ОТКРОВЕНИЯ, ЧУДЕСА, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ.

опубликовано: 18.05.2008

***

О времена, о нравы - 1.

,,, один вельможа по имени Ардавурий, сын Аспара, жестокий нравом и арианин по вере, разгневался на Иоанна, одного из своих подчиненных, и хотел убить его. Не имея места, где скрыться, Иоанн бежал в обитель преподобного Маркелла. Ардавурий узнал об этом и послал рабов, чтобы взять его оттуда, но преподобный не выдал его. Вельможа снова послал рабов к Маркеллу с просьбой, а вместе и с угрозой немедленно отдать Иоанна, но преподобный и этих отпустил ни с чем. Тогда разгневанный Ардавурий послал вооруженных воинов, чтобы они силою извлекли Иоанна из монастыря и убили мечем тех, кто станет сопротивляться. И вот, когда воины с обнаженным оружием обступили кругом обители и намеревались овладеть оградой, братия пришли к святому и с плачем умоляли его выдать Иоанна воинам, дабы из-за него и они не погибли неповинно. Но преподобный не послушал братии, и обратился к силе честного Креста, оградившись которым, он сам вышел навстречу воинам. И тотчас же великий страх напал на всех воинов: они узрели Крест, сиявший как солнце, а вокруг него великое пламя, молнии и громы. Побросавши оружие, они в ужасе бежали к пославшему их. Услыхав об этом, Ардавурий и сам пришел в ужас и, укротив свой гнев, простил Иоанна.

Упомянутый Аспар происходил из Готского племени, и был первым после царя по знатности и по могуществу, начальствуя над всем греческим воинством.

(Готфы или Готы, - германское племя, жившее первоначально к юго-востоку от Балтийского моря. Впоследствии они разделились на восточных и западных и разселились почти по всей Европе. Готы приняли Христову веру, но в искаженном виде - от ариан.)

У него было два сына: старший Ардавурий и младший Патрикий. Он во многом старался противодействовать царю и со всем своим домом тайно враждовал против царского рода; Аспар причинял много зла Церкви Христовой тем, что помогал арианам. Царь Лев (с 457 по 474 год) терпел его, потому что вся сила греческого воинства, среди которого было тогда множество ариан, было привержено к дому Аспара и повиновалось ему. Преподобный Маркелл имел о нем во сне следующее видение: лев боролся со змием, который, будучи безмерной величины, бил его хвостом и одолевал. Побеждаемый лев скорбел и тщетно обходил вокруг змия, не будучи в состоянии причинить ему какой-либо вред. Затем оба, - и лев и змий, - легли отдохнуть, утомленные борьбой. Спустя немного времени, лев отдохнул и, собравшись с силами, устремился на змия с великою яростью и победил его, ударив о землю. Узрев это в видении, авва Маркелл предрек, чго Аспар погибнет от царя со всем своим домом, ибо виденный лев прообразовал царя Льва, великий же змий - Аспара, который был воистинну змием, уязвляющим православие и наносящим ему вред своим арианским злочестием. Царь Лев пожелал примирить с собою Аспара и сыновей его, и из врагов сделать их друзьями. Поэтому он обручил дочь свою Ариадну младшему сыну Аспара Патрикию, которого и хотел оставить по себе царем, ибо не имел сына и намеревался возвести на престол своего зятя. Тогда в благочестивом народе поднялся ропот: все устрашились, что Церковь Христова будет до конца унижена наветами и злобою ариан, ибо зять царя был арианином. Все православные, собравшись вместе с епископами и священниками и взяв с собою святого старца Маркелла, пошли к царю на ипподром (место, где происходят конские состязания; оно служило также для всех многолюдных собраний) и сказали ему, чтобы он не возводил на царский престол еретика, но чтобы зять царя или отрекся от арианской ереси или же, если хочет непременно пребывать в ней, не принимал царского достоинства. Успокоивая народ, царь Лев всячески обещал привести зятя к православию, и зять присоединился к истинной вере. Однако ропот в народе не умолкал. В это время открылось, что Аспар не только стремился к царскому венцу, но и искал вместе со своими сыновьями главы царя и намеревался убить его. Тогда весь народ возстал против дома Аспарова и всячески пытался погубить его. Но Аспар, убоявшись, бежал с сыновьямн своими в Халкидон и заперся в церкви мученицы Евфимии (память её - 16 сентября), причем множество воинов стояло вокруг церкви и охраняло его. Но после примирительных речей царя он вышел оттуда и возвратился снова в Царьград. Вскоре затем и сам Аспар и сын его Ардавурий были убиты Зиноном по приказу царя; Патрикий же, зять же царя, был сослан в заточение. Обрученная ему царевна Ариадна была выдана замуж за Зинона, приявшего после смерти царя Льва и греческое царство (царствовал с 474 по 476 год).

Когда народ со святителями и с пресвитерами, а также и с преподобным Маркеллом шел к царю Льву на ипподром, то многие из верующих удостоились видеть, как ангел Божий в образе прекрасного юноши, облеченного в белую одежду и препоясанного золотым поясом, сопровождал святого Маркелла и поддерживал его под руку; видели же это во все то время, когда он шел с народом и когда возвращался назад, вплоть до дверей своего жилища. Доведя его до дверей, ангел стал невидим.

***

О времена, о нравы - 2.

в царствование Льва Исаврянина и сына его Константина Копронима.

(Лев III Исаврянин царствовал в 717-741 г.; ему наследовал сын его Константин V Копроним (741-775 г.); эти императоры были первыми иконоборцами.)

Она происходила из знатного и славного рода: отец её Феофил имел высокое звание патриция, мать её называлась Феодорою. Эта последняя, будучи в продолжение многих лет неплодною, сокрушалась и прилежно молилась Богу, особенно же она обращалась с слезной мольбой к Пресвятой Богородице и получила дар, уподобивший ее праведной Анне, матери Богородицы: неплодство Феодоры разрешилось, она зачала и родила дочь. Когда дочь возросла, то мать привела ее в церковь святой Анны, как посвященную Богу от рождения. Отроковица Феодора принята была в монастырь, где и стала жить под добрым руководством благочестивой игумении и была научена божественным книгам. Между тем император Леву-иконоборец решил выдать её замуж за одного из своих придворных чиновников. Она была с мучительною скорбию отторгнута от сестер обители и привезена в Константинополь. Здесь уже по воле царской уготован был и брачный чертог. Но во время брачного пиршества на столицу сделали нападение Скифы. (Скифией называлась страна, лежащая на северо-востоке и Византии и побережья Понта (Черного моря)). жених тотчас послан был против неприятелей и в первой же схватке погиб. Между тем, среди всеобщего смятения, непорочная агница Христова Феодора, пользуясь представившейся свободой, незаметно для присутствовавших на брачном пиру скрылась и, взяв с собою золото, серебро, драгоценности и одежды, украшенные дорогими камнями, пошла на берег моря, села в корабль и возвратилась в свою обитель, радуясь и за все благодарила Бога. Когда же потом один из царских чиновников, узнав о скрывшейся Феодоре, прибыл в монастырь и нашел ее уже принявшею пострижение и одетою в рубище, то оставил ее в покое. Освободившись таким образом окончательно от своих преследователей, преподобная Феодора подвигами воздержания настолыш изнурила свою плоть, что видимы были кости её чрез телесные покровы. Пищу её составлял лишь небольшой кусок хлеба и то только в два или три дня. Единственная одежда её была из грубой шерсти; постель её была из острых камней, прикрытыми суровым рубищем, - так она соблюдала бдение и во время невольного, тяжелого сна, а часто она проводила и целые ночи без сна. Не довольствуясь этими подвигами, она обложила тело свое железными веригами и настолько изнурила все суставы и телесные члены, что от костей её исходил смрадный запах. Так в продолжение многих лет процветая всякими добродетелями, перешла она в нестареющуюся и блаженную жизнь.

***

О времена, о нравы - 3.

Преподобный отец наш Николай был первоначально воеводою при царе греческом Никифоре (Никифор I царствовал с 802 по 811 г.) и имел под своим начальством много воинских полков. Однажды, когда царь Никифор воевал с болгарами, Николай также выступил в поход со своими воинами. К вечеру он вошел в гостинницу, поужинал вместе с гостинником и, помолившись, лег спать. Во вторую и третью стражу ночную дочь гостинника тихо подошла к постели воеводы, разбудила его и стала увлекать на любодеяние грешными речами.

(В древности для охранения жилищ и городов от нападений врагов и других опасностей стражу разделяли на несколько смен сторожей, чтобы правильной сменой предотвратить утомление стражников. Посему и время считалось по стражам: первая стража, вторая стража и т. д.)

- Отступись от твоего сатанинского неистового вожделения, девица, - сказал ей воевода, - и не желай осквернить свое девство, меня же окаянного низвергнуть в глубину ада!

Немного устыдившись, она отошла, но, спустя недолго, опять приступила к нему, склоняя на грех целомудренного мужа. Воевода ее снова отослал, но она в третий раз пришла к нему. Тогда блаженный воевода сказал ей:

- О окаянная, исполненная всякого безстыдства и неистовства, раба своих страстей! Не видишь ли, что бесы возмущают тебя, желая растлить твое девство и сделать тебя посмешищем и позором для всего рода твоего и для всех людей, душу живою ввергнуть в вечную муку? Не видишь ли также, что я, недостойный, иду на кровопролитную войну с чужим народом? Как же я оскверню свое тело, идя на брань! Нет, Бог мне поможет, и я не осквернюсь!

Это и еще многое другое сказал он безстыдной девице и со стыдом отослал ее от себя.

Когда наступил день, воевода встал и, помолившись, отправился в дальнейший путь. На следующую ночь он во сне увидел себя стоящим в каком то воздушном месте. Близ него сидел некто Сильный, у Которого правая нога была положена на левую.

- Видишь ли этих войнов с обеих сторон? - спросил Он Николая.

- Да, Господин мой, - ответил тот, - вижу, что греки побивают болгар.

Тогда Муж, явившийся праведному воеводе, сказал ему:

- Взгляни на нас.

Взглянув на Того Сильного, воевода увидел, что Он переложил левую ногу на правую. После этого праведный Николай обернулся к воинам и увидел, что болгары окрепли и безпощадно побивают греческие полки.

Когда же битва прекратилась, то Сильный сказал праведному воеводе:

- Разсмотри тщательно тела убитых и скажи, что увидишь.

Осмотревшись, воевода увидел, что все поле покрыто мертвыми телами, посреди же них одно место, поросшее травой и пустое, такой величины, что на нем можно лечь только одному человеку.

- Господин мой, - сказал он, - все поле покрыто трупами безпощадно убитых греков, кроме одного только места, на котором можно лечь одному человеку.

- Что же ты думаешь об этом?- спросил тогда его Сильный.

Воевода же ответил Ему:

- Я невежда, Господин мой, и человек некнижный, и не понимаю этого.

Тогда тот Страшный Муж сказал ему:

- Это пустое и поросшее травой место, равное ложу одного человека, было приготовлено для тебя. Ты должен был возлечь на нем, убитый вместе с друзьями твоими и заполнить его пустоту. Но так как ты в прошедшую ночь мужественно отогнал от себя злокозненного змия, трижды боровшегося с тобою, склоняя тебя на грех и желая умертвить, то вот ты сам освободил себя от смерти: это поросшее травою место оставил пустым, душу же свою спас вместе с телом. Остальное время жизни твоей ты, спасшись от смерти, поработаешь Мне.

Видя и слыша все это, праведный Николай пришел в трепет, воспрянул от сна, объятый страхом и ужасом, и, вставши, помолился Богу за своих воинов. Когда же настало сражение и с обеих сторон сражались с великою яростью, то сначала греки осиливали и одолевали болгар, но затем болгары внезапно воспрянули и начали одолевать греков. Как разъяренные звери, они храбро бросились на греческие полки и погнали греков, безпощадно избивая их. Скоро вся сила греческая пала от мечей болгар, и самому царю Никифору с трудом удалось бежать с малою дружиною.

Тогда предводитель греческих полков, блаженный Николай, увидев исполнение своего сна, вознес благодарение Богу за спасение от смерти и, оставив свой сан, удалился в монастырь, неутешно плача и рыдая о погибших воинах. Приняв святую схиму и усердно послужив Богу в течение долгих лет, он сделался одним из прозорливых и великих отцов.

на главную

Hosted by uCoz