Заключение. Заканчивая свои небольшие заметки об очень большом
вопросе, я нахожусь в некотором смущении.
Во-первых, потому, что в заключении я должна четко определить, для чего я
писала эти заметки, какова может быть хоть какая-нибудь польза от них.
Во-вторых, потому, что все время меня "гложет" сомнение о своей малой
компетенции во многих богословских и философских вопросах.
И, наконец, в-третьих — не скатиться бы к необоснованным обвинениям и
обличениям одних и безосновательной защите других.
Итак, постараюсь беспристрастно высказать свои ответы на эти сомнения и
смиренно прошу прощения, если не оправдаю надежд одних и невольно обижу
других.
Написать эти заметки меня подвигла книга В. Вейника "Почему я верю в Бога",
которую я прочла, находясь в состоянии постепенного и трудного осмысления
всей моей безбожной жизни. Как раз тогда меня мучили вопросы, почему рядом
находящиеся способные, даже талантливые люди так яростно и упорно отвергают
религию? Эта книга явилась для меня глотком свежего воздуха. Я очень хорошо
поняла свою темноту и незнание во всех вопросах религиозной жизни и начала
постепенно понимать, почему так ведут себя люди, воспитанные на основах
материализма-эволюционизма. Уже тогда поняла, что книга эта не может
остаться не замеченной читателем. Ведь известно, что есть дух времени, дух
деяний и дух книги. Так вот дух книги Вейника для меня явился добрым духом,
который способствовал моему духовному рождению и дал мне надежду, что я из
темноты могу выбраться к Свету, к Богу. Слава Богу, не я одна так оценила
эту книгу. Я могу свидетельствовать, что множество людей из различных слоев
населения, но главным образом, конечно, интеллигенция, прочтя эту книгу,
задумались над вопросами Вечности, бытия Божия, смысла жизни. И в результате
они не стали бегать с рамками по комнатам и измерять благодать в километрах
и метрах, оценивать положительность зарядов и т.д. Напротив, я точно знаю из
личного общения, что для них на этом период метаний и безбожия закончился.
Многие из них признавались, что не всегда понимают физическую сущность
явлений, описанных автором, его парадигму и термины, но сердцем
почувствовали истину в словах этой книги, стали читать ее, и, самое главное,
очень многие благодаря ей стали в руки брать Священное Писание, читать и
духовно возрождаться, приходить в храм Божий.
С неординарным трудом Вейника несогласно большое число ученых, стоящих на
позициях атеизма, и даже ученых, которые считают себя православными. Причины
этого я считала необходимым для себя выяснить. Неординарность труда Вейника
заключается именно в попытке исследовать связь материального и духовного.
Сам автор в своей главе о практическом применении исследования проявлений
духовного мира, выделил как самое главное: "Это исследование прямо и
неотвратимо привело меня к Господу Богу, причем в православие из
католичества... Духовный мир правит бал нашей жизни".
Я это также сочла главным не только у Вейника, но и в работах других ученых
и попыталась как-то рассказать об этом. В. Вейник некоторое время занимался
изучением аномальных явлений и на своем примере показал всю их лукавую
природу. Более того, пострадав сам от их пагубного влияния, он нашел силы
выйти из этого заблуждения и подробно объяснил механизм сатанинской природы
и сущности аномальных явлений.
Используя естественнонаучные тексты Библии и временно-метрические явления,
он показал (вслед за Франком Гранманом, Анри Бергсоном, Мен де Бираном,
Войно-Ясенецким и многими другими), что мозг человека не является органом
мышления, то есть не духовное порождается материальным, а наоборот [43]. Он
пишет, что "так во всей глубине и широте раскрылась ложь нашей жизни, и
обозначился прямой путь к Богу. И это единственно разумный путь, ибо на
свете существует только два полюса — Бог и диавол, третьего не дано: или —
или... Анализ с обсуждаемых позиций различных конфессий показал, что
наибольшей полнотой истины, учения и благодати обладает лишь Православие,
это послужило причиной моего перехода из католичества в Православие". На
основе всего этого Вейник делает вывод, оспорить который, мне кажется, не
может никто — "для нас, представителей преходящего временно-метрического
мира, особенно для заблудившихся в сатанинских потемках, главную
практическую ценность должна представлять именно духовная сторона
обсуждаемой проблемы". Далее Вейник сделал ряд неординарных выводов,
касающихся нарушения некоторых законов механики, второго закона классической
термодинамики Клаузиуса, которые, с его точки зрения, могут быть
использованы на практике. Им были поставлены многочисленные опыты, которые
подтвердили эти предположения. Опровержение их может быть достигнуто только
при серьезном экспериментально-теоретическом повторении, проверке этих
опытов и положений. Таких работ мне не встретилось, поэтому все рассуждения
об их несостоятельности мной не могут быть приняты. Более того, достаточно
внимательное изучение теоретических положений Вейника по применению его
теории в области металлургии, стимуляции жизнедеятельности микроорганизмов,
растений, животных, проведенное мною, отнюдь не привело меня к убеждению,
что это абсурдно, неадекватно и выполнено на недостаточном научном уровне.
Обычно неверующие или маловерующие люди легко соглашаются, что большинство
знаний естественного мира получается опытом, через откровение, потому что
всякий опыт есть реальное ощущение познаваемого. Однако они могут сказать и
говорят, что между этими опытами знания и веры есть немалое различие:
естественные опыты каждый при желании может повторить и сам убедиться в их
реальности; а про мир сверхъестественный этого сказать нельзя. Не всякому
дано опытно узреть этот мир и получить непосредственное откровение.
Митрополит Вениамин (Федченков) на это отвечает так: "Никогда количество не
решает вопроса: один ли человек видел что-нибудь или множество; один ли раз
получилось познание чего-нибудь или многократно. Вопрос тут будет не в
количестве откровений, а в качестве свидетелей: достойны ли они веры по
нравственному своему состоянию. Если да, то и одному человеку должно
поверить, если нет, то и стократное свидетельство будет сомнительно" [58].
Сам В. Вейник говорил о своей гордыне и расплате за нее и не раз повторял на
страницах своей книги, что если человек воцерковлен, то он будет более
защищен от посягательств демонов, а иногда может получить помощь от Божией
благодати. В связи с этим надо заметить, что очень многие настоящие,
истинные, талантливые ученые были глубоко верующими людьми, имеющими
благочестие и страх Божий. Поэтому обвинение Вейника в отступлении от
традиционной науки и т.п. я принять не могу и думаю, что исследования В.
Вейника необходимо продолжать, так как ряд из них содержит немаловажные
практические решения для создания совершенно новых процессов получения
энергии, повышения урожайности культур и т.п. Поэтому я стремилась, как
могла, обратить внимание молодых талантливых научных работников на
исследования этого ученого и с добрым сердцем постараться извлечь пользу из
них. Очень огорчительно бывает, когда мы своих ученых забываем и пытаемся
идти по "западной дороге", копируя ее. Но, к сожалению, идем мы почему-то в
хвосте, в то время как свои передовые исследования забываем, клеймим,
ругаем. Уж сколько раз так бывало — "выбрасываем" то, что является открытием
и приносит пользу, а рассудочно-рациональная западная наука подбирает и
напрочь забывает, откуда это появилось. По Ильину, наша православно-русская
наука духовно зрячая, основанная на Божием благовестии, способна вывести
Святую Русь на передовые рубежи.
Очень бы хотелось, чтобы наши сыновья, внуки и правнуки узрели это и нашли
возможность продолжить работы наших отечественных верующих ученых во славу
нашей Родины.
Приступая ко второму своему сомнению, я должна сознаться, что не пыталась и
не могла достаточно квалифицированно раскрывать вопросы, связанные с
духовной жизнью человека на основе догматического богословия и теоретических
основ православия. Я уже писала, что училась, как могла, сама. Но мне
кажется, что мой опыт прихода к осознанию необходимости духовной жизни будет
полезен для людей, посвятивших себя науке и стремящихся к познанию
христианской жизни.
Над этими записками я работала около двух лет, и только в последний период
начала достигать "начального" смирения, когда отчетливо понимаешь не умом, а
сердцем, что я сама ничто, а лишь творение Бога, что нет ничего у меня
своего, а только милость Божия. За этот период я прочитала достаточно много
духовной литературы и нашла у любимого и почитаемого мною известного нашего
богослова А. Осипова высказывание, истинней которого для меня теперь ничего
нет. При оценке любых работ необходимо знать, что где нет любви, там нет и
правды.
И, наконец, прошу еще раз простить меня, если невольно кого-то обидела.
Работы же В. Вейника навели меня на благодатные размышления и коснулись
сердца, поэтому я постоянно приношу молитвы за упокой его души и милостивое
отношение Бога к его прегрешениям. Приложение. В этом разделе мне хотелось напомнить изречения и суждения некоторых
выдающихся ученых, мыслителей, писателей, познавших Бога.
Я часто преклонял мои колени пред Богом, побуждаемый сильным убеждением, что
ни к кому другому я не могу обратиться в моей нужде.
В такое время как наше, надо говорить о том, за что человек готов ответить в
Вечности. (Л. Линкольн).
В конечном счете, дарвиновская теория эволюции не больше и не меньше, чем
великий космогенный миф двадцатого века. Можно ли поверить, что весь
реальный мир образовался в результате случайных процессов, мир, мельчайшие
элементы которого — протеин и гены — сложнее любой созданной человеческим
умом конструкции. (М. Дентон).
Никто не должен восхищаться ничем и никем, как только Одним Христом.
(Леонардо да Винчи).
Человеческий ум может разрастись сколько угодно, но выше величия и
нравственной культуры христианства, как они отражены в Евангелиях, он не
пойдет... Я считаю все четыре Евангелия безусловно истинными, ибо в них
проявляется отблеск величия Личности Христа, и в такой форме, в какой только
Божество могло явить Себя на земле. (И. Гёте).
Солнце — это не что иное, как тень Бога. (Микеланджело).
Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся.
...Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться
Бог. Это величайшая идея и величайшая слава человека, которой он мог
достигнуть. (Ф. Достоевский).
Коль велик Творец! И такая мысль укрепляет веру. Разум вовсе не должен быть
отвергаем нами, ибо он есть дар Божий, мы обязаны лишь признать
ограниченность его возможностей в нашем поврежденном ограниченном
существовании. (М. Ломоносов).
Нужно гораздо больше веры в то, что тело наше произошло случайно, чем в то,
что его создал разумный Бог.
Самое великое в жизни — знать Бога по личному опыту.
Я увидел, что Бог совершил для меня в Иисусе Христе. Он пришел на землю,
чтобы быть моим Спасителем, умереть за мои грехи, потом пришел день, когда я
нерешительно, но вполне определенно принял Христа в мое сердце. (Дж.
Байрон).
Мне остается только возвести свои очи к небу и, подняв руки, благодарить
Творца вселенной за Его милосердие ко мне. Боже великий. Ты распространяешь
Свой свет на землю и, поднимая нас к источнику Своей благости, уготовляешь
нам место в лучах Твоего света...
Я сообщил людям о величии дел Твоих, я им дал все объяснения, какими мой
конечный ум позволил мне объяснить бесконечное. (И. Кеплер).
Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое
только человечество когда-либо принимало. (И. Кант).
Мозг — не что иное, как нечто вроде центральной телефонной станции. Его роль
сводится к выдаче сообщения или к выяснению его. (А. Бергсон).
Вера возникает и укрепляется не благодаря рациональным доводам, а потому,
что ее дарует человеку Бог. Между наукой и религией вообще нет противоречия.
Это — надуманная проблема. (Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси).
Чем больше я занимаюсь наукой, тем больше становлюсь верующим. (Л. Пастер).
Замолчи, глупый разум, слушай Бога... Смирись, немощный ум, умолкни,
несмысленная природа, познай, что человек — существо бесконечно непонятное
для человека, и вопроси у твоего Владыки о неведомом тебе истинном твоем
состоянии. Послушай Бога.
Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание
своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса
Христа приводит на верный путь, так как в нем находим мы Бога.
Евангелие дает человеку утешение, в каком бы положении и в каких бы условиях
он ни находился. Христос притягивает к Себе все человечество. Без учения
Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяние,
смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе
— вся наша добродетель и блаженство. Без зрения Христа люди заели бы друг
друга, мир сделался бы адом и развратился бы.
В мире нет ничего более великого, чем Иисус Христос, а в Иисусе Христе нет
ничего более великого, чем Его жертва. (Б. Паскаль).
Когда тело перестает жить, тогда все чувства и мысли человека, как бы
оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что
ничто — ни энергия, ни материя — не исчезает бесследно, и составляют ту
душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера. (И. Павлов).
Представление о том, что программа, заложенная в живую клетку, могла
развиться случайно в первобытном "супе" на Земле, в высшей степени абсурдно.
У меня сложилось впечатление, что большинство биологов в глубине души
понимают правду, но они настолько запуганы ее возможными последствиями, что
готовы принять любую линию поведения, лишь бы отойти от нее. (Ф. Хойл).
Истинный ревизор — Господь. (Н. Гоголь).
Поверхностное образование может отдалять от веры, а глубокое знание в худшем
случае сделает человека агностиком, а в лучшем приведет к вере или уж во
всяком случае, не сделает человека сознательным атеистом. От сердца исходят
помышления — сказал Сам Господь.
Неверно говорят, что этот мир познается умом, а сверхъестественный — верою.
Нет! И тот, и другой воспринимается непосредственной верою, опытом — как
факты. А понимать их мы не можем. Поэтому нужно различать лишь предметы
(объекты) восприятия и органы, коими мы это воспринимаем: мысли есть, но мы
их не видим, любовь есть, но мы ее не слышим ухом и т.д. А путь познания
один и тот же: непосредственное восприятие — опыт. А предшествует ему — вера
(доверие).
В огромном большинстве своем люди стали неверующими не потому, что были
учеными, а, наоборот, по своей малоучености и легкомысленности, не потому,
что много думали о том, от чего отреклись. Неверие есть истинная темнота...
От незнания нельзя никогда делать вывода о небытии. Не любят люди беспокоить
себя думами, да еще — о непостижимом, а отрицать, хотя бы вопреки смыслу,
любят. (Митрополит Вениамин (Федченков)).
Из ста опрошенных современных ученых людей лишь около 10% заявили себя
неверующими, а остальные 90% открыто признали себя религиозными людьми.
Правда, ответы их были разными, соответственно их вероисповеданиям, но все
они заявили о своей вере в Бога. (А. Табрум).
Всякий сознательно верующий — реалист, а не фантазер. (Д. Менделеев).
День молиться, день поститься, а на третий — Измаил взять. И взяли. (А.
Суворов).
Глубочайшую сущность существа нашего познаём мы не умом, а духом.
Самосознание есть функция духа, а не ума. Дарованное нам от Бога действие
благодати Божией познаем мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным
нам от Бога... Духовность есть высшее достижение человеческой души.
Гордость — антитеза смирения, злоба и ненависть — антитеза любви,
богохульство — антитеза любви к Богу, самолюбие и корыстолюбие — антитеза
любви к людям. Отрицательное возникает при потере положительного и неуклонно
развивается. Тьма развивается при потере света, холод — при потере тепла,
неподвижность и застой — при потере движения. Дух сатаны родился при потере
любви к Богу.
Дух Божий и дух сатаны действуют повсюду и на все живое. Живое способно к
восприятию сродного ему... Люди по духу сродные Богу Любви, воспринимают
Духа Святого и неуклонно совершенствуются в добре и любви. (Свт. Лука
(Войно-Ясенецкий)).
Вера же есть смирение. (Прп. Варсонофий).
Так дуб, перунами разбитый, лежал внизу, / А вкруг него и плющ обвитый. / О
дружба — это ты. (А. Жуковский).
О, как убийственно мы любим, / Как в буйной суете страстей, / Мы то всего
скорее губим, / Что сердцу нашему милей. (Ф. Тютчев).
Тяжела работа Господня. (В. Соловьев).
Неверие есть легкомысленная дерзость. (Прп. Антоний Великий).
Под предлогом просвещения зашли мы в такую тьму неведения, что утратили
понимание смысла веры, а потому не имеем потребности в ней. За веру выдают
себя суеверия, фетишизм, магия, оккультизм, мистика, спиритизм — все, что
"мерзко перед Господом" (Втор. 18, 10-12). (Прп. Серафим Саровский).
Литература.
1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. — Брюссель:
Издательство "Жизнь с Богом", 1989.
2. Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом твой. — Мн.: "Виноград", 1998.
3. Степанов С, Федоров, Ф. Бред под видом науки. // Известия АН БССР, 1969.
4. Дынич В., Ельяшевич М., Толкачев Е., Томильчик Л. Вненаучное знание и
современный кризис научного мировоззрения. // Вопросы философии, Хо 12,
1994.
5. Ельяшевич М. Термодинамика по Вейнику или Всеобщая физическая теория. //
Успехи физических наук. Вып. 3, 1969.
6. Феодосии, епископ Полоцкий и Глубокский. Наука подводит человека к
признанию Бога. // Воскресение, № 12, 2000.
7. Саврей В. Путь Христа и путь сверхчеловека. // Воскресение, № 12, 2000.
8. Ильин И. Наши задачи. // Собрание сочинений в 10 тт. Т. 2. - М., 1995.
9. Тростников В. Научна ли научная картина мира. // Новый мир, Хо 12, 1989.
10. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. — Вильнюс, 1991.
11. Кругляков Э. Почему опасна лженаука. // Наука и жизнь, Хо 3, 2002.
12. Осипов А. Крест и свобода. Что такое Православие. Христианское понимание
назначения человека. — Аудиозапись лекций 1997-1998 гг.
13. Осипов А. Путь разума в поисках истины. - М.: Издание Сретенского
монастыря, 2003.
14. Льюис К. Просто христианство. — Минск — Москва: "Виноград", 1998.
15. Осипов А. Основное богословие. — М., 1994.
16. Василевский Д. Наука, метафизика, мировоззрение. // Доклады
студенческого научного общества ЕГУ. — Мн., 2000.
17. Вейник В. Термодинамика реальных процессов. — Мн., 1991.
18. Осипов А. Православное понимание смысла жизни. — Киев, 2001.
19. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее
настроиться. — М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры, 1999.
20. Антоний, митрополит Сурожский. Школа молитвы. — Клин: Фонд "Христианская
жизнь", 2002.
21. Гармаев А., свящ. Обрести себя. — Волгофад, 2000.
22. Николаева О. Православие и свобода. — М., 2002.
23. Пестов И. Современная практика православного благочестия. - СПб, 2000.
24. Кюнг Г. Существует ли Бог? — Б. и., 1982.
25. Аксаков И. Христианство и социальный прогресс. — М., 1914.
26. Зеньковский В., прот. История русской философии. В 2-х тт. - Париж:
"УМСА-РКЕ55", 1989.
27. Зеньковский В., прот. Основное богословие или Христианская апологетика.
— Сергиев Посад, 1895.
28. Зеньковский В., прот. Основы христианской философии. В 2-х тт. — Париж,
1964.
29. Светлов П. Христианское вероучение в апологетическом изложении. — Киев,
1910.
30. Паскаль Б. Мысли о религии. — М., 1892.
31. Льюис К. Любовь, Страдание, Надежда. — М., 1992.
32. Франк С. Смысл жизни. — Париж, 1926.
33. Гейзенберг В. Физика и философия. — М., 1963.
34. Франк С. Религия и наука. — Брюссель, 1953.
35. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. — Москва — Клин:
Издательство "Сибирская благозвонница" — Фонд "Христианская жизнь", 2003.
36. Рафаил (Карелин), архим. Тайна спасения. — М., 2002.
37. Дондейн А. Современный материализм и вера в Бога. — Брюссель:
Издательство "Жизнь с Богом", 1981.
38. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики. — Б. и.. 1947.
39. Калиновский П. Переход. — М., 1992.
40. Франк Ф. Философия науки. — М., 1960.
41. Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. — М., 1991.
42. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. — М., 1996.
43. Вейник В. Почему я верю в Бога.
44. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.
Догматическое богословие. — М., 1991.
45. Ильин И. О сопротивлении злу силою. Ильин И. А. // Собрание сочинений: в
10 тт. Т. 5. — М., 1995.
46. Старец Силуан. - М., 2000.
47. Федотов Г. Трагедия интеллигенции. Лицо России. — Париж, 1988.
48. Гальцева Р. Это не заговор, но... // Новый мир, № 1, 1998.
49. Махнач В. Долг, честь и жертвенность. // Православная беседа, № 4, 2002.
50. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. — Париж, 1953.
51. Словарь иностранных слов. — М., 1949.
52. Новейший философский словарь. — Мн., 1988.
53. Дунаев М. Знание — сила? // Православная беседа, № 6, 2002.
54. Кольчуринский И. Какое же мировоззрение научно? // Православная беседа,
№ 4, 2002.
55. Игумен N. Не бойся, малое стадо (О духовной брани в современном мире). —
М.: "Даниловский благовестник", 2000.
56. Табрум А. Религиозные верования современных ученых. — М., 1912.
57. Молитва как особое состояние человека. // Воскресение, Х" 4, 2001.
58. Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении. - М., 2002.
59. Большунов А., Гальченко В. Как построить русский дом. // Православная
беседа, Х° 6, 2002.
60. Астапенко А. Христианство, наука и прелесть (о книге В. Вейника "Почему
я верю в Бога"). // Церковное слово, Х" 10, 2001.
61. Толкачев Е. Из области научной фантастики. // Церковное слово, № 1,
2002.
|