опубликовано: 04.10.2008 |
Старца Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры отца Варнаву называли при жизни "старцем-утешителем". Преподобный Варнава родился в селе Прудищи Тульской губернии 24 января 1831 года и был назван Василием в честь свт. Василия Великого. Благодаря своим родителям он уже с детства имел склонность к духовной жизни: любил бывать в храме при богослужениях, учил наизусть молитвы, читал Евангелие. В 1850 году мать Василия собралась на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру и взяла с собой сына. Там у раки Преподобного Сергия с Василием произошло нечто, изменившее его жизнь. Сам он рассказывал об этом так: "По окончании службы в Троицком соборе подошел я приложиться к мощам Преподобного Сергия и, когда прикладывался, почувствовал великую радость на душе. То было для меня необъяснимо, но так сильно охватило меня всего, что тут же, у раки угодника Божия, окончательно решил, если Богу угодно будет, поступить под кров его обители". На следующий год Василий, взяв благословение у родителей, поступил в обитель Преподобного Сергия. Вскоре с благословения наместника Лавры архимандрита Антония он перешел в Гефсиманский скит. В монашество Василий был пострижен 20 ноября 1866 года с наречением имени Варнава в честь святого апостола Варнавы. Широкая известность и народная любовь к старцу пришла с утверждением иеромонаха Варнавы в звании народного духовника пещер Гефсиманского скита. В 1890 году отец Варнава был назначен братским духовником. С тех пор он становится старцем-наставником и у монахов. Вечерами по обыкновению приходили к нему его духовные дети-монахи. "С какой любовью занимался он с нами, - вспоминал один из них, - с каким терпением выслушивал он наши неразумные вопросы и как мудро, просто, по-отечески ласково наставлял нас". Для братии монастыря двери его келий всегда были открыты. На вопрос, когда можно прийти к нему, он отвечал: "Во всякое время можете, как только свободны и имеете что-либо сказать мне, хотя самое маловажное по вашему мнению". Духовная опытность о. Варнавы усиливалась его прозорливостью. Он часто показывал, что ему известны события не только прошедшего и настоящего, но и будущего. Многим он предсказывал предстоящие гонения за веру и давал ясные и точные указания, как им жить в грядущие десятилетия безбожия. Предсказывал старец и возрождение Русской Православной Церкви и святую жизнь во Христе: "Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят всё и вся, храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять будут воздвигаться. Перед концом будет расцвет". Особенность старческого служения о. Варнавы - это любовь ко всякому приходящему, это святая обыденность любви. Вот картина, которую дает нам жизнеописание старца: "Двери его убогой келейки одинаково открыты для всех. Старушка-богомолка, издалека пришедшая к "Троице-Сергию", юноша студент, ученый профессор, сановник, мастеровой, торговец, нарядная молоденькая девушка, монахини, дети - все идут к батюшке, и все находят у него удовлетворение своим духовным потребностям. Для всех он одинаково доступен, всех приветит он словом отеческой любви..." В начале 1905 года старца-утешителя посетил Государь Николай II. О подробностях их свидания известно немного. Но самый год - время их свидания - говорит о многом. Государю по совести, после известного Кровавого воскресенья, совершенного без его ведома, хотелось покаяться в присутствии человека Божьего и выслушать его наставление и вразумление. Старец Варнава не только подтвердил уже известное царю пророчество преподобного Серафима о мученической кончине того царя, который "прославит" преподобного, но и благословил Государя на принятие мученичества, укрепив в нем тем самым сознательную волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить. Старец Варнава предсказал мученическую кончину будущему протоиерею о. Илии Четверухину, настоятелю московского храма во имя святителя Николая, что в Толмачах, когда он, студент, пришел к старцу просить благословения поступить в Духовную Академию. О. Варнава встретил его с большой любовью и лаской, со словами: "Милый ты мой подвижник, исповедник ты Божий". Предсказание старца исполнилось: в 1932 году о. Илия принял мученический венец, когда 200 человек (главным образом священников) собрали и сожгли живыми в здании лагерного клуба в поселке Красная Вишера. Старец Варнава многим предсказал их будущую жизнь и заповедал, как им поступать в затруднительных случаях, когда они не смогут уже приехать и спросить его лично - его не будет в живых. Многие и в 30-60-е годы продолжали жить по его старческим заветам. Эти пророческие указания и назидания, в свое время часто непонятые, впоследствии, после революции, в годы гонений, помогали людям жить и спасаться, когда мудрого руководителя в духовной жизни найти стало трудно. К своему исходу из здешнего жития старец Варнава стал готовить своих духовных чад с 1905 года. 17 февраля 1906 г. он приехал в Сергиево-Посадский Дом призрения, вошел в церковь, исповедовал начальницу Е. И. Гончарову. После с крестом в руках вошел в алтарь, сделал перед св. престолом земной поклон и уже не встал. Он скончался в св. алтаре, на глазах у людей - и в тайне от них. В 1995 году старец был причислен к лику местночтимых Радонежских святых. Его мощи ныне покоятся в Черниговском скиту - Пещерном отделении бывшего Гефсиманского скита при Свято-Троице-Сергиевой Лавре.
ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРНАВА ГЕФСИМАНСКИЙ |