Во Фригийском городе Колоссах, близ города Иераполя, над
источником чудотворной воды стоял храм святого архистратига Михаила.
(Колоссы — город на юго-западной части Фригии, при реке Ликусе, близ
Лаодикии и Иераполя. В 10-й год царствования Нерона (64й г. по Рожд. Хр.)
Колоссы были разрушены землетрясением; после снова были выстроены, но уже
никогда не достигали прежней славы. Впоследствии город назывался Хоны. Ныне
это небольшая деревенька на одном из скатов горы Хонас, при которой
сохранились еще развалины древнего города Колоссы. Одно из посланий ап.
Павла написано к жителям этого города. Церковь св. архистратига Михаила с
древних времен существовала в этом городе.
Иераполь (с греч. священный город) — город в Малой Азии, во Фригии. Он стоял
недалеко от гор. Колосс и Лаодикии, почти при соединении рек Меандра и
Ликуса. Новейшее название города — Рамбук-Калеси (город хлопчатой бумаги).
Иераполь некогда имел епископа, присутствовавшего на первом Никейском соборе
в 325 г. В Иераполе, между прочим, как видим из предлагаемого здесь
повествования, учил и мученически скончался св. ап. Филипп. В настоящее
время развалины Иераполя служат пристанищем только для прокаженных,
вынужденных по турецким законам бродить по местам непроходимым, вдали от
жилищ).
От воды сего источника больные получали много исцелений, даже больше, чем в
купальне Силоамской.
(Силоам — источник или водоем Силоамский и устроенная при нем купальня
Силоамская находились на юго-восточной стороне Иерусалима при подошве гор
Сион и Мориа. Об источнике Силоамском в Св. Писании упоминается 3 или 4
раза, и между прочим у евангелистов Иоанна и Луки, См. Ев. от Иоанна гл. 5,
ст. 5 и гл. 9, ст. 7—11. Ев. от Луки гл. 13, ст. 4)).
В ту купальню только однажды в год сходил Ангел Господень и возмущал воду,
здесь же всегда пребывала благодать чиноначальника ангелов. Там бывал здоров
только тот, кто первый входил в купальню по возмущении воды, а здесь — все
приходившие с верою, первые и последние, становились здоровыми. Там были
необходимы притворы для пребывания больных, подолгу ожидавших исцеления, так
как иные едва только чрез 38 лет получали здравие, — здесь же в один день
или в один час больной становился здоровым. О происхождении сего источника
повествуют так.
Когда вся вселенная была помрачена тьмою языческого многобожия и люди
покланялись твари, а не Творцу, в Иераполе в то время язычники почитали
громадную и страшную ехидну, и вся страна, ослепленная бесовским
прельщением, покланялась ей.
(Ехидна — ядовитая змея, величиною около 12 футов и более. Уязвление её
очень опасно и в большинстве случаев оканчивается скорою и неизбежною
смертию. В Св. Писании змеи вообще представляются страшными и опасными
животными, с которыми человек постоянно должен жить во вражде, они служат
образом всего того, что, по природе своей, причиняет вред и погибель (Еккл.
гл. 10, ст. 11. Притч. гл. 23, ст. 31—33. Матф. 7, 10)).
Нечестивые построили в честь этой ехидны храм, где и содержали ее и, принося
ей многие и различные жертвы, кормили эту ядовитую и вредившую многим
ехидну. Единый истинный Бог, желая просветить мир светом Своего познания и
наставить заблуждших людей на истинный путь, послал во все земли святых
Своих учеников и апостолов проповедывать Евангелие всем людям. Двое из
апостолов — св. Иоанн Богослов и св. Филипп, — придя один в Ефес, а другой в
Иераполь, трудились там в благовествовании Христовом. В это время в Ефесе
находился чудный храм и идол известной языческой богини Артемиды.
(Артемида — иначе Диана — известная языческая богиня у греков, одицетворяла
собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине
отправлялось с большим великолепием и блеском; особенно чтили её в г. Ефесе.
Ефес, при Эгейском море, был важный торговый город в Малой Азии. Приморское
его положение, благорастворенный климат, хорошо устроенная гавань,
знаменитый храм Артемиды или Дианы и постоянное стечение сюда народа с
разных сторон, частию для торговли и частию для поклонения богине — делали
его одним из самых богатых и знаменитейших городов Малой Азии. Прежде ап.
Иоанна здесь проповедывал Евангелие св. ап. Павел; одно из его посланий
написано к жителям этого города).
Вооружившись духовным мечем, — словом Божиим, — на служителей и поклонников
сей богини, святый Иоанн Богослов победил их: силою имени Христова он
разрушил храм и превратил в прах идола, и чрез сие привел весь город ко
святой вере. После разрушения идола Артемиды, святый Иоанн Богослов пошёл из
Ефеса в Иераполь на помощь к сотруднику своему, святому апостолу Филиппу;
там же находились в то время святый апостол Варфоломей и сестра Филиппа
Мариамия. Вместе с ними святый Иоанн Богослов и послужил делу спасения
людей. Сначала они вооружились против ехидны, коей безумные люди приносили
жертвы, почитая сию тварь за Бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а
поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и
землю. Ставши на некотором месте, называемом "Херотопа", они
пророчествовали, что на нем возсияет благодать Божия, что сие место будет
посещать Воевода небесных сил, святый архистратиг Михаил, и что здесь будут
совершаться чудеса. Все сие вскоре и сбылось. Когда святый Иоанн Богослов
отправился на проповедь Евангелия в другие города, а святый апостол Филипп
пострадал от нечестивых, Варфоломей же и Мариамия также разошлись в другие
страны, — тогда на том месте, по пророчеству святого апостола, появилась
чудотворная вода. К сему источнику стали приходить не только верующие, но и
неверующие, ибо совершавшиеся там чудеса, как громогласная труба, призывали
сюда всех; и все пившие и умывавшиеся из сего источника исцелялись от своих
недугов и многие, получив здравие, крестились во имя Святой Троицы.
В это время в Лаодикии жил один Еллин, у которого единственная дочь была
нема от рождения.
(Лаодикия — главный город Фригии, на юго-западе её, недалеко от города
Колосс, при реке Ликусе. Церковь Лаодикийская была одна из 7 знаменитых
Малоазийских церквей, упоминаемых в Апокалипсисе. В церковной истории
Лаодикия известна по бывшему там собору (около 365 г.), оставившему
подробные правила относительно порядка Богослужения, нравственного поведения
клира и мирян, и различных заблуждений того времени).
Отец её очень скорбел о сем и прилагал много старания к исцелению её немоты,
но, ничего не достигнув в этом, пришёл в глубокое уныние. В одну ночь, уснув
на своей постели, он узрел в видении ангела Божия, сияющего как солнце.
Увидав ангела, он испугался, но в то же время услыхал от него такие слова:
— Если хочешь, чтобы разрешился язык у твоей дочери, то приведи ее к моему
источнику, находящемуся в "Херотопе", близ Иераполя. Напои ее водой из сего
источника, и тогда увидишь славу Божию.
Проснувшись, человек сей удивлялся виденному и, поверив сказанным ему
словам, тотчас же взял дочь и поспешил к чудотворной воде. Там он нашёл
множество людей, черпающих сию воду, крещающихся в ней и получающих
исцеления от своих болезней. Он спросил их:
— Кого призываете вы, омываясь этой водой?
Те отвечали ему:
— Мы призываем имя Отца и Сына и Святого Духа, призываем в помощь и святого
архистратига Михаила.
Тогда человек тот, возведя очи свои к небу и воздев руки, сказал:
— Отче и Сыне и Святый Душе, — Боже христианский, — помилуй нас! Святый
Михаиле, слуга Божий, помоги и исцели дочь мою!
При сем он почерпнул воды из источника и влил ее с верою в уста дочери;
тотчас же связанный немотою язык её разрешился на славословие Божие, и она
ясно проговорила:
— Боже христианский, помилуй меня! Святый Михаиле, помоги мне!
Все бывшие там удивлялись силе Божией и, прославляя Святую Троицу, величали
помощь святого архистратига Михаила. Еллин же тот, видя, что дочь его
исцелилась, чрезвычайно обрадовался и немедля крестился вместе со своею
дочерью и всеми домашними своими, пришедшими с ним. В знак своей
благодарности, он построил над чудотворным источником прекрасную церковь во
имя святого архистратига Михаила, Воеводы небесных сил. С великим
благолепием украсив сию церковь и немало помолившись в ней, Еллин тот
возвратился к себе домой.
В 90-й год от построения сей церкви пришёл туда из Иераполя десятилетний
отрок по имени Архипп; родители его были ревностными христианами и воспитали
сына в благочестии. Архипп стал жить при церкви святого архистратига
Михаила, исполняя при ней пономарскую службу. Отрок сей начал
руководствоваться в своей жизни таким правилом: с того времени, как он
поселился при той церкви, служа Богу, он ничего не вкушал из мирских кушаний
и питий: ни мяса, ни вина, даже хлеба он не ел, но питался одною пустынною
зеленью, которую сам собирал и варил; пищу принимал он один раз в неделю и
то без соли, питием же для него служило лишь незначительное количество воды.
Чрез такое воздержание сей отрок умертвил свою плоть, и в таких добродетелях
неизменно пребывал от юности до самой старости, всею душою приобщаясь Богу и
уподобляясь житию безплотного. Одежда его была очень бедна: он имел только
два вретища (вретище — мешок из дерюги или веретья, — рубище, власяница), из
которых одно носил на теле, а другим покрывал свою постель, устланную
острыми камнями. Он покрывал её вретищем для того, чтобы входившие в его
жилише не видали, что он спит на острых камнях; изголовьем же для него
служил небольшой мешок, налолненный тернием. Такова была постель сего
блаженного подвижника. Сон же и отдых его состояли в следующем: когда он
чувствовал потребность во сне, то ложился на камнях и остром тернии, — так
что это было скорее бодрствование, чем сон, и отдых его был более мучением,
чем покоем. Ибо какой отдых для тела — лежать на твердых камнях, и что за
сон, когда голова почивает на остром терновнике? Каждый год Архипп переменял
свою одежду: тем вретищем, которое носил на теле, он покрывал свою постель,
а которое было на постели, он надевал на себя; по прошествии года он опять
переменял те вретища. Так, не имея покоя ни днем, ни ночью, он умерщвлял
свое тело и соблюдал свою душу от сетей вражиих. Проходя столь тесный и
прискорбный путь жизни, блаженный Архипп, взывая к Богу, молился:
— Не попусти мне, Господи, порадоваться на земле суетною радостию, да не
увидят глаза мои никаких благ мира сего, и пусть не будет для меня никакой
отрады в сей временной жизни. Исполни, Господи, очи мои слез духовных, дай
сокрушение в сердце моем, и благоустрой пути мои, дабы мне до конца дней
моих умерщвлять плоть мою и поработить ее духу. Какую пользу принесет мне
сия бренная плоть моя, созданная из земли? Она, как цветок, утром разцветает,
вечером же засыхает! Но дай мне, Господи, усердно трудиться над тем, что
полезно для души и для жизни вечной.
Так молясь и так поучаясь, блаженный Архипп стал уподобляться ангелу Божию,
проводящему небесное житие на земле. И не о своем только спасении заботился
святый, но и о спасении других, ибо многих неверных обратил он ко Христу и
крестил их. Нечестивые Еллины, видя все это, завидовали блаженному Архиппу
и, не терпя преславных чудес, являемых от святого источника, возненавидели
жившего там сего праведного мужа. Часто они нападали на святого Архиппа,
терзали его за волосы и за бороду и, повалив на землю, топтали ногами и,
после различных истязаний, выгоняли оттуда. Но, будучи тверд духом,
блаженный Архипп все сие мужественно претерпевал от идолопоклонников и не
отступал от святого храма, служа Богу в святости и незлобии своего сердца и
заботясь о спасении душ человеческих.
Однажды нечестивые Еллины, собравшись во множестве, говорили между собой:
— Если мы не засыпем землею сей источник и не убьем того человека, одетого в
рубище, то все боги наши будут совершенно унижены из-за исцеляющихся там.
Вслед за тем они пошли, чтобы засыпать землею чудотворную воду и убить
неповинного человека — блаженного Архиппа. Подойдя к святому месту с двух
сторон, одни из них устремились к церкви и к источнику, а другие поспешили к
жилищу блаженного Архиппа, чтобы убить его. Но Господь, пекущийся о судьбе
праведных и не дающий их в руки грешников, сохранил Своего раба от тех
убийц: внезапно у них омертвели руки, так что они не могли ими и дотронуться
до преподобного. Из воды же, как только нечестивые приблизились к источнику,
тотчас вышел огненный пламень и, устремившись на беззаконных, отогнал их
далеко от источника. Таким образом, беззаконники сии бежали со стыдом от
источника и от преподобного Архиппа, не причинив ему никакого зла. Однако,
они не вразумились сим чудом: скрежеща зубами, они не переставали хвалиться,
что погубят тот источник и церковь, и служителя церковного. На том месте
была река, по имени "Хрисос", протекавшая по левую сторону церкви.
Беззаконники задумали пустить её на святое место, чтобы святый источник,
смешавшись с речной водой, потерял свою чудотворную силу. Но когда они
начали приводить в исполнение злой умысел свой и направили течение реки к
источнику, чтобы она затопила его, тогда река, по повелению Божию, дала
своим струям иное течение и потекла по правую сторону церкви. И опять
нечестивые со стыдом возвратились домой.
Были там еще две другие реки, протекавшие с востока и приближавшиеся к тому
святому месту на разстоянии трех стадий; имя одной реки — "Ликокапер", а
другой — "Куфос". Обе эти реки, встретившись у подошвы большой горы,
соединялись вместе и, направляясь в правую сторону, протекали в Ликийскую
страну.
(Ликия — провинция Малой Азии. Она граничит к северу с Писидиею, к востоку —
с Памфилиею, к югу — с Памфилийским или вообще со Средиземным морем, к
западу — с Кариею. Из городов Ликии в Свящ. Писании упоминаются Патара и
Миры. В Патаре ненадолго останавливался ап. Павел, возвращаясь после 3-го
своего, путешествия в Иерусалим (кн. Деян. 21, 1). Города Патара и Миры
особенно известны верующим по истории Святителя Николая, архиепископа
мирликийского: Патара Ликийская была его родиной, а в Мирах он был
епископом).
Церковь стояла в местности, очень удобной для направления в неё воды: три
реки выходили с вершины горы, а церковь была в самом низу. Сговорившись,
нечестивые пришли в великом множестве изо всех городов в селение Лаодикию и
отправились к церкви. Близ церковного алтаря находился огромный камень; от
сего камня они начали копать глубокий и широкий ров вплоть до той горы, под
которой реки соединялись вместе. Затем они прокопали с великим трудом ров,
по которому вода могла быть пущена на церковь, и запрудили те реки, чтобы
накопилось больше воды. Десять дней трудились люди. Видя сие, преподобный
Архипп пал в церкви на землю и со слезами молился Богу, призывая в помощь
скорого предстателя святого архистратига Михаила, дабы он сохранил святое
место от потопления и не дал порадоваться врагам, старающимся погубить
святыню Господню.
— Не отойду от сего места, — говорил блаженный Архипп, — не уйду из церкви,
но даже и умру здесь, если Господь попустит потопить сие святое место.
По прошествии десяти дней, когда вода сильно поднялась, нечестивые раскопали
то место, по которому вода должна была устремиться по приготовленному для
нея пути, и пустили реки на святой храм в первом часу ночи; сами же отошли
оттуда и стали на высоком месте с левой стороны, желая видеть потопление
святого места. Тогда вода, устремившись вниз, зашумела, как гром.
Преподобный Архипп, находясь в церкви на молитве, услыхал шум от воды и еще
усерднее стал молиться Богу и святому архистратигу Михаилу, чтобы не было
потоплено сие святое место и не возвеселились, но посрамились нечестивые
враги; имя же Господне да прославится, и да возвеличится ангельская сила и
заступничество. И воспел он псалом Давидов:
— Воздвигли реки, Господи, воздвигли реки голоса свои! Возьмут голоса свои
реки от встречи вод многих! Дивны высокие волны морские — дивен высотою
Своею Господь! (псал. 92, ст. 3—5).
Когда воспевал сие блаженный Арихипп, то услышал голос, повелевающий ему
выйти из церкви. Выйдя из церкви, он увидел великого предстателя и хранителя
рода христианского — святого архистратига Михаила в образе прекрасного и
пресветлаго мужа, как некогда он явился пророку Даниилу (Кн. прор. Даниила,
гл. 10). Блаженный Арихипп, не будучи в состоянии смотреть на него, от
страха упал на землю.
Архангел же сказал ему:
— Не бойся! встань, подойди ко мне сюда и увидишь силу Божию на сих водах.
Блаженный Архипп встал и, подойдя со страхом к Воеводе сил небесных,
остановился по повелению его на левой стороне; при сем он увидал огненный
столп, поднимавшийся от земли до неба. Когда же вода подошла близко,
архистратиг поднял правую руку и, изобразив крестное знамение на поверхности
воды, сказал:
— Остановитесь там!
И тотчас же воды стали, как каменная стена, и поднялись в вышину, подобно
высокой горе. Вслед за сим архистратиг, повернувшись к храму, ударил жезлом
в огромный камень, находившийся около алтаря, и начертал на нем крестное
знамение. Тотчас послышался великий гром, земля затряслась и камень
разделился на двое, образовав в себе громадное ущелье. При сем архангел
Михаил произнес:
— Да уничтожится здесь всякая сопротивная сила и да получат здесь избавление
от всяких зол все приходящие сюда с верою!
Сказав сие, он велел Архиппу перейти на правую сторону. Когда преподобный
перешёл туда, то святый Михаил громогласно возгласил водам: "Войдите в сие
ущелье!"
И тотчас воды с шумом потекли в каменную разселину и с тех пор постоянно
текли сим путем сквозь камень. Враги, стоявшие на левой стороне и ожидавшие
увидеть потопление святого храма, от страха окаменели. Сохранивши от
потопления свой храм и преподобного Архиппа, святый архистратиг Михаил
возшёл на небо, а блаженный Архипп возблагодарил Бога за то преславное чудо
и прославлял великого хранителя, архистратига Михаила, за его великое
заступление. Тогда все противники устыдились, у верующих же была великая
радость, и они, приходя к ангельскому храму и чудесному источнику, вместе с
преподобным Архиппом воздавали хвалу Богу. С того времени постановили
праздновать тот день, в который совершилось чудо чрез явление ангела.
Преподобный Архипп прожил много лет на том месте, усердно работая Богу, и
скончался в мире, будучи 70-ти лет от рождения своего. Верующие погребли его
на том же самом месте, которое за вышеупомянутое чудо названо "Хони", т. е.
погружение, потому что там воды погрузились в камень.
|