опубликовано: 11.12.2005 |
Роман был родом из Сирии, воспитание получил в городе Эмесе 1 и с юных лет начал угождать Богу, ведя жизнь девственную и целомудренную. Сначала он был пономарем 2 в одной из церквей города Берита 3 , а потом, в царствование императора Анастасия 4 , удалился в Константинополь и служил при Кировой 5 церкви в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Здесь он проводил жизнь в посте и молитвах, утруждая тело свое многочисленными подвигами и всенощным бодрствованием. С вечера он уходил во Влахерны 6 и там всю ночь стоял на молитве, а потом возвращался обратно. Затем он был поставлен пономарем к храму святой Софии 7 . Святой Роман не знал грамоты, но был благоискусен в добрых делах, коими превосходил премудрых книжников; разумом своим он стремился к Богу, гораздо больше тех, кто ищет премудрости века сего. За добродетельную жизнь полюбил его патриарх Евфимий 8 и, видя, как он трудится в храме и с каким усердием проходит свое послушание, давал ему равную часть с клириками. Клирики 9 же роптали на патриарха, говоря:- Невежду ты поставил наравне с нами! Они возненавидели Романа и стали строить ему козни. Однажды, в навечерие праздника Рождества Христова, когда в церковь пришел царь, Роман же ставил светильники в церкви, клирики, схватив его, потащили на амвон10 , говоря: — Ты получаешь равную с нами часть — пой же, как и мы, на амвоне хвалебную песнь Богу. Так поступили они по зависти, желая посрамить его, ибо знали, что он не разумеет Писания и не может сего исполнить. Претерпев такое унижение от клириков при царе и при всем народе, бывшем в церкви, Роман почувствовал стыд и плакал. По окончании службы, когда все вышли из церкви, он пал ниц пред иконой Пресвятой Богородицы, горько плача и молясь. Проведши долгое время в плаче и молитве Роман встал и пошел в дом свой и, не вкусив от печали, пищи, забылся сном. И вот во сне явилась ему Пресвятая Владычица наша Богородица, утешение всех скорбящих, держа в руке небольшой книжный свиток и сказала Роману тихим голосом: - Открой уста! Когда Роман открыл уста свои, Владычица вложила в них свиток 11 и повелела съесть его. Роман проглотил хартию и тотчас проснулся, но никого не увидел пред собою; ибо Явившаяся стала невидима. Сердце его исполнилось неизреченной сладости и радости духовной, и стал он размышлять о том, что увидел. В уме же своем он вдруг ощутил разумение книжное, ибо Дева Богородица, как некогда Сын Ее — Своим апостолам, отверзла ему ум к разумению писаний. Он исполнился великой премудрости и стал со слезами благодарить Наставницу свою за то, что в одно мгновение Она даровала ему такие познания, каких он не мог бы достигнуть в течение многих лет. Наступил час всенощного бдения, и святой Роман, радуясь благодати, дарованной ему Богоблагодатною Девою, пошел в церковь. Когда нужно было воспеть песнопение в честь праздника, святой Роман взошел на амвон и воспел сладким гласом свой кондак, который сложил он в уме своем: — Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волхвы же со звездою путешествуют, нас бо ради родися отроча младо Предвечный Бог. Все видевшие и слышавшие сие, удивлялись и услаждались пением Романа, вникая в смысл песнопения. Когда же он окончил свою песнь, патриарх спросил, — откуда у него такая премудрость. Роман не скрыл чуда Богородицы, но исповедал Ее благодать и прославлял вразумившую его Небесную Наставницу. Клирики, оскорбившие его, устыдились и, покаявшись, пали к ногам Романа, прося у него прощения. Патриарх же тотчас поставил святого Романа диаконом, и из уст его премудрость потекла как река, а тем, кто сначала упрекал его за простоту и невежество, пришлось потом самим же у него учиться. Он составил множество кондаков 12 на праздники Господские и Богородичные и на память многих святых, так что его кондаков насчитывалось более тысячи. И был он всеми весьма любим и почитаем. Примечания: 1. Эмеса—город в Сирии на восток
от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море. 3. Берит — нынешний
Бейрут — древний город Финикии на берегу Средиземного моря; в V в. процветал
и славился своей высшей школой риторики, поэтики и права; ныне — главный административный город Азиатско-Турецкой Сирии и важнейший
торговый пункт Сирийского побережья, с населением до 80,000 жителей.
вернуться к тексту 4. Анастасий I—Византийский император с 491 по 618 г. вернуться к тексту 5. Кир — знаменитый поэт и префект столицы при
императоре Феодосии Младшем, потом епископ Смирнский и песнопевец
православной восточной церкви (умер в 470 г.) - подарил столице памятник вкуса и благочестия своего — великолепный
храм Богоматери, который от него и получил спое наименование и после него назывался Кировым. Впоследствии
при храме сем возникла обитель. Был ли монастырь при Кировом храме во время Романа — неизвестно,
но греческий подлинник жития его дает понять, что Роман не только служил при Кировом храме, но и жил в зданиях, принадлежавших сему храму.
вернуться к тексту 6. Влахерны – местность в Константинополе, на западном
углу города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему
Востоку своими святынями. Особенно известны были Влахерны Богородичной
церковью, построенной императором Львом Великим (457-474 г.г.). В этой
церкви в 474 году были положены честные ризы Пресвятой Богородицы,
принесённые из палестины. Здесь же хранились в златокованном ковчеге
Её омофор и часть пояса. Под омофором Богородицы, или
правильнее будет мафорием ( от греч.
majorion - мафОрион)
разумеется Её головной покров, большое покрывало, которое Она носила на
голове Своей.
вернуться к тексту 7. Главный великолепный собор Константинополя во имя Софии — Премудрости Божией, первоначально
создан Константином Великим. Впоследствии этот собор был великолепно возобновлен и расширен
императором Юстинианом Великим в 537 году; в 1463 г., по взятии
Константинополя Турками, обращен в мечеть. Юстиниановский храм св. Софии пре<дставляет
и поныне замечательнейший, величественнейший
памятник христианской архитектуры Византийского стиля,
самой цветущей эпохи
его развития.
вернуться к тексту 9. Под клириками здесь разумеются церковные служители, посвященные на
то чрез особое архиерейское благословение, чрез т. н. церковный обряд хиротесии — чтецы и певцы.
Очевидно, что св. Роман до того времени не принадлежал к
их числу.
вернуться к тексту 12. Таким образом Роман Сладкопевец первый начал писать кондаки и справедливо признается отцами Церкви творцом кондаков. Самое название кондаков несет на себе воспоминание о творце их и получило свое начало от греческого наименования того пергаментного свитка, который Богородица повелела Роману в сновидении проглотить. Под сим именем с тех пор стали разуметься в церкви краткие церковно-богослужебные песнопения в честь Господних и Богородичных праздников, а также в честь святых и в память усопших, излагающие сущность праздников и составляющие как бы тему для всего богослужебного чинопоследования. вернуться к тексту Св. Роман остался в истории христианского песнотворчества с именем Сладкопевца и признается по справедливости лучшим песнописцем как по богатству мыслей, содержащихся в его песнопениях,так по их поэтической вдохновенности, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка. Церковь в своих песнопениях воспевает его гуслей сладковещанной, сладкогласной цитрой Божественного Духа, свирелью церковною, соловьем божественных песней, струной преславных слов Духа и т. д. Кроме кондаков, св. Роман Сладкопевец считается творцом и икосов, которые, по свидетельству Марка Эфесского, вместе с кондаками петы были в одних прекрасных тех покоях (по греч. oicoz - оИкос — дом, покой), где священный муж имел обыкновение проводить ночи в бдении; отсюда они и получили такое название. "Икосами" называются в Церкви пространнейшие песнопения в честь и память праздника или в память усопших. По своему содержанию они сходны с кондаками, пишутся одним размером и поются в один глас. Икос всегда следует за кондаком, так как представляет развитие последнего. Жизнь и деятельность Романа Сладкопевца относятся ко 2-й половине V века. Кончина его последовала в конце сего века. |
Автор оставляет за собой право на
дополнения и изменения, Ваши мысли и пожелания присылайте автору сайта |