ОТКРОВЕНИЯ, ЧУДЕСА, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ.

опубликовано: 27.08.2008

Московская старица схимонахиня Севастиана.


Родилась она в Михайловской Слободе, неподалеку от Бронниц, в 1876 году. При крещении родители дали ей имя Ольги, в честь святой равноапостольной Ольги. В отроческие годы Ольга пришла в Московский Всехсвятский единоверческий женский монастырь за Рогожской заставой по Владимирскому шоссе.

Монастырь был устроен по указу императора Александра II — в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. По благословению святителя Филарета Московского попечители Общества единоверцев Москвы устроили женскую обитель на пожертвования москвичей.

17 июля 1862 года в монастырь прибыла из Чернигова игумения Александра, опытная в иноческой жизни. Встречали ее при многочисленном стечении прихожан и духовенства единоверческих церквей Москвы. Немало собралось православных и даже старообрядцев, не признававших священства. К 1917 году в монастыре были два храма и часовня: соборный храм Всех Святых (освящен в 1843 году, в закладке его участвовал святитель Филарет), церковь святителя Николая Чудотворца при двухэтажном корпусе трапезной и келии (освящен в 1876 году) и часовня на монастырском кладбище. Перед октябрьским переворотом в монастыре было 32 монахини и 24 послушницы.

Монастырь славился строгостью монашеской жизни, а также своими подвижницами и старицами. Среди них наиболее известны: мать Нимфодора, мать Олимпиада и мать Севастиана.

Когда Ольга пришла в монастырь, в тот же день один богатый купец сделал огромный вклад в обитель — 160 тысяч рублей. Монастырская старица мать Нимфодора сказала тогда:

— С этой послушницей Господь послал нам богатство.

Мать Нимфодора взяла юную послушницу в свою келию и сама обучала ее монашеской жизни. Там и возрастала Ольга духовно под руководством старицы.

Незадолго до крушения Российской империи и прихода к власти большевиков мать Нимфодора взяла метлу и стала выгонять монахинь и послушниц из келии на площадь перед соборным храмом. Так она предсказала закрытие монастыря и гонения на монахинь.

В сентября 1918 года совдеп Рогожско-Симоновского района предложил монахиням Всехсвятского монастыря в кратчайший срок освободить помещения. Инокини начали искать место для прибежища, а тем временем началось заселение келий: здесь устраивали общежития и квартиры для семей рабочих. Официально монастырь закрыли в 1922 году, а через два года в нем устроили рабочий поселок имени Ильича.

До полного закрытия монастыря некоторые из сестер пытались остаться в келиях, но их постепенно выселяли силой. Приходили сотрудники ВЧК и забирали монахинь. Так и мать Севастиана оказалась в Бутырской тюрьме. Там ее истязали вместе с другими монахинями. Как говорила сама матушка, "пятый угол показывали". Здесь и открыл в ней Господь великие духовные дары.

Сама матушка вспоминала, как после очередных избиений и издевательств, когда она не думала уже, что выйдет отсюда живой, матушка увидела духовным взором все происходящее на земле; ей открылось то, что делалось в других странах, стало ясным не только прошлое, настоящее, но и будущие события земной истории; открывалось ей и то, что происходило в душах и сердцах людей, она стала "читать" состояние человека как открытую книгу.

Вместе с ней в камере находилась молодая женщина из дворянок, которая задумала покончить с собой, так как не могла уже терпеть мучений и издевательств следователей и охраны. Прозревая ее помысл, матушка обратилась к ней:

— Нехорошее ты дело задумала, не губи свою душу. Тебе через три дня дверь откроют, а меня отпустят через неделю после этого.

И действительно, в указанный матушкой день дверь камеры отворилась и конвойный объявил:

— Такая-то с вещами на выход.

И сама матушка вышла из тюрьмы через неделю, пробыв в заключении три месяца. Старица говорила, что в освобождении ей помог родственник по имени Иосиф, который работал на какой-то ответственной работе в государственных органах:

— Оська помог, — так говорила матушка.

Во время пребывания матушки в Бутырке скончалась старица мать Нимфодора. Перед смертью она сказала другой старице из Всехсвятского монастыря — матери Олимпиаде:

— Будут выгонять из монастыря, ты не уходи никуда, пока не вернется мать Севастиана, жди ее — без Севастианы нет благословения тебе ухолить из обители.

Самой же матери Олимпиаде она посоветовала съездить в деревню к родственнику — фельдшеру и взять справку о том, что она умалишенная, — это для того, чтобы в тюрьму не забрали. Мать Олимпиада так и поступила, — и действительно, ее так ни разу не арестовывали. Удалось ей дожить в монастыре и до выхода из тюрьмы матушки Севастианы.

Когда в 1922 году мать Севастиана вернулась в монастырь, жить там было практически невозможно. Службы в храмах не совершались, сестры разбрелись кто куда. Собрали обе старицы — Олимпиада и Севастиана свои пожитки, наняли подводу и тронулись в путь, еще не зная, куда отправятся. И тут Сам Господь помог им. Когда они ехали на подводе, их увидела близкая знакомая матушки Севастианы, спросившая, куда они направляются.

— Наверное, в Михайловскую Слободу, — ответила матушка, может быть, устроимся где-нибудь.

— Не нужно никуда ездить, — сказала знакомая, — я скажу Васе, чтобы уголок вам выделил.

Вася — это был ее зять, Василий Игнатович, который работал машинистом железнодорожных составов, идущих на южном направлении. Он привозил оттуда продукты, что в те голодные годы позволяло выжить не только их семье, но и помогать другим. Василий Игнатович согласился принять матушек, а вскоре, благодаря своим связям и возможностям устроил им комнатку. Когда он поближе узнал матушку Севастиану, то сам с радостью исполнял ее просьбы и слушался ее советов.

В то время матушка много потрудилась, чтобы не закрыли Никольский храм. Служб в храме не было из-за отсутствия священника и на здание церковное постоянно зарились различные организации: одни, чтобы использовать под склад или для иных нужд, другие — чтобы лишить церковь возможности "дурманить" народ. Особенно досаждали комсомольцы, которые хотели сломать храм (исполняя слова известного гимна "весь мир насилья мы разрушим"), а пока отламывали от здания, что могли, и били стекла. Матушка говорила:

— Я должна эту церковь отстоять, пока не дадут священника.

День и ночь находилась матушка при храме, следила за порядком, молилась, вставляла выбитые стекла, сторожила по ночам. Но священник все не появлялся, и матушка особенно горячо молилась покровителю храма:

— Святителю отче Николае, опять побили стекла, а ведь только вчера вставили. Помоги, защити свой храм, пошли батюшку, чтобы служил здесь и верующие могли молиться.

И вдруг она увидела, как вдоль иконостаса в полном облачении идет святитель Николай, остановился у Царских врат, внимательно посмотрел на нее и направился к храмовой иконе: Святитель дошел до своего образа, и тотчас исчез. После этого видения в храме появился священник и начались постоянные богослужения.

Удивительные отношения были у старицы со Святейшим Патриархом Тихоном. Она относилась к Патриарху-исповеднику с благоговейной любовью, а Святейший называл ее "голубкой" и обязательно посылал ей поздравления и благословение в праздники, передавал посылки и подарки. Сейчас мы вспомним историю, показывающую их взаимную любовь и совершенно непостижимую для нас духовную высоту обоих.

Однажды матушка обратилась к своему благодетелю Василию Игнатовичу:

— У меня к тебе большая просьба. Привези мне муки на просфоры — два мешка.

Достал Василий Игнатович муку. Было это летом 1922 года. В ту же ночь матушка замесила тесто и испекла пять караваев хлеба, положила их, еще горячими в заранее приготовленный мешок, взяла неизменную свою палку и ушла из дома.

Направилась она к Донскому монастырю, где находился тогда под домашним арестом Святейший Патриарх Тихон. В те дни Донской монастырь напоминал осажденную церковь: кругом вооруженная охрана, на монастырских башнях — часовые с пулеметами. Пройти к Патриарху было очень сложно. В прихожей его покоев на втором этаже здания, примыкавшего к монастырской стене, круглосуточно дежурили сотрудники ВЧК.

И тем не менее, матушка Севастиана глубокой ночью проникла на территорию монастыря, хотя ворота, естественно, были заперты на ночь. Она прошла по дорожкам до кельи Патриарха и стала подниматься по лестнице. Святейший не спал в эту ночь и обратился к своему келейнику Якову:

— Как хочется горячего хлеба, если бы ты знал!

— Где ж я его возьму, кругом охрана, ночь, никто не выпустит, да и где взять?

— Яшенька, горячего хлеба хочется.

— Откуда, Ваше Святейшество, ночь, сейчас три часа тридцать минут ночи!

Тогда Патриарх сказал:

— Яшенька, она уже на пороге, поднимается по лестнице.

Яков открыл входную дверь: на пороге стояла матушка Севастиана с мешком, в котором находились пять заботливо укутанных и не успевших еще остыть караваев свежего, ароматного хлеба. В эту ночь матушка прошла мимо многочисленной охраны — и никто ее не увидел.

Патриарх благословил пришедшую широким крестом, с благодарностью принял горячий хлеб, после чего сказал:

— Мать Севастиана, пусть твои двери не закрываются от всех скорбящих людей.

— Ваше Святейшество, я уже в Бутырках посидела.

— Обещаю, что ни одна вражия рука к тебе не прикоснется.

После этих слов Патриарх Тихон благословил старицу, и она удалилась из его келии тем же путем.

И действительно, за всю долгую жизнь в условиях жестоких гонений за веру мать Севастиану ни разу не арестовывали и никуда не ссылали. Конечно, сигналы на нее были, и приходили к ней люди из органов, но благословение Патриарха неизменно хранило ее. Рассказывают, как пришел к матушке в пять часов утра сотрудник НКВД. Провел он в ее келии целый день до самого вечера. После встречи с матушкой и беседы с ней он обратился к вере. Господь дал матушке благодать обращать к Нему сердца самых закоренелых грешников.

Матушка была знакома и с Патриархом Пименом, который глубоко чтил старицу. Однажды ей принесли православный календарь, в котором были напечатаны фотографии архиереев Русской Православной Церкви. Было это во времена патриаршества Алексия I (Симанского). Матушка указала на фотографии двух будущих патриархов. Первым она назвала Владыку Пимена (Извекова), сказав, что он станет следующим патриархом и добавила:

— Если он будет хранить Православие, то Господь продлит его первосвятительское служение.

Затем указала на портрет Владыки Алексия (Ридигера), сказав:

— Владыка Алексий очень хороший...

Незадолго до начала Великой Отечественной войны к матушке пришел Георгий Константинович Жуков спросить совета. Это был очень трудный для него период, когда неясно было, сможет ли он продолжать служить Отчизне, или ожидает его арест и казнь. Матушка ласково приняла его и сказала:

— Все будет хорошо. Твоя победа будет!

Вряд ли есть смысл писать подробно о том, что эти слова старицы в точности исполнились.

Мы уже вспоминали в повествовании о матушке Ольге, что обе великие старицы поставили молитвенный "замок" вокруг Москвы перед нападением фашистской Германии на нашу страну. Конечно, вся православная Россия молилась, чтобы сохранил Господь сердце Родины — Москву от врага. В этом событии видится участие Пречистой Матери Господа, поскольку именно через женщин — монахинь и стариц совершилось это ограждение.

Когда началась Великая Отечественная война, у матушки Севастианы многие спрашивали, не войдут ли немцы в Москву, спрашивали и о других городах. Она отвечала так:

— Москва — это ум на замке. И Москва на замке. Враги не войдут в нее. К Рязани они не подойдут и близко, там такие столпы!

У матушки был племянник, кажется, его имя Валентин Яковлевич. Работал он на Пушкинской улице в известной юридической консультации, был опытнейшим адвокатом. Седовласый, благородный, умный. Матушка Севастиана постоянно посылала к нему тех, кто обращался к ней по каким-то сложным имущественным и иным делам. Из Троице-Сергиевой Лавры приезжали к ней за помощью и советом — тогда с властями были очень сложные отношения. Она сразу направляла их к племяннику.

— Идите к Валентину Яковлевичу, скажите, что от меня, — и он обязательно поможет.

Не счесть случаев помощи матушки больным самыми тяжелыми телесными и душевными недугами. Приведем некоторые из них.

Пришла к матушке Севастиане женщина с сильнейшими болями в правом боку: у нее была болезнь печени и огромные камни в желчном пузыре. Вошла в комнату к матушке, а та сама начала говорить:

— К матушке пришла исцелиться?

— Да вот, камни у меня, нужно оперировать желчный пузырь.

— Никакой операции не надо: пойди в храм Воскресения Христова в Сокольниках, помолись, покайся, исповедуйся и причастись. Потом молебен закажи о своем здравии перед Иверской иконой Божией Матери, — тогда увидишь силу Божию. Но не забудь поблагодарить Господа и Пречистую!

Женщина исполнила все сказанное старицей — и камни вышли из нее, да оказались они такого размера, что все удивлялись, как они могли выйти. Пришла она к матушке поблагодарить за молитву и совет, показала эти огромные камни. Старица ей сказала:

— Я человек смертный и грешный. Матушка что, матушка сидит — и все, а это Господь помог. Пойди и покажи врачам своим, чтобы они тоже прославили Бога, Который творит чудеса.

Матушка постоянно посылала больных к Иверской иконе в Сокольниках и говорила, что в Москве нет сильнее этого образа Божией Матери, через Который Она дарует исцеления от самых тяжких 6олезней.

Обратился к матушке мужчина, у которого между пальцами рук начало гнить. Врачи давали разные мази, назначали уколы — ничего не помогало. Матушка осмотрела его руку, подергала за пальцы и сказала, что ничего не нужно делать. На следующий день больному стало заметно легче, а через несколько недель и следа не осталось от болячки.

Одной из своих духовных чад, просивших помочь, матушка благословила ежедневно читать акафист святому мученику Трифону, сказав, что он очень помогает.

Приехал к матушке иеродиакон из Псково-Печерского монастыря с просьбой о помощи: замучила плотская страсть. Он был красавец, конечно, женщины заглядывались, да и голос чудесный, так что почитательниц у него было очень много — специально ходили на его службы, чтобы полюбоваться, да послушать. И вот такая страсть его обуяла, что хоть бросай монастырь и уходи. Тем временем бес постоянно внушает: «Соблуди, - и все кончится, страсть отойдет». Короче, жизнь его превратилась в кошмар.

И вот узнал он о московской старице и помчался в столицу. Только вошел на порог ее келий, а она говорит:

— К матушке пришел, страсти замучили. А ты поменьше ешь, поменьше спи - и излечишься.

— Матушка, не могу больше терпеть, так обуревает страсть: я все пробовал, и постом, и бдением, и молился до изнеможения.

Очень добрый, благообразный, смиренный монах. Матушка его проверяла, как он воспримет ее слова: а принял он их со смирением и надеждой на помощь. Тогда старица сказала:

— Матушка за тебя помолится, все у тебя пройдет.

И после этих слов страсть блудная отошла от иеродиакона. Все как рукой сняло, как будто наваждение прошло.

И как же потом этот иеродиакон полюбил матушку, поздравлял с праздниками, посылал посылки и подарки по почте и с оказиями, а при возможности и сам навешал — для него это был праздник.

***

Из воспоминаний монахини N.

... Когда мне было 28 лет, подруга привела меня к старице Севастиане, которая жила рядом с Никольским храмом на Рогожском кладбище. К ней стремились попасть и монашествующие, и священники, и миряне. Она давала очень мудрые советы и разрешала практически любые вопросы — и житейские, и духовные. Мне она за 11 лет до пострига предсказала, что я буду монахиней. Было это так: когда мы пришли к матушке, она долго смотрела на меня молча, а потом спросила у подруги:

— А кого ты привела?

— Она хочет принять монашество.

— Рано еще, ближе к сорока годам можно.

Постриг я приняла в 39 лет. Отец Парфений совершил постриг, как и предсказала старица.

***

Из воспоминаний отца Геннадия.

В молодости ездил я к отцу Кукше Одесскому и спрашивал, какой путь выбрать в жизни. Старец сначала сказал:

— Будешь монахом.

Потом помолчал, видно, помолился, и сказал:

— Матерь Божия открыла, что ты женишься, и жена у тебя будет ткачихой.

Когда я учился в духовной семинарии, то ходил к матушке Севастиане. Был я тогда неустроен с жильем, и прописки не было, а без этого не получишь места на приходе. И матушка нашла мне невесту, очень красивую девушку, работавшую на ткацкой фабрике. Однажды пришел я к матушке, а она познакомила меня с девушкой и сказала:

— Вот тебе невеста.

Потом взяла бублик двумя руками и добавила:

— Как у этого кольца нет конца, так и вашей любви не будет конца.

Все случилось так, как предсказал преподобный Кукша, а матушка Севастиана стала орудием Промысла Божия в моей судьбе.

Умерла старица 7 апреля 1979 года (явная ошибка, т. к. матушка Ольга умерла в 1973 году). После смерти матушку облачали две монахини. Попрощаться со старицей приехали еще несколько монахинь, — и среди них матушка Ольга.

Перед кончиной старица говорила:

— У меня будет такой крест, на всем кладбище нет такого!

И в самом деле, после кончины се почитатели сделали из труб цветного металла очень красивый, большой крест на могилу старицы. Погребли ее на Рогожском кладбище. Здесь упокоены и многие ее сомолитвенницы из Всехсвятского монастыря.


Перед смертью матушка сказала:

— Сначала уйду я, за мной Патриарх Алексий, а вслед за нами — отец Михаил (священник Никольского храма).

День Ангела матушки — 16/29 сентября (мученица Севастиана Гераклейская (86-96 гг.).

 

на главную

Hosted by uCoz