опубликовано: 19.10.2005 |
IV век, Персия. Так людей крестили...
Царь с гневом сказал донесшим: — Почему вы, давно зная об этих людях, не донесли мне и не представили их ко мне? Они сказали: — Державный царь! Если прикажешь, мы сейчас же представим их тебе. Царь тотчас дал такое приказание, и они пошли, чтобы взять их. Когда они подошли к дому, в котором пребывали Акиндин, Пигасий и Анемподист, то нашли двери запертыми, ибо те стояли на молитве и не хотели отпереть людям, пребывая в беседе с Богом. Двери выломали, схватили святых и, связав, повели к царю. Царь, увидев святых, начал кротко спрашивать их: — Откуда вы, дети мои? Святые отвечали: — Об отечестве ли нашем спрашиваешь нас, царь? Отечество наше и жизнь наша есть Пресвятая, Единосущная и Нераздельная Троица, Отец, Сын и Святой Дух, Единый Бог. Царь сказал: — Вы весьма дерзки и смеете исповедывать предо мною иного Бога, потому что еще не испытали, что такое раны и разного рода мучения. — Мы смелы надеждою на Бога нашего и готовы принять за Него всякие раны и мучения; если не веришь словам нашим, испытай самым делом: наноси раны, причини, какие хочешь, мучения, - и увидишь, отвергнемся ли мы от нашего Бога. Когда святые говорили это, прославляя Единого Бога и обличая царя за его многобожие, то царь разгневался и повелел каждого из них, распростерши по земле, четырем человекам бить суковатыми палками. Они же благословляли, среди побоев, Бога, единогласно говоря: — Призри, Господи, не умолчи и не отступи от нас, чтобы все уразумели могущество десницы Твоей, и Сам, Господи, помоги нам. Между тем как святые среди мучений пели так, палачи выбились из сил, и царь приставил других, чтобы те продолжали бить их. И били мучеников долгое время, так что они могли бы и умереть от столь продолжительных побоев, если бы Сам Бог не поддерживал жизни их. Царь увидел такую твердость их терпения, - что они не кричат и не теряют сил,— и какой-то ужас напал на него, и он упал с царского престола. Святые же воззвали к нему, говоря: — Господь наш, Который дал тебе жизнь, снова укрепляет тебя, чтобы ты увидел чрез нас силу Его. Окружавшие думали, что царь убился до смерти и, подбежав, подняли его. Он поднялся еле живой и едва пришел в себя. После того Сапор пришел в еще большую ярость, подумав, что мученики причинили ему это каким-либо колдовством. Беззаконный царь повелел повесить святых мучеников и развести под ними пылающий огонь, чтобы они погибли, испустив свои души среди мучений от оков и огня. Святые, вися в продолжение долгого времени, воспевали: — Светильник душ наших и Творец наш, преданный за нас, оплеванный, подвергшийся поношению, как злодей, повешенный на дереве, все в Своей деснице содержащий Владыка! прииди ныне, призри на наше страдание и яви нам спасение Твое; воззри на болезни наши и помилуй нас, сделай явным для всех, что мы имеем Тебя — Единого Бога на небе. И тотчас явился им Господь в человеческом образе, с лицом светлым, как солнце. С явлением Его, распались оковы, погас огонь и святые сделались здоровыми. Увидев Господа, они исполнились неизреченной радости, Господь же снова стал невидимым. А святые стали пред царем, как будто бы не претерпели ни одного мучения. Царь, увидав их здоровыми, изумлялся и говорил им: — Что такое было с вами? Они отвечали: — Видишь сам, что Христос Бог наш спас нас от твоих мучений; познай силу Его и устыдись. Беззаконник начал хулить Христа. Святые же воскликнули: — Да онемеют уста льстивые, хулящие истинного Бога! - и тотчас царь онемел и сделался безгласным. Святые же спросили: — Что с тобою произошло, царь, что ты не говоришь с нами? Неужели мы так и отойдем от твоего судилища, не получив окончательного приговора? Царь начал делать окружающим знаки глазами и руками, чтобы они взяли святых и заключили в темницу; но никто из окружающих не понял, что он приказывает своими знаками. Тогда царь, сорвав с себя багряницу 2 , ударил ею о землю и, как безумный, начал пред всеми топтать ее ногами. Народ видя то, дивился и сожалел о своем царе, что он впал такое безумие. Святые же сказали народу: — О, слепые умом! видя вы не видите, слыша не слышите, ибо ожесточились сердца ваши! Когда святые говорили сие, явился с неба полк пресветлых ангелов, коих видели многие из народа; не будучи в состоянии смотреть на них, они упали от страха и уверовали во Христа. Святые же начали петь: "Бог нам прибежище и сила, помощник в тяжких наших скорбях. Потому не боимся мы и тогда, когда земля потрясается. Восстань же, Господи, помоги нам и избавь нас Имени Твоего ради." Царь, не будучи в силах предпринять что-либо по причине немоты, в ярости начал бить себя по лицу. Акиндин, видя его в таком смятении, прослезился и сказал: — Во имя Иисуса Христа, Господа нашего, говори. И тотчас у него разрешился язык, и он начал говорить, и еще более хулил Бога христианского, считая все за колдовство. Он воспылал еще большим гневом на них и тотчас по разрешении своей немоты, изрек такое слово: — Акиндина, Пигасия и Анемподиста погублю лютою смертью, вам же, присутствующим, отомщу за то, что не послушались меня, когда я приказывал вам знаками взять этих нечестивых христиан и мучить за меня; ибо они связали мой язык своим колдовством. И повелел царь разжечь железное ложе и положить на нем мучеников. Когда их жгли на этом ложе в течение многих часов, они усердно молились Богу и воспели псалом Давида:"Испытал Ты нас, Боже! Возжёг, как серебро расплавляется. Возложил скорби на спины наши. Возвёл людей на главы наши, но пройдём сквозь огонь мы Твоею силой. Дай нам силу понести удручающие нас мучения с твердою душою и мужественным сердцем, дай познать имя Твое святое стоящим вокруг, пред которыми Ты сделал явными силу Твою и чудеса Твои". Когда святые говорили это, послышался голос с неба, который изрек: — Так как вы засвидетельствовали веру вашу делами, то прошения ваши будут исполнены. Многие из стоявших вокруг, сподобившись слышать Божественный голос, воскликнули: — Един есть истинный Бог, Коего чтят эти страдальцы, один Он силен, один непобедим, и нет, кроме Него, иного Бога. Блаженны вы, страстотерпцы, сделавшиеся свидетелями пришествия Его на землю и из любви к Нему предавшие души свои на смерть, после которой удостоитесь жизни вечной! Молите Его благость и за нас, чтобы Он простер нам свыше руку Своей помощи и извлек нас из глубины погибели. Святые мученики, возведя очи свои на небо, молились о новообращенных, говоря: — Боже, в вышних живущий! призри на рабов Твоих, истинно призывающих имя Твое, и ниспошли орошение новому Твоему достоянию, — тем людям, которые ныне уверовали в Тебя; пусть роса, исходящая от Тебя и омывающая греховные немощи, будет им врачевством и исцелением, и пусть познают все, что Ты — Единый Бог, и пусть все повинуется Твоей власти. Когда святые так говорили и оканчивали молитву, внезапно засверкала молния, послышались раскаты страшного грома, и пошел сильный дождь; неверующие, полные страха и ужаса, бежали; с мучениками остались только одни те, которые веровали во Христа. Святые сказали им: — Не бойтесь, ибо сие было ради вас, чтобы чрез этот дождь над вами было совершено таинство крещения. Когда все единогласно воссылали славу Богу, то было видно множество нисходящих с неба ангелов, которые одевали белыми одеждами новокрещенных людей, показывая тем, что души их очищены святою верою и водою, сошедшею на них свыше. От этого дождя погас огонь, остыло раскаленное ложе, и святые встали живыми и здоровыми; только тела их были черны, подобно деревьям, обгоревшим в огне. Царь, призвав снова святых, сказал им: — Хотя вы и угасили огонь своим волхвованием, однако не избежите моих рук, пока не заставлю вас поклониться богам, или не предам вас лютой смерти. Они отвечали как бы одними устами: — Предай нас, какой хочешь, смерти, но мы не отторгнемся от живущего на небесах Единого Бога, уготовавшего нам вечную жизнь. Царь, засмеявшись, сказал: — Дети мои и друзья! если вы почитаете Единого Бога, то и я ведь принуждаю вас почитать не многих богов, а только одного, а именно того, которого почитаю и которому покланяюсь я. Ибо и я имею одного бога, которого люблю и почитаю более других. Это великий Зевс 3 , старший между всеми богами, управлявшим молниями, отцом богов и людей). Воздайте, вместе со мною, поклонение ему одному; относительно же прочих богов — как хотите; достаточно воздать почтение одному. Анемподист сказал царю: — Каким образом воздать честь Единому Богу велишь ты? Царь, услышав это, обрадовался, ибо подумал, что они хотят поклониться Зевсу, и сказал им: — Пойдемте, дети мои, со мною в храм великого Зевса, и что я буду делать, то и вы делайте, и поклонимся вместе моему богу. Святые сказали: — Ты, царь, молись по своему уставу, а мы будем молиться— как научились издавна. Царь, не поняв сказанного ими, радовался, ибо он думал, что они уже склонились к его идолопоклонству и говорил им: — Почему вы ранее не захотели обнаружить единомыслия с нами? Тогда вы не потерпели бы таких мучений. Теперь же простите меня, что причинил вам скорбь; обещаюсь загладить пред вами это моею усердною любовью. Он велел приготовить свою царскую колесницу и, поднявшись на нее, звал к себе святых мучеников, чтобы они садились вместе с ним. Святые отвечали: — Нет, царь, мы не поедем на колеснице, но пойдем сами. Так они дошли до этого мерзкого храма. Взяв их за руки, царь вошел с ними в храм и начал кричать: — Велик бог Зевс, и велика сила его! придите, возлюбленные мои, и помолитесь прежде меня великому богу Зевсу". Святые отвечали: Смерть мучеников Акиндина, Пигасия, Анемподиста и других с ними последовала по одним в 330 г., по другим — в 345 г. Примечания: 1
Сапор II — известен под именем Великого, персидский царь,
царствовавший с 810 по 381 г. по Рождестве Христовом, известен счастливыми
войнами с римлянами, был жестоким гонителем христианства. Персы в Священном
Писании называются еламитами, как происшедшие от Елама, сына Сихова. Они
жили в Азии, близ Персидского залива (заключенного между Аравийским
полуостровом и материком). Упоминаемый царь Сапор, есть, вероятно Сапорес II.
В подданных христианах склонен был видеть тайных
союзников своих врагов — римлян. Персы почитали верховным богом Митру, или
солнце. Они покланялись также огню и признавали два божества: творца всего
доброго — Ормузда и виновника всякого зла — Аримана. Основателем этой
религии считается Зороастр, главная священная книга персов — Зенд-Авеста.
(вернуться к тесту) 5 Вероятно, царь, слыша о трех Лицах Божества, полагал, что и христиане почитают нескольких богов и между ними одного - главного. (вернуться к тесту) |
Автор оставляет за собой право на
дополнения и изменения, Ваши мысли и пожелания присылайте автору сайта |