опубликовано: 04.10.2008 |
Митрополит Кирилл (Константин Иларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 года в г. Кронштадте С.-Петербургской губ. в семье псаломщика. В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, 21 ноября 1887 года рукоположен во иерея. Отец Константин, будущий митрополит Кирилл, почти пятнадцать лет прослужил в священническом сане на приходе и в 38 лет пережил мучительную смерть маленькой дочери Ольги, проглотившей иголку, и вскоре - жены, тоже Ольги, умершей с горя. С этой скорби начинается его монашеская жизнь, теперь уже полностью отданная одному Богу. Два года он плодотворно трудился в сане архимандрита в Урмийской Духовной Миссии в Персии и в 41 год был хиротонисан во епископа Гдовского, третьего викария С.-Петербургского митрополита. Еще на приходе, потом в С.-Петербурге и во всех последующих местах служения будущего митрополита проявляется его особенный дар: к нему буквально притягивались люди, привлеченные его духовной красотой, несокрушимой верой, любовью и преданностью Богу, прямотой и внутренней силой. Перед своей кончиной в 1908 г. св. праведный о. Иоанн Кронштадтский просил, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл, которого он знал еще по служению его на Кронштадтском приходе. Независимость и бескомпромиссность епископа Кирилла проявились в С.-Петербурге при характерных обстоятельствах. В связи с холерной эпидемией по ходатайству санитарной комиссии было дано распоряжение освящать на Богоявление в 1909 г. только кипяченую воду. Полиция потребовала поставить чан с кипяченой водой и на Неве у вырубленной во льду иордани. Епископ Кирилл отверг это требование и освятил речную воду. Замечательно, что это же убеждение: "Все, что не от веры, - грех" - высказано и в последнем из известных его писем от 8 марта 1937 года. Восьмилетнее деятельное управление Тамбовской епархией приготовило архиепископа Кирилла в качестве выдающегося участника Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., где он был выдвинут вторым в числе первоначально избранных 25 кандидатов на Патриаршество, был председателем Отдела о преподавании Закона Божия, был избран в заместители члена Священного Синода. Весной 1918 году он был возведен в сан митрополита, а в 1919 году - первый раз арестован. Дважды довелось ему быть в Казани, на своей новой кафедре - полтора месяца в 1920 г. и семь месяцев в 1922 г., все остальное время с небольшими перерывами он провел в тюрьмах и ссылках. Во время такого просвета в 1924 г. митрополит Кирилл убеждал св. Патриарха Тихона не предпринимать попыток к сотрудничеству с живоцерковником В. Красницким через введение его в состав Высшего Церковного Совета. Он со всей категоричностью выступил против принятия в Церковь раскольника и отговорил Святейшего Патриарха от столь опасного шага. "Комиссар по церковным делам" Е. А. Тучков (начальник VI секретного отдела ОГПУ, курировавший борьбу с Церковью), узнав о провале своей затеи из-за вмешательства митрополита Кирилла, пришел в ярость и грозил "сгноить в тюрьме" несогласного архипастыря. 7 января 1925 г., ровно за три месяца до своей кончины, св. Патриарх Тихон составил завещательное распоряжение в соответствии с предоставленным Собором 1917-1918 гг. лично ему правом, в котором назвал митрополита Кирилла первым из трех кандидатов на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола в случае смерти Патриарха. Но вступить в эту должность ему не пришлось, так как он снова был в ссылке в Зырянском крае. Местоблюстителем стал третий кандидат св. Патриарха, священномученик митрополит Крутицкий Петр (Полянский), а после скорого его ареста в декабре 1925 г. Русскую Церковь возглавил назначенный им Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский). Положение Церкви становилось все тяжелее. После ареста митрополита Петра Тучковым была спровоцирована еще одна (кроме обновленцев) группа епископов во главе со Свердловским архиепископом Григорием (Яцковским) на захват высшей церковной власти. Борьба с "григорьевцами", твердо и умело, хотя и с немалым трудом проведенная митрополитом Сергием, еще раз показала опасность потерять церковный центр, но и удержать его было очень трудно. Митрополит Сергий с окружавшими его епископами решили предпринять попытку выбора Патриарха путем опроса епископов на местах. В бюллетенях было три кандидатуры, первым кандидатом в Патриархи стоял митрополит Кирилл, третьим - митрополит Сергий. В ноябре 1926 г. почти все наличные епископы (т. е. те, к кому можно было приехать) были опрошены. В результате опроса митрополит Кирилл с внушительным перевесом он был избран Патриархом. Но интронизация его не состоялась. Тучков, когда ему стали известны результаты голосования, сказал, что допустит интронизацию митрополита Кирилла на Патриарший Престол только с условием, что в будущем тот при поставлении епископов станет следовать его указаниям. Владыка Кирилл ответил ему: "Евгений Алексеевич, вы - не пушка, а я - не снаряд, при помощи которого вы надеетесь уничтожить Русскую Церковь". Властям не нужен был столь самостоятельный иерарх. Таким образом, тайное избрание митрополита Кирилла Патриархом привело его в тюрьму, а затем в ссылку в станок Хантайка Туруханского края, где он был надолго лишен возможности принимать участие в событиях церковной жизни. Митрополит Сергий тоже оказался в тюрьме, но 27 марта 1927 г. был освобожден, а 27 мая издал указ об образовании и легализации Временного Патриаршего Священного Синода и регистрации на местах органов епархиального управления. 29 июля 1927 г. была опубликована знаменитая "Декларация" митрополита Сергия, что обозначило начало нового этапа в управлении Русской Православной Церковью, да и в самой жизни Церкви. Если сам митрополит Сергий надеялся на "возможность вполне законного и мирного существования" Церкви в Советском Союзе "в должном строе и порядке", то правительство через ОГПУ и Е. А. Тучкова выполняло давно данный Л. Д. Троцким наказ (как теперь это документально известно) на уничтожение Церкви. Митрополит Сергий старался спасти центральную власть, утверждая, что с потерей центра воцарится хаос и анархия, будет утрачено единство действий и организационные формы, без которых громада русской церковной жизни безнадежно развалится. "Согласиться на упразднение патриаршего "центра" означало передачу монополии "легализованной" церковности обновленческому "Синоду", который постепенно получил бы пользование всеми открытыми церквами", - писал впоследствии протоиерей И. Мейендорф. Сам митрополит Сергий в своей Декларации утверждал: "Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь со всей Ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти". Но его оппоненты не верили в то, что, уступая советской власти, можно будет сохранить "тихую и безмятежную" жизнь, сохранить организацию и огромное церковное общество, как и "монополию "легализованной" церковности". Они уже почувствовали, что власть не остановится ни перед чем и что противопоставить ее сатанинской ненависти и коварству можно только готовность умирать за Христа, которой победили древние мученики. Появились голоса протеста и отказы в исполнении постановлений митрополита Сергия и его Временного Синода. Митрополит Сергий ответил прещениями. Тогда количество несогласных стало быстро увеличиваться, к ним примкнули авторитетнейшие иерархи, некоторые из них попробовали организовать сопротивление, большая же часть не видела возможностей для борьбы и стала уходить от управления епархиями. В мае 1929 г. из станка Хантайка митрополит Кирилл дает обстоятельный ответ о своем определенно-отрицательном отношении к деятельности митрополита Сергия. Он высказывает свои суждения об объеме полномочий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, а также свое глубокое несогласие с постановлением Синода, не признающим таинства, совершаемые отделившимися от митрополита Сергия, и запрещающим даже отпевать их. 2 января 1930 года по постановлению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) митрополит Кирилл был предан суду Собора архиереев, уволен от управления Казанской епархией на покой с правом священнодействия с разрешения местных епархиальных архиереев. Митрополит Кирилл до конца своей жизни продолжал занимать последовательную позицию в отношении митрополита Сергия. Он никогда не отрицал благодатность Таинств, совершаемых последователями митрополита Сергия, и никогда не хотел раскола. Напротив, он обличал митрополита Сергия именно за то, что тот, по его мнению, произвел раскол своими действиями, проистекавшими из превышения воспринятой им власти. Митрополит Кирилл считал бессмысленным и вредным сохранение центральной власти такой ценой: в условиях, когда законное устроение центральной церковно-административной власти невозможно, нужно руководствоваться указом св. Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 г., согласно которому епископы должны были создавать местное самоуправление в отсутствие центральной власти с тем, чтобы потом дать отчет Собору. В 1933 г. семидесятилетний митрополит Кирилл по окончании срока ссылки был освобожден и поселился в г. Гжатске. Остававшееся на свободе единомысленное духовенство настойчиво просило его заявить свои права и попытаться взять на себя бремя управления Церковью для уврачевания разделений и несогласий. Сохранилось письмо от февраля 1934 г., в котором митрополит Кирилл отвечает обращавшемуся к нему архиепископу: "Вас огорчает моя неповоротливость и кажущаяся Вам чрезмерная осторожность. <...> Не усталостью от долгих скитаний вызывается она у меня, а неполным уяснением окружающей меня и всех нас обстановки". Догадываясь о многом, митрополит Кирилл все же не мог доподлинно знать той внутренней атмосферы, в которой жила Патриархия митрополита Сергия. Видимо, без всякой надежды, желая выполнить свой долг и требование совести, он решается на последний шаг. По устному свидетельству его духовной дочери, в 1934 г. митрополит Кирилл приехал в Москву и явился в Патриархию. Учиненный страж преградил ему вход, но высокий, когда-то могучий митрополит, отстранив его, шагнул в кабинет митрополита Сергия. Можно только догадываться о том, какой была эта последняя встреча. Вскоре митрополит Кирилл снова был арестован и выслан в Казахстан в пос. Яныкурган. Неподалеку отбывал свою ссылку митрополит Иосиф (Петровых), и два старца-митрополита в последние годы жизни были утешены возможностью какого-то общения. Летом 1937 г. митрополит Кирилл был заключен в чимкентскую тюрьму. На допросе, где он обвинялся в том, что возглавлял все "контрреволюционное духовенство", митрополит Кирилл держался очень мужественно и всю ответственность по обвинению следствия взял на себя. 23 сентября в тюрьму г. Чимкента был отправлен и митрополит Иосиф. Они были вместе расстреляны и захоронены в Лисьем овраге под Чимкентом. К тому периоду, когда в жизни митрополита Кирилла началась сплошная череда тюрем и ссылок, относится следующий эпизод. "Митрополита Кирилла столкнули с подножки на полном ходу поезда, когда состав мчался по Сибири. Он упал в глубокий снег, как в перину. Не ушибся. Выкарабкавшись, осмотрелся. Ночь. Мороз - градусов 50. Побрел по лесу. Наконец устал и присел на пень. "Господи, ведь замерзаю", - взмолился святитель. Старая ряса не грела. Вдруг треск. "Боже мой, что это такое?" Темная масса надвигалась на него. Тяжелое дыхание. Медведь. Ну, конец. Бежать нет сил. Медведь, огромный, лохматый, подошел к нему, обнюхал и... лег около его ног, как ягненок. Потом растянулся и захрапел. Повеяло теплом. Что делать? Замерзать? Или... И человек решился. Подойдя к медведю, он перекрестился и лег, прижавшись к теплому брюху зверя. Отогрелся и, не помня себя, заснул. Когда он очнулся, было светло. Тихонько встал, чтобы не разбудить зверя, но тот как будто и не спал. Потянувшись, он тоже встал, отряхнулся от снега, как-то по-особому умиленно посмотрел на своего приятеля и пошел в лес. Митрополит, спасенный от верной гибели, обогретый, укрепленный сном, двинулся, благодаря Бога, в глубь леса. Вскоре он нашел тропинку, пошел по ней, и она привела его к маленькому хутору, где жили люди. Так была спасена жизнь одного из великих исповедников и страдальцев за правду Божию в наши дни". СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ (СМИРНОВ) |