Петр в младенчестве был воспитан блаженным Феоною,
архиепископом Александрии, и после него на святительскую кафедру был
поставлен в то время, когда Римскими царями Диоклитианом и Максимианом были
воздвигнуты сильные гонения на христиан. Христовыми мучениками были
переполнены тогда все темницы и кровь их обливала все улицы, города и
окрестные поля; в это страшное и скорбное от бед и несчастий время Божиею
церковию управлял святый Петр в терпении и больших трудах. Своим учением и
непреодолимою твердостию духа он поддерживал малодушных и боязливых, многих
удержал от отступления и падения и большое количество верующих привел к
мученическому венцу. Изгнан за Христа и находясь в Тире, Финикии и
Палестине, святый поддерживал своих овец посланиями и укреплял их силою
Святого Духа; боясь же, чтобы кто-нибудь, устрашившись мук, не отпал от
Христа, день и ночь молился за них к Богу. Возвратившись снова в
Александрию, Петр помогал заключенным в темнице, которых было шестьсот
пятьдесят, при чем между ними много было пресвитеров и клириков; все они
были умерщвлены после различных мучений. Петр же, видя их страдание и
терпение, радовался духом. Во время доброго правления его паствой, возстал в
Александрии хищный волк в овечьей одежде - Арий-еретик, который среди
пшеницы начал сеять плевелы проклятого бесовского учения, хулил Божество
Иисуса Христа и такою хулою вредил Церкви Божией. Добрый пастырь часто этому
волку заграждал уста и приостанавливал его, наказывая и запрещая, чтобы он
не нарушал доброго исповедания святой Троицы, непорочно переданного Церкви
Христовой. Но когда Арий оставался таким же неисправимым, и его злоба не
хотела покориться правде, тогда святый Петр проклял хулителя и отлучил от
Церкви, как негодный член. И мстительный Арий, будучи изгнан из стада
Христова, скрывался, и не осмеливался беззаконник придти к этому бдительному
пастырю, которого никакою лестию и хитросплетенными словами не мог
прельстить.
Число же верующих во Христа в Александрии все более и более возрастало и
увеличивалось, не смотря на жестокое время; ибо никакие пытки не могли
воспрепятствовать и заградить путь ко Христу тем, которые желали спасения;
многие не только своих имений, но даже жизни не щадили и спешили к святому
Петру, чтобы получить крещение, оставив идольское служение.
Царь Максимиан, владеющий восточными странами и пребывающий в Никомидии,
узнав о том, что многие чрез наставления святого Петра стали обращаться от
идолопоклонства ко Христу, послал трибуна с воинами взять святого и
связанного привести к нему.
(Население Рима с древнейших времен делилось на несколько частей, которые
назывались трибами. Начальникам или старейшинам триб и усвоено было название
трибунов. Со временем это название стало прилагаться ко многим
государственным должностным лицам, преимущественно же - к воинским
начальникам, в роде наших полковников. В настоящем месте разумеется один из
таких начальников).
Посланные, придя в Александрию, нашли святого Петра в храме совершающим
память всем святым со множеством верных, взяли его и заковали в тяжелые
оковы. Тогда произошло большое волнение среди народа, многие плакали о
святом Петре, другие восклицали: "Зачем берете пастыря от нас?" И собралась
вся Александрия, желавшая душу свою положить за своего учителя, и кричал
весь народ на царя и его посланных. Трибун, видя сильное волнение и
возмущение народа, приказал беречь святого в темнице, бывшей близ храма, и
написал царю обо всем случившемся. Царь, прочитав написанное, сильно
разгневался, и письменно повелел отсечь учителю христианскому Петру голову и
всех сопротивляющихся казнить мечем. Трибун, получив послание царя,
постарался исполнить приказание его и пытался привести Петра на усечение, но
толпа народа, которая день и ночь находилась у темницы, не позволяла вывести
на смерть своего отца. Тут было безчисленное множество мужей, жен, старых и
юных, иноков и инокинь, которые, будучи привязаны любовию к архиерею
Божиему, не отходили от темницы. Когда они увидали вооруженных воинов,
идущих к темнице, чтобы вывести Петра, все единодушно воскликнули:
- Сначала нас всех избейте, если имеете приказание от вашего царя, а потом
уж возьмете и отца нашего; не отступим от нашего пастыря и не допустим,
чтобы пострадал учитель и врач душ наших.
Трибун, услышав сие и видя множество народа, не желал учинить большего
кровопролития, но чтобы исполнить приказание царя, старался тайно
обезглавить Петра.
Когда все это происходило, Арий, узнав, что архиепископ, отлучивший его от
святой соборной Апостольской церкви, сидит в оковах, в темнице, и должен
быть убитым за Христа, явился к нему с покаянием, надеясь после него взойти
на кафедру и быть Александрийским архиепископом. Он пришел, прося прощения и
каясь в своем грехе еретичества, и умолил некоторых пресвитеров, а больше
всех Ахиллу и Александра, просить за него Петра, чтобы он простил ему
согрешения и принял бы в церковное общение. Утром много благоверных, честных
граждан, во главе с пресвитерами Ахиллой и Александром, явившись в темницу,
стали просить святого архиепископа, припав к его ногам, чтобы он простил
Ария и разрешил бы его от клятвы. Блаженный Петр, плача и вздыхая, ответил
им:
- Возлюбленные, не знаете, о ком просите, - просите о том, кто терзает
церковь Христову. Вы знаете, что я люблю своих овец и не желал бы, чтобы
какая-нибудь из них погибла. Больше всего я молю Бога, чтобы Он всем подал
прощение грехов и спасение; только Ария я отвергаю, ибо он самим Богом
отвержен, и от святой Церкви отлучен не столько моим судом, сколько Божиим,
так как он не пред человеком, но пред Богом согрешил, хуля тайну Святой
Троицы, на Которую херувимы и серафимы не могут смотреть и только
непрестанно воспевают: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф", силы же небесные
глоголют: "исполнь небо и земля славы Твоея" (кн. прор. Исаии гл. б, ст. 3 и
др.). Безстыдный еретик своею хулою осмеливается делать разделение между
Отцом и Сыном и Святым Духом; как можно ему простить, когда на него все
созданное гневается за своего Создателя? Итак, да будет проклят Арий и в
нынешнем веке и будущем.
Когда блаженный Петр сказал это, все просившие за Ария пали к ногам его и
уже не осмеливались более безпокоить его. Он же, отведя в сторону
пресвитеров Ахиллу и Александра, сказал им:
- Я - человек грешный, но знаю, что Господь Бог призывает меня к
мученическому венцу, и прежде чем умру, объявлю вам, столпам церкви, тайну
Божию, которую открыл мне Господь в сию ночь. Ты, честный Ахилла, после меня
па архиепископский престол взойдешь, а после тебя достойный пресвитер
Александр. Что же касается до Ария, то не думайте, что я несправедлив к нему
и жесток по отношению к согрешающим, ибо грех, соделанный по немощи, хотя
был бы и наибольшим, меньше злобы Ария. Согрешающим по немощи можно
простить; того же проклятого, о котором вы просите, как я могу простить,
когда душа его переполнена обманом и хулою? Ибо от сердца его течет река
хуления на Всемогущего Сына Божия: он называет созданием Того, Кто Сам
Создатель всего видимого и невидимого, и Которого пророки, апостолы и
евангелисты проповедывали. Как вы можете заставить меня снизойти к вашей
просьбе и простить Ария, когда он моего наказания и вразумления не послушал?
А если я и проклял его, то не сам, а по соизволеиию Христа Бога моего,
Который явился мне в сию ночь. Когда я обычно молился, вдруг великий свет
озарил темницу, и я увидел Господа моего Иисуса Христа - во образе
двенадцатилетнего юноши, имеющего лице ярче солнца, так что я не мог
смотреть на неописанную славу лица Его. Он был одет в белый хитон,
разодранный с верху до низу; придерживая его на груди обеими руцами, Он
закрывал Свою ноготу. Когда все сие я увидал, то меня объял ужас и трепет, и
я с боязнию молился Ему, говоря: "Кто Тебе, Создатель, разодрал хитон?"
Господь же отвечал: "Арий безумный разодрал Мне, так как он отделил от Меня
людей, которых Я стяжал Своею Кровию. Остерегайся и не принимай его в
церковное общение: он замышляет лукавое и враждебное против Меня и народа
Моего. Вот хотят просить тебя о нем, чтобы ты простил его; но ты не слушай
их и не принимай волка в стадо, как овцу. Заповедай Ахилле и Александру,
которые будут после тебя епископами, чтобы они не принимали его, но пред
всеми бы прокляли его". Вот я вам возвестил, что мне велено было; если же вы
не послушаете и не исполните заповеданного вам, то я буду в том неповинен.
Сказав сие, он преклонил колена и молился, и все с ним молились. Окончив
молитву, он сказал: "Помолитесь за меня, братие". Присутствующие,
помолившись, ответили: "Аминь". Ахилла же и Александр, целуя его руки,
плакали, ибо он сказал им, что они больше не увидят его. И возвестили
пресвитеры людям все слова, сказанные блаженным Петром об Арии, и то, что он
заповедал им, чтобы не принимать Ария в церковное общение, как волка и врага
Сына Божия.
Потом святый Петр, видя, что христианский народ, пылая ревностию, не пускает
царского посланного вывести его на смерть из темницы, и боясь, чтобы не
произошло большого кровопролития вследствие столкновения народа с посланными
царя, к тому же желая сам скорее разлучиться с телом и отойти ко Господу,
восхотел тайно отдать себя мучителям, чтобы сохранить людей без вреда и
скорее отойти к желаемому концу. Он тайно от народа послал к трибуну одного,
приставленного к нему, надежного раба со словами:
- Если желаешь сделать угодное царю Максимиану, то тайно приходи ночью к
темнице и, пробив стену, возьмешь меня и исполнишь повеление царя.
Так и произошло: наступила ночь, народ во множестве толпился у дверей
темницы, где находился святый пастырь стада Христова, не пропуская к нему
никого. Трибун явился с воинами и пробил стену сзади, насколько можно
пройдти одному человеку. Ночь была зимняя и ветреная, и никто из христиан не
слышал звуков пробиваемой стены. Святый Петр, осенив себя крестным
знамением, сказал:
- Лучше одному человеку умереть, нежели всем людям погибнуть, - и вышел из
темницы пробитою стеною, так что никто из верных не знал этого.
Трибун с воинами удивлялись мужеству святого, шедшего на смерть, и взяв его,
привели на то место, где святый апостол Марк принял мученическую кончину, и
там отсекли ему честную главу.
Близ гроба святого Марка находилась одна девица-затворница; когда она
молилась Богу в ту ночь, в которую святый Петр был усечен, то услышала голос
с неба, говорящий: "Петр начало апостолов, Петр - конец Александрийских
мучеников".
(Это было в 311-м году. Известный церковный историк Евсевий, епископ
Кесарийский, современник св. Петра Александрийского, называет последнего
"священным украшением епископов и по святости, и по упражнению в священных
глоголах". По его увещанию целые сонмы верующих Александрийцев увенчались
венцом мученическим. Слабость некоторых, невыносивших жестокости мучений,
побудила его в 306 г. разослать правила покаяния, которые с древних времен
приняты в состав правил Вселенской Церкви и дышат христианскою любовию и
утверждаются на изречениях Св. Писания. При этом он всего более старался о
том, чтобы возвратить падших в недра Церкви, разделяя падших на роды,
обращая внимание на обстоятельства падения, призывая всех к покаянию и
объявляя одно только преступление непростительным - нераскаянность. Кроме
того, известно его сочинение о Пасхе и в извлечениях: книга "О Божестве",
прекрасные места из которой, относящиеся до воплощения Сына Божия, были
читаны на III (Ефесском) и IV (Халкидонском) Вселенских соборах, сочинение:
"О пришествии Спасителя" и некоторые другие философско-богословского
характера).
С наступлением утра, все люди, узнав, что пастырь их тайно выведен из
темницы и усечен при гробе Марка, с плачем поспешили к святому телу его, и
взяв его, внесли во храм. Здесь, приложив честную главу к туловищу, посадили
его на престоле, т. е. на горнем месте, по следующему основанию: сей святый
архиерей, при жизни, во все время своего пастырского служения, никогда не
садился на горнем месте, но когда приходило время, садился только при
подножии, и никогда не восходил на самые ступени места; этим все люди и клир
его часто возмущались и просили сесть на горнее место, но он никогда не
соглашался. Однажды после Божественной литургии, созвавши весь клир, он
сказал:
- Знаете ли вы, почему я не сажусь на моем горнем месте и не восхожу на
ступени его? Потому что, когда приближаюсь к престолу, вижу на нем небесный
свет, и как бы некоторую Божественную Силу, на нем пребывающую. Ужас
обнимает меня, и я не дерзаю сидеть там, считая себя недостойным этого, но
сажусь при подножии, и то со страхом. Говорю вам для того, чтобы вы более не
принуждали меня.
На основании этого, после кончины его, люди мертвым посадили его на горнем
месте, и все восклицали:
- Моли о нас, святый угодник Божий!
Потом честно погребли его, прославляя Святую Троицу: Отца, Сына и Святого
Духа, Единого Бога |