ПЕЛАГИЯ.
Святая Пелагия, жившая в царствование Диоклитиана в
Антиохии Сирийской, происходила из знатного рода. Правитель города, узнав,
что она - христианка, послал воинов взять ее. Воины, исполняя повеление
правителя, окружили дом, где жила Пелагия. Тогда она начала умолять воинов
подождать, и когда они согласились, святая стала лицом к востоку на том
месте, где обычно молилась, и, простерши руки и возведя очи к небу, усердно
молила Бога, чтобы ей не быть отданной в руки воинов, но отойти к Нему
жертвою непорочною и чистою. После сего она оделась в лучшие свои одежды,
бросилась с верху дома и предала дух свой Богу. Это было в начале IV века.
Диоклитиан.
Св. Пелагии было всего 16 лет, когда она для сохранения своего девства так
добровольно пострадала. Св. Амвросий св. Пелагию, хотя она и не успела
потерпеть от гонителей мучений за Христа, поставляет в пример мученичества.
У св. Иоанна Златоуста есть о ней два слова, в которых прославляется сия
юная блаженная мученица.
***
Карп, Папила, Агафодор и Агафоник VS Валерий.
Карп и Папила родились в городе Пергаме. Оба они довольствовались в пище и
питии только самым необходимым, отвергая все, что служит к разнообразию и
излишеству; да и необходимаго они употребляли очень мало. Когда они достигли
чрез такую жизнь совершенства в добродетели, то были найдены достойными
того, чтобы им было вручено церковное управление: Карп был поставлен
епископом и проповедовал слово Божие жителям Фиатиры, Папила же, которого
Карп почтил степенью диакона, обнаруживал ревность, согласно своему званию,
в подобных же трудах.
(Пергам -
город в северо-западной части Малой Азии, был столицею Пергамскаго царства.
В древности он славился богатством, роскошью и обширной библиотекой, также
изобретением, или, вернее усовершенствованием обработки пергамента;
впоследствии этот город был присоединен к Римской империи; о нем упоминается
в Апокалипсисе - гл. 2, ст. 12); в Постановлениях апостольских (7, 46)
упоминается о первом епископе Пергамском Гае, рукоположенном ап. Иоанном.
Это тот Гай, к которому ап. Иоанн написал свое 3-е соборное послание.
Фиатира - город в Лидии, на границе с Мизией, на юго-востоке от Пергама;
первоначально входил в состав Сирийской монархии, потом подпал под власть
Римлян. Христианство стало здесь распространяться еще в век апостолов. О
Фиатире упоминается в кн. Деян. гл. Ив, ст. 14; Апок. гл. 1, ст. 11; гл. 2,
ст. 18 24.)
Слава о святых Карпе и Папиле распространилась по всем окрестным странам.
Посему к сим святым мужам стало стекаться великое множество народа, который,
слушая с усердием их учение, обращался в христианство.
И вот на Карпа и Папилу было донесено царю Декию
(царствовал с 249 по 252 г. по
Р. Хр.), что они не только не поклоняются богам, а напротив
проклинают их и следуют христианскому учению. Декий, услышав о сем, сильно
разгневался и послал в Азию советника Валерия, - ревностного язычника и
жестокого человека; при этом царь сообщил ему все, что знал о святых и дал
полную власть над ними. Валерий, получив приказ, поспешно отправился и,
прибыв на место, где жили святые, захотел принести жертвы богам своим. От
него тотчас же вышло повеление во все пределы Фиатирской страны, чтобы все
жители её немедленно собрались на место жертвоприношения для поклонения
богам. Когда все собрались на место жертвоприношения, то между ними не
оказалось двух христиан, Карпа и Папилы, ибо они молились на ином месте
Истинному Богу. Не найдя их среди собравшихся, мучитель повелел искать их.
Когда затем они были найдены и приведены к нему, то с гордостью спросил:
- Почему вы не явились вместе с другими для принесения жертвы богам?
Поспешите пред моими и исправить ваш проступок, чтобы ненависть оклеветавших
вас обратилась на их собственную голову, а ваша слава умножилась более
прежнего.
Карп и Папила отвечали на сие:
- Не должно нам, о судия, гневить нашего Бога и быть неблагодарными за Его к
нам благодеяния. Ибо самые скоты были бы обличителями нашей неблагодарности,
- ведь и они знают своего хозяина; мы же оказались бы не знающими нашего
Создателя, если бы почтили ложных богов, оставив Истинного Господа нашего.
И внезапно произошло сильное землетрясение, и все идолы были низвергнуты и
рассыпались в прах.
Валерий же повелел возложить на шеи их железные цепи и водить их нагими по
городу. И так они были осмеиваемы и подвергались поруганиям. Судия же,
думая, что, наказанные таким бесчестием, они изменят теперь твердости своего
исповедания, замыслил привлечь их на свою сторону льстивыми речами и начал
говорить:
- Если бы я не считал вас благоразумными, то никогда не стал бы подавать вам
доброго совета, а склонил бы вас к нашей вере мучениями, против вашей воли.
Но так как ваше благоразумие и благонравие указывают на ваше, свойственное
великим людям, уменье здраво судить о деле, то я вознамерился быть для вас
добрым советником. Известно, я думаю, вам, что слава и честь воздаются
бессмертным богам с древних времен, и это остается так до сего времени не
только у нас, знающих греческий и римский языки, но и у варваров; ибо чрез
такое усердие к богам города управляются добрыми законами, одерживаются
победы над врагами и укрепляется мир. Почему же цари и князья Римские
достигли такой славы, что ниспровергли города и народы и подчинили своей
власти всех врагов? Не потому ли, что почитали богов и поклонялись им?
Почтите же их и вы. И если, чрез слова невежественных людей, вы прельстились
неразумной и только недавно появившейся христианской верой, то образумьтесь
ныне и возвратитесь к тому, что лучше. Тогда и боги помилуют вас, и вы
насладитесь многими благами, имеющимися у нас; от царя же ожидают вас
великие милости. Но если вы останетесь при прежнем упорстве, то и блага эти
утратите и нас заставите поступить с вами с крайнею жестокостью.
Карп же и Папила возвели очи свои к небу, сотворили крестное знамение и
отвечали Валерию:
- Ты надеешься тотчас же обратить нас к своему зловерию, как каких-либо
невежд, но знай, что не малодушные и малоумные пред тобой. Мы не считаем
вашу веру почтенной за то только, что она вера древняя, ибо не все то
непременно честно, что древне: ведь и злоба древняя, однако еще не достойна
за свою древность почтения. Не о том следует рассуждать, древняя ли ваша
вера, но о том, должно ли ее принимать. Мы решили уклониться от нее и
насколько возможно исторгнуть ее из своей среды, как такую, которая
уготовляет страшный геенский огонь любящим ее. Если хочешь познать истину,
размысли, и ты найдешь, что ваши боги суть не что иное, как только дело рук
человеческих: они немы и глухи и не могут принести никакой пользы не только
другим, но даже и самим себе. Истинный Бог неизобразим по Своему существу,
непостижим для нашего разума, неизмерим по времени, ибо не имеет начала
Своего бытия; Он вызвал к бытию все видимое и постижимое для нашего разума;
Он создал человека, ввел его в рай и дал ему заповедь, чтобы человек
навыкнул быть послушным Создателю. По зависти диавола, человек впал в
преслушание и сделался повинным смерти. Но диавол не удовольствовался таким
падением человека и поспешил отклонить от Бога потомство его, дабы люди
умирали не только телесно, но и духовно: так, люди, оставив Бога и отвратив
свои очи от света правды,, впали во тьму идолослужения. Посему милосердый и
многомилостивый Создатель, чтобы избавить человека от власти диавола, сошел
на землю, продолжая пребывать в то же время в лоне Отчем, и был подобным
нам, кроме греха; будучи пригвожден ко кресту, Он умер для избавления нас от
греховного падения. Победив смертию Своею врага нашего диавола, Он восшел на
небеса и нас призывает туда же, сделав удобным для нас восхождение к Нему.
Ты, о судия, можешь ли сказать что подобное о твоих богах? И не стыдно ли
тебе называть богами? Богатствами же вашими и почестями у царя, - чем вы так
дорожите, - мы пренебрегаем, ибо ожидаем себе награды от Бога, за Коего мы
твердо решились пострадать и умереть.
Валерий сильно разгневался. Он отдал имение святых на разграбление
клеветникам, самих же их, привязав к коням, повелел гнать в Сардис. И гнали
коней, с привязанными к ним святыми, весьма быстро и без отдыха, чтобы в
один день достигнут Сардиса
(около 33 миль). Не поспевая бежать наравне с конями, они были
влекомы насильно и, ударяясь о землю, терпели много страданий. Следовал за
ними их раб Агафодор, соболезнуя своим господам. Достигнув Сардиса, они не
стали отдыхать после тяжелого пути, но провели большую часть той ночи в
молитвах и Божественном пении. Когда же они немного уснули, ангелы Божьи
утешали их в видении и укрепляли к терпению в мучениях. Пробудившись от сна,
они поведали друг другу виденное и весьма радовались, благодаря Бога за
утешение в печали и за обещание помощи в мучениях, и пламенно желали
пострадать за Христа.
Валерий прибыл в Сардис в надежде, что страдальцев, после мучений, которые
они претерпели в пути, будет легче склонить к безбожию. Когда же Валерий
увидел, что лица их светлее прежнего, что духом они крепки и сердцем
безбоязненны, потерял надежду победить их посредством мучений и снова
обратился к лукавству. Когда же Валерий увидел, что не достигнет ничего,
задумал поступить с ними иначе: Карпа и Папилу отдал под стражу; славного же
Агафодора, слугу мучеников, растянув на земле, приказал беспощадно бить
воловьими жилами. Мученик же с такою радостью принимал раны, что, казалось,
опасался, как бы не утомились бьющие и не прекратили мучений. Из мученика,
истекали потоки крови, отпадала плоть, обнажались внутренности, отпадали от
суставов члены. Но он переносил мучения с такою твердостью, что, казалось,
вовсе не чувствовал боли; в молчании претерпевал тяжкие раны. У Агафодора же
мучения только увеличивали радость. Когда же устал Валерий и бьющие,
Агафодор тотчас предал дух в руки Господа своего, оставив мертвое тело
мучителям. По повелению Валерия, оно было оставлено без погребения, - в пищу
зверям птицам; но, с наступлением ночи, некоторые из верных, взяли тело
мученика и предали его тайно погребению. После сего Валерий, призвав святых
мучеников, Карпа и Папилу, сказал им:
- Безумный ваш слуга принял достойную за дела свои смерть, потому что не
захотел принести жертвы бессмертным богам. Почему же вы, будучи мудрыми, не
изберете себе того, для вас полезно, но хотите быть подобными человеку,
поистине несчастному который безумно предпочел жизни и радости мучительную
смерть?
Святые и назвали его безумным и воздали хвалу святому Агафодору за мужество,
с каким он встретил смерть, они сказали, что желают и себе такой же смерти
за Христа.
Тогда мучитель, воспылав яростью, снова повелел привязать Карпа и Папилу к
коням и быстро гнать впереди его из Сардиса в Пергам. И снова святые были
гонимы и влачимы на пути, претерпевали великие мучения и страдания. Ночью к
их страданиям от ран присоединялись тесные оковы и суровое заключение в
темнице. Святые же, после тяжкого пути, оставались в бодрствовании, вознося
к Богу молитвы в течение всей ночи. И явился им ангел Господень, исцелил от
ран и исполнил их сердца Божественной радостью, укрепляя их на больший
подвиг.
Когда наступило утро, мучитель думал, что святые совсем не могут ступить
после вчерашнего пути, и велел привести их к нему, чтобы посмотреть на их
страдания. И увидев, что они здоровы и крепки, что ноги их невредимы и лица
светлы и веселы, приписал сие силе их волшебства, и посему еще более
увеличил их страдания. Обложив тела святых тяжкими железными оковами, он
погнал их в еще более далекий путь. Во время пути он на одном месте принес
жертву идолам и сел на судилище. Призвав Карпа, он начал дружески говорить
ему, как бы сожалея его:
- Вот, боги, из сострадания к твоей старости, помогли тебе пройти без труда
такой путь. Зачем же ты оказываешься неблагодарным своим благодетелям,
подвергая поруганию их честь? Послушай моего доброго совета, и пойдем к
богам вместе со мною, ибо я почитаю старость твою, сожалею о тебе и плачу о
бедствии твоем не как о чужом, но поистине как о своем. Но что делать? Ты
знаешь, что сильно оскорбил меня, и я не могу уже более терпеть; и когда ты
ныне не послушаешь моего доброго совета, то я не потерплю твоей
непокорности, если не ради своего бесчестия, то ради богов.
- Совета твоего, который от света ведет во тьму и от жизни к смерти, никто
не может назвать добрым, но назовет обольщением и сетью. Если ты почитаешь
старость мою, то почему же не веришь мне, когда я отечески подаю тебе совет?
Ибо я более сожалею о твоей погибели, чем ты о моих страданиях, и весьма
печалюсь о твоем бедствии. Что ты возложил надежду на суету и почитаешь
таких богов, которые не избавят тебя от вечных мучений? Ведь, они бездушны,
созданы человеческой рукой и не могут на самом деле называться богами,
будучи суетными и ни на что негодными идолами.
Валерий повелел палачам взять Карпа и, привязав, жестоко бить терновыми
розгами. Когда били святого, все тело его было изранено, и части плоти,
отпадая под ударами, летели на землю. Валерий же призвал других палачей и
одни из них опаляли ребра Карпа свечами, другие посыпали раны его солью, так
что земля орошалась кровью и жилы разрывались. Мученик же, чем более
увеличивалось его мучение, тем сильнее укреплялся в любви к Богу и терпении.
Стоя связанный, он улыбнулся среди мучений.
- Почему ты, Карп, засмеялся? - спросил его князь.
- Я видел предназначенную мне благодать Христа моего и потому возрадовался.
Он был мучен до тех пор, пока не устали мучители и, заключенный после
мучений в темницу, благодарил Бога, сподобившего его пострадать за Него.
Потом, вызвав на суд Папилу, Валерий начал спрашивать:
- Какого ты рода и отечества и каков род твоих занятий?
- Ты уже знаешь о мне, - отвечал святой, - что я родился от благородных
родителей в городе Пергаме, владею искусством врачевания не того, что
зависит от трав, растущих иа земле, но того, которое подается свыше от Бога;
сие врачевание не только пользует тело, но исцеляет и душевные болезни.
- Искусного врачевания не может быть, помимо изучения того, что написано
Галином и Гиппократом, которым искусство врачевания дано от богов.
(Галин, иначе
Гален, - знаменитый ученый врач. Он родился в 131 г. по Р. Хр. в Пергаме;
много учился, много путешествовал; был придворным врачом при современных ему
Римских императорах, умер в самом начале III века. Он имел громадное влияние
на врачей всего мира, и авторитет его был непоколебим в глазах их вплоть до
XVI века. Гиппократ-другой знаменитый Греческий врач с острова Коса, живший
много ранее Галена (460 по 366 г. до Р. Хр.). От него осталось несколько
сочинений, на которых воспитывался и Гален.)
- Галин, Гиппократ и ученики их только тогда могут
вылечить больного, если мой Христос, по неизреченному милосердию,
соблаговолит подать ему Свое врачевство. Иначе оказывается напрасным их
искусство и бесполезной их опытность во врачебном деле; а те, кого ты
называешь богами, как могут позаботиться о чьем либо здоровье, если сами
себе не могут ни в чем помочь? И если хочешь узнать истину, испытай на деле:
вот ты видишь, что сидящий возле тебя слеп на один глаз: пусть же твои боги
подадут ему прозрение, и я после того ничего не скажу.
- Может ли кто быть таков, чтобы исцелить его?
- Не только сие, - отвечал святой, - но и всякие другие неизлечимые болезни
исцелит тот, кто призовет Христа, Целителя всех болезней.
- Так пусть же мы увидим ныне то, что ты говоришь, - сказал Валерий, -
исцели его пред нами, - если ты в силах, - так, чтобы он прозрел.
- Я не хочу тотчас же делать сего, - отвечал Папила, - чтобы ты не стал
приписывать чуда своим бесам; но пусть сначала ваши врачи призовут которого
либо из своих богов, потом и я покажу могущество моего Христа.
Тогда Валерий созвал своих жрецов и повелел им призвать богов, чтобы они
исцелили его слепого советника. Они взывали к суетным богам своим, призывая
каждый из них своего бога: тот Аполлона, другой Асклепия, один - Зевса,
другой - Гермеса. И было достойное смеха дело: весь день молились тем,
которые оказались не в силах просветить одного телесного ока.
После сего Папила возвел к небесам телесные и душевные, и призвал
милосердого Господа; и прикоснулся своею рукою к слепому оку, сотворил над
ним крестное знамение, и оно тотчас ясно прозрело. Человек не только прозрел
телесным оком, но просветился и духовными очами и познал немощность суетных
богов и уразумел силу Единого Бога, Иисуса Христа, Бога истинного,
просвещающего всякого человека грядущего в мир, и уверовал в Него. Но и
множество и других людей пришли, чрез сие чудо, к познанию правды, и всякий,
видя и слыша сие, говорил: "Поистине велика сила Христа, и Он есть истинный
Бог!" Но хотя и славили истинного Бога, однако Валерий не захотел познать
Его и воспылал еще большим гневом на святого Папилу. Он велел привязать его
к дереву и бить нещадно.
Во время этих побоев, святой Папила скорбел не о том, что его бьют, но о
том, что не принимает еще более тяжких мучений. Валерий приходил все в
большее и большее раздражение и страдание присоединял к страданиям: он
опалял ему бока огнем и велел бросать в него камнями. Но мученик и огонь
переносил терпеливо, а камни падали на иное место, как бы почитая тело
мученика, страждущее за Христа; не причиняя никакого вреда, камни поражали
более бросающих.
Когда же Валерий утомился и не знал, какое еще причинить им мучение, то
решил несколько помедлить, думая, что если отпустить на время святых, то
раны их разболятся и, увеличивая страдания, сделают их более слабыми. Но
мученики, имевшие своим врачом Христа, Которого добровольно принимали раны,
были исцелены не только от страдания, но и от ран и язв, так что не видно
было и следа их ран, что весьма раздражало мучителя: чем более облегчались
их страдания, тем более мучилось сердце Валерия и пылало яростью, как огонь.
По прошествии немногого времени, мучитель снова сел на судилище, дыша
жестокостью и взирая яростным оком. Святые же мученики предстали пред ним со
светлым взором и веселым лицом, как бы позванные на пир. Валерий хотел
устрашить их самою своею яростью; но он услышал такие слова:
- Зачем, о мучитель, ты утруждаешь себя и своих слуг, часто приводя нас и
отводя, мучая и не объявляя над нами последнего приговора? Надеешься ли ты
отвратить нас от Христа и от истины? Но скорее увидишь нас мертвыми, чем мы
подчинимся твоему безбожному повелению.
После сего, по повелению мучителя, были рассыпаны по земле черепки и
железные гвозди; на них положили ниц обнаженных мучеников, и начали их
влачить, нанося при сем жестокие удары. Но эти черепки и железные гвозди
исчезли бесследно, святые же остались невредимыми. Сие возбудило в судье еще
больший гнев, и он повелел резать бока их бритвами. Святые, славя Бога,
доблестно терпели все сие.
После сего он собрал лютых зверей и устроил зрелище: были приведены
мученики, и на них была выпущена медведица. Все думали, что она тотчас
умертвит и растерзает тела их, но та не обнаружила никакой кровожадности и,
как бы почитая святых, легла у ног их и обнимала их. После того был выпущен
лев, который не только оказался кротким, как и медведица, но, рыкая, он
провещал человеческим голосом, порицая гонителей и такое их упорство в
жестокости. Они же заткнули уши, считая все сие за колдовство, а святых
мучеников судья повелел бросить в ров, наполненный известью. Но пробыв в
этой извести три дня, они вышли здоровыми и невредимыми.
Чем более Валерий убеждался, что не может преодолеть святых, тем более пылал
на них гневом. Обув их в железные сапоги, наполненные острыми гвоздями, он
заставил бегать в них; но и этим он не мог победить непобедимых воинов
Христовых. Разжегши затем сильно печь, он бросил в неё святых. Вместе с ними
вошла в среду пламени и блаженная и Агафоника, сестра святого Папилы,
пожелав быть участницей в тех же подвигах и умереть за Христа. Но сошел
великий дождь, погасил огонь, остудил печь и святые вышли из печи
невредимыми. Их снова заключили в темницу, в которой те пели Богу, как в
церкви. Мучитель не зная, что еще сделать, и стыдясь, его победили, произнес
окончательный приговор над мучениками, приказав головы их усечь мечем.
Святые, когда их и вместе с Агафоникой вели на место казни, радовались, и
возводя очи свои и руки к небу, молились не только о себе, но и за убивающих
их, и таким образом окончили подвиг и, будучи усечены мечем. Святые тела их
были выброшены и не были охраняемы; верующие, взяв их тайно, предали
честному погребению, славя Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и
Святым Духом честь и поклонение во веки.
Св. равноапостольная царица Елена построила в Константинополе монастырь
Карпа и Папилы, на подобие гроба Господня. Паломник Антоний в 1200 г.
говорит: "Святые Карп и Папила в женском монастыре в едином гробе лежат, а
ту церковь поставил царь Константин".
|