опубликовано: 12.04.2006 |
Пришедши в некоторое общежитие, видел я страшное судилище
доброго судии и пастыря. В мою бытность там случилось, что один разбойник
пришел, изъявляя желание вступить в монашество. Превосходный пастырь оный и
врач повелел ему семь дней пользоваться совершенным покоем, и только
рассматривать устроение обители. По прошествии седьмого дня, пастырь
призывает его и спрашивает наедине: желает ли он остаться с ними жить? И
увидев, что он со всею искренностью согласился, опять спрашивает его, что он
сделал худого, живя в мире? Разбойник немедленно и со всем усердием
исповедал ему все грехи свои. Тогда пастырь, искушая его, сказал: "Хочу,
чтобы ты объявил все это перед всем братством". Он же, истинно
возненавидевши грех свой и презревши весь стыд, не колеблясь обещался
исполнить сие, говоря: "Если хочешь, то сделаю это даже посреди
Александрии". Тогда пастырь собрал в церковь всех своих овец, которых было
триста тридцать, и во время совершения Божественной литургии, (ибо день был
воскресный), по прочтении Евангелия, повелел ввести сего непорочного
осужденника. Некоторые из братии влекли его и слегка ударяли; руки были у
него связаны назади, он был одет в волосяное вретище и голова его была
посыпана пеплом, так что от одного этого зрелища все ужаснулись и
воскликнули с плачем; ибо никто не знал, что все это значит. Потом когда он
был близь святых дверей, священный оный и человеколюбивый судия воззвал к
нему громким голосом: "остановись, ибо ты недостоин войти сюда". Пораженный
нисшедшим к нему из алтаря гласом пастыря (ибо, как он после с клятвою
уверял нас, ему казалось, что он слышит гром, а не голос человеческий),
разбойник пал на землю, трепеща и весь потрясен быв страхом. Когда он, таким
образом повергшись на землю, омочил помост слезами, тогда сей чудный врач,
который всеми мерами устраивал его спасение и всем подавал образ спасения и
действительного смирения, повелел ему объявлять пред всеми, подробно, все
сделанные им беззакония: и он с трепетом исповедал один за другим все
возмутительные для слуха грехи свои, не только плотские, по естеству и
против естества сделанные с людьми и с животными, но и чародеяния, и
убийства, и другие злодеяния, которые не следует ни слышать, ни придавать
писанию. Тотчас после сей исповеди пастырь повелел его постричь и причислить
к братии. |