Откровения, чудеса, свидетельства и факты

опубликовано: 19.10.2005

IV век, Персия. Так людей крестили...


Когда персидский царь Сапор 1  воздвиг в своей стране гонение на христиан, то в это время между его придворными было три тайных христианина: Акиндин, Пигасий и Анемподист. Некоторые донесли на них царю, что они не только сами веруют в Распятого, но и других заражают, как ядом, такою же верою.

Царь с гневом сказал донесшим:

— Почему вы, давно зная об этих людях, не донесли мне и не представили их ко мне?

Они сказали:

— Державный царь! Если прикажешь, мы сейчас же представим их тебе.

Царь тотчас дал такое приказание, и они пошли, чтобы взять их. Когда они подошли к дому, в котором пребывали Акиндин, Пигасий и Анемподист, то нашли двери запертыми, ибо те стояли на молитве и не хотели отпереть людям, пребывая в беседе с Богом. Двери выломали, схватили святых и, связав, повели к царю.

Царь, увидев святых, начал кротко спрашивать их:

— Откуда вы, дети мои?

Святые отвечали:

— Об отечестве ли нашем спрашиваешь нас, царь? Отечество наше и жизнь наша есть Пресвятая, Единосущная и Нераздельная Троица, Отец, Сын и Святой Дух, Единый Бог.

Царь сказал:

— Вы весьма дерзки и смеете исповедывать предо мною иного Бога, потому что еще не испытали, что такое раны и разного рода мучения.

— Мы смелы надеждою на Бога нашего и готовы принять за Него всякие раны и мучения; если не веришь словам нашим, испытай самым делом: наноси раны, причини, какие хочешь, мучения, - и увидишь, отвергнемся ли мы от нашего Бога.

Когда святые говорили это, прославляя Единого Бога и обличая царя за его многобожие, то царь разгневался и повелел каждого из них, распростерши по земле, четырем человекам бить суковатыми палками. Они же благословляли, среди побоев, Бога, единогласно говоря:

— Призри, Господи, не умолчи и не отступи от нас, чтобы все уразумели могущество десницы Твоей, и Сам, Господи, помоги нам.

Между тем как святые среди мучений пели так, палачи выбились из сил, и царь приставил других, чтобы те продолжали бить их. И били мучеников долгое время, так что они могли бы и умереть от столь продолжительных побоев, если бы Сам Бог не поддерживал жизни их. Царь увидел такую твердость их терпения, - что они не кричат и не теряют сил,— и какой-то ужас напал на него, и он упал с царского престола. Святые же воззвали к нему, говоря:

— Господь наш, Который дал тебе жизнь, снова укрепляет тебя, чтобы ты увидел чрез нас силу Его.

Окружавшие думали, что царь убился до смерти и, подбежав, подняли его. Он поднялся еле живой и едва пришел в себя. После того Сапор пришел в еще большую ярость, подумав, что мученики причинили ему это каким-либо колдовством. Беззаконный царь повелел повесить святых мучеников и развести под ними пылающий огонь, чтобы они погибли, испустив свои души среди мучений от оков и огня.

Святые, вися в продолжение долгого времени, воспевали:

— Светильник душ наших и Творец наш, преданный за нас, оплеванный, подвергшийся поношению, как злодей, повешенный на дереве, все в Своей деснице содержащий Владыка! прииди ныне, призри на наше страдание и яви нам спасение Твое; воззри на болезни наши и помилуй нас, сделай явным для всех, что мы имеем Тебя — Единого Бога на небе.

И тотчас явился им Господь в человеческом образе, с лицом светлым, как солнце. С явлением Его, распались оковы, погас огонь и святые сделались здоровыми. Увидев Господа, они исполнились неизреченной радости, Господь же снова стал невидимым. А святые стали пред царем, как будто бы не претерпели ни одного мучения. Царь, увидав их здоровыми, изумлялся и говорил им:

— Что такое было с вами?

Они отвечали:

— Видишь сам, что Христос Бог наш спас нас от твоих мучений; познай силу Его и устыдись.

Беззаконник начал хулить Христа. Святые же воскликнули:

— Да онемеют уста льстивые, хулящие истинного Бога! - и тотчас царь онемел и сделался безгласным.

Святые же спросили:

— Что с тобою произошло, царь, что ты не говоришь с нами? Неужели мы так и отойдем от твоего судилища, не получив окончательного приговора?

Царь начал делать окружающим знаки глазами и руками, чтобы они взяли святых и заключили в темницу; но никто из окружающих не понял, что он приказывает своими знаками. Тогда царь, сорвав с себя багряницу
2 , ударил ею о землю и, как безумный, начал пред всеми топтать ее ногами. Народ видя то, дивился и сожалел о своем царе, что он впал такое безумие.

Святые же сказали народу:

— О, слепые умом! видя вы не видите, слыша не слышите, ибо ожесточились сердца ваши!

Когда святые говорили сие, явился с неба полк пресветлых ангелов, коих видели многие из народа; не будучи в состоянии смотреть на них, они упали от страха и уверовали во Христа. Святые же начали петь: "Бог нам прибежище и сила, помощник в тяжких наших скорбях. Потому не боимся мы и тогда, когда земля потрясается. Восстань же, Господи, помоги нам и избавь нас Имени Твоего ради."

Царь, не будучи в силах предпринять что-либо по причине немоты, в ярости начал бить себя по лицу. Акиндин, видя его в таком смятении, прослезился и сказал:

— Во имя Иисуса Христа, Господа нашего, говори.

И тотчас у него разрешился язык, и он начал говорить, и еще более хулил Бога христианского, считая все за колдовство. Он воспылал еще большим гневом на них и тотчас по разрешении своей немоты, изрек такое слово:

— Акиндина, Пигасия и Анемподиста погублю лютою смертью, вам же, присутствующим, отомщу за то, что не послушались меня, когда я приказывал вам знаками взять этих нечестивых христиан и мучить за меня; ибо они связали мой язык своим колдовством.

И повелел царь разжечь железное ложе и положить на нем мучеников. Когда их жгли на этом ложе в течение многих часов, они усердно молились Богу и воспели псалом Давида:"Испытал Ты нас, Боже! Возжёг, как серебро расплавляется. Возложил скорби на спины наши. Возвёл людей на главы наши, но пройдём сквозь огонь мы Твоею силой. Дай нам силу понести удручающие нас мучения с твердою душою и мужественным сердцем, дай познать имя Твое святое стоящим вокруг, пред которыми Ты сделал явными силу Твою и чудеса Твои".

Когда святые говорили это, послышался голос с неба, который изрек:

— Так как вы засвидетельствовали веру вашу делами, то прошения ваши будут исполнены.

Многие из стоявших вокруг, сподобившись слышать Божественный голос, воскликнули:

— Един есть истинный Бог, Коего чтят эти страдальцы, один Он силен, один непобедим, и нет, кроме Него, иного Бога. Блаженны вы, страстотерпцы, сделавшиеся свидетелями пришествия Его на землю и из любви к Нему предавшие души свои на смерть, после которой удостоитесь жизни вечной! Молите Его благость и за нас, чтобы Он простер нам свыше руку Своей помощи и извлек нас из глубины погибели.

Святые мученики, возведя очи свои на небо, молились о новообращенных, говоря:

— Боже, в вышних живущий! призри на рабов Твоих, истинно призывающих имя Твое, и ниспошли орошение новому Твоему достоянию, — тем людям, которые ныне уверовали в Тебя; пусть роса, исходящая от Тебя и омывающая греховные немощи, будет им врачевством и исцелением, и пусть познают все, что Ты — Единый Бог, и пусть все повинуется Твоей власти.

Когда святые так говорили и оканчивали молитву, внезапно засверкала молния, послышались раскаты страшного грома, и пошел сильный дождь; неверующие, полные страха и ужаса, бежали; с мучениками остались только одни те, которые веровали во Христа.

Святые сказали им:

— Не бойтесь, ибо сие было ради вас, чтобы чрез этот дождь над вами было совершено таинство крещения.

Когда все единогласно воссылали славу Богу, то было видно множество нисходящих с неба ангелов, которые одевали белыми одеждами новокрещенных людей, показывая тем, что души их очищены святою верою и водою, сошедшею на них свыше. От этого дождя погас огонь, остыло раскаленное ложе, и святые встали живыми и здоровыми; только тела их были черны, подобно деревьям, обгоревшим в огне.

Царь, призвав снова святых, сказал им:

— Хотя вы и угасили огонь своим волхвованием, однако не избежите моих рук, пока не заставлю вас поклониться богам, или не предам вас лютой смерти.

Они отвечали как бы одними устами:

— Предай нас, какой хочешь, смерти, но мы не отторгнемся от живущего на небесах Единого Бога, уготовавшего нам вечную жизнь.

Царь, засмеявшись, сказал:

— Дети мои и друзья! если вы почитаете Единого Бога, то и я ведь принуждаю вас почитать не многих богов, а только одного, а именно того, которого почитаю и которому покланяюсь я. Ибо и я имею одного бога, которого люблю и почитаю более других. Это великий Зевс 3
, старший между всеми богами, управлявшим молниями, отцом богов и людей). Воздайте, вместе со мною, поклонение ему одному; относительно же прочих богов — как хотите; достаточно воздать почтение одному.

Анемподист сказал царю:

— Каким образом воздать честь Единому Богу велишь ты?

Царь, услышав это, обрадовался, ибо подумал, что они хотят поклониться Зевсу, и сказал им:

— Пойдемте, дети мои, со мною в храм великого Зевса, и что я буду делать, то и вы делайте, и поклонимся вместе моему богу.

Святые сказали:

— Ты, царь, молись по своему уставу, а мы будем молиться— как научились издавна.

Царь, не поняв сказанного ими, радовался, ибо он думал, что они уже склонились к его идолопоклонству и говорил им:

— Почему вы ранее не захотели обнаружить единомыслия с нами? Тогда вы не потерпели бы таких мучений. Теперь же простите меня, что причинил вам скорбь; обещаюсь загладить пред вами это моею усердною любовью.

Он велел приготовить свою царскую колесницу и, поднявшись на нее, звал к себе святых мучеников, чтобы они садились вместе с ним.

Святые отвечали:

— Нет, царь, мы не поедем на колеснице, но пойдем сами.

Так они дошли до этого мерзкого храма. Взяв их за руки, царь вошел с ними в храм и начал кричать:

— Велик бог Зевс, и велика сила его! придите, возлюбленные мои, и помолитесь прежде меня великому богу Зевсу".

Святые отвечали:

— Как ты велишь, так и сделаем.

Сотворив крестное знамение на челах своих, они упали на колена и, подняв к небу свои руки, начали молиться Богу, Единому в Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу; и тотчас потряслось то место, и храм начал разрушаться. Царь, убоявшись, выбежал вон со всеми, кто был с ним, и пал храм вместе с идолами, и все находившееся в храме разбилось в прах. Святые же остались при падении того храма невредимыми; они радовались при виде силы Христовой и смеялись над беспомощностью языческих богов.

Царь воспылал сильною яростью на святых и сказал им:

— Таково-то ваше обращение к Зевсу и поклонение ему? такова-то ваша молитва, что вы своим волхвованием разрушили храм и сокрушили богов?

Святые отвечали:

— Как мы научились издавна, так и молились Единому Богу, Создателю всего мира, волхвования же не знаем; и не от какого либо волхвования, но от всесильного имени Божия, призванного нами в молитве, разрушился скверный храм с нечистыми вашими богами.

Царь повелел приготовить три котла и наполнить их оловом, серою и смолою, разрубить старые лодки на дрова 4
 и развести большой огонь под котлами. Когда это было сделано, и сильно раскаленные котлы кипели и клокотали, их связали цепями и свесили сверху в котлы, сначала до пояса, потом до груди и, наконец, до шеи. Они же взирали среди этих мучений на небо и каждый из них пел свою песнь из псалмов Давидовых.

Святые, молясь таким образом в котлах, не потерпели никакого вреда от кипящих олова, серы и смолы, а цепи сами развязались и упали с них. Святые вышли здоровыми на виду у всех, так что многие, удивляясь сему поразительному чуду, познали истину и, прославив Христа, уверовали в Него. Так же и один из мучителей, по имени Афоний, видя это чудо, уверовал во Христа и воскликнул:

— Велик Бог христианский!

Царю же он сказал:

— Безбожный и человеконенавистный царь! доколе ты не оставишь сих неповинных людей? Вот мы, мучая их, устали более, чем они, претерпевая мучения, а ты остаешься как бы железным и каменным, и не трогается сердце твое.

Царь тотчас повелел отрубить ему голову. Афоний, услышав ответ царя, присуждавший его к усечению мечем, возвел очи на небо и сказал:

— Слава Тебе, Господи Иисусе Христе Боже, в Которого веруют христиане! вот и я верую в Тебя, покланяюсь Тебе и умираю за Тебя: спаси меня недостойного по великой Твоей милости.

Палач, приступив к нему, надел на шею его веревку, чтобы вести его за город для исполнения казни. Он же, обратившись к святым мученикам, сказал:

— Господа мои и отцы, забудьте зло, которое я причинил вам, мучая вас по повелению нечестивого царя. Молите о мне Бога, чтобы простил Он мне многие мои грехи, приобщил меня к сонму верующих в Него и дал мне увидеться с вами в Царствии Его.

Святые мученики сказали ему:

— Радуйся, брат, потому что прежде нас идешь ко Христу, и будь уверен, что найдешь у Него милость, и Он воздаст тебе по вере твоей.

Афония, после того как он поцеловал святых, отвели за город; призывая пресвятое имя Иисуса Христа, он склонил под меч свою шею и, усеченный, радуясь, предал душу свою Господу. Христиане, взяв его тело и обвив чистым полотном, предали его честному погребению, как мученика Христова.

После сего Акиндина, Пигасия и Анемподиста царь повелел зашить в кожаные мешки и бросить в море. Когда это было сделано, явились святой Афоний и с ним три ангела, ходящие по морю; вынув из моря святых мучеников, они освободили их из мешков и поставили на суше живыми и здоровыми, как будто они никогда и не страдали. Услышав о том, что святые мученики живы, царь разгневался на воинов, которым поручил ввергнуть святых в морскую пучину. Предположив, что они не послушались его и отпустили их на свободу, он, прежде всего, отсек руки этим четверым воинам, а потом приказал потопить их в море. Перед смертью, они призывали Господа нашего Иисуса Христа, исповедуя Его святое имя, веруя и молясь Ему, и таким образом были потоплены в водах морских. Святые мученики, Акиндин, Пигасий и Анемподист, снова были взяты, заключены в темницу и забиты в колодки. В смущении царь пошел в свою спальню, возлег на ложе, призвал своих вельмож и начал с гневом говорить им, что они оставили его одного трудиться на суде над христианами и не помогают ему ни в чем, ни словом, ни делом. Они отвечали, что нехорошее это дело — упражняться в таких судах и предавать казни неповинных христиан. Царь же при сем заметил им:

— О чем вы думали, когда стояли вчера и третьего дня, закрыв уста свои руками?

Один из вельмож, по имени Елпидифор, засмеявшись, сказал:

— Мы смеялись в своей душе над твоим безумием, и глупы мы были до сих пор, что слушались тебя.

Царь приказал одному из присутствовавших здесь слуг ударить Елпидифора по лицу. Все вельможи, видя это, пришли в негодование и сказали царю:

— Знай, царь, что мы не на твоей стороне.

Царь, видя, что все вельможи за одно с Елпидифором, убоялся и, не желая раздражать их еще более, сказал:

— Простите мне, потому что от великой печали пришел в смятение ум мой.

Вельможи, оставив царя, ушли, тем более что уже наступала ночь. Царь же еще более мучился сердцем от ярости, думая о том, как бы и святых погубить и вельможам отомстить. Утром он повелел бросить святых мучеников в яму, наполненную ядовитыми гадами; но и там они остались невредимыми, утешены были явлением ангелов и выведены оттуда целыми. Потом их повесили и терзали тела их даже до костей, но мученики снова оказались без ран. Наконец, царь, не зная, что сделать еще, осудил их на усечение мечем. Когда святые шли за город для совершения над ними казни, за ними следовало много уверовавшего народа, который с плачем говорил им:

— Рабы истинного Бога, зачем оставляете нас без поучения?

Святые отвечали:

— Милосердный Бог устроит потребное для вас, как знает и хочет: только твердо веруйте в Него и Он дарует вам всё, что будет служить вам на пользу.

Некоторые из царских слуг пошли к царю и донесли, что весь народ пристал к этим трем христианам и может воспрепятствовать их усечению.

Царь сказал:

— Выведите за город триста вооруженных воинов, чтобы они перебили и народ, который будет следовать за этими обольстителями.

Слуги донесли ему, что среди этого народа есть и некоторые из вельмож, что и Елпидифор там же, и спрашивали, можно ли и их перебить с прочими. Царь приказал позвать к нему Елпидифора. Елпидифор, взяв с собой трех других сановников, пришел к царю. Царь, поникнув головою, долго сидел в молчании; потом, подняв голову, сказал:

— Елпидифор! зачем, оставив отеческих богов, вы захотели перейти к ложным христианским 5
? Знай же, что я не пощажу никого, кто верует в Распятого.

Елпидифор отвечал:

— Делай что хочешь, мы готовы тотчас умереть за распятого Христа, потому что Он один есть истинный и праведный Бог, и нет другого, кроме Него. Все же твои боги суть бесы, от которых мы отрекаемся и отвергаемся, а тобою, служителем бесовским, и скверными идольскими жертвами мы пренебрегаем.

Тогда царь осудил их на смерть и произнес над ними такой приговор:

— Елпидифора и всех его единомышленников, которые оставили пресветлых богов и предпочли смерть этой жизни, повелеваю усечь мечем, чтобы они получили то, чего сами пожелали; и кто хочет взять и укрыть их тела, тот может сделать это безбоязненно.

Воины, тотчас взяв их, повели за город к святым мученикам и ко всему народу, уверовавшему во Христа. Когда там было прочитано пред всеми повеление царя, то все воскликнули:

— Слава Тебе, Боже, что указал нам благой путь, дабы мы, освободившись из сего мрачного и коварного мира, пришли к Тебе, Богу нашему, поклонились престолу Твоему и узрели Тебя, Свет Неприступный.

Они начали целовать друг друга. Воины же, окружив, избивали их, и пало тогда от меча около семи тысяч уверовавших во Христа, вместе со святым Елпидифором.

Акиндин, Пигасий и Анемподист не были усечены, но, по повелению царя, снова были заключены в темницу.

Поутру царь повелел приготовит огненную печь, чтобы сжечь в ней святых мучеников. Когда святые были выведены из темницы, царь сказал им:

— Видите ли эту печь? Она приготовлена для вас.

Блаженный Акиндин сказал:

— Для тебя еще большая печь приготовлена в геенне огненной, в которой ты будешь вечно гореть вместе с соименными тебе бесами.

Царь гневно сказал:

— Разве я бес?

Святой отвечал:

— И дела твои и имя твое показывают в тебе беса, ибо ты делаешь свойственное бесам, и имя твое означает "царь бесов"; и хорошо назвала тебя твоя мать Сапором, потому что ты единомышленник бесов.

Царь сказал окружающим:

— Попросите мать мою придти сюда ко мне.

Когда пришла его мать, он встал с своего престола; воздав ей честь, он посадил ее возле себя и сказал:

— Скажи мне, мать моя, какое у меня имя?

Мать отвечала:

— Ты носишь имя твоего деда: дед твой назывался Сапором, и тебе имя Сапор.

Царь, показав перстом на святых, сказал:

— А эти беззаконники говорят, что у меня бесовское имя.

Мать его на это засмеялась, ибо она уже веровала во Христа, но скрывалась пред своим злым сыном. Царь, увидев, что мать его засмеялась, вскипел яростью и, устремившись на нее, начал бить ее по лицу. Она же припала к ногам святых мучеников и с плачем говорила:

— Спасите мою старость, рабы Христовы, ибо я вижу, что родила не по имени только, но и на самом деле беса и окаянного сатану.

Царь, увидев, что и мать его уверовала во Христа, осудил и ее бросить в огненную печь, вместе со святыми мучениками. Кроме того, уверовали еще и некоторые из присутствовавших воинов, числом двадцать восемь, и все были брошены в печь, вместе с Акиндином, Пигасием и Анемподистом и с блаженною матерью царя; молясь в огне, они предали Богу свои святые души. Некоторые же из людей видели сонм святых ангелов, поющих вокруг печи и принимающих души святых, и несказанное благоухание исходило от мученических тел. Когда печь погасла, царь ушел в палату, и все разошлись. Тогда некоторые из верующих пришли к печи и нашли тела святых целыми и неповрежденными огнем; они взяли их и предали честному погребению, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога.

Смерть мучеников Акиндина, Пигасия, Анемподиста и других с ними последовала по одним в 330 г., по другим — в 345 г.


Примечания:

 1 Сапор II — известен под именем Великого, персидский царь, царствовавший с 810 по 381 г. по Рождестве Христовом, известен счастливыми войнами с римлянами, был жестоким гонителем христианства. Персы в Священном Писании называются еламитами, как происшедшие от Елама, сына Сихова. Они жили в Азии, близ Персидского залива (заключенного между Аравийским полуостровом и материком). Упоминаемый царь Сапор, есть, вероятно Сапорес II. В подданных христианах склонен был видеть тайных союзников своих врагов — римлян. Персы почитали верховным богом Митру, или солнце. Они покланялись также огню и признавали два божества: творца всего доброго — Ормузда и виновника всякого зла — Аримана. Основателем этой религии считается Зороастр, главная священная книга персов — Зенд-Авеста. (вернуться к тесту)

 2 Плащ пурпурового цвета, иначе порфира; краскою для этой ткани служила кровь некоторых раковин или улиток, которых находили в Средиземном море. Это была одежда царей, символ власти и величия их; иногда, впрочем, одевались в такой плащ и частные лица - роскошествующие богачи. (вернуться к тесту)

 3 со временем, под влиянием соседних народов, Персы стали соединять с культом солнца и огня и служение иноземным богам. Зевс почитался греками величайшим из богов (у римлян - Юпитер). (вернуться к тесту)

 4 Поскольку лодки обычно сильно просмаливают, чтобы избежать пропуска воды, они при горении дают гораздо больше жара. (вернуться к тесту)
 

 5 Вероятно, царь, слыша о трех Лицах Божества, полагал, что и христиане почитают нескольких богов и между ними одного - главного. (вернуться к тесту)

на главную

Автор оставляет за собой право на дополнения и изменения,
проясняющие некоторые аспекты, но не меняющие сути изложенного.

Ваши мысли и пожелания присылайте автору сайта

Hosted by uCoz