Страдание святого священномученика Маркелла, папы
Римского, и прочих с ним.
Святый Маркелл был родом римлянин; отца его звали Венедиктом. Он принял
престол Римской церкви после святого мученика Маркеллина и пробыл на нем в
правление нечестивых римских императоров Диоклитиана, Максимиана Геркула,
другого Максимиана, по прозванию Галерия, и Максенция впродолжении пяти лет
и шести месяцев.
(Император Диоклитиан управлял восточною половиною римской империи с 284 г.
по
305 г.
Максимиан Геркул управлял западною половиною римской империи с 284 г. по 305
г.
Максимиан Галерий управлял Востоком с 305 г. но 311 г.
Максенций управлял Западом с 305 г. по 312 г.)
В те дни Максимиан, по прозванию Геркул, был назначен Диоклитианом в
соправители себе. Возвратившись в Рим из африканских провинций (в ведении
Максимиана находились Африка, Испания и Италия) и желая угодить императору
Диоклитиану, замедлившему на востоке, Максимиан стал строить в честь его в
Риме каменные термы или бани, доставлявшие язычникам прохладу.
(Следует заметить, что термы у древних римлян-язычников были не только
банями, но и блудилищем)
Разыскав среди римских полков множество воинов, веровавших во Христа,
Максимиан лишил их воинского звания и заставлял одних делать кирпичи, других
известь, третьих копать землю и носить для устройства упомянутых терм камни.
Все это он делал для устрашения христиан, находившихся в Риме, ибо знал, что
многие римляне, не только из простого народа, но и из числа людей
благородных, исповедывали веру христианскую, хотя и не открыто.
В это время в Риме проживал некий богатый и честный христианин по имени
Фрасон. Заметив, что христиане томились тяжкою работою и изнемогали от
голода, Фрасон пожелал тайно помогать им своими средствами. Избрав для этой
цели четверых богобоязненных мужей, он через их посредство снабжал христиан
пищею, одеждою и всем необходимым. Этих мужей звали Сисиний, Кириак, Смарагд
и Ларгий. Когда блаженный папа Маркелл узнал об этом, то весьма возрадовался
сердцем по поводу доставляемой христианам милостыни; призвавши к себе
упомянутых четверых мужей и разузнав от них все относительно Фрасоновой
щедрости, Маркелл премного благодарил последнего, а Сисиния и Кириака
поставил во диаконы римской церкви.
Однажды ночью, когда оба эти диакона несли на своих плечах посылаемую
Фрасоном для святых мучеников пищу, они были схвачены язычниками и приведены
к трибуну Экзуперию. Лишь только они были приведены, трибун приказал
заключить их в общенародную темницу, а на третий день донес о них императору
Максимиану. Император же приказал их назначить на ту же самую работу,
которую исполняли прочие христиане, и, таким образом, они были присоединены
к тем, которые носили песок для постройки каменного здания.
Среди тех христиан находился некоторый муж, по имени Сатурнин; по старости
лет он не мог носить определенного ему тяжелого бремени. Тогда блаженные
диаконы Сисиний и Кириак начали помогать старцу и исполняли не только свою
работу, но и работу других; устами же своими они непрестанно славословили и
восхваляли Бога. Обо всем этом стража донесла трибуну, а последний
императору.
Тогда император приказал представить к себе Сисиния, и когда последний
явился к нему, то спросил его:
- Какое имя твое?
- Я грешный, - отвечал святый, - именуюсь Сисинием; я раб рабов Господа
нашего Иисуса Христа.
- Что это за песнопения, которые вы воспеваете? - спросил Максимиан.
- Если бы ты познал значение воспеваемых нами песнопений, - отвечал святый,
- то ты познал бы и твоего Создателя.
На это император сказал:
- Да кто же наш создатель, как не Геркулес непобедимый!
(Геркулес или Геракл - национальный древнегреческий герой. По сказанию
греческой мифологии Геркулес был сыном Зевса и Алкмены, жены тиринфского
царя Амфитриона. Геркулесу усвоялась большая физическая сила, почему он
считался богом-покровителем гимнастов и гладиаторов.)
Отвечал святый диакон Сисиний:
- Для нас - мерзость не только именовать его, но и слышать о нем.
- Избирай для себя одно из двух, - продолжал император: принеси жертву богу
Геркулесу, в противном случае я сожгу на огне плоть твою.
- Я уже давно желаю пострадать за Христа, Бога моего, дабы получить
вожделенный венец мученичества.
Тогда император, разгневавшись, отдал его на мучение областеначальнику
Лаодикию. Последний заключил Святого в Мамеринскую темницу, в которой
мученик пробыл семнадцать дней.
Мамертинская темница находилась в северной части города Рима. Она
предназначалась главным образом для государственных преступников, к числу
которых относили и христиан. В этой темнице были заключены, по преданию,
святые апостолы Петр и Павел (память их 29 июня). Эта темница в
реставрированном (возстановленном) виде сохранилась и до настоящего времени,
причем то отделение темницы, где были заключены апостолы Петр и Павел, как
священное место, охраняется католиками с особым вниманием.)
По истечении этого срока областеначальник велел снова представить к себе на
допрос диакона Сисиния.
Из темницы узник прежде всего был приведен к начальнику тюрьмы Апрониану.
Посмотрев на него, Апрониан заметил, что лице его сияло пречудным небесным
светом; при сем также он услыхал и голос, говоривший:
- Приидите, благословенные Отца Моего! Наследуйте Царство, уготованное вам
от сотворения мира! (Еванг. от Матф. гл. 26, ст. 34).
Тогда Апрониан в страхе и ужасе упал к ногам Сисиния и сказал:
- Заклинаю тебя Христом, Которого ты исповедуешь, немедленно крестить меня и
соделать меня соучастником венца твоего!
Тотчас же была принесена сюда и вода. Тогда святый диакон Сисиний,
совершивши оглашение на Апронианом, благословил воду.
(Оглашение - изустное наставление в истинах веры православной,
преподававшееся в древней Церкви всем, желавшим приступить к таинству
крещения. Имея право входа в храм для слушания священного Писания и поучений
и даже присутствовать при первой и второй частях литургии (проскомидии и
литургии оглашенных), оглашенные пред наступлением третьей, самой важной
части литургии ("литургии верных") должны были немедленно выходить из храма,
о чем и оповещалось диаконом возгласом, и доселе сохранившимся в
православной Церкви при совершении литургии. Срок оглашения был не одинаков;
многие пребывали оглашаемыми в продолжении всей жизни. В случае
необходимости срок оглашения сокращался до нескольких дней или даже
нескольких часов (как, например, в данном случае). Церковный обряд оглашения
и доселе совершается в православной Церкви; он состоит в прочтении молитв
над приступающим ко крещению и произнесении заклинания на диавола; при этом
приступающий ко крещению отрекается сатаны, сочетается Христу и исповедует
свою веру чтением Символа веры (при крещении младенцев это делается
восприемниками).)
Затем, велев войти Апрониану обнаженным в воду, спросил его:
- Веруешь ли в Бога Отца, Всемогущего, и в Единородного Сына Его, Господа
нашего Иисуса Христа, и в Духа Святого?
Он отвечал:
- Верую.
- Да просветит тебя, - произнес святый Сисиний, - Отец, и Сын, и Святый Дух.
Затем святый велел Дпрониану выйти из воды. После этого Сисиний привел
новокрещенного Апрониана к святому папе Маркеллу. Последний помазал
новопросвещенного святым миром и, совершив святую литургию, преподал обоим,
- и Сисинию и Апрониану, - а также и всем, находившимся там христианам,
Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. В полдень того же
самого дня областеначальник Лаодикий приказал представить к себе на допрос
диакона Сисиния. С ним пришел также и начальник тюрьмы, блаженный Апрониан,
новопросвещенный раб Христов. Подойдя к Лаодикию, Апрониан громко воззвал,
обратившись к нему:
- Для чего диавол возставляет вас против рабов Божиих, научая вас причинять
столько страданий неповинным?
Удивившись таким словам Апрониана, областеначальник сказал ему:
- Как кажется мне. и ты сделался христианином.
- Горе мне окаянному, - отвечал блаженный Апрониан, - что я погубил дни мои
в нечестии, до сих пор не зная Бога Истинного!
- Действительно, - воскликнул областеначальник, - ты погубишь ныне дни свои!
Затем приказал отсечь ему голову, сказав:
- Если сей не погибнет, то погибнут многие другие.
После сего воины повели Апрониана за город. Отойдя от города на разстояние
двух миллиарий, воины усекли голову Апрониана на дороге Саларийской.
(Салария - одна из самых больших дорог древнего Рима. Она шла вдоль реки
Тибра до Кур, проходила через Лациум, Сабинию и т. д. до Ардии. Название
этой дороги объясняется тем, что сабиняне провозили по ней соль (sal) с
берегов моря в свою страну.
Миллиарий - римская миля или, точнее, римский милевой камень, потому что в
конце каждого миллиария стоял в виде знака каменный столб. Миллиарий
равнялся 8 стадиям (стадия=88 саженям), что составит приблизительно 1 и 1/2
наших версты. Милевые камни были разсеяны по всей Италии; на них
надписывалось обыкновенно имя строителя или императора, при котором они
строились. Первый милевой камень, от которого вели свое начало все остальные
камни и у которого соединялись все дороги, находился у храма Сатурна. При
раскопках в Риме были найдены остатки этого камня.)
Так новопросвещенный Апрониан восприял венец мученический. Диакона Сисиния,
а с ним и упомянутого старца Сатурнина, областеначальник приказал заключить
в темницу, сказав им:
- Если вы не принесете жертв богам, то я погублю вас, предав многоразличным
мукам.
Во время пребывания сих святых в темнице к ним приходили многие язычники и
безбоязненно крестились у них. По прошествии сорока дней областеначальник
Лаодикий узнал об этом; приказав приготовить себе место для судилища в храме
богини Теллюры.
(Теллюра или Гаия - греко-римская богиня земли и плодородия.)
Возсев на нем, Лаодикий приказал привести к себе старца Сатурнина и диакона
Сисиния. Христовы узники были приведены к мучителю босыми в железных оковах.
- Что же, - спросил их областеначальник, - оставили вы, наконец, суетное
обольщение христианское? Неужели и теперь вы не согласитесь поклониться
богам, которым поклоняются наши цари?
- Мы грешные, - отвечал святый диакон Сисиний, - поклоняемся Господу нашему
Иисусу Христу и никогда не преклоним наших голов пред диаволом и бездушным
камнем.
Тогда Лаодикий сказал:
- Пусть принесут сюда медные треножники, на которых возжигается курение
богам.
Немедленно были принесены треножники с горячими угольями. Мучитель начал
принуждать святых воскурить идолам фимиам. Старец Сатурнин сказал мучителю:
- Да обратит Господь в прах идолов языческих.
И тотчас медные треножники, растопившись, растеклись, как вода. Два воина из
числа бывших здесь, по имени Папий и Мавр, увидя это, громогласно
воскликнули:
- Поистине Господь Иисус Христос, Которого почитают Сисиний и Сатурнин -
есть Бог истинный!
Областеначальник Лаодикий, пылая гневом, приказал повесить Сатурнина и
Сисиния на позорном столбе и бить их без милосердия веревками и суковатыми
палками. В таких муках святые взывали:
- Благодарим Тебя, Господи, Иисусе Христе за то, что Ты сподобил нас быть
соучастниками пострадавших за Тебя рабов Твоих.
Тогда воины Папий и Мавр, видевшие страдания святых, вторично воззвали,
обратившись к областеначальнику:
- Для чего диавол возбуждает вас против рабов Божиих, научая вас без
милосердия мучить их неповинных?
Лаодикий, воспылав гневом против сих воинов, приказал бить их камнями по
устам. Раздробивши святым уста, заключил их в темницу. В тоже время он
приказал своим слугам опалять свечами бока мучеников, висевших на позорном
столбе. Но они, претерпевая столь великие страдания, с радостным лицем
благодарили Бога.
В тот же день мучитель издал относительно святых смертный приговор, поэтому
они были сняты с позорного столба, выведены за город по нумантийской дороге
и усечены мечем.
(Нумантийская дорога шла из Рима по направлению к городу Нумантии.)
Вышеупомянутый благочестивый муж Фрасон, взяв тела святых мучеников вместе с
пресвитером Иоанном, похоронил их на своей земле при саларийской дороге.
Заключенные же в темницу воины Папий и Мавр весьма желали получить святого
крещения. Помолившись Господу, они вышли из темницы чрез открытые двери,
никем не замеченные. Придя затем к святейшему папе Маркеллу, они приняли от
него святое крещение. После крещения они снова отдались искавшим их воинам,
и были представлены на допрос к областеначальнику. Увидавши их,
областеначальник сказал:
- Теперь я узнал, что вы христиане.
- Да мы действительно христиане, - отвечал святый Папий.
- Оставьте суетное обольщение христианское, - продолжал Лаодикий, - и
поклонитесь богам, которым поклоняются наши цари!
- Пусть поклоняются им все потерявшие свои души, если они желают погибнуть
навеки, - отвечал Лаодикию Мавр.
Областеначальник же Лаодикий сказал на это:
- Если вы не принесете сейчас жертв безсмертным богам нашим, то потеряете
свои души. Послушайте меня и исполните то, что я говорю, если желаете
остаться живыми.
- Приноси им жертву, - ответил святый Папий, - если хочешь мучиться вечно!
После этого областеначальник приказал положить святых на земле и бить без
милосердия палками. Они же, и в таких жестоких мучениях, произносили:
- Господи, Иисусе Христе, помоги рабам Твоим!
Затем Лаодикий приказал бить святых оловянными прутьями. В то время как их
били в течение долгого времени, они предали души свои в руки Божии.
Пресвитер Иоанн, взявши ночью тела святых, похоронил их с честию при
гробнице пострадавших ранее святых мучеников Сисиния и Сатурнина (сделал это
он по повелению Святого папы Маркелла).
В то время возвратился в Рим император Диоклитиан. Областеначальник Лаодикий
сообщил Диоклитиану и Максимиану все относительно святых мучеников, сказав,
как он без милосердия мучил их и умертвил. Императоры были обрадованы
известием и похвалили областеначальника за его усердие.
Между тем упомянутый выше святый Кириак, поставленный во диаконы святейшим
папою Маркеллом, находился в это время вместе со святым Сисинием, в темнице;
здесь были заключены Смарагд и Ларгий, а также и прочие узники Христовы. Все
они исполняли назначенную им тяжелую работу. Их выводили на работы днем, на
ночь же снова запирали в темнице. Бог даровал блаженному Кириаку благодать
исцеления недугов; многие приходили к нему и приносили своих больных,
которых святый Кириак исцелял, после молитвы к Богу; так получали здесь
зрение слепые, делались здоровыми разслабленные, изгонялись из людей бесы и
по молитвам святого подавалось исцеление болящим от многоразличных недугов.
У императора Диоклитиана была дочь по имени Артемия. По попущению Божию она
впала в беснование и была мучима нечистым духом. Узнав о том, Диоклитиан
весьма опечалился, так что в тот день по причине скорби не вкушал пищи.
Когда же он вошел в комнату своей дочери, бесновавшейся в это время, то бес
воззвал устами девицы:
- Я не выйду отсюда, и никто не может изгнать меня, кроме диакона Кириака.
Тогда Диоклитиан приказал отыскать диакона Кириака, и когда он был найден в
темнице и приведен к императору вместе с обоими друзьями своими, Смарагдом и
Ларгием, то император стал упрашивать его войти в комнату дочери и исцелить
ее. Святый Кириак, войдя в комнату дочери царской, обратился к мучившему ее
нечистому духу с такими словами:
- Во имя Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе: "Выйди из сей девицы!"
Бес же отвечал её устами:
- Если ты желаешь, чтобы я вышел из неё, то укажи мне другое обиталище, в
которое я мог бы войти.
- Вот тебе мое тело, - отвечал святый Кириак; - если можешь, войди в него!
- В твое тело я не могу войти, - продолжал бес, - ибо оно отовсюду затворено
и запечатано.
Тогда святый Кириак сказал ему:
- Во имя Господа нашего Иисуса Христа распятого выйди из сей девицы, дабы
она была чистым сосудом для служения Святому Духу.
Дух нечистый закричал тогда, говоря:
- О, Кириак! Если ты отсюда изгонишь меня, то я устрою так, что ты будешь
послан в Персию.
(Диавол устрашает Святого Кириака путешествием в Персию потому, что в те
времена путешествия вообще были обременительны, вследствие отсутствия
правильных путей сообщения.)
С сими словами нечистый дух вышел. Девица же Артемия, освободившись от
бесовского мучительства, сказала святому:
- Заклинаю тебя Богом, Которого ты исповедуешь: крести меня, ибо я вижу
вдалеке Господа, Которого ты проповедуешь.
Здесь стояла и мать Артемии императрица Сирена, которая радовалась сугубою
радостью: и по случаю исцеления своей дочери, и по причине явления силы
Христовой (ибо она была тайной христианкой).
Приготовив воду, на другой день крестили девицу Артемию во имя Отца, и Сына,
и Святого Духа, тайно от царя Диоклитиана. С того времени святый Кириак
приобрел благоволение императора Диоклитиана, который даровал ему и его
друзьям, Смарагду и Ларгию, свободу и подарил ему близ своих терм дом в
Риме, обещав ему спокойную жизнь.
Между тем императрица Сирена поучала дочь свою всем сердцем любить Христа и
неизменно исполнять закон Его.
Спустя немного времени к Диоклитиану пришло послание от персидского царя; в
этом послании персидский царь просил Диоклитиана отправить к нему диакона
Кириака, ибо дочь его бесновалась, причем бес взывал её устами, говоря:
- Никто не может изгнать меня, кроме римского диакона
Тогда император сказал своей супруге, императрице Сирене, чтобы она позвала
к себе Кириака и упросила его отправиться в Персию к бесновавшейся царевне.
Когда святый Кириак был призван к императрице и узнал о послании из Персии,
то сказал:
- Во имя Господа моего, Иисуса Христа я отправляюсь, не колеблясь.
Кириак был снабжен императрицею всем необходимым, после чего и отправился в
Персию вместе со своими друзьями, - Смарагдом и Ларгием.
Когда он пришел в Персию и был приведен к беснующейся царевне, то диавол
воззвал её устами:
- Что, Кириак, не заставил ли я тебя потрудиться придти сюда, как говорил об
этом тебе ранее?
- Я пришел сюда, - отвечал Кириак, - с помощию Владыки моего, Господа Иисуса
Христа, чтобы выгнать тебя и отсюда. Итак, дух нечистый, повелеваю тебе
именем Господа Иисуса Христа: выйди из сей девицы и больше не возвращайся в
нее.
- Но ведь ты, Кириак, устал и тебе необходимо преждевсего отдохнуть с
дороги, - сказал бес.
- Благодаря помощи все устрояющего Бога, я не чувствую усталости, - отвечал
Кириак.
- Но вот я, - продолжал бес, - что захотел, то и сделал: обещался заставить
тебя придти в Персию, и ты пришел.
- Не можешь ты, безсильный и окаянный, сделать то, что пожелаешь; ты можешь
сделать лишь то, что попустит тебе Создатель наш.
Тогда бес стал мучить девицу. Святый же Кириак, пав ниц на землю, начал со
слезами
молиться Богу. Между тем бес взывал к святому:
- Если ты изгонишь меня отсюда, то укажи мне вместилище, в которое я бы мог
войти.
Отвечал святый:
- О безумный! Нигде в создании Божием ты не найдешь себе вместилища, ибо
непобедимая и всемогущая сила Господа моего Иисуса Христа отовсюду изгонит
тебя.
Тогда диавол немедленно вышел из отроковицы и, убегая, оглашал воздух
воплями:
- О как страшно для меня имя Того, Кто изгоняет меня!
С того времени отроковица стала здоровой. Ей было имя Иовия. Она уверовала
во Христа и приняла святое крещение. Уверовали во Христа и крестились многие
из царского дома, всего около четырех сот человек. Царь персидский предложил
многие дары святому Кириаку. Но он ничего не взял, довольствуясь лишь одним
хлебом и водой. Пробывши в Персии сорок пять дней, он удалился оттуда,
возвращаясь от персидского царя к римскому императору с благодарственным
письмом, которое Диоклитиан почтительно принял. Императрица Сирена и дочь её
Артемия весьма радовались возвращению Кириака.
Спустя немного времени после сего Диоклитиан отправился из Рима на Восток, а
Максимиан Геркул в Медиолан, где тот и другой оставили и свое императорское
достоинство.
(Медиолан (ныне Милан) значительнейший город северной Италии, в области
Ломбардии; основан в глубокой древности, за несколько веков до Р. Хр. В
истории христиаиской Церкви Медиолан известен как место архипастырской
деятельности архиепископа Амвросия (с 374 г. но 397 г.), проявившего большое
усердие в борьбе с ересью арианской (память его празднуется св. Церковию 7
декабря).)
Тогда (другой Максимиан), по прозванию Галерий, коего Диоклитиан усыновил
себе, а потом выдал за него и дочь свою, - старшую сестру Артемии, Валерию,
- пришел в Рим и стал преследовать и убивать христиан. Взяв вместе с прочими
святого диакона Кириака, - ибо он гневался на него за Артемию, которую
Кириак обратил в христианскую веру, - он посадил его вместе с его друзьями,
Смарагдом и Ларгием, в темницу: при этом мучитель приказал водить за собою
Кириака, обнаженного и закованного в железные вериги, по всем тем местам,
куда он ни отправлялся. Это он делал для устрашения прочих христиан.
Однажды, когда мучитель шел в какой-то город, его встретил святый папа Маркелл, который громко сказал ему:
- Для чего ты убиваешь служителей Божиих, молящихся за твое царство!
Тогда мучитель, разгневавшись, приказал бить святого палками без милосердия
и определил его на должность надсмотрщика над животными. Итак святый папа
Маркелл приставлен был к кормлению животных, и сторожа наблюдали за тем,
чтобы он неленостно исполнял свои обязанности. Святого же Кириака с его
друзьями император передал своему наместнику Карпасию со словами:
- Убеди сих волхвов, совращающих народ к христианству, принести жертвы:
заставь их сделать это, хотя бы мучениями.
Карпасий, взявши святого и находившихся с ним христиан, заключил их в
темницу, затем, возсевши на судилище своем в храме Теллюры, призвал к
допросу святых мучеников, - диакона Кириака, друзей его, Смарагда и Ларгия,
и вместе с ними четвертого узника по имени Крискентия, также заключенного в
темнице за исповедание Имени Христова. Карпасий обратился к христианам с
такими словами:
- Почему вы не слушаете императорского приказания и не приносите жертв
безсмертным богам нашим?
Кириак и друзья его отвечали:
- Мы приносим себя самих в жертву Живущему во веки Богу и Господу нашему
Иисусу Христу.
- Твоя старость, - сказал Карпасий Кириаку, - убелила волоса твои, но вот я
теперь обращу твою старость в юность.
С сими словами он приказал растопит смолу и возливать ее на голову святого.
Святый же взывал, говоря:
- Слава Тебе, Господи, что Ты сподобляешь нас, рабов Твоих, войдти во врата
небесного Царства Твоего!
Крискентиана же мучитель приказал повесить нагим на позорном столбе, бить
веревками и палками, строгать железными ногтями и опалять огнем. В таких
мучениях святый Крискентиан и предал дух свой, все время возсылая
благодарение Богу.
Потом мучитель приказал взять тело его и бросить без погребения на съедение
псам, прочих же святых мучеников он снова заключил в темницу. Но упомянутый
пресвитер Иоанн, придя ночью и взявши тайно тело мученика, похоронил его
вместе с прочими мучениками.
По прошествии четырех дней после сего, мучитель, призвав на допрос к себе
Кириака, спросил его:
- Для чего ты хочешь низвести в ад в лютых мучениях дни твоей старости?
Принеси жертву богам и останешься жив.
- Я, - отвечал святый, - весьма желаю быть замученным за Христа Бога моего;
вашим же богам пусть приносят жертвы те, кто не познал Истинного Бога,
Создателя своего.
Карпасий в гневе приказал повесить святого нагим на позорном столбе и мучить
его тем же способом, как и Крискентия, причиняя побои вервиями и палками,
строгая ногтями и опаляя огнем.
Между тем Христов мученик, перенося все сие доблестно, взывал:
- Помилуй меня грешного, Господи мой Иисусе Христе! Слава Тебе, Сыне Божий!
Карпасий убедившись, что никакими мучениями он не принудит Кириака принести
жертвы, повелел прекратить мучения; потом сообщил императору все, что
касалось Кириака и остальных мучеников. Император приказал предать смерти
Кириака и всех, находившихся вместе с ним в темнице.
В той самой темнице, в которой пребывал святый Кириак со своими друзьями,
было всего христиан двадцать один человек обоего пола. Выведя их всех за
город, язычники обезглавили их вместе со святым Кириаком, Смарагдом и
Ларгием. К этому месту ночью пришел пресвитер Иоанн вместе с некоторыми
христианами; взяв тела святых мучеников, он похоронил их на том же самом
месте, где были похоронены тела и других мучеников.
В это самое время была замучена и умерщвлена за исповедание имени Христова и
дочь Диоклитиана, блаженная царевна Артемия, пребывавшая в то время в Риме.
Умерщвлена же она была по распоряжению того же нечестивого мучителя
Максимиана. Окаянный не пощадил даже своей родственной крови, ибо Артемия
была родной сестрой его жены Валерии, и ему самому, как усыновленному
Диоклитианом, она приходилась сестрою.
После убиения Святого Кириака и прочих, находившихся с ним в темнице,
христиан, вышеупомянутый Карпасий выпросил себе у императора дом Кириаков,
находившийся близ терм Диоклитиановых; дом этот был подарен Диоклитианом
Кириаку. Войдя в этот дом, Карпасий увидал в нем прекраснейший источник,
устроенный святым Кириаком и освященный папою Маркеллом: в этом источнике
крестились многие язычники, обращавшиеся в христианство. На поругание и
оскорбление христианам Карпасий обратил тот дом в общественную баню и в
блудилище, и часто пируя здесь со своими друзьями, он и его сообщники
оскверняли себя омерзительными плотскими грехами.
Однажды он приказал устроить там для себя пир и пришел сюда в обществе
девятнадцати друзей своих есть, пить, мыться и блудодействовать. И вот в то
время как они предавались своим мерзостям, внезапно пали все мертвыми,
пораженные невидимою силою Божиею.
Все окрестные жители пришли от этого в великий страх и заколотили дом тот,
ибо никто не решался входить в него. Между тем нечестивый император
Максимиан Галерий отправился из Рима на Восток; императорский престол
принадлежавший в то время Константину в Риме (царствовал с 306 г. по 337 г.,
житие его - под 21 мая), предвосхитил Максенций. В то же самое время римские
клирики, собравшись ночью, отправились на тот двор, в котором был приставлен
кормить скот святый Маркелл, и вывели оттуда архипастыря своего.
Достигнувши хищническим образом римского престола, Максенций также как и его
предшественники начал преследовать христиан.
В это время в Риме жили две женщины из благородного сенаторского рода, по
имени Прискилла и Лукина. Оне обе были вдовами и верными рабынями Господа
Иисуса Христа, Которому и служили с великим усердием. Эти две женщины имели
много имущества, которым помогали святым во всех их нуждах.
Они устроили в своих имениях весьма хорошие гробницы для погребения тел
святых мучеников, ибо безчисленное множество христиан было тогда умерщвляемо
за исповедание имени Христова. Прискилла устроила гробницу на разстоянии
трех поприщ от города при саларийской дороге, а Лукина - на разстоянии семи
поприщ при дороге остийской.
(Остийская дорога вела к Остии, гавани города Рима, построенной при устье
реки Тибра. Остатки этой гавани показываются и теперь. Вследствие наноса
берегового песка она удалена от берега на разстояние часа пути.)
Тайно по ночам они собирали тела мучеников, бросавшиеся язычниками на
съедение псам, зверям и птицам и с честию погребали в своих гробницах. И
вот, когда святый Маркелл был выведен своими клириками с двора, где кормил
животных, то он отправился с блаженною Лукиною к тому месту, где был усечен
святый мученик Кириак с Смарагдом и Ларгием. Выкопавши из земли святые мощи
их и обвивши их чистыми полотнами с ароматами, они принесли их в гробницу,
принадлежавшую Лукине, и с честию положили в каменных гробах.
В это время блаженная Лукина пожертвовала в пользу церкви римской многие
имения свои; прекрасный же дом свой, находившийся посреди города Рима, она
пожертвовала верующим, дабы они обратили его в церковь. Папа освятил сей дом
по положенному церковному чину и совершал в нем литургии, принося безкровные
жертвы Богу, днем и ночью славословя Бога. И таким образом дом Лукины
сделался домом Божиим и соборною церковью в Риме.
Это стало известным императору. Последний, разгневавшись на Лукину, присудил
изгнать ее с безчестием, как великую грешницу вон из города, все же
имущество её велел отдать на разграбление. Он делал попытки также склонить к
своему нечестию папу Маркелла, но нисколько не успел в этом. Узнавши же, что
святый Маркелл был осужден на работу ухода за скотом его предшественником
Максимианом, он сделал то же самое определение относительно святого. Желая
обезчестить не только папу, но и церковь, он обратил освященный для церкви
прекрасный дом Лукины в скотный двор и приказал содержать там множество
скота. Святому же папе Маркеллу он определил все дни жизни его до самой
смерти, находясь под стражею, ходить за скотом в этом доме.
И так святейший пастырь и руководитель душ человеческих в течение девяти
месяцев исполнял работу ухода за скотом и был предметом поругания. Он
постоянно был занят работою, так что совершенно не имел отдыха и покоя, не
имел ни достаточной пищи, ни одежды, ибо сторожа не позволяли никому
приходить к нему и что-либо приносить для него. Его одежда состояла из одной
только колючей власяницы на теле. По причине таких трудов, страданий,
лишений в самом необходимом, а также по причине зловония скотского, святый
Маркелл весьма ослабел телом, заболел и предал свою страдальческую душу в
руки Божии1). Тот же пресвитер Иоанн, взявши ночью его тело, отнес его в
гробницу Прискиллину и, призвав клириков, предал его здесь честному
погребению.
Так окончил жизнь свою святейший римский папа Маркелл, первоначально
предпослав по пути мученичества многочисленных чад своих к Богу, а затем
после них и сам отправился предстать со святыми иерархами престолу Великого
Архиерея, Господа нашего Иисуса Христа, Которому возсылается слава ныне и в
безконечные веки. Аминь.
(Кончина святого священномученика Маркелла, папы римского, последовола в 310
г. Он управлял римскою церковию в продолжении пяти лет и шести месяцев (с
304 г. по 310 г.). Прочие мученики и мученицы, упоминаемые в житии святого
папы Маркелла, пострадали несколько ранее, в 305 г. и 306 г.) |