкистами. 22 июля следователь передопросил инока Феодора.

- Признаете ли себя виновным в том, что являлись активным участником контрреволюционной повстанческой организации?

- Нет, не признаю, и на предварительном следствии я говорил об этом.

- Вам зачитываются показания священника Андрея Максимовича Романовского.

И следователь зачитал показания священника Андрея Романовского, в которых тот оговаривал себя и других, а затем написал, что и архиепископ Иаков вместе с другими архиереями вел контрреволюционную работу и предлагал священнику Романовскому вести такую работу в Алтайском крае. И далее следователь написал, что архиепископ подтверждает показания Романовского и свою контрреволюционную деятельность, и потребовал, чтобы владыка поставил свою подпись под этими показаниями, но архиепископ Иаков категорически отказался ставить свою подпись под протоколом допроса.

3 июля 1937 года Сталин подписал распоряжение о массовых расстрелах и о проведении дел приговариваемых к расстрелу административным порядком, через Тройки. 25 июля 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Иакова (Маскаева), протоиерея Петра (Гаврилова), священника Иоанна (Можирина), инока Феодора (Никитина), Ивана Протопопова и других к расстрелу.

Архиепископ Иаков, священники Петр и Иоанн и инок Феодор были расстреляны 29 июля 1937 года и погребены в безвестной общей могиле. Мирянин Иван Протопопов был расстрелян 4 августа 1937 года.

+++

МАКСИМ (МАКСИМ ПЕТРОВИЧ БОГДАНОВ) родился в 1883 году в селе Борки Тюменского округа Тобольской губернии в семье рабочего. Окончил три класса сельской школы. До 1924 года Максим Петрович был рабочим. В 1924 году поступил в храм псаломщиком. В 1928 году он был рукоположен в сан священника. После пяти лет служения отец Максим был арестован и приговорен к десяти годам заключения.

+++

Священник КОНСТАНТИН МАШАНОВ служил в тюремной церкви города Ялуторовска и преподавал Закон Божий в городской гимназии. Ему было около семидесяти лет. В сентябре 1919 года за чтение Послания Патриарха Тихона он был расстрелян в конюшне при Тюменской Губчека.

+++

После закрытия Михайловского монастыря (неподалеку от Тобольска) монах этого монастыря СИМЕОН поселился в лесу. Однажды он отправился в город на поиски продуктов. Прошел он через село Соколовка, но до города не дошел - был зверски убит. Власти распорядились бросить его тело у дороги и запретили хоронить.

+++

Священник отец АНАТОЛИЙ села Заводо-Успенского, Тюменского уезда. Во время гражданской войны был полковым священником в Сибирской армии. Расстрелян красноармейцами по обвинению в монархизме.

+++

Священника села Викулова отца НИКОЛАЯ в 1921 году безбожники сбросили с колокольни. Тогда же в селе Черном были арестованы два священника - увезены и замучены.

+++

Священник села Введенского, Курганского уезда, отец НИКОЛАЙ ТИХОМИРОВ, убит в 1921 году.

+ + +

Священник АЛЕКСЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ. Окончил Тверскую Духовную семинарию. Был рукоположен в сан священника ко храму села Чашинского, Курганского уезда, где прослужил более тридцати лет. Его заботами был украшен храм и организован прекрасный хор, открыты несколько школ. Он не оставлял ни одного богослужения без проповеди и неопустительно вел внебогослужебные беседы.

Отец Алексей пользовался большим авторитетом и уважением среди духовенства благочиния. Во время гражданской войны по обстоятельствам времени отец Алексей около года прожил в Томске вдали от прихода и затем вернулся домой. Вскоре вспыхнуло крестьянское восстание, которое жестоко подавили большевики. В марте 1921 года красные зарубили отца Алексея в его собственном доме.

+++

Священник ВИКТОР НИЗКОВСКИЙ. Когда-то был псаломщиком Чашинской церкви у отца Алексея Воскресенского. Был рукоположен в сан священника к одному из храмов Курганского уезда. Убит большевиками во время подавления крестьянского восстания в 1921 году.

+++

Священник ВЛАДИМИР СЕЛИВАНОВСКИЙ. Родом из Вятской губернии. Был рукоположен в сан священника к церкви села Камышевка Ял)ггоровского уезда. Во время отступления с Урала Сибирской армии он решил никуда не бежать, вверив себя воле Божией. В 1920 году он был арестован красными и приговорен к тюремному заключению "до конца гражданской войны". В конце года был освобожден и уехал в Камышевку. В феврале 1921 года при подавлении крестьянского восстания отец Владимир был расстрелян большевиками.

+++

Священник ИОАНН СНЕГИРЕВ служил в храме села Усть-Ламенского Ишимского уезда. Убит большевиками при подавлении крестьянского восстания в 1921 году. Из страха перед красными никто из крестьян не оказал помощь жене священника при погребении мученика, кроме церковного сторожа.

+++

Священник Тобольской кладбищенской церкви НИКОЛАЙ ВРИДЬЕВ. Когда-то был фельдшером. После революции стал начальником Тобольской красной милиции, в православие обратился от иудаизма. Отказавшись от должности начальника милиции, стал священником и был расстрелян большевиками в 1922 году.

+++

Священник НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГРЕЧЕНИН родился в 1872 году. По окончании Тобольской семинарии был рукоположен в сан священника и служил в храмах Тобольской епархии - в селе Елань, в селе Бронниково и в Тобольске. В 1937 году он был арестован, 10 октября приговорен Тройкой НКВД к расстрелу и расстрелян.

+++

Священник КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЕНКОВ служил в храме села Новопокровка в Северном Казахстане. В 1924 году он был переведен в храм села Верх-Суерского Курганской области. Летом 1931 года власти арестовали отца Константина, обвинив его "в нарушении общественного порядка", выражавшегося в том, что священником и прихожанами в Великую Субботу был совершен крестный ход. И хотя храм находился в стороне от села и крестный ход был внутри церковной ограды, отца Константина приговорили к четырем годам заключения. После ареста священника храм был закрыт и впоследствии разрушен.

После освобождения отец Константин в одной из деревень своего прихода обустроил в небольшой часовенке храм и начал служить. Власти запретили священнику служить, и он обратился к Тобольскому епископу с просьбой предоставить ему какое-нибудь место. Епископ направил его временно послужить регентом в один из храмов Тюмени. 8 июля 1937 года отец Константин был арестован. Его обвинили в том, что он под видом набора в церковный хор создавал антисоветскую группу. 12 октября 1937 года отец Константин был расстрелян вместе с тридцатью шестью прихожанами.

+ + +

Священник ГРИГОРИЙ ИВАНОВ служил в городе Алатыре. Был арестован и долгие годы провел в заключении, здесь он смертельно заболел туберкулезом и был сослан в Тобольск умирать. Приехал он в Тобольск осенью и долго скитался, потому что никто не брал его на квартиру, боясь заразиться. Взяла его к себе Наталья Ивановна Дергач. "Господь не даст мне от него заразиться, потому что он - страдалец", - говорила она; больной священник пролежал у нее всю зиму и умер весной, в Великий Четверг 1942 года. За несколько часов до его смерти в дом пришел представитель НКВД и сказал:

- Я вашего ссыльного пришел проведать.

- Он уже отходит, - ответила Наталья Ивановна.

Похоронили отца Григория на следующий день рядом с храмом.

+ + +

Священника села Голышмановского Ишимского уезда ФЕДОРА БОГОЯВЛЕНСКОГО весной 1918 года красноармейцы принуждали петь непристойные песни, играть на гармошке и плясать. Наконец приказали самому себе рыть могилу. Убив священника, свалили его в яму вниз головой и запретили хоронить. Погребен отец Федор был на шестые сутки после изгнания красных и занятия села чехословаками.

+++

Священник села Куларово отец ВЛАДИМИР был арестован в 1928 году; по всей видимости, сразу же после ареста расстрелян. Через некоторое время после его ареста была арестована монахиня ИОАННА, которая жила в церковной сторожке, принимала приезжих и убирала храм.

+++

Диакон Захарьевской церкви города Тобольска АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ расстрелян в Губчека города Тюмени летом 1921 года по обвинению в монархизме.

+++

ГРИГОРИЙ родился в 1883 году в селе Нижне-Матренки Хворостянского уезда Воронежской губернии в семье священника Александра Богоявленского. До революции, во время Первой мировой войны, служил полковым писарем, после революции - псаломщиком в храме. В 1935 году он был арестован и приговорен к пяти годам заключения.

+++

СЕРГИЙ КОНЕВ был убит вскоре после мученической кончины епископа Гермогена в 1918 году. Епископ приютил его в своем доме, чтобы уберечь от пагубного влияния мира.

Однажды Сергий в школе сказал, что у него дедушку арестовали только за то, что он в Бога верит. Дети закричали:

- Он про Бога говорит, он про Бога говорит.

Мальчика схватили и по недолгом времени зверски замучили. Ега засекли шашками; уже мертвого, палачи продолжали сечь его, потому что все им казалось, что он шевелится.

Погребен отрок Сергий у собора, неподалеку от могилы а Гермогена.

+++

Память священномучеников - в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.
 

на главную

Hosted by uCoz