Леонилла, сестра Фавста, встретила Венигна с великою радостию. Внуки её в
этот день были в селении, называвшемся Пасмасия, для принесения жертв идолу
богини Немезиды, при чем, возвращаясь домой, они принесли своей бабке
остатки жертвенного мяса.
(По верованиям древних греков, Немезида была богиней, которая раздает людям
по их заслугам долю, счастье и несчастье, назначает награду или наказание по
нравственному суду за совершенные деяния, в особенности же мстит и
наказывает зазнающихся людей, смиряет их гордость, назначает тому, кому
судьба дала слишком много счастья, потери и несчастия, дабы справедливая
мера была снова восстановлена и человек не забывал о своем человеческом
жребии.)
Но она выбросила это мясо на съедение собакам, к внукам же обратилась при
святом пресвитере Венигне с такими словами:
- Любезные мои внуки! познайте Господа нашего Иисуса Христа, Истинного и
Живого Бога, Которому воздают должное поклонение ангелы и все твари, Который
Своим словом сотворил весь мир, простер своим повелением высоту небесную,
распространил широту земли, собрал морские бездны и оградил их песком,
украсил небо звездами, утвердил на нем два великих светила, чтобы они
освещали своими лучами все созданное Им, населил воды рыбами, одел землю
деревьями и травою и по Своей воле создал на ней всяких животных. Потом Он
благоволил создать по образу Своему и подобию человека и украсил его особым
даром премудрости, ведения и разума, чтобы он усердно искал Господа, Владыку
всех тварей и не обнаруживал непочтения к Нему чрез пренебрежение познанием
Его, чтобы познавал добро и научался различать его от зла, чтобы не только
не воздавал какого-либо почтения бесчувственным идолам, измышленным диаволом
для обольщения людей, но отвергал их, как нечистых, и избегал всякого
общения с ними, так как эти идолы появились в мире по коварству диавола, еще
в раю прельстившего первого человека. Любезнейшие внуки! оставьте всех
нечистых идолов и твердо уверуйте в Творца всего - Господа нашего Иисуса
Христа. Вот по благодати Божией к вам прислан из далекой страны этот святый
муж, которого вы видите пред собой. Послушайте его, потому что устами его
Сам Бог возвещает вам Свои заповеди, и учитесь от Него тому, что может
содействовать вашему спасению.
С удивлением слушали юноши слова своей бабки, смотря друг на друга и
размышляя, и потом все в один голос отвечали ей:
- Зачем же ты молчала до сих пор пред нами о деле такой большой важности?
Зачем в течение столь долгого времени скрывала от нас путь истины и
лучезарный свет?
Подняв свой взор и благоговейно воздев руки к небу, Леонилла возблагодарила
Бога за то, что внуки её начинают познавать истину, и с любовию сказала им:
- Мой сын, а ваш отец, который теперь сошел в преисподнюю, не отличаясь ни
умом, ни мудростию, настолько был ожесточен сердцем и погружен во мрак
нечестия, что не хотел не только веровать во Христа Бога, но даже произнести
Его святого имени. Какую же пользу могло принести слово Божие тому, сердце
которого всецело было одержимо злобой неверия, так что, ослепленный
идолопоклонством, он и не мог видеть света правды? Только ради него я
молчала и не говорила вам о том, что служит к вашей пользе: я боялась, что он
своим пагубным влиянием навсегда отклонит вас от правого пути. Но так как
теперь по воле Божией его уже нет на свете, то исчезли для вас все
препятствия. Время настало благоприятное, - откройте и обратите к небу свои
телесные очи и сердечные и, с помощию благодати Господа нашего Иисуса
Христа, искорените из своих душ всякую склонность к идолопоклонству, чтобы
исполниться чрез то непрестанной радости.
Многое и другое говорила юношам блаженная Леонилла вместе со святым
пресвитером, и под влиянием их речей юноши вспомнили виденные ими в
предыдущую ночь сны, которыми предуказывалось их обращение в Христову веру,
и стали рассказывать друг другу.
- Я видел, - сказал старший, Спевсипп, - будто бы припал к груди нашей бабки
и сосал переполненные молоком сосцы, она же ласково говорила мне: "Пей,
Спевсипп, спасительное молоко, чтобы, подкрепившись им, ты мог устоять
против врагов и получить славную победу".
- А я видел, - сказал Елевсипп, - какого-то мужа, сидящего на небесном
престоле и сияющего невыразимою славою, от блеска которой у меня потемнело в
глазах, и всего меня охватили ужас и страх. Он же, обратив ко мне свое
лучезарное лицо, сказал: "Не бойся, потому что ты удостоишься получить венец
победы!"
Третий брат Мелевсипп так стал рассказывать о бывшем ему сновидении:
- Я видел.. и сам не знаю... какого-то великого царя, в руках которого был
скипетр. Всех нас троих вместе он принял в свое войско, возложив на нас
воинские пояса и выкупив нас за дорогую цену из оков плена, предписал нам
золотыми словами вечную свободу, при чем сказал мне: "Мелевсипп! Я назначил
вас, трех братьев, быть Моими приближенными и увенчать вас вечными
наградами, потому что ваша бабка непрерывно, и днем и ночью, молится Мне о
вашем спасении, чтобы вы были направлены по истинному пути жизни и,
избавившись от обольщений злого духа, сподобились увидеть свет истины и,
вместо смерти, наследовать жизнь.
Под впечатлением этих видений и под влиянием увещаний Леониллы и пресвитера,
братья обратились к своей блаженной бабке с такими словами:
- Скажи, что нам делать, чтобы ваша проповедь могла привести нас к спасению,
освободив от прежних заблуждений?
- Соблюдайте все заповеди Божии, твердо веруйте в Царя царей - Христа Бога
и, отвергнув нечистых идолов, всецело посвятите себя на служение Создателю
своему - Богу.
После этого святый пресвитер Венигн, тщательно научив юношей истинам
христианской веры, крестил их и окончательно утвердил в исповедании
Христовом, сам же удалился в один из Дивионийских городов, где, обратив в
короткое время многих ко Христу, скончался мученически.
(Дивионийская страна находилась на востоке Галлии.)
Трое святых братьев-близнецов сразу после своего утверждения в христианской
вере послали своих слуг с приказанием разбить выше упомянутого идола богини
Немезиды, при чем и сами уничтожили двенадцать находившихся в их доме
истуканов. Тотчас же по всей Лингонийской стране прошла молва о том, что
внуки Леониллы, столь знатные по происхождению юноши, уверовали во Христа и
уничтожили идолов. Озлобился против них народ, восстали власти, судьи и
языческие жрецы воспылали гневом. Собравшиеся со всех сторон начальники
начали допрашивать святых юношей:
- Откуда так неожиданно напало на вас безумие? Кто внушил вам отвергнуть
почитание богов которым с давних времен служили ваши предки? Неужели вы так
легко готовы отвергать повеления царя и считать Богом распятого иудеями
Христа?
Юноши отвечали:
- О, слепые сердцем, объятые вечным мраком, закоснелые во грехах и
обреченные на вечные мучения и смерть! Зачем, сами обольщаемые диаволом,
склоняете и нас покланяться камню или какому-либо другому предмету, которому
придано подобие человека? Ведь это - изделия человеческих рук: они бездушны,
бесчувственны и ничтожны. И однако же вы почитаете их, по своему безумию, за
богов. Наш же Господь Иисус Христос есть Бог Живой, Равносущный, по учению
нашей веры, другим Лицам Пресвятой Троицы - Отцу и Святому Духу, Бог от
Бога, Свет от Света, Сияние от Сияния, Который всегда был, есть и будет,
Творец всего, что в мире.
Такие слова святых братьев привели язычников в большую ярость, особенно их
жрецов и начальников. Один из них, по имени Квадрат, не стерпел и ударил по
щекам Спевсиппа и Елевсиппа, потому что только эти двое юношей говорили
против язычников. Мелевсипп же, видя причиняемые братьям побои, воскликнул:
- Зачем и меня не бьешь, как братьев? зачем лишаешь меня такого благодеяния?
вот они уже начали переносить страдания, которых мы все так желаем, мне же
не даешь потерпеть святого страдания, как будто бы считаешь меня неверующим
во Христа и своим единомышленником. Мы все одинаково твердо веруем во
Христа, одинаково презираем ваше языческое нечестие и надеемся получить от
Христа одинаковую награду.
- За бесчестие нашим богам, - сказал Квадрат, - мы подвергнем теперь вас
различным мучениям.
Елевсипп отвечал:
- Чем больше приготовите нам мучений, тем больше укрепите нас в благодати
Божией.
- Если не вырежете им языков с корнем, - сказал другой начальник, именем
Палмат, - они не перестанут бесчестить нас и наших богов.
Спевсипп отвечал:
- Если вы отрежете нам по своей жестокости, телесные языки, то мы
внутренними языками своих душ будем прославлять величие Божие, и ваша злоба
никогда не заставит нас отречься от святой веры во Христа.
- Окаянные! - воскликнули Палмат и третий начальник Гермоген, - вы все
вместе готовите себя к смертной казни.
- Умирать за Христа, - отвечал Спевсипп, - мы считаем за счастие для себя,
потому что таким образом мы скорее перейдем в вечную жизнь, где нет никакой
скорби, но одна лишь непрестанная радость.
Тогда Лингонийские судьи Палмат, Квадрат и Гермоген, видя непоколебимую
твердость святых юношей в христианской вере, стали совещаться между собой,
каким бы самым жестоким мучениям, на страх прочим, предать их и какою бы
наиболее лютою казнию умертвить их. Первоначально они решили позвать всеми
уважаемую Леониллу чтобы попытаться чрез её посредство отклонить юношей от
христианской веры и снова обратить их в язычество.
Они сказали ей:
- Если хочешь избавить своих внуков от мучений и спасти от смерти, то ступай
и убеди их снова соорудить разбитых ими богов, поклониться и принести им
приличные жертвы.
На эти и другие подобные увещания судей Леонилла отвечала:
- Пойду и постараюсь убедить их позаботиться о своем спасении.
Когда она пришла к своим внукам и узнала об их твердости в святой вере, то
очень обрадовалась. Она с любовию целовала каждого из них, плача от радости
и благодаря Христа Бога, и, после долгой молитвы Ему, сказала внукам:
- Не было в вашем роде ни одного человека благороднее, богаче, лучше,
угоднее Богу, чем вы; исповеданием веры Христовой вы просвещаете весь свой
род, и хотя вы молоды, однако же превзошли мудростию всех старших из своего
рода. Сделавшись воинами Христовыми, вы приобрели себе огромное и бесценное
сокровище. Будьте же непреклонны и тверды во святом Христовом законе и,
вооружившись верою во Христа, не бойтесь угроз и мучений. Видимые царства
этого мира вместе со всею настоящею жизнию - ничтожны и их ожидает скорый
конец. Невидимое же царство Божие вечно, и его желать, к нему стремиться
свойственно истинной мудрости; за кратковременные подвиги вы можете получить
его и чрез скоропреходящие страдания можете войти в обладание вечными
радостями.
Видя юношей исполненными благодати Божией и твердыми в вере, она с этими
словами поручила их Христу и, успокоенная, ушла.
Вскоре затем судьи позвали святых и спросили, согласны ли они поклониться
богам и громко заявить о том пред всем собравшимся народом. Но юноши открыто
пред всеми исповедали свою веру в Единого Истинного Бога и свою полную
готовность пойти, из любви к Нему, на всякие истязания и смерть, и вместе с
тем отреклись от ложных и ничтожных языческих богов. Тогда святых братьев
связали по рукам и ногам, повесили на одном дереве и растянули, подобно
струнам на гуслях, так крепко, что кости в их телах стали выходить из
суставов, Но, подкрепляемые благодатною силою Христовою, они терпеливо
сносили ужасные страдания и смеялись над своими мучителями-судьями.
Мелевсипп говорил им:
- Господь и Спаситель наш Иисус Христос был пригвожден для искупления наших
грехов ко кресту, от какового святого дерева мы получили в помощь и защиту
себе крестное знамение. Мы же, три раба Его, вися на одном этом дереве,
делаемся мучениками за имя Его. Счастлив плод того дерева, которое держит
трех мучеников, принесенных в жертву Пресвятой Троице.
Судьи, видя, что святые юноши не только не ослабевают духом среди мучений,
но еще более укрепляются, сказали им:
- Вы умрете не на этом дереве, как вам хочется, но погибнете в огне.
- Еще больше будет наше блаженство, - отвечал снова Мелевсипп, - если мы
предстанем Богу после того, как очистимся огнем и чрез пламень огня перейдем
из тьмы к вечному свету.
Тогда судьи приказали набрать дров, хворосту и других легко воспламеняемых
предметов и разожгли огромный костер, в который и бросили связанными трех
святых братьев. Но святые помощию Спасителя своего Христа оставались среди
огня невредимыми: веревки, которыми они были связаны, перегорели и
распались, и они, подобно трем древним Вавилонским отрокам, ходили среди
пламени и славословили Бога. Нечестивцы стали сильнее разжигать огонь, желая
сжечь Христовых рабов; но чем более усиливался огонь, тем очевиднее
становилась слава святых, и когда, наконец, спустя долгое время, огонь
погас, то оказалось, что святые живы, невредимы и даже нисколько не опалены.
Они лишь смеялись над мучителями и говорили:
- Нам дана власть перейти ко Христу Богу нашему только тогда, когда захотим
мы сами; но мы решили еще посмеяться в этой жизни над вашим безумием, хотя
все-таки и не замедлим явиться на небесный пир.
Наконец, трое святых братьев близнецов, видя пред собою сонмы святых ангелов,
готовых сопровождать души их в царство небесное, склонили на землю свои
колена и, помолившись все вместе, предали Богу свои святые души. Честные
тела их были погребены на расстоянии двух поприщ (поприще - мера расстояний,
равнялось нашим 690 саженям; два поприща, таким образом, составляли 1880
саженей или немного более 2,5 верст) от города, в селении Урват, где
впоследствии был выстроен в честь их храм, при чем там совершались чудеса, и
больные получали исцеления.
По смерти святых мучеников, одна женщина, по имени Иовилла, воспламенившись
Божественною ревностию и пренебрегая мужем и своим единственным малолетним
сыном, воскликнула среди неверующих язычников:
- И я раба Христова, и я непоколебимо исповедую Христа Бога Живого и
Истинного, нечистых же и ничтожных идолов ваших отвергаю.
Ее тотчас же схватили, повесили за волосы и стали предавать всевозможным
мучениям. Когда она, несмотря на то, не захотела отречься от Христа, ее
привели вместе с святою Леониллою, бабкою святых юношей, в упомянутое
селение Урват и там усекли их обеих мечем. Некто Неон, бывший свидетелем
подвигов святых и описавший их страдания, вручил свою рукопись Турвону, а
сам открыто исповедал веру во Христа и был бит до тех пор, пока не скончался
мученически, предав Господу свою душу. И сам Турвон, подражая примеру святых
страдальцев, перешел чрез мученическую смерть в вечную жизнь.
Все это происходило в 16 день месяца января в царствование Аврелия Вера
(Марк Аврелий (или Антонин) - римский император, царствовал с 161 по 180
год).
|