Святый Амвросий был сыном вельможи Амвросия, Римского
наместника Галлии и других западных стран.
(Под именем Галлии в древнем мире известна была обширная страна, обнимавшая
собою, кроме нынешней Франции, еще и Бельгию, часть Нидерландов, Зарейнские
области Германии и большую часть Швейцарии. Сверх того, отец св. Амвросия
Медиоланского, по имени также Амвросий, был наместником также Испании. У
него были и другие дети, старше Амвросия: дочь Марцеллина и сын Сатир,
западною церковию также причисленные к лику святых. Амвросий родился около
340 года в городе Трире, где жили тогда его родители.)
Из любви к сыну своему, сей вельможа назвал его тем же именем, какое носил
сам.
Еще в младенчестве святого было предзнаменование того, какую духовную
сладость доставит он некогда Церкви Христовой. Однажды среди дня спеленатый
младенец Амвросий лежал на открытом воздухе и спал с открытыми устами. Вдруг
прилетел рой пчел, сел на младенца и покрыл все лицо его и уста, и можно
было видеть, как пчелы входили в уста младенца, и выходили оттуда, оставляя
на языке у него свой мед. Кормилица, видя это, хотела согнать пчел, так как
боялась, что они причинят вред ребенку. Но отец Амвросия, на глазах у
которого произошло сие, остановил кормилицу, так как хотел видеть, чем
окончится это чудо. И вот, немного времени спустя, пчелы поднялись и
полетели вверх, пока не исчезли из глаз. Отец младенца изумился и сказал:
- Если дитя сие выростет, то будет великим среди людей.
Так еще в младенческие годы раба Своего Господь показывал уже, что над ним
сбудутся слова Писания: "соты медовые - слова добрые, сладость же их -
исцеление души" (Кн. Притч. гл. 16, ст. 24). Ибо рой пчел изображал те
усладительные поучения и писания святого Амвросия, которыми созидал он
духовные соты, веселящие сердца людей и поднимающие их от земли к небу.
Когда он стал подрастать и жил в Риме с матерью, уже вдовою, давшею Богу
обет девства, случилось ему однажды увидать, что у епископа целовали руку.
После этого, играя в доме родительском, он протянул руку свою домашним со
словами:
- Целуйте, ибо и я также буду епископом.
Взрослые же останавливали его, как говорящего речи необдуманные.
По смерти родителя святого Амвросия, мать его переселилась в Рим и дала ему
и старшему брату его Сатиру самое высокое образование, а его
сестра-девственница развила в нем любовь к девству.
(В Риме, недалеко от Капитолия, доселе еще показывают дом, в котором
воспитывался св. Амвросий. Дом обращен в церковь и монастырь дев носит его
имя.)
Изучив искусство красноречия, Амвросий стал и сам известным оратором,
обладавшим силою убеждения. Защищал он обиженных, помогал несчастным,
обличал поступавших несправедливо, содействовал выяснению на суде правды. За
его мудрость главный начальник города Рима Проб, взял его к себе, в качестве
советника. Затем Амвросий был назначен наместником Римских областей Лигурии
и Эмилии.
(Лигурия - страна, границы которой на западе со стороны Галлии составляли
река Варус и приморские Альпы, на юго-востоке со стороны Италии р. Макра, на
севере - р. Падус, на юге - лигурийский залив. Таким образом эта страна
обнимала нынешнюю южную Францию, пограничную с Италией и часть
северо-западной Италии, Ниццу, Геную, Южный Шемонт и западную часть Пармы и
Шаченцы.
Эмилия - провинция Галлии, расположенная между Лигурией и Фламинией,
приблизительно в средней части нынешней северной Италии.)
В это время в городе Медиолане (древний город т. н. Цизальпинской Галлии или
нынешней северной Италии, центр процветания наук и искусств; ныне - главный
цветущий город Итальянской области Ломбардии с многочисленным населением)
умер епископ Авксентий, бывший арианином и занимавший архиерейский престол
после православного епископа Дионисия, который умер в заточении. Между
православными и арианами происходили большие раздоы и несогласия, так как
каждая сторона хотела возвести на освободившийся в Медиолане престол
епискона своего вероисповедания. Смуты и волнения не прекращались среди
жителей Медиолана. Узнав о сем, начальник города Рима- Проб дал Амвросию
поручение отправиться в Медиолан и усмирить возникший там мятеж, причем
сказал ему:
- Отправляйся туда и действуй не как судья, а как епископ.
Прибыв в Медиолан, Амвросий вошел в храм, где происходили выборы, и со всею
силою красноречия стал убеждать народ, чтобы привести споривших к согласию и
миру. Вдруг грудной младенец, еще неумевший говорить, закричал из среды
народа:
- Амвросий - епископ!
Услышав сие, весь находившийся в церкви народ подхватил слова младенца и
начал громко и единодушно восклицать:
- Амвросий- епископ! Амвросий- епископ!
Так, действием благодати Божией младенец, которому не настала еще пора
говорить, провещал, и обе противные стороны, как правоверные, так и ариане
пришли к миру и согласию, и пожелали только иметь епископом Амвросия, хотя
он еще не был просвещен святым крещением, а только был оглашен.
Слыша восклицания народа, Амвросий вышел из храма и, чтобы выказать себя
недостойным столь великого сана, сев на месте судии, стал, против своего
обыкновения, без всякого милосердия терзать преступников. Он делал сие с тою
целью, чтобы граждане, видя его немилосердие, возненавидели его и не
захотели иметь епископом. Но народ не переставал кричать, что желает иметь
Амвросия епископом. Амвросий всячески отказывался, объявил, что он - великий
грешник и до сих пор еще не крещен, но все отвечали ему на это:
- Грех твой будет на нас, - ибо они знали, что святое крещение очищает
человека от всех грехов.
Амвросий в смущении возвратился домой и задумал оставить свою должность и
избрать себе житие нищего странника, как это делали тогда многие из
греческих философов, но ему помешали в исполнении этого намерения. Тогда он
приказал открыто приводить к себе в дом распутных женщин, чтобы жители
Медиолана, видя это, возымели к нему отвращение и отказались бы от него, как
от блудника. Но народ еще усиленнее заявлял:
- Пусть будет твой грех на нас, только прими крещение и епископство.
Видя, что невозможно уклониться от желания всего народа, Амвросий решил из
города скрыться. Ночью, тайно от всех, он вышел из дома и направился к
городу Тицину (древний город в Цизальпинской Галлии, на главной дороге из
Рима в Галлию; ныне Павия, значительный город северной Италии при р. Тичино,
недалеко от впадении её в По) и за ночь далеко ушел по той дороге. Но когда
разсвело, то оказалось, что он находится у ворот того же самого города
Медиолана, называемых Римскими.
Когда граждане Медиолана узнали о сей попытке, то стали стеречь Амвросия,
чтобы он не убежал; вместе с тем послали они императору Валентиниану
Старшему с просьбою, чтобы он повелел Амвросию принять на себя сан епископа.
(Валентиниан I или Старший - император Западной Римской империи, царствовал
в 364-376 г.)
Император возрадовался тому, что лица, назначаемые им на светские должности,
удостоиваются избрания в великий духовный сан. Обрадовался и главный
начальник Рима Проб, ибо исполнилось его предсказание, которое сделал он
Амвросию, посылая его в Медиолан. Пока жители Медиолана ожидали возвращения
посланных к императору и ответа царского, Амвросий опять бежал и скрылся в
поместье сановника Леонтия. Но когда пришло царское повеление, то Леонтий
объявил о местопребывании Амвросия и привел его в Медиолан к народу. Тогда
Амвросий повиновался царскому повелению и желанию народа. Однако он не
захотел принять крещения от арианского епископа, но пожелал быть крещенным
от православного, так как весьма остерегался еретической веры арианской.
Приняв святое крещение, он прошел в семь дней все степени церковные, а на
восьмой был возведен в епископский сан к невыразимой радости всего народа.
(Это было 7-го декабря 374 г. Амвросию в то время было всего 34 года.
Посвящение Амвросия одинаково одобрили епископы как восточной, так и
западной церкви, считая его делом исключительным. Правда, это рукоположение
не было строго каноническим, но канон Никейского собора делал исключение,
когда наречение обусловливалось высшим божественным указанием, как это и
было в настоящем случае. Св. Василий Великий, в ответ на извещение его о
посвящении Амвросия, написал письмо, в котором благодарил Бога за избрание.
"Бог, соделавший пророка из пастуха Амоса, - пишет вселенский учитель в этом
письме, - теперь соделал епископа из Амвросия, человека благородного
происхождения, высокого сана, возвышенного характера и изумительного
красноречия, который тем не менее презрел все эти земные отличия, чтобы
приобресть Христа... Мужайся же, о муж Божий".)
При рукоположении его присутствовал сам император, как повествует о том
Феодорит (епископ Киррский, церковный историк V века), и радостно произнес:
- Благодарю Тебя, Всесильный Господи, Спаситель наш, что тому человеку,
которому поручал я телесную жизнь подданных, Ты вверил души и тем показал,
что мое суждение о нем было справедливо.
По прошествии нескольких дней, случилось, что святый Амвросий в прямодушной
беседе с императором обличал неправильные действия городских судов.
Император ответил ему:
- Давно мне известна правдивая смелость твоей речи; поэтому я не только не
препятствоваа твоему избранию во епископы, но и сам содействовал ему. Итак,
исправляй наши погрешности, как велит Божественный закон, и исцеляй неправды
душ наших.
В начале своего епископства Амвросий просил Римского папу Дамаса (Дамас І-й,
Римский папа в 366-384 г.; известен в истории Церкви своими ревностными
трудами в защиту православия в борьбе с арианством и другими ересями), чтобы
тот прислал ему в помощь разсудительного мужа по собственному выбору. Папа
послал к нему священника Симплидиана. Сего священника Амвросий почитал, как
отца, и слушался его советов.
(Святый Амвросий слушал устные наставления сего Симплициана, которого любил,
как своего отца, который имел огромное влияние на образование Амвросия в
деле веры и впоследствии сделался его преемником по епископской кафедре в
Медиолане (Милане). Кроме того, Амвросий ревностно читал и изучал творения
знаменитого Оригена, Дидима, святого Василия Великого, с которым находился в
близком дружественном общении, святого Григория Богослова и других
выдающихся отцов и учителей Церкви. По словам блаженного Августина,
впоследствии епископа Иппонийского и знаменитого учителя Церкви, обращенного
из язычества в христианство святым Амвросием, последний сидел в своем доме в
течение коротких промежутков непрерывных занятий, устремив свои глаза на
книгу и забывая о всем, что происходило вокруг него. При таких ревностных
занятиях, обладая высокими способностями и знанием светских наук, особенно
же греческой литературы, Амвросий оказал в короткое время удивительные
успехи и в христианской науке.)
Заведование домашними своими делами Амвросий поручил своему брату Сатиру, а
сам всецело посвятил себя делам церковным.
(Сатир среди этого подвига и скончался - по одним в 378 году, по другим
позднее (Римская церковь чтит его в святых 17 сентября, равно как и сестру
святого Амвросия Марцеллину под 17 июля). Сам же Амвросий, немедленно по
вступлениина епископскую кафедру, освободился от всякого мирского попечения
должным распределением своих имений. Серебро и золото он предоставил в
пользу бедных, имения были отданы Церкви, причем сестре своей он предоставил
пожизненное пользование ими.)
Амвросий ежедневно совершал Богослужение и поучал народ Священному Писанию.
(Усвоив своим умом и сердцем Святое Писание и истины святой веры, Амвросий с
великим усердием стал проповедывать народу, не оставляя его ни в один
воскресный и праздничный день без поучения и пользуясь всяким случаем к
тому, а иногда не один раз в день восходил на церковную кафедру; слово его
было удобопонятно для слуха, голос его тих, и потому в храме, во время его
проповеди, царствовала удивительная тишина, и народ, любивший префекта
Амвросия, еще более слушал слова епископа Амвросия. Особенную ревность также
он имел в деле наставления оглашенных ко святому крещению.)
Святый Амвросий прилагал большие заботы и к улучшению клира церковного. Живя
среди них, он сам подавал им пример, как соединять строгую подвижническую
жизнь с обязанностями пастыря Церкви. Он был мужем великого воздержания,
долгих бдений и трудов; ежедневно он умерщвлял свою плоть постом, который
прерывал только по субботам и воскресеньям и в праздники знаменитейших
мучеников. Он прилежал молитве днем и ночью и не уклонялся от труда писать
книги своею рукою, если не был удерживаем от сего болезнию телесною. Будучи
строг к себе, он был добр, ласков и доступен всем: бедные находили в нем
защитника и друга, он радовался с радующимися и плакал с плачущими. Если
кто, падши, исповедывал ему грех свой, он так плакал, что и того возбуждал к
слезам.
Заботясь о клире, святый Амвросий покровительствовал инокам и любил обитель
их, находящуюся близ Медиолана. Он заботился также об учреждении женских
монастырей, и едва прошло три года после его посвящения, как девственницы
прибыли в Медиолан из Плаценции, Болоньи и даже Мавритании.
(В древней Церкви, еще до появления женских иноческих обителей и в первое
время их существовал особый класс дев, посвящавших себя всецело служению
Богу и дававших обет девства. Такие лица назывались девственницами и
пользовались в Церкви большим уважением и считались её украшением. Они
собирались для подвигов безмолвия, Богомыслия и молитвы в частных домах под
руководством опытных в духовной жизни стариц-наставниц. Весьма часто Церковь
поручала их руководству и надзору наиболее уважаемых из диаконисс. Общины
девственниц во времена святого Амвросия Медиоланского были в полном
развитии, и сама Марцеллина, сестра его, была девственницей, ибо иноческие
женские обители в то время только что стали возникать.
Плаценция - ныне Пиаченца, римская колония в Цизальпинской Галлии (нынешней
Северной Италии) на правом берегу Пада, неподалеку от впадения его в Требию.
Значение её основывалось, главным образом, на том, что она лежала на дороге
из Медиолана в Парму.
Болонья - главный город итальянской провинции того же времени; основана в
глубокой древности и доселе имеет большее значение, как один из центров
Итальянской образованности и торговли, благодаря своему выгодному
географическому положению на дороге из Северной в среднюю Италии.
Мавритания - ныне Фец, Марокко и западная часть Алжирии, римская провинцияна
севере Африки.)
По прошествии нескольких лет, Амвросий поехал в родной свой город Рим. Там
застал он в живых сестру свою и одну рабыню и давнишних слуг дома; мать же
его уже скончалась. Когда они целовали его руку, Амвросий слегка улыбнулся и
сказал рабыне:
- Вот ты и целуешь епископскую руку, как я тебе когда-то говорил.
Так исполнилось предсказание самого Амвросия, о котором было упомянуто
раньше, а именно, что он ёще ребенком протягивал свою правую руку домашним и
говорил: "Целуйте, ибо и я буду епископом".
Во время пребывания Амвросия в Риме одна уважаемая женщина, жившая за рекою
Тибром (на которой стоит г. Рим, она вытекает из Аппенинской горной цепи на
северо-востоке древней области Италии - Этрурии), попросила его совершить
Божественную литургию в её доме.
(Во времена святого Амвросия Медиоланского допускалось еще по обычаю времен
апостольских совершение литургии в частных домах. Святые Апостолы, как видно
из кн. Деяний Ап. (гл. 20, ст. 78), собирались для совершения евхаристии в
горнице. Христиане времен гонений не могли иметь общественных храмов, а
собирались в частных домах, в подземных пещерах - катакомбах, при гробах
мученических. Церковный историк Евсевий передает о том следующее
свидетельство святого Дионисия Александрийского: "Во время гонения всякое
место, как то - поле, корабль, гостинница, темница - была нам хвалебным
вместилищем".)
Узнав о сем, другая женщина, разслабленная, приказала нести себя туда. И в
то время, как святитель Божий молился, прикоснулась к краю его ризы,
поцеловала ее и тотчас же стала здоровою. И разнесся слух об этом чуде по
всему Риму.
По смерти императора Валентиниана старшего, скипетр Западной Римской Империй
перешел к сыну его Грациану (старший сын и преемник императора Валентиниана
1-го, с 367-го года соправитель отца, царствовал в 375-383 годы). Когда тот
готовился к войне против Готов, то выразил святому Амвросию желание, чтобы
он письменно изложил для него исповедание святой веры.
(Готы - многочисленный народ Германского племени, обитавший за Дунаем и
разделявшийся на Остготов, восточных, и Вестготов, западных.)
Святитель Амвросий написал для императора книги о вере, предсказал ему
победу над врагами и благословил его знамена, на которых было начертано имя
Христово.
(Сочинение святого Амвросия Медиоланского "О вере" состояло из 5 книг.)
И одержал Грациан славную победу над Готами по молитвам угодника Божия и его
благословению.
Жена умершего Валентиниана старшего, мачеха Грациана, Юстина, была арианкой,
ненавидела святого Амвроеия и причиняла ему зло. Так, когда в Сирмии умер
епископ, Юстина отправилась туда, желая возвести на епископский престол
своего единоверца-арианина.
(Сирмий - древний главный город в Нижней Паннонии у реки Саввы, притока
Днепра, в нынешней Иллирии.)
Туда же прибыл и святый Амвросий, ибо город тот принадлежал к его пастве.
Пренебрегая женским гневом, он старался о том, чтобы во епископы был избран
благочестивый муж по имени Анемий. В один из дней когда все собрались в храм
и святый Амвросий занял свое место на амвоне, царица Юстина, находившаяся
там же, подослала одну арианку, научив ее схватить епископа за одежду,
столкнуть его с места и привлечь туда, где стояли женщины, чтобы те прибили
Амвросия своими женскими руками и выгнали из церкви. Но когда эта безстыдная
женщина с дерзостью подошла к святому Амвросию, чтобы исполиить то, что было
ей приказано, то святый сказал ей:
- Хотя и недостоин я носимого мною сана, однако не следует тебе поднимать
руку ни на кого из Божиих иереев: страшись суда Божия, чтобы тебя не
постигло неожиданное несчастие.
Эти слова святого Амвросия исполнились над тою дерзкою женщиною на следующее
утро: она внезапно умерла. Святый Амвросий сам похоронил ее, воздавая добром
за зло. Устрашенные этим чудом, ариане и царица Юстина не посмели более
препятствовать тому, чтобы святый Амвросий посвятил во епископа мужа
славного. Таким образом, Амвросий без сопротивления посвятил во епископа
того именно, кого желал, после чего возвратился в Медиолан.
Случилось раз, что другие два арианина из постельничих царя Грациана
выразили желание иметь всенародное состязание по вопросам веры со святым
Амвросием: предметом состязания должно было быть воплощение Господа Иисуса
Христа. В назначенное время святый Амвросий с народом ожидал их в церкви. Он
был готов состязаться с ними, но упомянутые ариане не пришли на спор, а сели
на коней и уехали из города в поле. Когда они доехали до возвышенного места,
то лошади их внезапно испугались, и ариане, упав с горы, убились до смерти.
Святитель же Амвросий, ничего не зная об этом случае, долго ожидал их,
наконец, видя, что они не являются, взошел на амвон и произнес к народу
известное свое поучение, начинающееся словами: "Стараюсь, братия, ожидать
должного, но не нахожу своих вчерашних заимодавцев" (и т. д., как это
значится в сочинении святого Амвросия "о воплощении Господа Иисуса Христа").
Вскоре после того Грациан был предательски убит в Галлии возмутившимся
против него военачальником Максимом (в 383 году). Императорский престол в
Риме занял тогда Валентиниан младший со своей матерью Юстиною; но так как
полководец Максим овладел уже Испаниею и Галлиею, то сопротивляться ему было
невозможно; поэтому арианка Юстина была вынуждена обратиться ко святому
Амвросию, чтобы тот отправился к Максиму с просьбою о пощаде и испросил бы у
него мир для её юного сына. Добрый пастырь отправился к мятежнику, ибо готов
был и жизнь свою положить за овец своих словесных.
Своими мудрыми и смиренными речами Амвросий так убедил Максима, что
последний не двинулся в тот год на Италию, а остался в Галлии.
Но Юстина, не переставая враждовать, послала к Амвросию требование от имени
своего сына, чтобы он отдал во владение арианам соборную Медиоланскую
церковь со всеми сокровищами, в ней находившимися. Святый Амвросий с
мужеством воспротивился царскому повелению. Он ответил:
- В том, что мне принадлежит, я не отказываю царю, я готов за него и
здоровьем своим пожертвовать. Но того, что принадлежит Богу, дать не могу.
Да и царю брать того нельзя.
После сего прислан был Юстиною, от имени императора, отряд войска, которому
дано было приказание отнять храм силою, а епископа из него выгнать. Народ,
услыхав об этом, сбежался к церкви, затворился внутри её, вместе со святым
своим епископом Амвросием, и не впускал туда воинов. Три дня пробыли
верующие заключенными в храме, воспевая и славословя Бога. Они стойко
сопротивлялись арианам и не дозволили им изгнать епископа и отнять церковь.
А святый Амвроеий, отвечая на требования посланных от царя, повторял:
- Не выйду я добровольно из церкви и не оставлю её, не выдам изменнически
волкам обители овец Христовых и не позволю тем, которые произносят хулы на
Бога, завладеть церковию Божиею. Если дано изволение меня убить, то пусть
буду я здесь, в стенах храма, пронзен мечем, или копьем, - я готов такую
смерть принять охотно и с любовию.
Царица Юстина, когда донесли ей обо всем этом, устыдилась, а вместе с тем и
испугалась мужественного сопротивления православных и не осмелилась более
возбуждать открыто борьбы против Церкви. Но, стыдясь своего поражения, она
послала тайно наемного убийцу в дом к Амвросию, чтобы умертвить святителя.
Злодей проник с обнаженным мечем в спальню епископа и уже поднял руку, чтобы
ударить мечем святого мужа, как вдруг рука его засохла, так что он не мог
опустить ее. Его схватили, и он признался в том, от кого и с какою целью был
он послан. Святый Амвросий, по своему незлобию, исцелил его засохшую руку и
отпустил его с миром.
(Это было в 385 году пред праздником Пасхи. Другой подобный же случай
повторился в следующем 386 году, ксгда Юстина убедила Валентиниана издать
закон в пользу ариан и потом около Пасхи воздвигла столь жестокое гонение на
святого Амвросия, что он, заключившись в церкви и простершись пред алтарем,
просил о помощи свыше. Народ, боясь, чтобы его не взяли силою, окружил его и
днем и ночью молился с ним в храме. Святитель Божий занимал в это время
народ чтением святого Писания, изъяснением его и пением псалмов и гимнов. С
этого времени и вошло в Медиоланской церкви введенное в употребление святым
Амвросием в Западной церкви, по примеру Восточной, так называемое антифонное
пение, т. е. пение на два лика. Между тем воины, посланные Юстиною, стали
впускать в храм народ, а выходить из церкви не дозволяли. Они так поражены
были пением православных, что сами снаружи вторили ему. В это время
возглашаемы были и возвышенные гимны своего Амвросия во славу Пресвятые
Троицы. Молитвы верных были услышаны, и святитель оставлен при своей
пастве.)
В это время (в том же 386 году) Бог открыл в видении угоднику Своему
Амвросию о мощах святых мучеников Протасия и Гервасия, почивавших в земле.
(Память святых мучеников Протасия и Гервасия совершается Церковию 14-го
октября.)
Когда сии святые мощи были откопаны, то от них истекло много чудес. Так,
один слепец, по имени Север, лишь только прикоснулся к одежде мучеников,
тотчас прозрел; также изгонялось много нечистых духов из одержимых ими
людей.
Между тем, в царском дворце многие ариане, вместе с царицею Юстиною,
насмехались и глумились над благодатию Божиею, дарованною Господом нашим
Иисусом Христом святой Церкви в прославлении Своих мучеников. Ариане
уверяли, будто Амвросий нанимает людей за деньги, чтобы те притворялись
бесноватыми, приводит их к гробнице мучеников и делает вид, как будто эти
мнимые бесноватые исцелились, а затем распространяет в народе славу о таких
ложных чудесах.
В то время, как эти придворные вели между собою подобные нечестивые
разговоры, внезапно, по Божию попущению, напал на одного из них бес и стал
мучить его. Мучимый человек испускал страшные вопли и кричал:
- Да будет тоже, что и со мною, со всеми хулящими святых мучеников, а также
с неверующими в Тройческое Единство, Которому научает веровать Амвросий!
Все присутствовавшие при этом пришли в ужас, но, вместо того, чтобы
раскаяться и уверовать, схватили мучимого человека и утопили, бросив его в
озеро.
Другой раз случилось, что некто из ариан вошел в храм, когда святый епископ
Амвросий поучал в нем народ. И увидел сей арианин, что ангел Божий шепчет
что-то на ухо Амвросию. Этим видением обнаруживалось, что святый епископ
возвещает народу речи, внушенные ему ангелом. Увидев сие, арианин немедленно
присоединился к православию и по благодати всемогущего Бога сделался
защитником той веры, которую раньше преследовал.
Между тем царица Юстина не переставала враждовать против святителя и нашла
себе помощника в лице вельможи Евфимия. Она уговорила его, подкупив
подарками, чтобы он тайным образом захватил Амвросия и отвез в какую-нибудь
далекую страну в заточение. Стараясь осуществить желание царицы, Евфимий
построил себе дом вблизи от храма, чтобы удобнее ему было выбрать подходящее
к тому время и схватить святителя Божия. Он приготовил особую колесницу, на
которой хотел везти святого Амвросия в изгнание, но в тот самый день, в
который Евфимий намеревался схватить святого Амвросия, неожиданно получено
было повеление императора, чтобы Евфимий немедленно был отправлен в
изгнание. И повезли его в изгнание на той самои колеснице, которую он,
нечестивый, приготовил, для изгнания святителя Амвросия.
Когда мятежник Максим вновь начал свои военные действия против Италии,
Юстина поспешила примириться с Амвросием и стала вместе с сыном своим
умолять его, чтобы он снова отправился умолять мятежника. Святый Амвросий
поехал к Максиму, но на этот раз не имел никакого успеха в своем ходатайстве
пред этим бесчувственным и гордым бунтовщиком. Видя его непреклонность,
святый Амвросий обнаружил такую смелость, что пред всеми предал его
проклятию, как убийцу, коварством погубившего невинного своего государя, и
отлучил его от святой Церкви. Максим вторгся в Италию и брал город за
городом. Юный император не мог воспротивиться ему и бежал, вместе со своею
матерью, в Фессалонику, в Грецию.
(Фессалоника или Солунь - значительный древний город Македонии у Солунского
или большого Фермейского залива. Фессалоника была средоточием христианской
общины, основанной святым апостолом Павлом. Ныне Салоники, после
Константинополя первый торговый город в Европейской Турции, с весьма
многочисленным населением.)
Там она обратилась к Восточному императору Феодосию Великому, чтобы просить
у него помощи.
(Феодосий Великий - император Восточной Римской империи, впоследствии
присоединивший под свою власть и западную; царствовал с 379-395 год.)
Феодосий собрал войско, двинулся против Максима и победил его. Максим был
убит (в 388 году); его смерть была возмездием за неповинную кровь императора
Грациана. Однако императрице Юстине не суждено было дождаться этой
счастливой победы, так как она вскоре по прибытии своем в Грецию умерла. Сын
же её Валентиниан послушался увещаний императора Феодосия и присоединился к
православию.
После смерти Юстины случилось однажды, что один волхв был предан суду и
пыткам. Во время истязаний он кричал, что его больше мучает ангел-хранитель
святого Амвросия, чем сами палачи. Когда его спросили, за какое-же
преступление наказывает его Ангел, кудесник сознался в следующем:
- Когда была жива императрица Юстина, то я намеревался своим волхвованием
возбудить в населении Медиолана вражду против епископа этого города
Амвросия. С сею целью в полночь я взобрался на крышу церкви и там приносил
жертвы бесам. Но чем более я старался о том, чтобы посредством злых козней
сделать Амвросия ненавистным народу, тем более на моих глазах росли любовь и
привязанность этого народа к своему пастырю и тем более преуспевала эта
паства в православной кафолической вере. Видя безуспешность своих усилий, я
стал посылать бесов в дом к Амвросию, чтобы они умертвили его, но злые духи
возвестили мне, что не только к епиекопу, но даже к дверям дома его они не
могут приблизиться, так как из дверей его выходит огонь и опаляет их.
Вот что объявил волхв во время пыток, ибо воистинну страшен был бесам
Амвросий. Так, однажды, некие люди повели одержимого нечистым духом отрока к
святому Амвросию; не успели они дойти с ним до Медиолана, как злой дух вышел
из бесноватого и пришел он к архиерею Божию исцеленным. Отрок еей довольно
долго оставался при святом Амвросии. Затем он удалился из Медиолана,
направляясь к еебе на родину, и вот на том самом месте, где прежде оставил
его демон, лукавый враг опять напал на отрока и стал его мучить. Когда
заклинатели спросили злого духа, почему не мучил он отрока в Медиолане, то
демон ответил:
- Я боялся Амвросия и потому, не доходя до Медиолана, бежал прочь от отрока
и поджидал его на том самом месте, где оставил его; увидав его
возвращающимся назад, я снова вошел в него.
(В древнейшей хриетианской Церкви существовала особая низшая церковная
должность заклинателей. Эта обязанность - изгонять злых духов из одержимых
ими - возлагалась на низших церковнослужителей с тою целью, чтобы показать
презрение Церкви Христовой к суетной силе диавола. Заклинатели должны были
произносить запретительные или заклинательные молитвы также и над
оглашенными, т. е. приготовлявшимися к принятию таинства св. крещения. Ныне
эти заклинательные молитвы, предшествующие таинству святого крещения,
читаются самим священником, совершающим крещение. В требнике Петра Могилы
имеется особое последование об изгнании нечистых духов из одержимых ими.)
По смерти мятежника Максима, прибыл в Медиолан император Феодосий; святитель
же Амвросий находился в то время в Аквилее (значительный торговый город на
реке Натисоне, недалеко от берега Адриатического моря). И произошло тогда
следующее событие. В одном из городов Востока христианами была предана огню
еврейская синогога за то, что евреи нанесли оскорбление инокам. Когда
правитель Востока довел об этом до сведения императора, тот немедленно
повелел, чтобы епископ того города построил для евреев новую синогогу.
Святый Амвросий, узнав об этом повелении, послал императору письмо (так как
лично не мог немедленно к нему ехать); в этом письме он доказывал императору
несправедливость его постановления и просил его отменить свой указ и не
отдавать христиан на поругание евреям. Но Феодосий оставил письмо Амвросия
без внимания. Тогда архиерей Божий, вернувншсь в Медиолан, всенародно
обличил императора в церкви во время проповеди. Обратившись к нему, Амвросий
сказал ему от лица Божия следующее:
- Я вывел тебя из ничтожества и сделал царем. Я предал в твои руки врага
твоего и покорил тебе все его полчища. Я даровал царский престол твоему
потомству. Я сделал то, что ты без труда одержал победу, а ты даешь повод к
торжеству надо Мною моим врагам.
Император Феодосий, тронутый сими словами, переменил свое решение и отменил
повеление о возстановлении христианами еврейской синогоги.
В тоже время случилось другое происшествие: народ в Фессалонике возмутился
против правителя своего Ботериха (правитель Фессалоники, друг императора
Феодосия Великого) и умертвил его. Император, в сильном гневе, послал войско
в тот город, и умерщвлено было тогда до семи тысяч его жителей; при этом
многие безвинно погибли от острия меча, так как воины, при нападении своем
на город, вовсе не искали виноватых в убийстве правителя, а убивали на
улицах всех, и старых, и юношей, и даже младенцев.
Когда Амвросий услыхал об этом, то чрезвычайно опечалился и вознегодовал на
царя праведным гневом за такое безразсудное кровопролитие. И вот однажды в
праздничный день, когда император торжественно шествовал в церковь, архиерей
Божий безбоязненно вышел к нему, загородил ему вход во храм и стал обличать
его в несправедливом убийстве следующими словами:
- Не надлежит тебе, царь, приступать к святому причащению, вместе с верными
христианами, после того, как ты сделался виновником таких убийств и не
принес в том покаания. Как же ты примешь тело Христово руками, обагренными
неповинною кровию, или как станешь пить кровь Господню теми устами, которыми
отдал повеление о жестоком избиении людей?
(В то время и миряне, когда приобщались Св. Христовых Таин, получали тело
Христово в руки. См. житие преп. Феоктисты Лезвийской под 9 ноября.)
- Ведь и Давид согрешил, - возразил ему император, - он совершил убийство и
прелюбодеяние, однако не был лишен милосердия Божия.
Но святитель отвечал Феодосию:
- Если ты подражал Давиду в его грехах, то подражай ему и в покаянии.
Император возвратился в свой дворец смущенным, скорбя о грехе своем. И
вскоре он принес то покаяние, которое наложил на него святитель Амвросий: он
каялся открыто, как простолюдин, повергался ниц перед церковию и стоял
вместе с прочими кающимися, проливая обильные слезы. Между тем наступил
праздник Рождества Христова, и Феодосий в слезах сидел во дворце, размышляя,
что слугам и нищим открыт храм Божий, а ему и в такое время он недоступен.
Тем временем некто Руфин, министр, пользовавшийся особенным благоволением
царя, узнав о причине слез его, побежал к святому Амвросию, чтобы склонить
его к снятию с царя епитимии. За ним пошел в храм и сам Феодосий. Святитель
Божий сначала принял его сурово и, зная раздражительный характер его,
потребовал, чтобы он издал закон, по которому бы приговоры суда о лишении
жизни или имуществ утверждались спустя 30 дней. Царь изъявил согласие, и был
принят в храм. Он показал здесь знаки глубокого раскаяния: терзал руками
свои волосы, ударяясь челом и обливая помост потоками слез. После того,
Амвросий допустил, наконец, императора до святого причащения. Император
вошел, было, в алтарь, так как думал причащаться вместе с
священнослужителями; но святый Амвросий выслал к нему архидиакона с
приказанием ожидать причащения пред алтарем, вместе с прочими мирянами,
"ибо, - сказал святитель, - порфира сообщает лишь царское, а не
священническое достоинство". Император со смирением выслушал повеление
епископа и вышел из алтаря. "В Царьграде существует такой обычай, - заметил
он, - чтобы цари причащались вместе с священниками в алтаре". Но после этого
Феодосий ждал времени причащения вместе с остальным народом в церкви.
Впоследствии, когда император Феодосий находился уже в Царьграде, то он не
вошел причащаться в алтарь и на вопрос патриарха Нектария (в 381-397 г.),
почему он не по царскому обычаю, а вне алтаря, с простым народом ожидал
причащения, со вздохом ответил:
- Не знал я различия между царем и епископом, а теперь знаю, научившись от
учителя правды Амвросия, который один заслуживает того, чтобы называться
епископом.
Слава об епископе Амвросии распространялась повсеместно. Так в Медиолан
пришли из Персии два весьма ученых мудреца. Много наслышавшись о премудрости
святого Амвросия, они захотели убедиться в ней и подготовили, поэтому, много
вопросов, которые предложили ему на разрешение. Долго беседовали они с ним и
дивились глубине его богословствования и высоте ума. Они засвидетельствовали
пред царем, что из-за одного Амвросия предприняли столь далекий путь от
востока к западу, так как желали видеть его и насладиться его премудростью.
После того, как император Феодосий вернулся из Италии в Константинополь,
Валентиниан Младший по наущению начальника своих телохранителей Арбогаста
был умерщвлен в городе Виенне.
(Виенна - ныне Виеннь - древняя римская колония и потом столица различных
государств, основанных германскими племенами; расположена на левом берегу
Роны; в настоящее время город богат остатками римских древностей.)
На императорский престол древнего Рима был возведен Евгений, который только
по имени был христианином, по внутренним же своим наклонностям являлся
идолослужителем и любителем языческих суеверий и волхвований.
(Евгений незнатного происхождения, был секретарем императора Валентиниана
II, по умерщвлении которого был возведен Арбогастом на престол. Но Феодосий
Великий выступил с своим войском против Арбогаста, победил его и велел
казнить Евгения.)
Он, желая понравиться Римским властям (а в Риме ещё много было
идолопоклонников и служителей бесов), приказал открыть идольские храмы и
совершать бесовские жертвоприношения. Когда он приближался к Медиолану, то
святый Амвросий, не желая видеть такого императора, который лицемерно
выдавал себя за христианина, а в сущности был безнравственным нечестивцем,
удалился из Медиолана в Бононию, а затем во Флоренцию, лежащую в Тускии.
(Бонония - весьма известный город, в верхней Италии, в Цизальпинской Галлин,
на т. н. Эмилиевой дороге; ныне - Болонья, главный город Итальянской
провинцин того же имеии, известный своею образованностью и обширною
торговлею, с весьма многочисленным населением.
Туския - иначе Этрурия, древняя область средней Италии, на западе,
граничившая между Тирренским морем и Аппенинскими горами, на север от Рима.
Флоренция - на р. Арне, населенный город Италии, славящийся развитием наук и
искусств.)
Не злобы неправедного властелина боялся он, а гнушался свиданием с ним. Он
безбоязпенно писал к нему, увещавал и угрожал ему судом Божиим, однако не
успел усовестить бесчувственного сердцем Евгения. Во Флоренции угодник Божий
пробыл некоторое время и жил в доме одного благочестивого и правоверного
мужа по имени Децент, у которого сын, малолетний отрок Пансофий, был мучим
нечистым духом. Святый Амвросий исцелил отрока молитвою и возложением рук.
По прошествии нескольких дней, неожиданно отрок этот занемог и умер. Мать
его, женщина благочестивая, полная веры и страха Божия, отнесла сына в
комнату Амвросия и, так как святителя не было там, то положила свое детище к
нему на постель и ушла. Святый Амвросий, возвратившись в комнату, которую
занимал, увидел, что отрок умерший лежит у него на постели. Тогда он
затворил за собою двери и стал на молитву, а затем, подобно, пророку Елисею
(4 кн. Царств. гл. 4, ст. 32-35), подошел к постели, наклонился над отроком
и дунул на него. Отрок воскрес, и Амвросий отдал его матери живым.
Между тем Евгений выступил из Медиолана в поход против императора Феодосия.
Выходя из города, нечестивый Евгений похвалился, что, когда вернется с
победою, то обратит храм Медиоланский в конюшню, а священнослужителей
опояшет мечами. Однако Евгений безславно погиб в сражении, побежденный
императором Феодосием. Святитель Божий торжественно встретил благочестивого
императора Феодосия, как победителя, но Феодосий, припав к ногам святого
Амвросия, приписывал свою победу его молитвам.
Немного времени спустя, император Феодосий мирно скончался (в 395 году. Св.
Амвросий почтил память Феодосия Великого словом); царствовал он богоугодно и
перешел в нескончаемое Царство Христово, а земное царство получили после
него сыновья его: Аркадий - на востоке, Гонорий - на западе.
(Аркадий - император Восточной Римской империи, царствовал в 390-408 год.
Гонорий - император Западной Римской империи, царствовал в 390-423 год.)
Во время царствования Гонория были обретены святым Амвросием мощи мучеников
Назария и Келсия (память их - 14-го октября), о чем пресвитер Павлин (ученик
и секретарь св. Амвросия Медиоланского, впоследствии написавший его житие по
просьбе ученика его, блаж. Августина, епископа Иппонийского) передает
следующее: "В то время Амвросий перенес в церковь святых Апостолов мощи
святого мученика Назария, которые найдены были в загородном саду. Мы увидели
во гробе, где лежали мощи мученика, кровь, как будто бы она только что
вытекла; голова с волосами и бородою сохранилась в таком нетлении, как будто
она только что положена была во гроб, а лицо мученика было такое светлое,
как бы сейчас только омытое. И что же в сем удивительного, когда Сам Господь
в Своем Евангелии дал такое обетование: "И волос головы вашей не погибнет"
(Еванг. от Луки гл. 21, ст. 18)? Ощутили же мы такое благоухание, которое
превосходило всякие ароматы. После перенесения мощей святого мученика
Назария на колесницу, мы тотчас перешли со святым Амвросием к мощам святого
мученика Келсия, которые лежали в тойже местности. От владельцев этого сада
мы узнали, что им было от предков заповедано, чтобы они не покидали этого
места, а сохраняли бы у себя из рода в род, так как великие сокровища
положены здесь. И поистине велики эти сокровища, которых ни моль, ни
ржавчина не истребляет, и воры не подкапывают и не крадут (Еванг. от Матф.
гл. 6, ст. 20). Хранитель их - Господь, а место для тех, для которых жизнь -
Христос, и смерть - приобретение (Посл. К Филип. гл. 1, ст. 21), есть
водворение на небесах. Когда же внесены были мощи святых мучеников в церковь
Апостолов, то святитель Амвросий сказал народу поучение. В это время кто-то
из народа, имевший в себе нечистого духа, громко закричал:
- Меня мучает Амвросий!
Но святый, обратившись в его сторону, сказал:
- Онемей, диавол! Не Амвросий, а вера мучеников тебя мучает, а также твоя
зависть, так как ты видишь, что люди восходят туда, откуда ты низвержен.
Амвросий же не умеет надмеваться гордостью.
После этих слов святого Амвросия, бес замолк, повергнув одержимого им
человека ниц на землю.
Слух о святом Амвросии дошел до царицы Маркоманов Фритигильды, и она послала
просить святого, чтобы Амвросий научил ее вере во Христа.
(Маркоманы - германское племя, обитавшее в Богемии и нередко производившее
опустошительные набеги на пограничные провинции Римской империи.)
Амвросий написал ей подробное наставление в вере христианской и убедил ее в
истине христианства. Фритигильда обратила к вере во Христа и своего супруга,
а также уговорила его заключить мирный договор с Римской империей. Сильно
желала Фритигильда увидать своего наставника - святого Амвросия и с этим
намерением отпривилась после того в Медиолан, но уже не застала в живых
святителя, отшедшего незадолго пред тем ко Господу.
Святый Амвросий был мужем великого воздержания и трудолюбия, полным духовной
бодрости; постился он постоянно, кроме суббот, воскресных и праздничных дней
и дней памяти мучеников. Он пребывал в непрестанной молитве и днем, и ночью;
делами занимался он с прилежанием и даже собственноручно писал книги, если
не был удерживаем от сего болезнию телесною. Он был преисполнен
попечительной заботливости о всех церквах епархии и столь много трудился для
выполнения возложенных на него Богом обязанностей, что после его смерти пять
епископов едва могли совладать с этой работой. Не поддается также никакому
описанию попечительность его о нищих, убогих и находившихся в плену: он
тратил на них все свои последние средства. Тотчас после принятия
епископского сана, Амвросий роздал все принадлежавшее ему золото, серебро и
остальное имущество на украшение храмов Божиих, на прокормление нищих и
сирот и на выкуп пленных; только незначительную часть своего состояния он
отделил на содержание своей сестре, себе же не оставил ничего, чтобы,
освободившись от всякого имущества, удобнее следовать за Христом Господом
своим, Который, обнищал нас ради, дабы мы обогатились Его нищетою (2 посл. к
Коринф. гл. 8, ст. 9). Угодник Божий Амвросий всем был всем (1 посл. к
Коринф. гл. 9, ст. 22): он радовался с радующимися, плакал с плачущими. Если
кто приходил к нему, чтобы исповедать грехи свои, то Амвросий сам так плакал
над ним, что даже окаменевшего сердцем грешника приводил в сокрушение и
возбуждал к умилению и слезам.
Когда святый Амвросий достиг престарелого возраста, то пред узнал отшествие
свое к Богу и сказал своему клиру:
- Я только до Пасхи останусь с вами.
Вышеупомянутый пресвитер Павлин, описавший житие святого Амвросия,
разсказывает еще о следующем событии, которому сам был очевидцем.
"Незадолго до своей болезни святый Амвросий, был занят толкованием на псалом
43-й, а я, - говорит Павлин, - записывал со слов его то, что он объяснял,
так как сам Амвросий по старости и слабости не мог уже писать много. Как
вдруг, взглянув на него, увидел я огонь на подобие щита вокруг его головы;
этот огонь, постепенно свиваясь, вошел в уста его; тогда лицо Амвросия
сделалось белым, точно снег. Это видение привело меня в такой ужас, что я от
страха не мог писать, но затем лицо Амвросия приняло опять обычный свой вид.
Я сообщил об этом достоуважаемому диакону Кастулу, а последний, сам
исполненный благодати Божией, объяснил мне, что это я видел Духа Святого,
сошедшего, в виде огня, на нашего епископа, как некогда сошел Он на святых
Апостолов".
Полководец Стилихон, услыхав о том, что Амвросий, смертельно болен,
воскликнул:
- Италия погибнет, если умрет этот святитель!
(Стилихон - знаменитый полководец Западной Римской империи при дворе
Гонория, несколько раз спасавший её от падения, родом Вандал, но
впоследствии, несмотря на свои услуги государству, вследствие придворных
интриг, убитый по приказанию Гонория за мнимую измену.)
И послал к больному святителю уважаемых граждан Медиоланских, таких, о
которых знал, что святый Амвросий их любит, чтобы они умоляли святого
выпросить себе у Господа продление земной жизни на пользу других. Амвросий
отвечал на это:
- Не так я жил среди вас чтобы мне стыдиться жить далее; но не боюся я и
смерти, ибо мы имеем Всеблагого Господа.
В то время, как Амвросий лежал на одре болезни, в значительном разстоянии от
его постели, у дверей комнаты, сидели диаконы Кастул, Полемий, Венерий и
Феликс. Они беседовали между собою, но говорили шопотом и так тихо, что
разговор их слышен был только для них самих. Разсуждали они о том, кому быть
епископом после Амвросия; при этом уномянули пресвитера Симплициана. Вдруг
святый Амвросий, лежавший далеко от них, поднял голос и три раза, как будто
вел с ними беседу, повторил: "Он стар, но бодр"; этими словами он назначил,
чтобы пресвитер Симплициан, после его смерти, принял на себя епископство.
Во время болезни своей святый Амвросий, находясь в молитве, увидел Господа
нашего Иисуса Христа, Который шел к нему с любвеобильною улыбкою, являя ему
Свой божественный лик; Амвросий поведал об этом сидевшему тогда подле него
епископу Лавдийскому Вассиану. (Лавд - город в Северной Италии, между
Медиоланом и Кремоном. Ныне - Лоди Веккио.) Когда приблизилось время
разлучения души святого Амвросия от тела, то епископ церкви Верцелльской
Гонорат, отдыхавший в верхней части дома, услыхал три раза голос свыше,
который говорил ему:
- Вставай скорее и поспеши к Амвросию, он сейчас отойдет.
(Верцеллы - город недалеко на запад от Медиолана.)
Тогда пресвитер встал, взял с собою пречистые Тайны и спустился вниз к
больному. Святый Амвросий помолился, причастился божественных Даров и предал
святую свою душу в руце Господа своего, на разсвете дня святой Пасхи (4-го
апреля 397 года). Святое тело его было положено в большой Медиоланской
церкви, а душа его предстала с Ангелами престолу Святой Троицы, - Отца и
Сына и Святого Духа, Единого Бога, Ему же слава во веки, аминь.
(Св. Амвросий скончался 57 лет. Жизнеописатель его, пресвитер Павлин
присоединяет к этому, что многие крещеные тогда (в пасхальную ночь) дети,
после того как вышли из воды, видели Амвросия: одни - сидящим на кафедре,
другие показывали пальцем своим родителям на него, как на ходящего, но те,
видя, не видали его; многие говорили, что они видели звезду над телом его.
Церковь совершает память его 7-го декабря, в день постановления его в
епископа, потому, вероятно, что день кончины его совпадает с днями поста или
пасхальными. Святый Амвросий Медиоланский оставил после себя множество
сочинений: одни из них относятся к изъяснению Св. Писания, в других
раскрываются догматы св. веры, в некоторых преподаются высокие нравственные
наставления и т. д. Таковы его толкования на Евангелие Луки, шесть книг на
шестоднев, пять книг о вере, изъяснение символа веры, книга о воплощении, 3
книги о Св. Духе, книга о Таинствах, 2 книги о покаянии, учение о
воскресении, изложенное в 2 книгах о смерти своего брата и в двух словах на
смерть императоров Валентиниана и Феодосия Великого, об удалении от мира, о
девстве, о вдовицах, о патриархе Иакове и О блаженной жизни, об Илии и посте
с похвалами воздержанию, о патриархе Иосифе, как образце целомудрия и др.
добродетелей и т. д. Между всеми сочинениями Амвросия 3 книги его "о
должностях" (пресвитеров церковных) занимают первое место. Весьма важны
также труды св. Амвросия для устройства Богослужения: оп устроил чин как
литургии, так и других служб для своей церкви, распространившийся по всей
Северной Италии. Чин этот соблюдается в Милане и доселе, и Миланская
литургия и поныне отличается от Римской многими особенностями, кои
обнаруживают в Амвросии явное желание сближения с обрядами Церкви Восточной.
В чине службы, св. Амвросий ввел следующее: 1) Лекционарий, где означил
начала и окончания чтениям из Евангелия, Апостола и Пророков; 2) чин
совершения Евхаристии с молитвами и предисловиями; 3) Антифонарий, бывший
вполне нововведением, принятым с востока. Св. Амвросий написал как ноты, так
и гимны для антифонария. Между подлинными гимнами св. Амвросия следует
отметить особенно гимн: Тебе, Бога, хвалим. Эта благодарственная,
торжественная песнь, доселе повторяющаяся при каждом торжественном
благодарении Господу, была составлена св. Амвросием по одержании совершенной
победы над арианами.) |