В княжение благоверного великого князя Василия
Дмитриевича (княжил с 1389 г. по 1426 г.), при святейшем митрополите
Киприане (управлял московскою митрополией с 1380 г. по 1385 г.; затем
вторично с 1390 г. по 1406 г.), случилось нашествие на землю российскую
завоевателя монгольского Тамерлана; сей Тамерлан, поднявшись с востока с
великим воинством, покорил много стран и, наконец, приблизился к пределам
страны российской. Подойдя к границам области рязанской, Тамерлан взял город
Елец, пленил князя елецкого и умертвил многих христиан. Тамерлан похвалялся
опустошить всю землю российскую и искоренить веру христианскую; сей
опустошитель направил путь свой к городу Москве, намереваясь его разрушить.
Когда великий князь Василий Дмитриевич услышал об этом, то собрал своих
воинов и направился к городу Коломне. Он остановился на берегу реки Оки и
ополчился здесь против неприятеля; Тамерлан же простоял на одном месте
пятнадцать дней. Когда великий князь и воины христианские узнали о великой
силе нечестивого царя, пришедшего в Россию с многочисленным войском,
услышали также и о его намерении, то вместе с воинами поднял к небу руки
свои и помолился со слезами к Господу и к Пречистой Матери Божией, прося об
избавлении от того безбожного агарянина; великий князь призывал на помощь
угодников Божиих, святых иерархов Петра и Алексия, преподобного Сергия и
прочих российских чудотворцев.
Одновременно с тем великий князь попросил отца духовного, преосвященного
митрополита Киприана объявить народу пост с молитвою; великий князь просил
также митрополита взять из города Владимира чудотворную икону Матери Божией
и принести эту икону в Москву для защиты престольного города российского.
Святитель Божий Киприан и ранее помышлял принести в Москву упомянутую икону
Матери Божией; когда же получил повеление от князя, тогда с усердием
возблагодарил Бога за то, что Он вложил в сердце великого князя ту же мысль.
Единомыслие с великим князем святейший митрополит принял за знамение Божия
благоволения и соизволения на то, чтобы чудотворная икона Богоматери была
принесена в Москву.
В скором времени после сего митрополит послал во Владимир нарочитых мужей
чина духовного, дабы взять там честную икону Богоматери; собрав весь чин
духовный и множество народа, святейший митрополит соборне принес молебствие
о победе над врагами и заповедал всем пост с молитвою, сам же не отходил от
церкви, совершая службы днем и ночыо и молясь со слезами о великом князе, о
воинах его и о всех православных христианах.
Когда честная икона, взятая в городе Владимире, приближалась к городу
Москве, в пятнадцатый день месяца августа, в праздник Успения Пресвятые
Богородицы, на встречу ей вышел преосвященный митрополит с прочим чином
духовным и со множеством народа. Увидав ту святую икону, все пали на землю и
поклонились ей как Самой Пречистой Матери Божией, пришедшей к ним, и с
великою радостию приняли ее; взирая на сию икону, все проливали слезы со
умилением и молились Богоматери об избавлении от нашествия агарян.
... в тот же день, в который икона Пресвятой Богородицы была принесена в
Москву, Тамерлан бежал со всем войском, хотя никто его не преследовал.
Он увидал во сне пред собою высокую гору, с верха которой на него шли
святители, неся в руках золотые жезлы и угрожая ему; над святителями сими
Тамерлан видел в воздухе необычайный свет; видел он также и некую Царицу,
стоявшую среди тех святителей в несказанной славе, облеченную в ризу
багряную и сиявшую молниеносными лучами ярче солнца. Кругом Царицы
находилось бесчисленное множество вооруженных воинов, приготовившихся на
войну и служивших Ей. Руки Царицы были простерты к небу, Она молилась.
Тамерлан видел, что царица угрожала ему, повелевая отойти от пределов земли
российской и приказывая воинству Своему устремиться на него.
От этого видения. Тамерлан пришел в ужас; встав с постели своей, он в страхе
закричал:
— Горе мне, ибо я видел страшное зрелище! - находился как бы в исступлении и
трепете, сотрясаясь и стеная.
Спустя некоторое время Тамерлан пришел в себя, позвал князей и
военачальников своих и рассказал им все, что видел, трясясь от страха.
Они же, выслушав рассказ Тамерлана и увидав, что он трясся от страха, пришли
также в ужас и, недоумевая, спрашивали друг друга:
— Что же будет теперь?
Некоторые же говорили:
— Виденная Царица есть Матерь Бога христианского, Господа Иисуса Христа;
несомненно, Она намерена защитить христиан, ибо Она их Помощница и
Заступница.
Тамерлан сказал:
— Если христиане имеют такую Помощницу, то мы понапрасну вооружились на них;
мы трудимся суетно; ибо если Она пошлет только одного из числа предстоящих
Ей, то Она победит нас всех, так что мы не найдем и места, куда мы могли бы
убежать.
Таким образом тот нечестивый царь со своим воинством возвратился обратно,
убежав со стыдом; ибо им казалось, что многие
полки воинов из земли российской преследовали их; придя от сего в страх и
трепет, агаряне давили друг друга, бросали оружие свое и оставляли свою
добычу, а также и все, взятое в плен.
Сие нашествие Тамерлана вместе с агарянами и чудесное изгнание его из
пределов земли российской совершилось в 6903-м году от сотворения мира (в
1395 г. от Р. Хр.). С того времени в царствующем городе Москве был
установлен праздник в честь сретения иконы Пресвятой Девы Богородицы,
именуемой Владимирской, в незабвенное и благодарственное воспоминание
чудесного избавления от агарян, дарованного по заступлению Матери Божией. Да
будет и от нас воссылаться всегда Матери Божией вместе с родившимся от Нее
Христом Богом честь, слава и поклонение ныне и в бесконечные веки. Аминь.
Через 85 лет после описанного события было установлено второе празднование
Владимирской иконе - 23 июня, в благодарность за избавление от нашествия
ордынского хана Ахмата в 1480 году. «Да не похвалятся легкомысленные страхом
их оружия» - говорили в объяснение сего чуда русские летописцы. Нет, не
оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию. В 1521
году опять двинулись на Россию монголы под предводительством Махмет-Гирея.
Заступлением Богоматери и на сей раз Москва была спасена от врагов. Память
этого события совершается св. Церковию 21-го мая. К 1812 году, во время
нашествия французов чудотворная Владимирская икона вместе с иконами Иверскою
и Смоленскою была увезена в Муром 1-го сентября преосвященным архиепископом
Августином и, по освобождении Москвы от врагов, была возвращена опять в
столицу 20-го октября.
комментарий автора рассылки:
В связи с вышеизложенным предлагаю
подумать о "великом значении", которое имела Куликовская битва для
Российского государства, если спустя 140 лет после неё монголы ходили по
Руси, как по собственной прихожей. |