Завоевав греческий город Корсунь, князь Владимир принял
там святое крещение и вступил в брак с царевной Анной, родною сестрою
Византийских императоров.
(Корсунь — иначе Херсонес Таврический — древний греческий город на
юго-западном берегу Таврического полуострова или Крыма, вблизи нынешнего
Севастополя. После него остались развалины.
Все это произошло в 988 году. Византийскими императорами в то время были
Василий II Болгаробойца и брат его Константин VIII, сыновья императора
Романа II. Почти все время они царствовали совместно: Василий с 976 по 1026
г., Константин с 979 но 1028 г., но настоящим правителем был Василий, —
наиболее способный и деятельный).
Но имея твердое решение просветить светом Христовой веры всю великую державу
свою, равноапостольный князь вслед затем, из Корсуни же послал в Цаьград
посольство к, императорам и патриарху с просьбой прислать пастырей церкви
для крещения Русской земли, омраченной тьмою идолослужения, и для управления
Русской Церковию.
Патриарх Константинопольский святый Николай Хрисоверг (управлял
Константинопольскою церковию с 983 по 996 год.) вместе с собором епископов
избрал и поставил митрополитом на Русь Михаила, премудрого разумом,
учительного и святого житием.
Не сохранилось известий об обстоятельствах жизни святого Михаила до
поставления его митрополитом; даже о происхождении святителя летописи
повествуют разно: одни называют его сирийцем, другие болгарином. Получив от
патриарха напутственное наставление, святый Михаил отправился к князю
Владимиру в сопровождении духовенства, предназначенного помогать ему в
управлении, — шести епископов и многочисленных пресвитеров и клириков. С
великою радостию и торжеством князь встретил святителя, и вскоре после того
вместе с ним и с супругой — царевной поспешил к стольному Киеву. Шествие
новокрещенного князя и новопоставленного митрополита к матери градов Русских
было как бы священным походом для искоренения языческого многобожия и
идолослужения в отчине Владимира. Они везли с собою святые мощи, кресты,
иконы и священные церковные сосуды.
Их сопровождало крестоносное воинство — пастыри церкви, пришедшие из Греции
и взятые из завоеванной Корсуни.
Все краткое время управления святого Михаила Русскою церковию протекло в
апостольских трудах: в проповеди Евангелия язычникам, в крещении их и
утверждении в вере новопросвещенных. По словам церковного песнопения (в
данном месте и в ниже следующих приводятся слова из службы святителю
Михаилу), святый Михаил "нищетою неверия одержимой земле Российской принес
от Царствующего града Евангелие Христово и сие даровал ей". Первым делом
святителя на месте его архипастырского служения было крещение семейства
князя, — его сыновей; за ним последовало крещение дружинников князя, бояр.
Наша Церковь ублажает святителя Михаила, как крестителя стольного Киева, и
воспевает: "Красуется град Киев до днесь ризою крещения одеян от тебе,
святителю". С великим трудом, но и с великим успехом совершено было сие
важное дело. Святый митрополит, епископы и многочисленные пресвитеры
наставляли темный народ вере Христовой, приготовляя его к восприятию святого
крещения, разрушая его языческие суеверия, "сечивом евангельского учения,
посекая идольское изваяние". В это время князь Владимир содействовал успехам
их проповеди своею властью: он повелел слугам своим сокрушить идолов и
надругаться над ними, а народу от мала до велика — мужам и женам, знатным и
простым, рабам и свободным, идти в назначенный день на реку креститься. И
собрались жители Киева на берег Днепра для крещения, которое совершил святый
Михаил с многочисленным духовенством, в присутствии князя, его семейства и
бояр.
Крещением Киева положено было прочное начало к просвещению Руси светом
евангельской истины: вера Христова, которую исповедывали князь и бояре,
стала верою и Русской столицы. Но теперь надлежало сделать её верою всей
земли Русской от конца до конца, всей земли, которую обнимала власть
Владимира и для церковного управления которой поставлен был святый Михаил.
Самому святителю надлежало собрать стадо словесных овец, чтобы быть их
пастырем и учителем. И потому ревностный архипастырь, при содействии
равноапостольного князя, стремится насаждать по градам Русской земли веру
Христову. Церковь чтит святого Михаила, как свидетеля истины и проповедника
евангелия Христова, истребившего "терние многобожия и всеявшего семя
доброплодовитое в земле Российской. Главнейшими городами Руси после Киева в
то время были: Новгород Великий, столица северных владений князя Владимира,
и Ростов Великий, главный город Залесской земли.
(Новгород стоит на реке Волхове при выходе его из озера Ильмень; ныне
губернский город. Ростов при озере Неро; в настоящее время уездный город
Ярославской губернии).
В эти два города святый Михаил совершил путешествия для обращения язычников
в Христову веру. В 990 году, в сопровождении епископов, княжеского воеводы
Добрыни и Анастаса Корсурянина, святитель посетил Новгород.
(Добрыня — родной дядя Владимира по матери.
Анастас Корсунянин — грек, предавший
Корсунь Владимиру. Впоследствии он был старейшим священником при Десятинной
церкви (именно этот факт послужил основанием для названия этой статьи)).
Здесь сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил
к ним пресвитеров. На следующий год такое же путешествие с проповедью
Евангелия святый Михаил предпринял в Ростов. Успех его проповеди на сей раз
был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей,
поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения
и управления.
В 992 году святый митрополит Михаил скончался. Святый Владимир неутешно
скорбел и плакал, так как в почившем святителе лишился не только доброго и
ревностного пастыря, но и мудрого советника своего в делах государственного
управления.
Еще вслед за крещением Киева, святый Михаил благословил князя Владимира
создать Десятинный храм в честь Пресвятой Богородицы. Святитель не дожил до
окончания его постройки, но этот храм принял его останки, послужив местом
его погребения.
(Десятинная церковь получила свое название от десятины (10-й части имения),
определенной на её содержание князем Владимиром; построена мастерами,
вызванными из Греции, в продолжение семи лет (с 989 по 996 г.). До её
освящения мощи святого Михаила, вероятно, помещались временно где-нибудь в
другом месте; впрочем возможно, что были погребены и в недостроенном храме).
Обретенные нетленными в XII веке, мощи святого Михаила тогда же перенесены
были в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, а отсюда в 1730 году
изнесены в Великую Успенскую церковь лавры, где нетленно почивают и доныне.
(Память святого Михаила первоначально праздновалась 15 июня, по преданию в
день его кончины. С 1730 года она перенесена на 30 сентября).
|