Составитель летописи Серафиио-Дивеевского женского монастыря, архимандрит Серафим (Чичагов) описывает следующее страшное событие в
жизни Николая Александровича Мотовилова, великого почитателя и усердного послушника Саровского старца Серафима:
Как-то раз в беседе с преподобным Серафимом коснулся разговор о вражьих
нападениях на человека. Светски образованный Мотовилов не преминул,
конечно, усомниться в реальности явлений злой силы. Тогда Преподобный
поведал ему о своей страшной борьбе в течении 1000 ночей и 1000 дней с
бесами, и силой своего слова, свидетельствованием своего слова,
свидетельствованием своего священства, в котором не могло быть даже и
тени лжи и преувеличения, убедил Мотовилова в существовании бесов не в
призраках или мечтании (в поэтическом воображении или фантазии), а в
самой настоящей горькой действительности. Пылкий Мотовилов так
вдохновился повестью старца, что от души воскликнул: "Батюшка, как бы я
хотел побороться с бесами!"
Тогда, под защитой Преподобного, он мог не бояться злобы сатанинской. Но
легкомысленно-дерзкий вызов, по попущению Бо-жию, не остался без
последствий. Когда Мотовилов, после кончины старца Серафима, поехал в
Курск, немного ему удалось собрать здесь сведений о детстве и юности
преподобного. Близкие родные, помнившие отца Серафима в молодости, кто
отозвались забвением. Даже дом, в котором родился и воспитывался
преподобный, был разрушен, и на месте его выросли новые постройки.
Нашелся один старик, сверстник Батюшки, который и дал Мотовилову
сведения, вошедшие теперь во все издания жития преподобного Серафима.
Поездка в Курск и пребывание в нем были вполне благополучны. Гроза ждала
его на возвратном пути в Воронеж.
На одной из почтовых станций, по дороге из Курска, Мотовилову пришлось
заночевать. Оставшись совершенно один в комнате для проезжающих, он
достал из чемодана свои рукописи и стал их разбирать при тусклом свете
одной свечи, еле освещавшей просторную комнату. Одною из первых ему
попалась записка об исцелении одной бесноватой девицы из дворян,
Еропкиной, у раки святителя Митрофана Воронежского.
"Я задумался, - пишет Мотовилов, - как это может случиться, что
православная христианка, приобщающаяся пречистых и животворящих Тайн
Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время,
как тридцать с лишним лет. И подумал я: "Вздор! Этого не может быть!
Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю
к таинству святого причащения"; и в это самое мгновение, страшное,
холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно
стиснутые уста.
Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда
и смрада, вползшего в него облака, оно вошло в него все, несмотря на его
нечеловеческие усилия. Руки его были точно парализованы и не могли сотворить крестного
знамения; застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного
имени Иисусова. Отвратительно ужасное совершилось! и для Николая
Александровича наступил период тягчайших мучений. Собственноручная
рукопись его дает такое описание испытанных им мук:
"Господь сподобил меня на себе самом испытать истинно, а не во сне и не
в привидении, три геенские муки: первая - огня несветимого и неугасимого
ничем более, как лишь одною благодатию Пресвятого Духа. Продолжалась эта
мука в течение трех суток, так что я чувствовал, как сожигался, но не
сгорал. Со всего меня по 16 или по 17 раз в сутки снимали эту гееннскую
сажу, что было видимо для всех. Перестали эти муки лишь после исповеди и
причащения святых Тайн Господних, молитвами архиепископа Воронежского
Антония и заказанными им по всем 47 церквам воронежским и по всем
монастырям заздравными за болящего раба Божия Николая, ектениями.
Вторая мука в течение двух суток - тартара лютого, гееннского, так что и
огонь не только не жег, но и согревать меня не мог. По желанию его
высокопреосвященства епископа Воронежского Антония, я с полчаса держал
руку над свечой, и она вся закоптела донельзя, но не согрелась даже.
Опыт сей удостоверительный я записал на целом листе (бумаги) и к тому
описанию рукою моею и на ней свечною сажею мою руку приложил. Но обе эти
муки по причащении давали мне хоть возможность есть и пить, и спать
немного мог при них, и видимы они были всем.
Но третья мука гееннская, хотя на полсуток еще уменьшилась, ибо
продолжалась только полторы суток и едва ли более, но зато велик был и
ужас и страдания от неописуемого и непостижимого. Как я и жив остался от
нее! Исчезла она от исповеди и причащения святых Тайн Господних. На этот
раз сам архиепископ Антоний из своих рук причащал меня оными. Эта мука
была - червя неусыпного гееннского, и червь этот никому более, кроме
меня самого и архиепископа Антония, не был виден, но я весь сам был
преисполнен этим наизлейшим червем, который ползал во всем и неизъяснимо
грыз всю мою внутренность, но и выползаючи чрез рот, уши и нос, снова во
внутренности, мои возвращался. Бог дал мне силу на него, и я мог брать
его в руки и растягивать. Я по необходимости заявляю это все, ибо
недаром подалось мне это свыше от Бога видение, да и не возможет кто
подумать, что я дерзаю всуе имя Господне призывать.
Вскоре, после этого, страшного и недоступного для обыкновенного
человека, испытания, Мотовилов имел видение своего покровителя,
преподобного Серафима (скончавшегося пред этим), который утешал
страдальца обещанием, что ему дано будет исцеление при открытии мощей
святителя Тихона Задонского и что до того времени вселившийся в него бес
уже не будет его так жестоко мучить.
Действительно, чрез 30 с лишком лет совершилось это событие, и Мотовилов
его дождался, дождался и исцеления по великой своей вере.
В день открытия мощей святителя Тихона Задонского Мотовилов стоял в
алтаре, молился и горько плакал о том, что Господь не посылает ему
исцеления, которого, по обещанию преподобного Серафима Саровского ждала
его измученная душа. Во время пения херувимской песни он взглянул на
горное место и увидел на нем святителя Тихона. Святитель благословил
плачущего Мотовилова, и стал невидим. Мотовилов сразу почувствовал себя
исцеленным.
|