Житие святого отца нашего Мефодия, патриарха
Константинопольского.
Уроженец Сицилии (один из больших островов Средиземного моря; от материка
отделяется Мессинским проливом), святитель Христов Мефодий в юных летах
воспринял иноческий образ, преуспевая в добродетельной жизни. В царствование
Льва Армянина (Лев V Армянин, 813-820 гг.), иконоборца, он занимал при
святейшем Никифоре, патриархе Цареградском (житие его под 2-м числом
настоящего месяца), должность апокрисиария.
(Апокрисиариями назывались временные или постоянные представители епископов
важнейших церквей при особе государя, которые заведывали всеми сношениями
своей церкви и её представителей с верховною властию.)
Патриарх Никифор послал святого Мефодия к папе в Рим с одним поручением,
касающимся церковных дел.
(Рим, главный город римского государства, находится в средней части Италии и
расположен по обеим сторонам реки Тибра, при впадении её в море.)
В Риме он намеренно задержался на довольно продолжительное время, потому что
Лев, свергнув с патриаршего престола святейшаго Никифора, возвел на него
еретика иконоборца Феодота Милиссийского, по прозванию Касситера (Феодор I
Касситер, патриарх в 816-822 гг.). По кончине царя Льва и лжепатриарха
Феодота святый Мефодий возвратился из Ветхого Рима в Новый (т. е. Царьград,
Константинополь). В сане пресвитера он служил Господу в правде и преподобии,
неустанно борясь с иконоборческой ересью, особенно усилившейся в то время:
по Льве Армянине на царский престол вступил Михаил Валвос или Травлос, тоже
еретик-иконоборец (Михаил II Косноязычный, 820-829 гг.). Патриархами во дни
его были люди неблагочестивые. И великий подвиг взял на себя блаженный
Мефодий, препираясь с еретиками и постыжая их. За такую деятельность
нечестивый царь томил в муках и темнице святого Мефодия, как сообщает об
этом грек Зонара.
(Зонара Иоанн - византийский историк и канонист, современник императора
Алексея Комнена (1080-1118 гг.). Первое место по достоинству срфди
литературных трудов Зонары принадлежит его комментарию на полный текст
церковных правил. Другим крупным трудом Зонары является его
хронологическое изложение событий всемирной истории от сотворения мира до
вступления на престол императора Иоанна Комнена (1118 г.) Кроме того от
Зонары остались письма, жития святых, гимн и т. п.)
Он передает, что Михаил Травлос в начале царствования своего показал себя
милостивым правителем: многих святых отцев, заточенным Львом Армянином за
почитание икон, он освободил от уз и заключения, но затем, по прошествии уже
довольно значительного времени, Михаил отменил это, внушенное лицемерием,
доброе дело и, не скрывая своего злобного нечестия,воздвиг гонение на
православных. С гневом он ополчился на святого Мефодия и на Евфимия,
Сардийского епископа, - о многих других, много пострадавших от него, уже не
говорим. Евфимия он отправил за почитание икон в изгнание, а святого Мефодия
заключил в темнице в Акрите (вероятно, близ Акритского мыса). Тот же Зонара
следую ищим образом описывает нечестие Михаила Травлоса: он подражал вовсем,
по его словам, царю Копрониму (Константин Копроним, 741-775 гг.); благоволя
иудеям, он приказал поститься в субботу; не веря воскресению мертвых, Михаил
осмеивал надежду на блаженную жизнь за гробом; подвергал насмешкам и
предсказания святых пророков, утверждал, что бесов не существует и не
почитал за грех скверных плотских деяний: почитая Иуду предателя за святого,
Михаил думал, что последний будет спасен. Он ненавидел учение книжное и
препятствовал родителям отдавать детей в (православные) школы, чтобы
изучивши священное Писание, они не обличили его безумия, но, пребывая
невеждами и безкнижными, следовали его еретическому заблуждению. Так говорит
Зонара. Святый Мефодий мужественно противился зловерному царю, как пастырь
мудрый сведущий в Божественном Писании, православных догматах и преданиях
святых отцев. За это он, как исповедник истины, перенооил не только узы и
темницы, но даже раны.
По смерти Михаила Травлоса воцарился сын его Феофил (829-842 гг.). Феофил
многих замучил за честное почитание святых икон; однако, любя учение
книжное, он обновил запустевшие было школы Царьграда, приказал снова начать
в них занятия. Он же освободил из заточения и святого Мефодия, как передает
об этом греческий историк Михаил Гликос: небывалым, - говорит он, - и
чудесным образом извел Бог Мефодия из мрачного узилища: Феофил из любви к
знаниям часто проводил время за чтением книг. Однажды царю попалась в руки
книга, содержание которой ему было малопонятно; кто-то из приближенных
заметил Феофилу, что Мефодий, заключенный в темнице в Акрите, известен своим
уменьем изъяснять трудные для уразумения места в книгах. Тотчас же царь
послал приказ привести к нему из узилища святого Мефодия. Увидевшись с ним,
он после беседы понял, что святый Мефодий муж мудрый, и освободил его из
уважения к нему. Получив свободу, святый Мефодий снова вступил в словесную
борьбу с еретиками, уча воздавать святым иконам достойные их честь и
поклонение; этим он опять навлекал на себя гнев иконоборцев: деятельность
святого Мефодия на защиту православия стала известна царю, который сильно
гневался на угодника Божия, скрывая свое недовольство до более удобного
времени. В эти дни греки вели войну с сарацынами (арабами), и была
необходимость самому царю присутствовать при войске. Отправляясь к полкам,
царь взял с собою и святого Мефодия, частию как бы ради молитвы, частию для
бесед от писания и решения недоуменных вопросов, которые, как убедился царь,
святый Мефодий искусен был разъяснять. В действительности же царь взял с
собою угодника Божия из боязни, как бы в столице, если в ней останется
святый Мефодий, не возникло народное возмущение против иконоборцев: народ
любил преподобного, как мужа святого и учительного, прекрасно сведущего не
только в области управления духовного, но и гражданского; поэтому царь и не
оставил его в столице на время своего отсутствия, а взял с собою. Но вот, по
Божию попущению, измаильтяне одолели греков, уничтожив почти все войско
царя, так что последний едва спасся бегством с малыми остатками от своих
полков. Тогда нечестивый царь обнаружил на святого Мефодия свой гнев,
который доселе таил в сердце:
- Потому Бог и даровал врагам нашим победу, - говорил Феофил, - что среди
нас находятся идолопоклонники.
На это святый Мефодий возразил:
- Господь, поругаемый христианами в Своей святой иконе, прогневался на них и
попустил врагам одержать над нами победу.
Исполнившись ярости, царь сослал святого Мефодия после жестокого бичевания в
заточение на один остров.
(Феофил приказал бить св. Мефодия по щекам, причем челюсть его была разбита
до того, что на всю жизнь у св. Мефодия остался безобразный шрам. Будучи
патриархом, св. Мефодий разрезал концы клобука и обвязал ими челюсть, чтобы
скрыть рубец, из уважения к исповеднику и все иноки по его примеру начали
носить клобук с разрезами.)
Здесь он приказал заключить его вместе с двумя разбойниками в глубокой
гробной пещере, куда не проникал и солнечный свет. Так святый Мефодий явился
живым мертвецом, как Иона во чреве китове, пребывая в земных недрах и
благодаря Бога. Одному рыбаку поручено было доставлять ему пищу и притом
столь скудную, чтобы только не умереть с голода; мучители желали продолжить
жизнь угодника Божия, а с нею - и его страдания в том гробе.
Во время этого заключения святого Мефодия царь Феофил подверг мукам за
почитание честных икон двух святых исповедников Феофила и Феофана *): на их
лицах раскаленным железом была выжжена надпись, свидетельствующая об их
поклонении святым иконам, после чего царь отправил мучеников в заточение.
(Феофан и Феодор, иноки иерусалимской лавры св. Саввы, при Льве Армянине
были заточены за обличение ереси иконоборцев; при Феофиле на их лицах была
вызжена надпись, говорящая об их поклонении честным иконам; отсюда они и
называются начертанными. Память их 27-го декабря.)
Путь их лежал мимо того острова, где томился святый Мефодий, заключенный в
гробной пещере. Случайно встретившись с рыбаком, питающим узника, святые
исповедники разузнали от него все подробно об угоднике Божием. Не имея
возможности увидеться со святым Мефодием, потому что очень строги были люди,
ведшие их в заключение, Феодор и Феофан написали к нему следующее
приветствие, доставить которое по назначению взялся тот же рыбак:
- К живому, как мертвому седящему во гробе, к земному, обходящему горние
страны и к носящему узы, пишут окованные, имеющие лица начертаны.
Прочтя это присланное с рыбаком приветствие и узнав от последнего о подвигах
святых страстотерпцев, святый Мефодий благодарил Бога, даровавшего им такое
мужество. Затем он ответил им в свою очередь на их приветствие таким
письмом:
- Погребенный прежде смерти и скованный узами приветствует тех узников, из
которых каждый, имея начертанное лице, вписан горе в книгу жизни.
В своем гробном заключении святый Мефодий пробыл до смерти царя Феофила, и
когда (один) гроб приял мертвеца по истине (т. е. царя Феофила), тогда
(другой) гроб, подобно киту, изрыгнувшему из чрева Иону пророка, даровал
миру живого мертвеца" (т. е. св. Мефодия). Когда смерть закрыла очи Феофила
гробною перстью и затворила его нечестивые уста, наложив молчание на хульный
язык, тогда славный исповедник увидел дневной свет и снова отверз свои уста
для проповеди благочестия. По кончине Феофила воцарился сын его, Михаил
(Михаил III Пьяный, 855-867 гг.), причем за его малолетством управляла его
мать Феодора (842-855 гг.). Первой заботой правительницы была забота о мире
церковном, совершенно нарушенном иконоборством: от дней первого царя
иконоборца Льва Исаврянина (Лев III Исаврянин, 716-741 гг.) до смерти
Феофила прошло сто двадцать лет; в течение этого времени икона Христова была
поругаема христианами, и разгневанный Бог воздвигал за это не малые бедствия
на христианское царство. В эти годы сарацыны, овладев многими христианскими
странами, многих жителей их увели, как пленников, в свою область. Тогда же
грекоримское государство разделилось на два царства, между тем ранее царь
Нового Рима или греческий обладал и Ветхим Римом, так что Восток и Запад
объединялись под скипетром одного царя греческого. Но вследствие развития
иконоборческой ереси, связанной с лютыми кровавыми мучениями множества
исповедников благочестия, Запад отторгся из-под власти греческих царей,
поставив себе своего собственного царя. Поэтому греческий царь вынужден был
управлять одною только Грециею, да и то не всею, потому что Палестина со
святым городом Иерусалимом, Сирия, Аравия, а также и Египет с подлежавшими
ему областями, взяты были сарацынами. Все это Бог попустил за грехи
христиан, отпавших от благочестия в ересь и поругавших святые иконы.
Принимая во внимание последнее обстоятельство, благочестивая и исполненная
боговдохновенного разума царица Феодора приложила все старания к тому,
чтобы, уничтожив в христианском царстве проклятую иконоборческую ересь,
утвердить правоверие, возвратив как драгоценное украшение невесты Христовой,
святой Церкви почитание честных икон. Она повелела освободить от уз и
заключения, а также возвратить из ссылки всех исповедников благочестия,
чтобы они пришли на собор в Константинополь, который бы возвратил с
подобающею честью храмам святые иконы. По этому указу был освобожден из
гробного затвора и святый Мефодий. На патриаршем же престоле, как мерзость
запустения на месте святе, все еще пребывал лжепатриарх Иоанн, по прозванию
Анний (был патриархом в 832-842 гг.), - еретик и волхв возведенный на
престол царем Феофилом, и так как святые отцы не желали иметь с ним общения,
то благочестивая царица Феодора лишила престола помянутого лжепатриарха и
изгнала из Церкви, как дикого вепря из виноградника. По благоволению Божию
на патриарший престол к неизреченной радости всех православных был возведен
святый исповедник Мефодий.
Это возведение святого Мефодия, происшедшее более по Божию нежели
человеческому избранию, еще прежде было предсказано преподобным Иоанникием
Великим, о чем житие его говорит так.
Игумен Агавронского монастыря Евстратий спросил некогда преподобного
Иоанникия (память его 4 ноября, + 846 г.):
- Отче, доколе же святые иконы будут попираемы (и доколе продолжится такое
положение вещей), при котором церквине возращаются, гонители возрастают и
стадо Христово расхищают дикие звери?
Святый отец отвечал на это:
- Подожди еще немного, брат, и увидишь проявление силы Божией: церковное
управление примет некто, именем Мефодий; озаренный Божественным Духом он
будет руководить Церковию по истине, истребит ереси, утвердит Церковь
православными догматами, создаст тишину и единомыслие; противящихсяже смирит
десница Вышнего.
Это пророчество преподобного Иоанникия сбылось с очевидностию на святом
Мефодии.
По смерти царя Феофила он был поставлен патриархом Царьграда, как муж
достойный столь великого сана, как крепкий столп правоверия и непоколебимое
утверждение благочестия, как украшенный мученичеством Христов воин, от Бога
предзнаменованный и прозорливым мужем предуказанный на великое служение
архиерейское. Святый Мефодий вместе с благоверною царицею Феодорою созвал в
Константинополе поместный собор, который подтвердил догматические
определения седьмого Вселенского собора, созванного в царствование
Константина и Ирины в Никее на иконоборцев (был в 787 году). Не принимающих
же догматов этого Вселенского собора поместный собор, собранный при святом
Мефодии, предал вторичной анафеме. Доставив радость православным, обратив
церковную смуту в мир, бурю и волнение - в тишину, отцы собора с великим
торжеством в первую неделю святой четыредесятницы внесли честные иконы в
церковь Господню. И была великая радость не только в Царьграде, но и во всех
тех местах поднебесной, где находились православные христиане.
Когда повсюду православные христиане совершали духовное торжество, зависть
терзала сердца тех, в душах которых была укоренена иконоборческая ересь:
таковы были уже помянутый, сверженный с престола, лжепатриарх Анний и брат
его Ареабор, имевший сан сенатора и заседавший в царской палате; таковы были
и некоторые другие из числа сановных вельмож и людей меньшего чина. Не зная,
что делать, они по злобе придумывали, как бы оклеветать святейшаго Мефодия.
За золото еретики наняли одну единомысленную с ними и знатную женщину, - сын
её был ипатом (консул, начальник) в Смирне, - чтобы она, согласно их
наставлению, пошла к царице и воспитателям молодого царя и сообщила им, что
(будто бы) новопоставленный патриарх Мефодий блудодействовал с нбю. Так
поступили клеветники в том разсчете, что им будеть более удобно хулить как
учение святого Мефодия, защишавшего почитание честных икон, так и самые
иконы, если патриарха удастся обезславить, распустив об нем в народе дурную
молву и тем опозорив его имя. Подученная еретиками женщина, отправившись к
царице и воспитателям молодого царя, открыто пред всеми оклеветала святого
Мефодия, принесши жалобу на мужа ни в чем неповинного. Чтобы клевета её была
принята за истину, она проливала слезы, как бы потерпевшая насилие от
новопоставленного патриарха. Они удивлялись такому поступку первосвятителя,
породившему великий соблазн; тотчас молва распространилась по всему городу,
православных смущая, а нечестивым доставляя радость и торжество. Еретики
смеялись над православными:
- Вот какого имеете вы патриарха, вот за кем вы следуете.
Когда клевета дошла до самого святейшаго Мефодия, он недоумевал, откуда
именно она могла возникнуть. Но имея совесть чистою, он в душе радовался
незаслуженному бедствию, вместе с тем патриарх и печалился, видя столь
великий соблазн среди народа и насмешки еретиков над православными. Желая не
столько себя очистить от ложного обвинения, сколько отнять у Церкви соблазн
и заградить лживые уста еретиков, патриарх просил справедливого суда,
который разследовал бы дело между ним и помянутою женою. Представ же пред
судом, состоящим из честных лиц, святейший Мефодий обнажил "тайное место"
своего тела, объятое болезнию, так что "плоть родная" была как бы
умерщвленною; и все узнали, насколько ложна была клевета женщины, так как
видели, что невозможно столь больному человеку совершить плотский грех. И
возрадовались православные, что уничтожился соблазн в Церкви и отнялось
поношение от сынов благочестия. Еретики же покрылись стыдом и заградились
нечестивые уста их; болезнь их обратилась на их головы и издевательство их
принесло посрамление и уничтожение им же самим. Когда же судьи спросили
святейшаго Мефодия, каким образом прилучилась ему болезнь, он, обнаруживая
недуг свой, открыл и причину его, о которой доселе тоже никому не говорил:
- Когда я был послан святейшим патриархом Никифором к папе в Рим и там
задержался, в это время по действию пакостника плоти, ангела сатанина,
напало на меня сильное плотское вожделение, соединенное с возбуждением
плотских удов; многие дни и ночи боролся я с похотною страстью, изнуряя
постом и бдением и умерщвляя себя всякого рода трудами, и так как страсть
все-таки не оставляла меня и мне казалось, что я уже близок к падению, со
слезами повергся пред святым верховным апостолом Петром, вручая себя его
помощи и прося у него ослабления; я молил его, чтобы он дарованною ему от
Бога благодатною силою избавил меня от плотской брани и тем не попустил
оскверниться моему телу, освященному для чистоты. Когда я в печали забылся
немного сном, мне явился святый апостол Петр и коснулся своею десницею
тайных частей моего тела. От этого прикосновения я ощутил сильную боль,
точно кто огнем ожег заболевшее место; и сильно застонал. Апостол же Петр
сказал мне:
- Отселе ты не будешь более испытывать плотской греховной брани.
- Я тотчас пробудился от сна и нашел себя с тем повреждением, какое вы уже
видели.
Этот разсказ святого Мефодия умилил его судей: они признали его неповинным;
женщину же ту они приказали подвергнуть наказанию, чтобы она сказала, кто
научил ее оклеветать неповинного и чистого архиерея Божия. И тотчас явились
палачи, чтобы взять её для мучений; она же, увидевши обнаженный меч,
приготовленный огонь, острые терновые жезлы, сильно испугалась и назвала по
имени всех нанимавших и учивших ее, сообщила и о большом количестве золота,
полученном от наустителей, указала и место, где оно положено в её доме.
Судьи послали в дом женщины заслуживающих доверия служителей; те отправились
и, действительно, нашли на месте, указанном женщиною, золото, которое и
принесли судьям. Последние произнесли смертный приговор как над женщиною,
так и над подучившими ее оклеветать святого Мефодия. Святейший же патриарх,
будучи верным и истинным последователем Господа, не только не допустил до
осуществления смертного приговора, но освободил своих врагов и от
предстоящих им ран; он наложил на них одно только наказание: чтобы они во
все великие праздники чинно с возложенными свещами приходили от Влахернской
(местность в Царьграде) церкви Пречистой Богородицы к соборной церкви святой
Софии и здесь при вратах храма выслушивали анафему, что и исполнялось.
Тогда умолкли хульные еретические уста и ересь иконоборная была совершенно
уничтожена в Царьграде благодатию Божиею, молитвою и неусыпным радением
угодника Божия, святейшаго патриаха Мефодия, который из причиненной ему
незаслуженной напасти вышел с еще большею славою.
Вышепомянутый лжепатриах Иоанн, он же и Анний, был послан на поклон в один
монастырь; во время своего пребывания там, видя святые иконы Христа
Спасителя и Пречистой Богородицы и святых ангелов снова обновленные
благочестивыми ревнителями после иконоборческого разорения, Анний приказал
своему диакону тем святым иконам выколоть глаза. Диакон поступил согласно
приказанию. Об этом было возвещено благоверной царице Феодоре. Ревнуя по
Христе Боге, она повелела, было, выколоть глаза самому лжепатриарху, но
потом, склоненная просьбами некоторых сенаторов, приказала нанести двести
ударов твердыми бичами лжепатриарху, во время своей власти многих
православных замучившему до смерти и, который, даже находясь в заточении, не
переставал наносить безчестие святым иконам.
Святейщий же патриарх Мефодий после всех церковных смут и после многих
злоключений, перенесенных им за икону Христову, остальное время своей жизни
провел у кормила церковного в мире и тишине, украшая патриарший престол в
Царьграде своим ангеловидным лицем и ангелоподобным житием, стадо словесных
Христовых овец руководя к истине и насыщая на пажити богодухновенных учений.
Под его влиянием возрастало почитание святых икон, в которых, собственно,
чтились изображенные на них лица; вместе с тем он заботился и о том, чтобы в
Царьграде и честным мощам угодников Божиих снова по прежнему воздавалась
достойная их честь; во дни владычества иконоборцев честные мощи были
поругаемы как и иконы, - на них плевали, их попирали ногами, влачили с
поруганием по улицам, бросали в болота и навоз, иногда же уничтожали,
предавая их сожжению или потоплению; только те мощи и сохранились
нетронутыми, которых рука благочестивых поспешила укрыть в земле от руки
нечестивых. Все это привело к тому, что в Царьграде исчез и самый слух о
мощах святых угодников Божиих; поэтому святитель Христов Мефодий и приложил
все старания к тому, чтобы снова обогатить Царьград честными мощами и
научить православных достодолжному их почитанию. Прежде всего он
торжественно перенес с места первоначального погребения в столицу мощи
преподобного Феодора Студита, пребывшие нетленными и по истечении
восемнадцати лет со дня преставления его к Богу. Затем он перенес в Царьград
честные мощи патриарха Никифора, покоившиеся на месте его заточения. Об этом
переносении патриархом Мефодием мощей своего господина, у которого он был
апокрисиарием и который посылал его в Рим, подробно говорится под 13 числом
месяца марта. Наконец, он как драгоценное сокровище готовил церкви
цареградской в нетленные мощи свое многотрудное, многострадальное и
освященное чистотою тело: он уже приблизился к своей кончине, которую и сам
предвидел и о которой получил предсказание от преподобного Иоанникия.
Предсказав ему в начале патриаршество, он впоследствии предсказал ему
кончину. Оба они, одаренные от Духа святого прозорливостью, предвидели
преставление друг друга, как говорится об этом в житии преподобного
Иоанникия. В пятый год царствования Михаила, святый патриарх Мефодий,
провидя приближающееся отшествие к Господу преподобного Иоанникия, пришел к
нему со всем своим клиром, прося последнего благословения и молитв.
Преподобный Иоанникий, достаточно беседовав со святым Мефодием и поучив
пришедших с ним православной вере, предсказал патриарху Мефодию, что и он,
по его кончине, не замеддит перейти от временного в вечное житие; затем,
после молитвы и последнего прощания, они разстались. Патриарх возвратился к
себе, а преподобный Иоанникий остался в своей келии, молясь и приготовляясь
к кончине. На третий день по отбытии патриарха, преподобный и богоносный
отец наш Иоанникий отошел ко Господу (4 ноября); через семь месяцев, июня
14-го дня, почил о Господе и святейший патриарх Мефодий.
(Скончался в 847 году; правил церковию 4 года в 3 месяца слишком. Святый
Мефодий составил правила для обращающихся к вере, которые приняты Церковию в
руководство: три чина касательно браков, покаянные правила и несколько
церковных песней; после св. Мефодия осталось несколько пастырских поучений.)
Так сбылось пророчество преподобного Иоанникия, что патриарх не умедлит по
его кончине и сам отойти в вечность.
По преставлении святейшаго Мефодия поднялись великий плач и рыдание во всей
константинопольской церкви, лишившейся столь великого отца и всемирного
светильника; он был погребен с честью, подобающею столь высокому по жизни и
служению архиерею. Святый Мефодий пас Церковь Христову четыре года и три
месяца и затем прешел в жизнь неоскудевающую временем; причтенный к лику
святых иерархов он предстал Пастыреначальнику и великому Архиерею, небеса
прошедшему, Господу нашему Иисусу Христу, всеми святыми славимому Богу, Ему
же и от нас грешных да будет честь и слава со Отцем и Святым Духом ныне и
присно и во веки веков. Аминь. |