Великим царем Константином и сыном его Констанцием в Антиохии Сирийской была
воздвигнута и богато украшена соборная церковь. В народе она получила
наименование золотой церкви, потому что была художественно расписана золотом
и украшена блестевшею золотом мозаикою; верх её также был весь вызолочен;
безчисленные сосуды церковные все были из золота и чистого серебра. Цари
дали много имения на содержание многочисленного церковного клира. В клире
этой великой соборной церкви был пресвитером святый Феодорит; ему были
вверены на хранение сосуды, утварь и все богатство церковное. От юности
проводил он жизнь добродетельную и хранил в сердце правую веру. Постом,
молитвами, милостынями, попечением о спасении душ человеческих и непорочным
священнослужением угождал он Богу.
Когда умер сын Константина Констанций, ему наследовал Юлиан Отступник.
Приняв царство, он показывал себя сначала благочестивым христианином и
возвращал из заточения епископов, изгнанных за благочестие царем Констанцием;
когда же утвердился на царстве, то явно перед всеми отвергся Христа,
Которого втайне давно уже отвергся, предавшись бесам и волшебству. И начал
он гнать Церковь Христову; если и не весь христианский народ поголовно
истреблял, то по крайней мере начальствующих, духовного сана христиан и
сановников из мирян захватывал, мучил и убивал, отнимал у христиан храмы
Божии и обращал в капища идолов своих, разграблял всякое достояние церковное
и говорил, окаянный:
- Христианам не подобает иметь какие-либо богатства, потому что Христос их
повелел им быть нищими, сказав: не приобретайте ни золота, ни серебра.
Царь Юлиан имел дядю, себе соименного, Юлиана, родного брата матери его; он
поставил его правителем над восточными странами. Тот Юлиан, дядя царский,
раньше был христианином, но, желая быть угодным племяннику своему, царю
Юлиану отступнику, отвергся Христа и поклонился идолам. В Антиохию пришел он
раньше прибытия туда царя, вместе с другим царским сановником, по имени
Филиксом, заведывавшим царскими сокровищами. Зная, что в соборной церкви
много богатства, Юлиан взял сосудохранителя церковного, блаженного Феодорита
пресвитера, поскольку остальные клирики от страха бежали и скрывались, где
кто мог; потому он постарался захватить его, что тот имел в руках своих
церковную ризницу. Отняв у него ключи, а его самого крепко связав и заключив
в темницу, Юлиан с сокровищником царевым Филиксом и с великою вооруженною
воинскою силою вошел в Божию церковь, чтобы отнять украшения её, золото и
серебро, и все дорогие вещи, и присоединить к царским сокровищам. Войдя в
святыню Божию с великим безстрашием и безстыдством, он при самом престоле
Божием дерзнул мочиться, а когда были вынесены из алтаря сосуды церковные и
положены на земле, он сел на них для поругания, произнося хулу и злословие
на Господа нашего Иисуса Христа. Некто Евзой, из бывших там, увещавал его не
наносить такого безчестия святыне Господней и не хулить Христа. Но он,
ударив его крепко по голове, сказал:
- У христиан нет никакого Промысла Божия, и этого попечения они совершенно
лишены.
Ограбив и осквернив церковь Божию, нечестивый правитель обратился к
Феодориту, когда его связанного представили на суд.
- Феодорит! Зачем ты при царе Константине разорил храмы древних богов, а
гробницы умерших украсил и велел создать над ними церкви? - спросил Юлиан.
Святый отвечал:
- Божественные церкви и гробницы святых созданы и украшены еще прадедами
нашими, ибо прославил Бог святых Своих, найдя их достойными сего. Тебе же,
правитель, я удивляюсь, что из христианина стал ты идолослужителем.
Правитель приказал бить святого по лицу.
- Грешишь, Юлиан! - сказал ему святый. - Идолов каменных и деревянных зовешь
богами.
Тогда повелел мучитель раздеть святого, повесить на дереве и железными
когтями строгать по всему телу его. Часа три строгали его, и кровь текла
струями, но радостью светилось лицо святого, как будто не испытывал он
никакой боли. И сказал ему мучитель:
- Окаянный, принеси жертву богам и я освобожу тебя от долга, лежащего на
тебе по церковному имению, зло тобою истощенному. Если же не принесешь
жертвы, то насильственной смертью извергнешь свою душу.
Святый отвечал:
- Окаянен ты, беззаконник, и царь твой, потому что вы оставили Христа и
прилепились к антихристу, и должны быть сожжены огнем вечным! Я же никому не
должен, кроме Господа моего Иисуса Христа, пред Которым долг мой - хранить
истинную веру до последнего вздоха.
Снова обратился к нему мучитель:
- Феодорит! ты получишь от меня много почестей и золота, только отвергнись
того распятого волхва, которого называешь сыном божиим.
Святый мученик отвечал:
- Золото твое с тобою да будет в погибель (Деян. 8, 2; слова ап. Петра к
Симону волхву, желавшему приобрести за деньги дар Духа Святого); я же уповаю
на Господа моего, дающего рабам Своим вместо тленных благ нетленные, вместо
земных - небесные.
И повелел мучитель двумя свечами опалять ребра мученика. Когда его стали
жечь, он, возведши очи свои на небо, начал молиться, - и тотчас оба
опалявшие слуги пали на землю замертво. Юлиан и окружавшие его повелели
поднять слуг с земли, и говорили им:
- Почему вы оставили жечь нечестивого христианина и предались дремоте и
небрежению?
Слуги, придя в себя, отвечали мучителю:
- Если ты не видишь, как ангелы Божии защищают раба Божия, то ты нечестив и
ослеплен душою. Вот четыре ангела беседуют с ним, а нам грозно запрещают
прикасаться к честному его телу. Хулитель! не пустословь, но знай, что велик
Бог христианский, и мы в Него ныне веруем.
Объятый стыдом, мучитель повелел бросить этих слуг в глубину морскую. Когда
же повели их на потопление, святый мученик Христов воззвал к ним, говоря:
- Идите вперед в путь блаженный с миром, дети мои, а потом и я последую вам,
и порадуюсь с вами радостью вечной в царствии небесном.
И скончались слуги от потопления, сподобившись принять мученический венец от
Христа Бога, в Которого уверовали.
Продолжая приступать к святому мученику Феодориту, нечестивый правитель
кричал:
- Принеси жертву богам.
Исполнившись духа пророческого, святый сказал ему:
- Ты, злочестивейший и окаяннейший из всех людей, будешь жевать свои
внутренности и немного времени пройдет, как извергнешь насильственно
скверную свою душу и предашь ее огню вечному; также и беззаконнейший твой
царь, недолго спустя после тебя, погибнет в Персидской земле; пораженный
невидимою рукою, он будет ввергнут в геенну огненную. Знай достоверно, что
начинание дел ваших не будет иметь успеха, ибо конец ваш близок, и погибель
ваша не дремлет.
Не будучи в состоянии терпеть таких слов святого, скверный мучитель повелел
тотчас его обезглавить. И пошел святый на смерть, радостный, моля Бога о
себе и о всем мире, и, усеченный секирою в главу, скончался. Честное тело
его верные похоронили, а в сердцах своих сохранили пророческие слова, в
муках изреченные мучителю.
Юлиан, дядя царский, правитель стран восточных, убивший святого Феодорита, с
того времени, как мочею своею осквернил престол Божий и попирал священные
сосуды, ругаясь над святыней и хуля Христа, впал в недуг: в тайных его
местах начали родиться черви, которые грызли его снизу, и день ото дня
увеличивалась болезнь. Искуснейшие врачи прилагали много старания, чтобы
исцелить его, но не имели никакого успеха и когда проходы его засорились,
гной испражнений его пошёл устами. Так, поедаемый червями, он зло изверг
окаянную свою дущу. Также и у друга его Филикса, заведывавшего сокровищами
царскими, внутренности повредились: кровь днем и ночью текла потоком из
богохульных его уст, и вскоре умер он для вечности, предав окаянную дущу
свою геене. Когда царь Юлиан пришел в Антиохию и узнал об этом, то не
дерзнул нанести безчестия мощам святого священномученика Вавилы, почивавшим
в Дафне Аполлоновой, но повелел христианам взять их оттуда, как и пишется о
том в житии этого святого, в 4 день сентября. Потом отступник Юлиан,
отправившись походом против персов, погиб там, как предсказал святый
священномученик Христов Феодорит.
(Юлиан был поражен стрелою, пущенною одним персом. Чувствуя приближение
смерти, он приложил руку к ране, взял несколько крови, бросил ее в воздух и
сказал, как бы видя пред собою Христа, Которого преследовал: "ты победил,
Галилеянин!" (363 г.)
Видев исполнение его пророчества, верные прославили Христа, Истинного Бога,
с Отцем и Сыном славимого во веки. Аминь.
|